1545 материалов по 1 539 объектам, 55 674 фотографии
- GPS
- Россия, Trubnikovskiy Pereulok, 17, Moscow, Russia, 121069
Дом И. Остроухова. Знаки препинания и многое, многое другое
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
Решение посетить музей возникло, когда узнали, что в нём будет проходить встреча с Михаилом Левитиным, художественным руководителем Московского театра "Эрмитаж", а читать главу из его книги, в проекте "17 страница", будет Народный артист РФ Михаил Филиппов, мною любимый.
Левитин, до этого был мне знаком только по телеканалу "Культура", где вёл авторскую телевизионную программу "Под небом театра".
Фото из интернета
Музей находится в Трубниковском переулке, где, в основном, расположены большие, бывшие доходные дома, поэтому небольшое, ярко жёлтое здание выделяется среди них. Оно относится к московской застройке после пожара, устроенного французами в 1812 году. Дом был построен в 1822 году для коллежской асессорши Елизаветой Сонцевой. После этого сменилось несколько хозяев,а в 1880 году здание приобрели купцы Дмитрий и Петр Боткины.
В 1889 году на дочери одного из братьев — миллионера-чаеторговца П. Боткина женился И.С. Остроухов (1858–1929).- художник-пейзажист, коллекционер живописи и древнерусских икон, а этот дом достался ему в качестве приданого.
Остроухов происходил из купеческой семьи, получил хорошее образование, окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Служил в Торговом доме Боткиных, но после женитьбы оставил службу и посвятил себя художественному собирательству — он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства.
В молодости он увлёкся живописью, брал частные уроки у А.А. Киселёва, И.Е. Репина, П.П. Чистякова. Был тесно знаком с П.М. Третьяковым, С. Мамонтовым, быстро стал своим в Абрамцево. Художники с большим уважением относились к его таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на выставке "передвижников" с пейзажем "Последний снег". Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.
Мастерство художника росло, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину "Сиверко". П.М. Третьяков купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал "Сиверко" одним из самых значимых украшений своей галереи).
В последующем Остроухов продолжал участвовать в выставках, писал весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня "Сиверко" он уже не создал.
Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше — он занимается коллекционированием в основном картин русских художников: Репина, Врубеля, Поленова, Левитана, работ импрессионистов Мане, Дега, Ренуара, Матисса (с ним он встречался лично, тот был у него в гостях) и собрания икон, которое было уникальным. Александр Бенуа как-то сказал, что благодаря ему Запад приравнял древнерусских художников к мастерам итальянского раннего Возрождения. Это его страстное увлечение не могло не сказаться и на экспозиции Третьяковки.
Фото из интернета
В 1891 году коллекция Остроухова открылась для свободного посещения. Число экспонатов росло, и в 1905 году к дому была сделана кирпичная пристройка, а через девять лет к ней добавили второй этаж и жилой каменный флигель во дворе. Неизменной у дома осталась средняя часть в три окна.
Коллекция размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних комнатах, древнерусская живопись — наверху. Значительную ценность представляла и библиотека Остроухова (более 12 тыс. томов).
Свое собрание (насчитывающее к 1918 году более 2000 произведений) Илья Остроухов называл "Музеем личного вкуса".
В то время он много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и её попечитель.
Фото из интернета
После революции, в 1918 году усадьба была национализирована и превращена в филиал Третьяковской галереи с названием "Музеем иконописи и живописи им. И. С. Остроухова", при этом Илью Семёновича назначили пожизненным хранителем собранного им музея.
Музей был ликвидирован после смерти И. Остроухова в 1929 году, коллекцию распределили между музеями: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, старое западное искусство передали в Музей изобразительных искусств, восточное прикладное искусство – в Музей восточных культур.
Здание было передано под жильё, поделено под коммунальные квартиры, а в 1979 году особняк был передан Государственному литературному музею. После реставрации здание было восстановлено в том виде, в каком оно существовало в конце 19 века.
