1545 материалов по 1 539 объектам, 55 674 фотографии
- GPS
- Россия, Лужнецкая наб., 2/4 с4, Москва (подъезд 1, этаж 1)
- 7 (495) 639-94-84
- artdecomuseum.ru
Ар-деко — вечный танец
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
Стиль ар-деко сформировался уже к 1910 году, но расцвет его относится между 1925 — 1935 годами, а всеобщее признание завоевал на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, проходившей в 1925 году.
В ней приняли участие художники из Японии и практически из всех европейских государств, кроме Германии. Сокращенное название выставки дало жизнь термину "ар-деко" (от французского art dесo — декоративное искусство) хотя были и альтернативные названия — "стиль джаз", "зигзаг модерн", "стиль Пуаре", стиль Шанель, в США "стиль звёзд" и "стрим-лайн-модерн".
Фото из интернета
Стилю ар-деко предшествовал стиль ар-нуво, возникший на рубеже 19-20 веков. В разных странах он приобрёл национальные особенности и имел своё название: во Франции — ар-нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти, в Германии — югендштиль. В Австрии использовался термин сецессион, по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене, в Шотландии — макинтош, по фамилии архитектора Чарльза Ренни Макинтош, работавшего в стиле ар-нуво. В эти же годы в США художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани создавал изделия в том же стиле, поэтому ар-нуво по-американски стал называться просто — стиль Тиффани. Объединяющей особенностью ар-нуво стал отказ от прямых линий в пользу плавных изогнутых.
В период с 1918 по начало 30-х годов Европа переживала настоящий художественный, культурный и социальный бум, главными центрами которого стали Париж и Берлин, отчасти Вена. На смену аскетизму военного времени пришли комфорт, роскошь и функциональность. Стиль ар-деко по образному выражению Скотта Фицжеральда был сформирован "всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне".
Фото из интернета
Вспомнили о сущности стиля, вернёмся к музею, примечательно, что посетила я его в ночь музеев.
Он единственный в России музей, который обладает такой обширной коллекцией скульптур, декоративных панно и предметов интерьера ар-деко и является официальным членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО. Открылся он в 2014 году.
Основатель музея – коллекционер и меценат Мкртич Окроевич Окроян.
Выпускник математического факультета МГУ, посвятивший свой предпринимательский талант сфере авиационных технологий, стал первым коллекционером в России, сформировавшим обширное собрание произведений ар-деко.
Фото из интернета
Музей находится в историческом здании, являющимся памятником промышленной архитектуры на Лужнецкой набережной, дом №2/4. Изначально в нём был завод по производству химических красителей и фармацевтики Фридриха Байера, затем военной и авиационной промышленности, сейчас — это территория бизнес-центра.
Коллекция находится на первом этаже в большом, но единственном зале. Конечно, тесновато, но зато большой плюс для посетителей в том, что предметы экспонируются по кабинетному принципу — нет систем ограждения и витрин. Это позволяет внимательно и неспешно изучать предметы вблизи с разных ракурсов. Здесь любой постамент, консоль или подставка – произведения искусства, тем более размещенные на них статуэтки.
Минус один — было очень много посетителей, но это и немудрено — ночь музеев, это мешало делать панорамные снимки. Поэтому я, как обычно, углублялась в детали, что в данном случае, было и неплохо.
В центре зала у зеркальной стены скульптура Поля Филиппа. Почти в человеческий рост фигура женщины с птицей в руке.
Наиболее значительная часть музейного собрания – коллекция декоративной скульптуры из бронзы и слоновой кости, насчитывающая 900 произведений,
кроме этого она включает около 500 предметов мебели, светильников, кованых изделий.
Наибольшее впечатление произвели статуэтки, столько в них красоты, грации, изящества.
Фото из интернета
В музее представлено достаточно много работ скульптора Деметра Чипаруса (1886-1947). Он является наиболее ярким мастером мелкой пластики. Родился он в Румынии в семье крупного землевладельца, в возрасте 22 лет уехал в Италию, где во Флоренции брал уроки скульптуры у Р. Романелли, а также учился живописи и рисунку.
