1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Кремль
Впечатления от выставки «Франция и Россия»
Этот совет является частью дневника «Музеи и особняки Москвы»
Замечательная экскурсия, которую нам провела Лена, Lesik1 Франция и Россия. 10 веков вместе зародила во мне желание увидеть своими глазами экспонаты выставки и окунуться в события многовековой истории культурных и дипломатических отношений двух стран.
Отправной точкой русско-французских отношений принято считать состоявшийся в XI веке династический брак между французским королем Генрихом I и русской княжной Анной Ярославной, дочери великого князя Ярослава Мудрого. Уникальный документ, предоставленный Национальной библиотекой Франции — грамота 1063 года с кириллической надписью, предположительно, автографом Анны Ярославны открывал выставку, но мы увидели лишь его описание – документа в последний день проведения выставки уже не было, он был возвращен на родину. Но мы смогли увидеть не менее значимый экспонат – Реймсское Евангелие.
На этом Евангелии французские монархи приносили клятву во время коронации.
Считается, что визит Петра I в 1717 году во Францию сыграл большое значение в развитие культурных, научных и дипломатических отношений между двумя странами. Благодаря усилиям Петра I, в Версале стали рассматривать Россию как значимого игрока и возможного партнера на международной арене.
На выставке представлен рисунок художника Демаре «Петр I и Людовик XV в Париже 11 мая 1717 года», на котором представлена церемония приема царя Петра I при дворе французского короля Людовика XV – как подтверждение дипломатических контактов России и Франции в XVII веке. Он, кстати, находится в России. В 1944 году был преподнесен французским лидером Шарлем де Голля в качестве дипломатического подарка.
Начиная с середины XVII века Франция стала законодательницей мод в Европе. Для всего столичного населения костюм французского образца был введен в России тремя указами царя Петра I, обнародованными в 1701, 1702 и 1704 годах. В первом указе определялось, что кафтан должен быть французским или саксонским, во втором французский кафтан был выбран в качестве парадного. Согласно третьему указу, зимой дозволялось носить кафтаны саксонские и французские, а летом – исключительно французские. К концу правления Петра Великого дамский и мужской костюмы французского образца уже прочно вошли в придворный обиход, а в царствование его внука императора Петра II французская мода уже господствовала при Российском императорском дворе. На выставке представлены парадные костюмы императора Петра II.
.
Церковные облачения конца века – фелонь выполненная в России из драгоценной французской ткани.
Мы знаем, что среди придворных развлечений XVIII была охота. Стрельбу по птицам любила императрица Анна Иоанновна, страстными охотниками были Петр II и императрица Елизавета Петровна, предпочитавшие псовую охоту или охоту с прирученными ястребами и соколами. В молодости охотой увлекалась и императрица Екатерина II. Летом и осенью 1747 года, когда двор наследника престола находился в Ораниенбауме, Екатерина Алексеевна стреляла по уткам, пока ее супруг Петр Федорович, будущий император Петр III, посвящал свое время военным забавам. На выставке представлены образцы лучших парижских оружейников того времени. К дарам французского короля Людовика XIV, переданным русским послам, относят охотничье ружье работы льежского мастера, сохранившееся в музеях Московского Кремля.[[
Об увлечении французским искусством свидетельствуют представленные на выставке шпалеры,
изысканные кружева российских государынь.
А что за чудо представленные расписные веера! Выполненные из бумаги с перламутром, резьбой, золочением, аппликацией. Вот этот веер принадлежал императрице Александре Федоровне.
Культурное влияние Франции стало неотъемлемой частью жизни русского двора, а обучение французскому языку обязательным для аристократии. В правлении императрицы Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург был местом, куда в поисках заказов и новых впечатлений все чаще устремлялись французские художники и архитекторы. А в Париж направлялись русские художники Василий Баженов, Антон Лосенко.
Экспонируемые работы французских живописцев из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют галерею портретов выдающихся российских политических и культурных деятелей — российского посла во Франции князя Дмитрия Михайловича Голицына и его супруги;
известного галломана и «вольтерьянца» графа Андрея Петровича Шувалова,
Д.П.Чернышевой.
В правление Екатерины II отношения с официальным Версалем были прохладными. Однако императрица высоко ценила культуру Франции, вела активную переписку с Вольтером, Д.Дидро, которые стали идейными вдохновителями русского Просвещения.
Немыми свидетелями этой переписки, вероятно, являются принадлежащие Екатерине II ручка с золотым пером и письменный прибор с часами, созданные в Париже.
При посредничестве своих корреспондентов в Париже Екатерина II в 1772 году приобрела шедевры европейских мастеров из знаменитого частного собрания Кроза, значительно пополнив коллекцию Эрмитажа, а также выкупила библиотеки Дидро и Вольтера, причем первый сохранил пожизненное право пользования своим книжным собранием в должности библиотекаря.
