1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, просп. Мира, 30, стр. 1, Москва
- 7 (495) 680-86-83
- goslitmuz.ru
Серебряный век в доме Брюсова
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
Рассказывают, что владелец дома Иван Кузьмич был богатым купцом, имевшим крупную торговлю обувью, являлся старостой церкви Троицы в Капельках, когда при нем говорили "дом Брюсова", обычно поправлял: "Этот дом не Брюсова, а мой, а Брюсов здесь живет на квартире".
Дом в 1909 году достался ему по наследству от отца, и он сразу же затевает перестройку здания, поручая строительство архитектору Владимиру Ивановичу Чагину, который сделал его в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной — "под готику" крышей.
Брюсов снял квартиру в доме Баева в середине августа 1910 года и переехал в неё с женой Иоанной Матвеевной и прислугой Аннушкой. Располагалась она на первом этаже и состояла из пяти комнат. Самая большая была отведена под кабинет, который был восстановлен по воспоминаниям современников и по дошедшим до нашего времени фотографиям.
Для меня творчество Брюсова, как и его биография, было мало знакомо. Во время моего обучения в школе на изучение символизма время не отводилось, но что-то я "знала", и это была всего-навсего одна строка "О закрой свои бледные ноги", но я даже не знала, что автором её является Брюсов. Тогда мне очень хотелось узнать продолжение этого стихотворения, но не удалось. Гораздо позднее узнала, что это моностих, причём единственная строка стихотворения заканчивается точкой, а запятая после "О" отсутствует. Захотелось узнать об авторе поподробнее.
Фото из интернета
Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 в московской купеческой семье. Его дед по материнской линии Бакулин Александр Яковлевич, был поэтом-самоучкой и провинциальным баснописцем.
Валерий рос одарённым ребёнком, в четыре года он уже умел читать и всё своё время проводил в родительской библиотеке. Поэт вспоминал о детстве: "От сказок, от всякой "чертовщины" меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть".
Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — "Лягушка", а позже писал фантастические повести и рассказы "об индейской жизни".
Образование Валерий Яковлевич получил в лучших частных школах Москвы: сначала учился в классической гимназии Ф. И. Креймана, из которой был отчислен через четыре года за пропаганду атеизма, затем — в гимназии Л. И. Поливанова. Кроме литературы он увлекался математикой и, по всей вероятности, мог бы достичь больших успехов в этой сфере. Он любил вычислять, решать алгебраические задачи, это доставляло ему удовольствие.
Поэт Владислав Ходасевич вспоминал: "В шестнадцатом году он мне признавался, что иногда "ради развлечения" решает алгебраические и тригонометрические задачи по старому гимназическому задачнику. Он любил таблицу логарифмов".
Учась в гимназии вместе со своими друзьями Брюсов начал издавать рукописный журнал "Начало". В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов.
К 13 годам он принял окончательное решение связать жизнь с литературой, преимущественно с поэзией — и никогда этому решению не изменял.
"Я люблю большие дома
И узкие улицы города, —
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные, —
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, —
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия".
29 августа 1898
Высшее образование Валерий Яковлевич получил на историко-филологическом факультете Московского университета.
В это время он увлекается творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму "Декаденты (Конец столетия)" — она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.
Много времени он уделял истории, философии, а также изучению иностранных языков, иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.
В дневнике Брюсов писал: "Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня".
В 1895 году выходит первый сборник брюсовских стихов под названием "Шедевры", который вызвал неприятие публики. Декадентские стихи, вошедшие в эту книгу, получили продолжение и в следующем сборнике 1897 года — "Это я". В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы.
В это же время Брюсов знакомится со многими русскими символистами и в частности с К. Бальмонтом, дружба с которым связывала Валерия Яковлевича много лет. В 1900 году был издан сборник "Третья стража", с историко-мифологическими сюжетами, его поэт посвятил Константину Бальмонту. Книга ознаменовала собой новый, урбанистический этап творчества поэта.