В 1912 году он приехал в Париж, где обучался в Национальной высшей школе изящных искусств.
Уже в 1914 году он выставляет свои работы в салоне "Общество французских художников", где они пользовались успехом. Работы его отличаются скрупулезностью проработки всех деталей, от лица и фигур до тканей и складок одежды.
В творчестве Чипаруса повторяются сюжеты русских балетов. С 1909 по 1929 год балетная труппа "Русские Сезоны" выступала в Европе под руководством Сергея Дягилева. Сила и самобытность русской культуры поразила европейцев. Более того, "Русские Сезоны" изменили стиль жизни и поведения европейцев. Они даже использовали мотивы костюмов спектаклей в своей одежде. Премьера "Шахерезады" 1910 года в постановке Михаила Фокина с декорациями и костюмами Льва Бакста нашла отклик в моде на тюрбаны и шаровары.
Большинство его скульптур датируются серединой 1920-х годов, все они выполнены из бронзы и слоновой кости. Слоновая кость была тогда доступна, потому что у Франции были колонии в Африке, откуда этот материал поставляли в большом количестве. Постаменты его скульптур делали из мрамора или оникса.
Безупречно пластичные и совершенные танцовщицы Чипаруса замерли в эффектных позах, есть там и эмансипированные дамы, мы видим короткие стильные стрижки, модные в то время танцы: танго, чарльстон и шимми. На фото выше, в центре, как раз изображена девушка, танцуящая этот танец. Честно говоря я о нём слышу впервые. (англ. shimmy, букв. — рубашка) — бальный танец амер. происхождения. Появился в европ. странах после 1-й мировой войны 1914-18, пользовался особой популярностью в нач. 1920-х гг. Название связано с характерными движениями танцоров, словно пытающихся стряхнуть с плеч свои рубашки.
Прототипом скульптуры "Маскарадный костюм" является балет "Карнавал" Михаила Фокина, поставленный в 1909 году на музыку Роберта Шумана. Пьеро и Шехерезада, герои разных спектаклей, были представлены вместе на сцене Гранд-Опера. Главные партии исполняли Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.
С обеих сторон от неё стоят ещё две статуэтки Жераро Риго. "Девушка" и "Девушка с теннисной ракеткой". Обе модели одеты по моде того времени. Удлиненный, с заниженной линией талии силуэт платья подчеркивает худощавость фигуры. Женщины предпочитают минимум украшений, короткие стрижки и миниатюрные шляпки "клош" (от французского cloche — "колокольчик"). Теннисная ракетка в руках у модели не случайна. Эмансипация после Первой мировой войны дошла до того, что в женском гардеробе не только появились мужские аксессуары — слабый пол перенял мужские привычки: курение, употребление алкоголя и спорт. Аристократия отдавала предпочтение тем видам спорта, которые позволяли вращаться в кругу себе подобных — альпинизм, гольф и теннис.
Кора – так называются древнегреческие скульптуры идеальной девушки, обязательно одетой в традиционную женскую одежду, не нагую. Лев Бакст воплотил представления о греческой античности в декорациях к балету "Послеполуденный отдых Фавна", поставленному Михаилом Фокиным в 1912 году на сцене театра Шатле. В творчестве Чипаруса образ древнегреческой коры соединился с экспрессивностью движений и экстравагантностью костюма модели, что было характерно для "Русских сезонов" Сергея Дягилева.
"Ямбо" Чипаруса напоминает позы, костюмы и реквизит, которые танцоры использовали в восточных танцах.
Плиссированная юбка скульптуры "Аюта" появляется неспроста. В 1920-х годах плиссе ассоциировалось с древней Грецией и древним Египтом. Более того, испанский художник Мариано Фортуни, который помимо живописи занимался дизайном одежды, заново открыл так называемое "дельфийское платье" или "дельфос" — длинное плиссированное шёлковое платье в античном стиле, подчёркивающее линии тела. Среди его заказчиц были Сара Бернар и Айседора Дункан.