Хотела кратко написать о владельце дома, но не получилось, уж очень он был яркой, талантливой личностью. Для меня Остроухов стал открытием.
Небольшой музей в настоящее время предназначен для проведения выставок, причём они интересные, самобытные, с увлекательно преподнесённой исторической информацией, посвящённые писателям, поэтам, литературным произведениям, персонажам книг, художникам.
В музей мы шли в основном на встречу с Левитиным, но, посетив выставку, оказались в полном восторге! Она и соответствовала нашему состоянию, так как называлась "Русский сентиментализм: знаки препинания".
Я никогда не задумывалась, ставя при письме восклицательный знак или вопросительный, тире или многоточие, когда они появились, мне казалось, что так было всегда, как и с другими знаками: точкой или запятой.
Сейчас в сети существует множество сайтов, где люди делятся своими впечатлениями, рассказывают о своей любви или горестях. Для современного человека естественно выражать свои чувства словами, усиливая их знаками, с помощью которых мы можем сегодня говорить о своих переживаниях. В точках, тире, скобках, смайликах или эмодзи нашим собеседникам по другую сторону экрана понятно, что мы чувствуем и хотим сказать.
Выставка рассказывает с чего все начиналось на примере "Бедной Лизы" Карамзина. Было важно показать, что эпоха сентиментализма дала инструменты, с помощью которых мы можем выражать наши чувства": "Мы используем слова „влюбленность“ и „трогательность“, не задумываясь, что появились они не так давно – как раз благодаря Николаю Карамзину. А для человека 18 века выражения, позволяющие говорить о чувствах, – открытие".
Эта повесть 1792 года — чуть ли не первая в русской литературе попытка выразить естественные чувства — восторг, удивление, смятение чувств — на бумаге, с помощью редких в словесности конца 18 века тире, восклицательных знаков и многоточий.
Выражать эмоции (по крайней мере, очень личные, интимные) в литературе тогда было не принято. Классицизм диктовал строгость, точки и запятые делили фразы на смыслы, не более того.
Четыре зала выставки посвящены четырем знакам препинания – восклицательному знаку, вопросительному знаку, тире и многоточию, а также четырем чувствам – восторгу, удивлению, недосказанности и меланхолии.
Первый зал, "комната Лизы", посвященный восклицательному знаку, — зал восхищения.
"Ах, нет, матушка! У него такое доброе лицо, такой голос!.." Сколько чувств прорвалось на бумагу через восклицательные знаки! Чувств к обыкновенному человеку — не к императору и всему русскому флоту.
Лиза увидела Эраста! И продала ему ландыши! Наверное, похожие на те, что в первом зале под стеклом на стенке — гербарии тех лет, девичьи закладки из книжек.
В зале всё наполнено предметами восторга юных дев: веерами и бисерными кошелечками, "мушечницами", шкатулочками с портретами (из Музея-усадьбы Останкино), изящной мебелью и украшениями интерьеров из дома-музея Толстого и Музея Пушкина. И, конечно книгами — от томиков Карамзина до месяцесловов с советами для юных красавиц. На последнем написано : "любопытный, загадчивый, угадчивый и предсказчивый месяцеслов на 1976 год и на следующий для молодых красавиц".
Представлены и портреты представительниц того времени.
Второй зал — зал вопросительного знака — удивит новыми словами, появившимися в русском языке с приходом сентиментализма, уникальными книжными изданиями 18 века, картами, дорожными принадлежностями.
Если знак вопроса, то и встаёт вопрос, как в той песенке: "из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?" — из чего сделана Лиза? Из книг Гёте, из карамзинских "Писем русского путешественника".
Европа, в то время, была для писателя белым листом, таким, как небольшой белый зал, в который мы входим. Кажется, что он пуст и экспонатов в нём нет, но они есть: нужно лишь открывать дверки боксов или отдергивать занавески:
вот дорожная шкатулка, бюро, которое клали на колени путешествующие, чтобы иметь возможность писать,
.