А сборник "Граду и миру" принёс Брюсову долгожданную признательность публики и сделал его вождём русского символизма.
Интересно, что поэт-символист, пишущий о высоких материях, уживался в В.Я.Брюсове с профессиональным журналистом и строгим редактором. "Русский архив", "Весы", "Русская мысль", альманах "Северные цветы" — везде приложил руку Брюсов. М. Горьким был приглашён в журнал "Летопись".
В 1914 году он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента "Русских ведомостей". Патриотический запал быстро прошел, война стала ему отвратительна.
Первая мировая война совпадает с периодом творческого и жизненного кризиса поэта.
В. Брюсов. Худ. С. Малютин
Революцию 1917 года он поддержал и активно сотрудничал с большевиками. В мае 1919 года он вступил в Коммунистическую партию, работал в Наркомпросе, возглавлял президиум Всероссийского союза поэтов, читал разнообразные лекционные курсы. Но в начале 20-х годов начал творческие эксперименты, которые позднее назовут русским авангардом — сборник "Спеши!". Их никто не понял и не поддержал.
Фото из интернета
Личная жизнь поэта была бурной, он был влюбчив, да и женщины отвечали ему взаимностью. Некоторым связь с ним стоила жизни. Начинающая поэтесса, Надежда Григорьевна Львова, после разрыва отношений покончила жизнь самоубийством. Их роман длился два года. Для поэтессы Брюсов был буквально всем, а она для него – одной из многих. Такие отношения мучили Львову. После безуспешных попыток что-то изменить она пришла к роковому решению. Незадолго до этого поэтесса позвонила Брюсову. "Если вы сейчас не приедете, я застрелюсь", — сообщила Львова. Брюсов не приехал.
"Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя"!
Фото из интернета
Роман с Ниной Петровской, поэтессой начала 20 века, продлился семь лет, но он сделал женщину несчастной. Она была замужем, ревновала Валерия Яковлевича к работе, что стало ему в тягость. Петровская стала прототипом Ренаты из "Огненного ангела". После их расставания Петровская совершила неудавшуюся попытку самоубийства, а после смерти поэта повторила её – и на этот раз у неё получилось.
Только его жена понимала, что мужа более всего интересует работа. Женился Брюсов в 1897 году. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Он любил эту маленькую женщину до обожания, но в своих увлечениях остановиться не мог. К сожалению, Иоанна так и не смогла родить ребёнка, и у Брюсова не осталось наследников, но в 1917 году в доме появился племянник Иоанны Матвеевны Коля Филипенко, которому Брюсов посвящал много времени.
"Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.
Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.
Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.
Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!"
12 октября 1900
9 октября 1924 года Валерий Яковлевич умер от крупозного воспаления лёгких. За день до этого он взял Иоанну Матвеевну за руку и произнёс: "Мои стихи…" Жена поняла: "Сбереги…" Его просьбу она выполнила. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Достижениями Брюсова является то, что он стал одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.
Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов, особенно большой вклад внёс как переводчик армянской лирики, составитель и редактор антологии "Поэзия Армении", критик армянской литературы, автор цикла стихов об Армении, исследователь армянской истории. Армянское правительство высоко оценило беспримерный труд В.Брюсова на благо армянского народа – в связи с пятидесятилетним юбилеем в 1923 г. он был удостоен звания Народного поэта Армении.
Деятельность В. Брюсова в русско-армянских отношениях не имеет себе равных.
Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.
Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.
В 1905 году М. Врубель, находясь в психлечебнице в Петровском парке, в Москве, написал портрет Валерия Брюсова.
Читая о Влерии Яковлевиче мне попалась статья, очень интересная, которая показала Брюсова несколько в ином свете.
Итак, мемориальная квартира Брюсова. Сразу же обращаешь внимание на большое количество книг. У Валерия Яковлевича была большая библиотека в пять тысяч томов. Один стеллаж целиком отдан Пушкину.