В скульптуре "Танго" запечатлены звезда американского немого кино 1920-х годов Рудольф Валентино и его вторая жена Наташа Рамбова. Валентино был исполнителем главной роли в фильме "Четыре всадника апокалипсиса" 1921 года, где он продемонстрировал великолепное владение техникой аргентинского танго.
Постаменты, занимающие значительную часть по высоте и объему, становились значимой частью всего художественного образа.
Интерес модной публики к русскому иногда проявлялся весьма неожиданным образом. На одной из выставок начала 20 века была представлена русская борзая, поразившая европейцев, а следом и американцев, своей грацией. И вот уже в 1920-х годах модные девушки выбирали своим аксессуаром борзую. Собака с вытянутым изогнутым экстерьером должна была подчеркнуть элегантность своей хозяйки. Как, например, это демонстрировала звезда немого кино Теда Бара. Этот же модный живой атрибут представлен в работе Дмитрия Чипаруса "Друзья навеки".
Экзотическая танцовщица.
Детали древнеегипетских одежд получили распространение в сценических и повседневных костюмах благодаря открытию захоронения фараона Тутанхамона в 1922 году. Кутюрье Жан Пату создал несколько вариантов костюма, в котором обязательным аксессуаром были набедренные повязки. Несколько костюмов было создано для Лайн Джек – эстрадной танцовщицы парижских кабаре.
На создание этого шедевра Чипаруса вдохновила опера Жюля Массне "Таис", премьера которой состоялась в Гранд-Опера в 1894 году. Либретто оперы было написано по мотивам романа Анатоля Франса, повествующего об известной афинской гетере Таис, любимой женщины Александра Македонского. Этот роман я не читала, познакомилась с Таис в романе И. Ефремова "Таис Афинская" и почти такой я её себе и представляла. В скульптуре же запечатлена известная оперная певица Сибил Сандерсон. В мире существует не более пяти экземпляров скульптур, выполненных по данной модели.
Ни один женский персонаж не мог сравниться по популярности с Саломеей на рубеже веков. Бесчисленные картины конца века изображали библейскую героиню. Оскар Уайлд написал пьесу "Саломе", как говорят, специально для Сары Бернар, но пьеса была запрещена к постановке. "Трагедия Саломеи" была представлена "Русским балетом" в сезоне 1913 года. Чипарус изобразил звезду "русских балетов" Иду Рубинштейн в этой роли, где она исполняет танец "Семи покрывал". В танце она сбрасывала их с себя одно за другим, пока не оставалась на сцене обнаженной. Спектакль был запрещен к показу в Санкт-Петербурге, его увидели только парижские зрители. Артур О,Шонесси в своём произведение "Дочь Иродиады" 1870 года так описывает танец Саломеи:
"Она высвободила и взмахнула в воздухе руками
над тусклыми вуалями, скрывавшими прелести ее груди...
Вуали упали вокруг нее, как тонкие клубящиеся туманы,
пронизанные топазовыми солнцами и аметистами".
Эпоха ар-деко принесла миру образ новой женщины – энергичной любительницы джаза и автомобилей, коротко постриженной, облаченной в дерзкое платье с бахромой и ни в чем не уступающей мужчинам. Однако героини Чипаруса – несколько иные: расслабленные, отвлеченные лица, взгляд внутрь себя, утонченные силуэты, обилие орнаментов и застывшие в веках танцевальные движения.
Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920-1930-х гг. Он был удивительно современным скульптором, творил будто бы за пределами своей эпохи и в то же время сочетал в своем творчестве все лучшее, что могли предложить миру ар- нуво и ар-деко.
Его скульптуры делались небольшими тиражами бронзолитейным заводом Edmond Etling et Cie и мастерскими Les Neveux de J. Lehmann, постоянно сотрудничавшими с Чипарусом. Работы, исполненные в 20-х и 30-х, были популярны у публики из высшего общества, продавались в лучших арт-центрах Парижа, Лондона, Берлина и Нью-Йорка. И хотя их производство было серийным, оно никогда не было дешевым. В настоящее время на аукционах цена одной работы — 25-45 тысяч евро.