Уникальные экспонаты из собрания Музея-заповедника «Павловск» напоминают о заграничном путешествии по Европе 1782 года великого князя Павла Петровича и его супруги великой княгини Марии Федоровны.
Они были приняты королем Франции Людовиком XVI и королевой Марией-Антуанеттой. Преподнесенные путешественникам подарки, включая туалетный прибор севрского фарфора, украсили парадные покои в Павловске.
Особый раздел экспозиции посвящен взаимоотношениям России и Франции в период правления императора Александра I. Здесь представлены предметы из Олимпийского сервиза, созданного на Севрской фарфоровой мануфактуре и в дальнейшем преподнесенного русскому государю Александру I императором Наполеоном I по случаю заключения Тильзитского мира в 1807 году,
оружейный гарнитур работы Никола-Ноэля Бутэ – подарок русскому генерал-губернатору Парижа барону Фабиану Вильгельмовичу фон дер Остен-Сакену от благодарных жителей города,
а также звезда ордена Св. Духа, врученная императору Александру I королем Людовиком XVIII после победы над Наполеоном и реставрации монархии во Франции.
.
Совершенно очаровательный веер, автором росписи которого является княжна Софья Владимировна Голицина.
Она воссоздала на поверхности веера, в центральном его картуше, семейный портрет князей Голицыных в интерьере их парижского особняка. За столиком для игры в трик-трак сидят брат и сестра – князь Борис Владимирович и княжна Софья Владимировна. Девушка с картиной в руках – княжна Екатерина Владимировна. Сидящая в кресле дама – их мать, княгиня Наталья Петровна; мужчина в кресле – отец, князь Владимир Борисович Голицын; стоящий молодой человек – младший сын, князь Дмитрий Владимирович. На стене в левой части композиции изображен портрет Антуанетты Элизабет Мари д"Агессо, супруги графа Луи-Филиппа де Сегюра, состоявшего послом при дворе Екатерины II. Он сопровождал императрицу в составе свиты из трех тысяч человек во время путешествия в Крым. Об этой поездке, продлившейся шесть месяцев и призванной упрочить связи между Францией, Россией, Австрией и Испании, дипломат в красочных подробностях описал в своих мемуарах.
Портрет этот сейчас хранится в Национальном музее замков Версаль и Трианон.
Много было еще интересного и красивого представлено на этой выставке.
.
.
Более двухсот экспонатов: мемориальные предметы, бесценные архивные документы и высокохудожественные произведения из российских и зарубежных музеев.
- Адрес:
Москва, Кремль
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 11 фев 2022, 20:11удалитьГалломания в России процветала в 18-19 вв. Я, скорее всего, тоже немного галломан.
- 11 фев 2022, 22:57удалитьЭто точно, но это намного лучше, чем франкофилия.
- 11 фев 2022, 22:23удалитьВыставка, действительно, была великолепная! Я очень рада, Ирочка, что тебе понравилось!
- 12 фев 2022, 02:19удалитьКаждый из вас нашел о чем написать. Это говорит о масштабах и разнообразии выставки. Будет здорово, если появится и третья заметка.
- 12 фев 2022, 13:39удалитьМайнур, спасибо! Не хотелось повторяться, поэтому специально не перечитывала Леночкину публикацию. Выставка уже закрыта. Мне удалось в последний день 9 января ее посетить.
- 12 фев 2022, 09:34удалитьВторой раз виртуально гуляю по этой выставке. И если в первый раз с Леной, это было как открытие, то с Ириной уже прошла по залам в более спокойном состоянии, позволяющем подольше остановиться где-то.
Спасибо, мои дорогие, что позволяете увидеть, хоть и вашими глазами, воплощенную дружбу между великими народами.
Почаще бы устраивали такие выставки, которыми и полюбоваться не грех, и сделать определенные выводы.
Какие портреты, какие лица! Какой фарфор и наряды! Молодцы музейщики, что нашли такую точку соприкосновения и подготовили такую отличную выставку.
А Вам, Лена и Ирина — низкий поклон за рассказ и показ! - 12 фев 2022, 13:43удалитьТанюша, спасибо большое за такое восприятие наших впечатлений и оценку работы музейщиков. Не простое это дело привезти из "насиженных" мест художественную и историческую ценность. Мы, действительно, должны быть очень благодарны.
- 12 фев 2022, 12:04удалитьМне понравились обе заметки! Молодцы!
Лена у нас Главный Гид! - 12 фев 2022, 13:45удалитьСпасибо, Аля! Я всегда восхищаюсь тем, как Лена ведет нас по музейным залам. Согласна, что лучшего Гида у нас нет!