Великолепный справочный отдел, отдел писателей-классиков, произведения современных русских и иностранных, целая полка, занятая "молодыми" футуристами.
Античная литература представлена в подлинниках. Это были книги на английском, французском, итальянском, испанском, немецком и чешском языках. Часто попадались его пометки. Причем, всякий раз они были на том языке, на котором написана сама книга. Выписки из Гиббона делались по-латыни, на санскрите — выписки из календаря индусов.
Большое количество словарей разных языков: арабского, персидского, армянского, японского, шведского.
При жизни Брюсова книг было гораздо больше, чем мы видим сейчас. Часть из них поэт (по оккультизму и изотерике) продал на Сухаревском рынке. Множество ценных экземпляров исчезли безвозвратно. А многие книги были перед смертью переданы Иоанной Матвеевной в Ленинскую библиотеку.
Обстановка в кабинете очень простая, нет вещи которая бы выделялась на общем фоне.
Большой письменный стол с книгами и корректурами,
другой — с пишущей машинкой, третий — для работы... Работал Брюсов при свете настольной лампы и всегда с задёрнутыми шторами. На столе книга "Поэзия Армении", чернильный прибор и силуэтный портрет жены поэта, сделанный в Париже и скульптурный образ Лауры.
Бюсты на шкафах, на стенах портреты Пушкина, Вл. Соловьева, картины.
Некоторые стулья не ремонтировались с брюсовских времён, и кто знает, может быть именно на на одном из них сидел Блок или другой известный поэт?
До революции еженедельно по средам у Брюсова в кабинете собирались поэты, читались стихи, обсуждались вновь вышедшие сборники, "велись споры о тонкостях поэтического мастерства", об этом же, но в более свободной атмосфере, продолжались разговоры за чайным столом. На брюсовских средах побывали все московские и петербургские поэты начала 20 века. Салон "Среды" существовал, чтобы мэтр мог прочесть творения начинающих поэтов и дать им оценку. После революции "среды" прекратились, но дом Брюсова всегда был открыт для молодых поэтов: как и в дореволюционное время, сюда приходили почти все советские поэты начала 1920-х годов
После смерти В.Я.Брюсова его жена сохраняла квартиру такой, какой она была при жизни мужа. Она разобрала и привела в порядок его огромный архив, подготавливала издания его произведений. В конце 1920 начале 1930-х годов в доме Брюсова продолжались встречи поэтов и литературоведов, занимавшихся изучением жизни и творчества Брюсова, но постепенно они прекратились.
В феврале 1971 года был открыт музей. В те времена литература Серебряного века еще находилась под полузапретом, а в музее регулярно проводились вечера, посвященные творчеству Брюсова и его современников.
К сожалению, в 1975 году здание пострадало от пожара, и более чем на двадцать лет было законсервировано.
В 1987 году здание было передано Государственному Литературному музею для реставрации и организации экспозиции. В 1999 году открылся музей, в состав которого вошли экспозиции мемориального кабинета Брюсова и "Пушкин и Серебряный век русской литературы". Почему Пушкин? Экспозиция открывалась в год пушкинского юбилея, а фактически каждый из писателей Серебряного века не обошел в своем творчестве пушкинскую тему. Например, В. Брюсов — автор 82 работ о Пушкине.
Осмотрев мемориальный кабинет Брюсова, поднимаемся на второй этаж, где находится музей Серебряного века. Название то, какое красивое Серебряный век...
Здесь нужно заметить, что уже при входе, на первом этаже, встречает обстановка характерная для того времени и стиля модерн. Экзотические растения, рядом с которыми стоит необычный светильник в виде античного юноши держащего факел. Большое зеркало, оно создаёт ощущение бесконечности пространства.