новые слова, введенные сентименталистами в язык. "Неловкость", "трогательность", "влюбленность" написано на дверцах маленьких ящичков — от сентименталистов в нашем языке пошли существительные с суффиксом "ость".
Его проза и поэзия оказали значительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов, как неологизмов — благотворительность, влюблённость, вольнодумство, достопримечательность, промышленность, трогательный, человечный, так и заимствований — тротуар, кучер, одним из первых стал использовать букву Ё
Третий зал посвящен тире и недосказанности.
А что за этой дверцей? А там цитата из "Бедной Лизы". "Эраст чувствовал волнение в крови своей — никогда Лиза не казалась ему столь прелестною — никогда ласки ее не трогали его так сильно — никогда ее поцелуи не были столь пламенны".
.
Сплошные тире, новый знак для русского синтаксиса, усиливающий восторги, помогающий читателю перевести дух, а герою решительно шагнуть к героине.
Четвёртый зал многоточия и меланхолии: пруд под Симоновым монастырем, а от Лизы остались только круги по "воде". Пруд стал местом паломничества молодых юношей и девушек 18 века, где на деревьях они оставляли свои послания.
Можно постоять, уединившись на импровизированном мостике, задуматься и погрустить, разглядывая пасторали на гравюрах известных художников, взяв бинокль.
Экспозиция выстроена таким образом, что посетители смогут совершить свое путешествие из условной комнаты "бедной Лизы" в комнату современного подростка, вот в ней-то, прощаясь с выставкой, каждый желающий сможет оставить свое романтическое послание Лизе или кому-то другому.
Одним словом, дом Остроухова сам по себе интересен, а проходившая выставка была уникальной! Я даже представить не могла, что такую тему можно так обыграть!
Пока осматривали выставку, подошло время встречи с Левитиным в проекте публичное чтение "17 страница". Ведущим был Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.
Это проект "Редакции Елены Шубиной" при поддержке Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Миссия проекта — поддержка чтения современной русской литературы. Организаторы проекта стремятся познакомить как можно больше людей со знаковыми книгами современности, минуя рамки привычных чтений и презентаций. Мы докажем: читать можно как угодно и где угодно, был бы текст хороший. Серия публичных чтений книжного проекта "17 страница" проходит с мая 2016 года. На роль чтецов приглашаются яркие представители самых разных сфер: театр, музыка, кино, наука, спорт.
17 страница — это не только место, где ставится библиотечный штамп или заканчиваются "листалки" в интернет-магазинах. Для нового поколения актуальным становится "правило 17 страницы", на которой можно забросить чтение книги, если она не захватила с самого начала. Существует теория, что чаще всего люди бросают читать книгу на 17-й странице. А что, если за ней начинается все самое интересное?
Михаил Филиппов прочитал отрывок из книги Михаила Левитина "После любви: роман о профессии". Это роман о профессии режиссера, о спектаклях, об актерах, об Одессе и Москве, об эксцентрике и, конечно, о людях театра. Таким "человеком театра", несомненно, был Юрий Олеша. "Высокопарная интонация, неровный пульс диалога, пьеса писалась им на века. Олеша — это был мой театр, доступный мне", — пишет Михаил Левитин.
Почему речь зашла об Олеше? В музее проводилась ещё одна выставка "Юрий Олеша: исповедь советского интеллигента". Она была приурочена к его дню рождения и посвящена сложной судьбе писателя, отраженной в его произведениях и дневниках.
Юрий Олеша стал знаменит в конце 1920-х годов, когда работал в веселой компании будущих известных писателей в газете "Гудок". Рядом с ним были В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров, М. Булгаков. Близкая дружба связывала его с юности с Э. Багрицким. Слава пришла к Олеше после публикации романа-сказки "Три толстяка" и романа "Зависть".