Во время Второй мировой войны он продолжал работать, но практически не продал ни одной своей модели. Безумная слава сменилась забвением – но скульптуры Чипаруса потрясают зрителя до сих пор. Умер в 1947 году.
В музее представлены работы и других мастеров того времени, которые отражали в своих работах изменяющуюся вокруг жизнь. Так в конце 1920-х годов во всех слоях населения выросла популярность спорта, что отразилось в работах художников.
Одним из которых был Фердинанд Прайсс. В 1907 году в Берлине Прайсс вместе с Артуром Касслером основал фирму Preiss & Kassler, которая начинала с того, что создавала небольшие фигурки героев античной мифологии. Техника, по которой они работали, называлась хрисоэлефантинной (из бронзы и слоновой кости). В создании скульптур отводилась важная функция дорабатывать самые мелкие части фигурок — лица, руки с ноготками и волосы. Для такой ювелирной работы Прайсс использовал бормашину, это было его новшеством. Он стал ведущим мастером немецкого течения ар-деко.
После Первой Мировой войны Прайсс и Каслер переориентировали свою тематику, и вместо античных мотивов обратились к новому современному оригинальному стилю, который и принес им успех. Особенно стоит отметить серию "Олимпийцы", представляющую молодых, здоровых и красивых людей, одетых в спортивную одежду и играющих в теннис, гольф, а также метающих копья и держащих весла. Некоторые его статуэтки лепились с настоящих олимпийских чемпионок и чемпионов.
Эта серия была высоко оценена на Лейпцигской ярмарке 1930 года и стала бестселлером.
Статуэтки из бронзы и слоновой кости стали символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве.
Как и Чипарус другие художники ар деко проявляли большой интерес к искусству Древнего Египта. Работы бельгийского скульптора Клер Жанн Робер Колине, она работала в Париже. Была членом "Союза женщин – художниц и скульпторов".
Скульптуры Колине выставлялись после её смерти на Парижском салоне в течение почти тридцати лет. Её модели — это многочисленные одалиски, также она создала целое полчище экзотических танцоров, жонглеров и артистов кабаре. Теперь всё это достояние — довольно лакомый кусок для коллекционеров всех видов и мастей, их до сих пор продают на аукционах за немыслимые для подобных изделий суммы. Например, на торгах Кристи четвёртого мая 2007-го года арабская танцовщица была продана с молотка цене 285 984 долларов.
Дама с арфой. Аврора Ону. Об авторе скульптуры известно очень немного: она родилась в Бухаресте и переехала в Париж в 1920-х годах, где стала спутницей знаменитого французского скульптора Марсель-Андре Бурена. Аврора Ону выполнила ряд бронзовых скульптур. Её произведения — это преимущественно атлетические женские фигуры из бронзы, демонстрирующие красоту и элегантность форм. Персонажи Ону олицетворяют стильных, независимых женщин эпохи ар-деко. Её танцовщицы, амазонки, жрицы по стилю исполнения довольно близки с работами Марсель-Андре Бурена.
Лоран Эли. Танцующая пара
Скульпторы вводили новые методы в работе над своими работами.
Бронза в большинстве случаев обрабатывалась методом холодного окрашивания, золочения, серебрения, эмалирования или патирования. Отдельные детали могли украшаться разноцветными камнями. Благодаря тонкой манере исполнения им удавалось мастерски передать живую пластику движения человеческого тела в танце.
Арлекин.
Монументальная и редкая керамическая скульптура, покрытая полихромной эмалью. Под основанием отпечатана подпись скульптора Мориса Гиро Ривьера и подпись керамиста Андре Фау.
Танец с мыльными пузырями. Скульптор Арман Говард. Франция.
Что такое мыльный пузырь? Это что-то недолговечное, сочетающие разнообразные цвета, привлекательное. Скульптору удалось увековечить это явление.
Говард изготовил множество хризелефантовых статуэток из бронзы и слоновой кости в стиле ар-деко, в том числе для литейного цеха Эдмонда Этлинга.