На втором этаже музея расположены залы символизма, акмеизма и футуризма, а также театральный зал (афиши, история МХТ, фотографии Станиславского, Мейерхольда, Комиссаржевской, сцены из спектаклей).
Пройдя по ним знакомишься с уникальными материалами из коллекции Государственного Литературного музея, переносишься в атмосферу того времени. Этому способствует и соответствующее оформление витрин с декоративными элементами модерна, классицизма и авангарда, которые сделаны художником экспозиции А. А. Тавризовым.
Важное место занимает живопись: здесь есть работы Василия Поленова, Константина Коровина, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Владимира Татлина, Льва Бакста, театральные эскизы Мстислава Добужинского, Казимира Малевича, Владимира Маяковского, шаржи.
Зал символизма.
Символизм пришел в Россию из Франции в середине 1890-х годов. Это течение было многообразным. Кто-то подчёркивал свой индивидуализм, кто-то хотел с его помощью обновить христианство. Символизму свойственна мистичность, загадочность, образность. Огромное внимание уделяется красоте слов, сочетанию звуков. Хронологически Серебряный век русской литературы длился не так уж долго — с 1892 по 1922 годы. Самые известные его представители – В.Я.Брюсов, А.А.Блок, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус.
В центре зала стоит, скрестив руки, А.С.Пушкин — макет памятника, скульптор А.И.Теребенёва. Александр Сергеевич был большим авторитетом для символистов не только как поэт, но и как журналист. Пушкин в разные годы редактировал "Литературную газету" и журнал "Современник".
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
А. Блок "Пушкинскому дому".
У окна – инсталляция, которая показывает рабочее место редактора издательства "Скорпион", оно оформлено в русском стиле. Издательством руководил и субсидировал очень богатый человек С. Поляков, поэтому денег на обстановку он не жалел.
Также представлена полиграфическая продукция — журналы, альманахи, которые в то время часто и не переплетались.
Литературная жизнь того времени была сосредоточена вокруг издательств и редакций журналов. Так, рупором символизма стал журнал "Весы".
В витринах книги — особая гордость музея. Все они оригинальные, никаких копий и переизданий.
Они были интересны не только своим содержанием, но и оформлением. Нестандартное визуальное решение обложек, смелые шрифтовые эксперименты, непривычные форматы.
Л. Андреев, В. Ходосевич, И. Бунин
Прекрасные, одухотворённые лица писателей и поэтов смотрят с портретов В. Серова и Н. Малютина, Л. Пастернака и Е. Лансере, Н. Кульбина и Л. Бруни. Портретную галерею музея украшают такие несомненные живописные шедевры, как "Портрет В. Ф. Ходасевича в кресле" Валентины Ходасевич.
А я обратила внимание ещё на руки.
Зал акмеизма.
Акмеизм возник в России в 1910-е годы. Группа поэтов, которые считали себя наследниками символизма, решила основать новое течение. Название акмеизм впервые прозвучало на квартире поэта В.И.Иванова, где собиралась "Академия стиха". Существует другая версия: что они просто открыли словарь и нашли там слово "акме" — высшая степень, цветущая пора. И взяли его для названия течения.
Главное для акмеистов – конкретность поэзии. Слова должны быть точно вымерены и взвешены. А само поэтическое творчество – ремесло. Яркие представители акмеизма – Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам.
Зал очень светлый, выкрашен в яркий, солнечный цвет.
Именно таким должно было быть и творчество приверженцев данного направления. У зала необычная геометрия.
На одной из стен висит зеркало. Если смотреть в него с разных точек комнаты, в нём можно увидеть практически любой экспонат.
Необычно выполненный бюст Б.Л.Пастернака. Он с первого взгляда странен и непонятен. Но если приглядеться – с разных сторон на нас смотрят разные маски Пастернака: кажущийся бессмысленным взгляд с одного ракурса, гордый профиль, глядящий в будущее, с другого. Автором является скульптор З.А.Масленникова. Ей было непросто, так как поэт позировал ей всего несколько минут.