После этого его имя на некоторое время исчезло из советской литературы. И только после смерти писателя в 1960 году стало известно, что всю жизнь, день за днем он писал исповедальную книгу. Впервые к печати ее подготовил Виктор Шкловский, дав ей название "Ни дня без строчки". Однако в те годы она была издана со значительными купюрами. Только в 1999 году появилось на свет дополненное издание "Книга прощания".
Со сказкой "Три толстяка" я была знакома ещё со школы, и фильм смотрела снятый по этой книге, а вот "Зависть" прочитала уже после того, как узнала о ней на выставке. Роман понравился, вначале показалось, что стиль написания чем-то схож с Булгаковым, но показалось...
На выставке были представлены цитаты из "прощальной книги" Юрия Олеши в сопровождении страниц рукописей, фотографий, карикатур и рисунков.
Экспозиция рассказывает также о его детстве в Одессе, первой любви, дружбе с Мейерхольдом.
В многочисленных фотографиях показано окружение писателя — постепенно исчезающий дружеский круг.
Также можно было увидеть знаменитую куклу наследника Тутти из собрания Политехнического музея, иллюстрации и фрагменты фильма "Три Толстяка".
Потом обсуждалась книга, автор отвечал на вопросы. Было очень интересно.
Подобные, необычные выставки достаточно часто меняются. Сейчас проходит выставка "Приключения Шерлока Холмса в России". 28 декабря 2022 — 26 марта 2023 и " Художник перевода Николай Любимов". 2 ноября 2022 — 5 февраля 2023
Посетите этот музей, думаю, что вам понравится.
- Адрес:
Трубниковский переулок, 17
- Дополнительная информация:
Как добраться: от ст. метро "Баррикадная", "Смоленская", "Арбатская"
Вт, Пт, Сб, Вс — 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Ср, Чт — 11:00–21:00 (касса до 20:30)
Понедельник — выходной - Телефон:
(495) 994-04-67 для экскурсий
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 11 янв 2023, 23:08удалитьЗамечательная выставка и идея ее воплощения.
Четыре зала выставки посвящены четырем знакам препинания – восклицательному знаку, вопросительному знаку, тире и многоточию, а также четырем чувствам – восторгу, удивлению, недосказанности и меланхолии.
Последнее время прямо восторгаюсь музейными работниками, которые ТАК подают материал. Целая ода знакам препинания...
Спасибо, Нина, с удовольствием бродила с вами по залам. - 12 янв 2023, 07:10удалитьКласс! Очень увлекательно, спасибо! Буду поглядывать на расписание событий.
- 12 янв 2023, 08:15удалитьЯ читала и о других выставках, они тоже сделаны необычно и интересно.
- 12 янв 2023, 18:49удалитьНе предполагала, что может быть так интересно в музее с длинным сухим названием...
Спасибо! - 12 янв 2023, 20:29удалить
AFINAPOSTнаписала 12 января в 19:49
Очень интересно! Своеобразно преподносят материал.Не предполагала, что может быть так интересно в музее с длинным сухим названием...
Спасибо! - 13 янв 2023, 18:10удалитьДля меня тоже открытие! Сколько же всего интересного, о чём мы не знаем!
- 18 янв 2023, 22:22удалитьНиночка, спасибо! Очень интересно и необычно!
- 19 янв 2023, 00:17удалитьТакой небольшой музей вместил в себя почти космос!
Невероятные открытия! И их масса (ах, как хочется понаставить восклицательных знаков!:) Теперь уже со знанием дела:)) А ведь кажется, что они (эти знаки) были всегда. Хотя, чему удивляться: знак "смайлик" появился совсем недавно, а уже так прочно вошел в нашу жизнь. Когда-то и ему посветят выставку (а может уже и посвятили). - 19 янв 2023, 07:05удалитьЛена, как хорошо сказала — космос! Я себя и ощущала как космонавт-первооткрыватель!
- 26 фев 2023, 17:55удалитьперенес на другой объект
- 26 фев 2023, 17:57удалитьЗамечательный музей рассказывающий о формировании литературного русского языка до Пушкина