Изображал в основном женщин, эмансипированных стильных дам или известных танцовщиц варьете, а также композиции с животными. Его манера отличается некоторой театральностью.
На Всемирной выставке в Париже в 1937 году он показал монументальную статую высотой 4,5 метра и скульптуру из патинированного гипса.
Танец — это не только развлечение, но и сакральное действо. Это можно увидеть в работах мастеров ар-деко. Бурен Марсель Андре — скульптор из Франции. Всю свою жизнь он тесно общался и сотрудничал со скульпторами Максом Ле Верье и Пьером Ле Фагосом, они все вместе когда-то обучались в Женевской Академии изящных искусств. Несколько позднее в мастерской Ле Верье Бурен сделал огромное количество скульптур в стиле ар-деко, он демонстрировал свои работы вплоть до 1930 года в парижском салоне.
В Вене представителем ар-деко был Йозеф Лоренцель. Он создавал бронзовые и фарфоровые статуэтки утонченных женщин: танцовщиц, актрис девушек из высшего общества.
Небольшая группа скульптурных миниатюр на комоде принадлежит австрийскому мастеру Герде Готчлих, которая работала под псевдонимом Гердаго. В период с 1925 по 1930 год она создала серию статуэток в стиле ар-деко. Преимущественно это актеры или танцоры в драматических позах и футуристических костюмах с эксцентричными головными уборам. Бронзовые фигурки с цветным эмалевым покрытием иллюстрируют предполагаемое художницей развитие моды. Прожив до 97 лет, она лично убедилась в ошибочности своих прогнозов.
В дальнейшем Герда связала свою жизнь с театром и кино. Она создала прекрасные костюмы для множества театральных постановок и фильмов.
Оккупация Австрии Германией для еврейки Герды Иро-Готтштейн стала тяжелым испытанием. От газовой камеры спас брак с не евреем. Родители её были отправлены в концлагерь, где и погибли. После Второй мировой войны она снова смогла заниматься своей профессией в Венском городском театре и в кино. Она была художником по костюмам во многих австрийских фильмах, в том числе в трилогии об императрице Сисси с Роми Шнайдер в главной роли.
Обращает на себя внимание комод с мозаикой из гусей и необычными ручками в виде их головы, держащей в клюве змею, на котором стоят статуэтки.
.
В музее представлена ещё и другая мебель эпохи ар-деко. Она, собственно, как и сам стиль в целом, любит исключительно дорогие материалы: ценные породы древесины, слоновую кость, натуральную, чаще всего экзотическую, шкуру и кожу (например, крокодила, акулы, зебры). Часто для украшения мебели используется искусная инкрустация или роспись.
Витрина Эмиля Галле выполнена из орехового дерева и бронзы в технике маркетри — мозаики из разных пород дерева, которые наклеивают на основу. Для украшения мебели Галле, кроме вставок из экзотических пород дерева, использовал отделочные и полудрагоценные камни, из которых составлял не только растительные узоры, но и строки из стихов Вийона, Бодлера, Верлена. За это его мебель стали называть "говорящей" (meubles parlantes).
Фото из интернета
Колосья пшеницы выполнены в виде знаменитой вышивки Германа Обриста "Удар бича", который на несколько десятилетий завладел умами и душами европейских художников. Эту линию можно увидеть практически в любой работе в стиле ар-нуво, будь то картина или предмет интерьера. Она стала фирменным знаком ар-нуво.
На витрине стоит настольная лампа работы Э. Бранта
В связи с интересом к искусству Древнего Египта, в моду входит мебель в египетском стиле.
Бронзовый позолоченный фазан наверху исполнен с высокой степенью проработки оперения птицы, автор – Александр Келети.
Интересный оформлением края мраморной столешницы массивный кованый стол, выполненный мебельщиком Э. Тришаром, кованые из стали стулья с мягкой обивкой для столовой, сделаны Эдгаром Брандтом, ведущим мастером по художественной ковке эпохи ар-деко.
Несколько экземпляров таких же в настоящий момент находятся также в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Фото из интернета
Есть и мебель наших современников. Комплект стульев оригинальной формы из орехового дерева Пьера Кардена (1980г) и письменный стол Жака-Эмиля Рюльмана. На столе статуэтка Чипаруса.