Сам Пастернак в своём творчестве любил странные и многим непонятные метафоры.
Ещё один бюст С. Есенина скульптора С. Коненкова. Изображён он, как я считаю, не очень удачно. Автор запечатлел поэта в момент чтения стихов. Он увидел Есенина, когда тот выступал перед публикой. Это особое выражение лица и руку в волосах Конёнков решил запечатлеть в дереве.
Есть и уголок посвящённый Анне Ахматовой. Её портрет художника А. Осмеркина. Он так описывал создание портрета. "Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам". Два года, вернее, два сезона ленинградских белых ночей создавался этот портрет. Работу задерживала сессия — художник руководил мастерской в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры; не всегда устраивала погода: небо часто заволакивало, а нужна была ночная заря. Специально для портрета Анна Андреевна заказала белое платье, его не успели сшить — пришлось позировать в прокатном, но это ее не смущало. "Моя модель довольна, — замечал Осмеркин в другом письме, с грустью добавляя: — Здоровье у ней совсем плохое. Вчера еле двигалась из-за опухших ног".
На фотографии в витрине – семья Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, в центре их сын Лев Гумилёв. Н.С.Гумилев был расстрелян по подозрению в участии в политическом заговоре. Л.Н Гумилёв станет известным историком, но прежде отсидит в лагерях. Трагическая судьба семьи отразилась в поэме А.А.Ахматовой "Реквием": "Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне…"
Бюст М.Цветаевой. Скульптор Н.Крандиевская.
Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева.
В. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер.
На пересечении залов видим портрет А.С.Пушкина, написанный Н.П.Нератовой. Кажется, что он висит в воздухе, достигается это за счёт стеклянной инсталляции. Окружают Пушкина его рукописи – в том числе известное стихотворение "19 октября".
Зал футуризма.
Футуризм — литературное направление, которое появилось в начале 20 века. Футуристы отказывались от традиций, знать не хотели Пушкина и Достоевского и создавали "литературу будущего". Поэты-новаторы придумывали странные слова, играли с формой стихотворения, пытались описать звуки. Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. В произведениях выражены бунтарство и анархичность. В общем, хотели дать "пощёчину общественному вкусу" — поразить людей чем-то новым. К футуристам относят В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова, И.Северянина.
Зал футуризма – самый тёмный из залов музея. Ярко подсвечиваются лишь несколько витрин, которые отличаются простотой конструкций. Выделяются необычные геометрические узоры на стенах. Они символизируют тот самый вызов общественному вкусу.
Необычно смотрится здесь копия памятника "Медный всадник" скульптора Э.М.Фальконе. Она неслучайно стоит в центре зала. В своё время Пётр I был разрушителем прежних устоев, он создал новую Россию. Эта история была очень близка футуристам, которые также мечтали обустроить новый мир.
"Пощёчина общественному вкусу" — самый известный манифест футуристов, который входил в одноимённый литературный сборник. Под ним подписались В. Хлебников, Д. Бурлюк, и В. Маяковский, которые представляли московскую футуристическую группу "Гилея". Футуристы долго спорили, "сбросить" Пушкина и Достоевского или "бросить". Маяковский настаивал, что надо употребить слово "бросить" — берём Пушкина и бросаем его, как ненужный хлам.
Менее радикальной была другая московская группа "Центрифуга". Её представляли Н. Асеев, К. Большаков, Б. Пастернак.
Особняком стояла петербургская группа "Эго-футуристов" с И. Северяниным, к. Олимповым. Первым назвал себя футуристом Игорь Северянин (псевдоним И.В.Лотарёва). "Я, гений Игорь Северянин", — так назвал себя поэт. Чтобы отличаться от предшественников, свои стихотворения он называл "поэзы"
Футуристы декларировали связь словесного и изобразительного искусства. Многие из поэтов были художниками: В. Маяковский, В. Хлебников.