Разные виды консолей.
Консоль работы Жана Руйера. На ней скульптура Готье "Вакханка и козлёнок"
Одной из ярких характеристик стиля ар-деко является наличие в интерьере довольно большого количества буфетов, комодов, тумб и консолей. Чаще всего они отличаются довольно сильной лакировкой, из-за чего имеют глянцевый блеск. Также нередко у этих предметов мебели есть стеклянные элементы (столешницы, дверцы и так далее).
Симпатичная решетка для камина с охотником. И решётка от подставки для зонтов.
Э.Брант. Настольная лампа "Гингко". Кованое железо, стекло. Торшер "Кобра". Золоченая бронза, стекло.
В стиле ар-деко считалось, что все предметы интерьера должны быть произведением искусства.
В музее есть уголок посвящённый "Нормандии" — плавучей цитадели ар-деко. С интересом прочитала о нём, тем более что в его проектировании участвовал русский инженер Владимир Юркевич. После революции он эмигрировал во Францию. Его проект трансатлантического лайнера был признан лучшим среди конкурсных работ, т.к. им была предложена оптимальная форма корабля, позволявшая при меньших затратах топлива развивать большую скорость. Благодаря этому "Нормандия" получила "Голубую ленту Атлантики" как самое быстрое судно в мире. В феврале 1942 года на лайнере произошёл пожар, его стали заливать водой, из-за чего он накренился набок и утонул.
Фото из интернета
Бьющая через край роскошь – преобладающее впечатление от внутреннего убранства лайнера. Жак-Эмиль Рюльман, Жюль Лелё, Поль Фолло, Луи Сю и Андре Мар – признанные дизайнеры того времени приняли участие в его оформлении.
Жан Дюнан создал для курительного салона первого класса четыре монументальных лаковых панно на тему "Мужские игры и удовольствия": "Рыбалка", "Спорт", "Сбор винограда", "Охота" и "Приручение лошадей". Большая часть из них в настоящий момент утрачена, в коллекции музея представлено несколько уменьшенных авторских копий. Панно были выполнены в традиционной японской технике уруши — лакирование, которой Жан Дюнан обучался у переехавшего в Париж японского художника Сейзо Сугоара. Лак защищал панно от воды, огня и даже от электрического разряда.
Осмотрев музей, отправилась на очень интересную лекцию по ар-деко, которая была здесь же, а вышла — уже было совсем темно, немудрено — ночь музеев.
Когда писала совет, то прочитала о том, что музей временно закрыт. Возможно, это связано с тем, что на территории ведутся работы по реконструкции, но когда он откроется — рекомендую к посещению любителям прекрасного.
- Адрес:
Лужнецкая наб., 2/4 с4, Москва (подъезд 1, этаж 1)
- Телефон:
7 (495) 639-94-84
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 10 окт 2023, 14:16удалить
grau59написал 10 октября в 14:31
Лепота!
Это точно! - 10 окт 2023, 19:31удалитьспасибо, Нина. Получила огромное естетическое удовольствие
- 10 окт 2023, 22:35удалитьА представляете, что я находясь в музее испытывала?! Просто замечательно сделали, что в свободном доступе можно осматривать, в витринах если бы было уже не то.
- 10 окт 2023, 21:42удалитьПотрясающие образцы мелкой пластики!
Нина ,спасибо за то, что показали нам такую красоту. Можно долго-долго рассматривать детали и складки танцовщиц! - 11 окт 2023, 03:23удалитьКрасота, изящество никого и никогда не оставляет равнодушным! Прекрасная выставка!
- 13 окт 2023, 16:38удалитьНасмотрелась вдоволь! Спасибо, Нина!
Великолепно!
Очень правильно преподнесена скульптура — без витрин и стекла,
иначе это мешает красиво сфотографировать предметы: блики,
отражения ламп и окон. - 13 окт 2023, 17:19удалитьНе только фотографировать лучше, но и рассмотреть с разных ракурсов, в 3D ))