Многие из художников писали стихи: Д. Бурляк, О. Розанова, П. Филонов.
Угадать, что изображено на картинах футуристов, порой сложно. Но объяснения кажутся логичными. На этом полотне Д.Д.Бурлюк изобразил солнце. Точнее, что будет, если посмотреть незащищённым взглядом на солнце, а затем перевести взгляд на землю.
Предмет гордости музея — оригинальные афиши. Афиши Серебряного века интересны тем, что в них сохранены старая и новая орфография. На некоторых ещё есть буквы "ер" и "ять". В.Я.Брюсов, в отличие от многих коллег, достаточно легко перешёл на новые правила правописания. Он понимал, что новая орфография — примета нового времени.
Литературно-музыкальная гостиная "ОЧАРОВАНИЕ".
В Музее литературы Серебряного века ежемесячно проходят встречи с русской поэзией и прозой; старинными и современными романсами; народными песнями, загадочными и реальными, мистическими и легендарными событиями из истории мировой культуры.
На 3 этаже для детей проводит литературные занятия Студии выходного дня.
Проводятся тематические выставки. На момент моего посещения она была посвящена творчеству Н. Носова, моему любимому детскому автору! Его "Незнайку" много раз перечитывала сама, а потом и с дочерью.
В музее конечно нужен экскурсовод или хорошее знание темы. Иначе будет скучновато...Поэтому я его посетила дважды.
Литературные музеи Москвы, которые я посетила.
Поэт Серебряного века
В гостях у Марины Цветаевой
Маяковский. Любовь на Манхэттене
"Огончарованные" месяцы Пушкина
Знакомый и незнакомый Корней Чуковский
В Ясной Поляне у Льва Толстого
В гостях у Чехова
"Дом Гоголя" в Москве
- Адрес:
просп. Мира, 30, стр. 1, Москва
- Телефон:
7 (495) 680-86-83
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 15 фев 2021, 13:49удалитьИнтересный музей, где при благоприятных условиях можно заполнить пробелы знаний, которые остались от школьной программы...
Спасибо, Нина - 17 фев 2021, 09:54удалитьБогатейший и интереснейший музей!
Жила на Проспекте мира, часто проходила мимо, смутно помню пожар, помню разный цвет стен и даже архитектурные изменения, но плохо. Всегда знала, что это дом поэта Брюсова, но внутри не была. Сейчас с удовольствием виртуально посетила! - 17 фев 2021, 10:05удалитьЯ первый раз его посетила случайно, шла в Аптекарский огород, а они рядом. Очень понравился, но было много белых пятен в знаниях, пришла на следующий год уже более подготовленной.
- 28 фев 2021, 17:17удалитьБлестяще, мне очень симпатичен Брюсов, уверен, что мы могли бы стать с ним друзьями
- 1 мар 2021, 11:06удалитьРада, что понравилось!
- 20 мар 2021, 12:26удалитьНина! Я в замешательстве и в волнении — столько всего неизвестного мне о поэтах Серебряного века и в особенности о Брюсове. Прочитала статью о нем и пришла в ужас — если все, что там написано, правда, то он — жуткий человек, фактически доведший двух женщин до самоубийства. Какое-то странное время конец 19 и начало 20 века, какой-то перелом в душах и умах людей.Символизм мне нравится только у художников, а в стихах отдаю предпочтение Ахматовой и позднему Пастернаку. Спасибо, Нина, это огромная работа по описанию музея Брюсова и Серебряного века.
- 20 мар 2021, 13:24удалитьМеня тоже поразила эта статья, не знаю верить ли ей? Но дыма без огня не бывает. Среди поэтов, конечно же, мне Ахматова нравится, но и у других символистов есть очень хорошие стихи, но выборочно. Посещение музеев полезное занятие, после первого раза, как побывала в нём, пришлось познакомиться с Серебряным веком ближе.