1545 материалов по 1 541 объекту, 55 833 фотографии
- GPS
- Россия, Москва, ул. Поварская, 5
Красивый храм с историями любви
Преданья старины глубокой, в глубь веков уходят времена создания московских храмов. Про большинство и них неизвестна точная дата постройки и приходится ориентироваться на первые упоминания в письменных источниках, коих по истечению времён и гибели в пожарах и прочих стихийных бедствиях осталось не так уж много. Первое упоминание о церкви Симеона Столпника относится к 1624 году. Есть предположение, основанное на совпадении дат и имён, что храм был освящен одновременно с венчанием на царство Бориса Годунова 1 (11) сентября 1598 года. Ведь 1 сентября — день памяти Симеона Столпника в православной церкви. Подтверждений этому не найдено, но вполне возможно существование более древнего деревянного храма.
Симеон Столпник (около 390- 459) — христианский святой, который стал основоположником столпничества. В 423 году он уединился на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводил все свои дни в молитве и проповедях для паломников. Почти 37 лет он не покидал своего столпа.
Современный каменный храм был построен по указу царя Фёдора III Алексеевича (1661 — 1682) в 1676-1679 годах. Во время французского нашествия храм был разграблен и подожжен, восстановить его смогли лишь в 1818 году.
В 1938 году храм был закрыт. Одной из версий закрытия храма является то, что Ирина Фёдоровна Шаляпина-Бакшеева (1900- 1978) — дочь Фёдора Ивановича Шаляпина от его первого брака с итальянской балериной Иолой Торнаги (1873- 1965) — заказала в храме панихиду по умершему в Париже отцу. И пошло-поехало, организации сменялись одна за другой в стенах храма, разрушений становилось всё больше и больше. Вот что об этом говорится на сайте храма: "... были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров."
Когда в 1960-х годах начали прокладывать участок улицы Новый Арбат от Арбатских ворот до Садового кольца, то это уродство решили снести. Спас церковь для потомков архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов (1911—1979). Российский художник и искусствовед Владимир Александрович Десятников, работавший с Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников повествует в своей книге "С Крестом и без Креста": "Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану".
После этого была реставрация в 1966-1968 годах, восстановили практически всё вплоть до крестов на куполах , но потом спохватились и кресты посрубали. Дал указание убрать кресты лично "серый кардинал" СССР Михаил Андреевич Суслов. В таком виде мы видели церковь в замечательной советской комедии "Иван Васильевич меняет профессию". С 1968 года в здании храма разместился выставочный зал мелких животных и птиц Всероссийского общества охраны природы. Фильм снимался в 1973 году и поэтому возле храма мы видит плакат "Выставка".
В 1991 году храм вернули православной церкви и с 1992 года возобновились богослужения.
Через несколько дней я увидел храм с другого ракурса, почти угадав место, с которого изображена церковь на картина Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик".
Есть упоминание о храме в романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин", когда мать Татьяны встречается со своей кузиной в Москве у них происходит следующий диалог:
- - А это дочь моя, Татьяна.
- — "Ах, Таня! подойди ко мне —
- Как будто брежу я во сне...
- Кузина, помнишь Грандисона?"
- - Как, Грандисон?.. а, Грандисон!
- Да, помню, помню. Где же он? —
- "В Москве, живет у Симеона;
- Меня в сочельник навестил;
- Недавно сына он женил."
Стоят они сплошною стеною, от входной двери до солеи, до самых икон местных — стоят и крестятся и молятся. Храм сияет огнями. Сборный хор на клиросах, из той же среды собранный, поет широкою праздничною песнью. Торжественные антифоны между ектениями потоком выливаются из души, а тропарь праздника, на малом входе, точно широкая, многоводная река, выносит душу на самое средоточие радости. Православному человеку отрадно — исчезать со своим я в этой массе молящегося народа, которая сливается в эти минуты в единую празднующую перед Богом душу, и волна народной веры и молитвы поднимает высоко и молитву и веру у каждого, кто, не мудрствуя лукаво, принесет с собою в церковь простоту верующего чувства. Тут почувствует православный человек, что значит для него Церковь, и какое хранилище веры в душе народной.
А 9 января 1866 года в этой церкви Константин Петрович Победоносцев венчался с Екатериной Александровной Энгельгардт (1848 — 1932).
2 июня 1816 года в церкви обвенчались известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) и Ольга Семёновна Заплатина (1793 — 1878). В браке у них родилось 10 детей, к сожалению, четверо из них умерли почти сразу же после рождения, а один в возрасте семнадцати лет.
1 августа 2005 года в церкви венчались уже после аварии 28 февраля 2005 года актеры театра и кино Николай Петрович Караченцов и его супруга Людмила Андреевна Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы.
Но самое романтическое венчание в церкви Симеона Столпника было в 1801 году, когда 6 ноября граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809) венчался со своей крепостной актрисой Прасковьей Ивановной Жемчуговой (1768 — 1803). Удивительна судьба крепостной девчонки, обладающей великолепным талантом, ставшей великой актрисой. В 11 лет дебютировала на сцене крепостного театра. Выучилась игре на клавесине и арфе, итальянскому и французскому языкам.
Алексей Николаевич Греч (1899—1938) в своей книге "Венок усадьбам" (1932) описывал как императрице Екатерине Второй понравилось исполнение Прасковьей роли Элианы в опере Гретри "Самнитские браки", когда самодержица побывала в 1787 году в Кусково: "Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актёров, особенно исполнительницы главной партии П.И.Жемчуговой, которую и наградила алмазным перстнем." В 1798 году граф дал актрисе и её семье вольную, а затем женился. При этом историки до сих пор спорят — дал ли ему разрешение на брак император Александр I или нет. Но счастье было недолгим — через три недели после рождения сына Дмитрия (1803-1871) Прасковья умерла.
Незадолго до смерти в 1852 году несколько раз исповедовался и причащался в храме Симеона Столпника Николай Васильевич Гоголь.
В 1857 году в храме была крещена Варвара Николаевна Житова (в девичестве Богданович-Лутовинова, 1833—1900), которая была незаконорожденной и приходилась одновременно сестрой (по матери) Ивану Сергеевичу Тургеневу и (по отцу) жене Льва Николаевича Толстого Софье Андреевне Толстой (урождённой Берс, 1844- 1919)
Хорошо, что осталось такое замечательное историческое место. Спасибо всем, кто помог его сохранить!
- Адрес:
г. Москва, ул.Поварская, 5
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 14 сен 2016, 12:00удалитьОчень интересно, прочла с удовольствием!
Только вот что же делать с этими чужеродными высотными домами, которые стоят рчдом с церквями? Наверное, понять и простить:) - 14 сен 2016, 12:02удалить
ilonarigaнаписала 14 сентября в 12:00
Очень интересно, прочла с удовольствием!
Только вот что же делать с этими чужеродными высотными домами, которые стоят рчдом с церквями? Наверное, понять и простить:)
Пожалуй, да. - 14 сен 2016, 12:19удалитьХорошо, что осталось такое замечательное историческое место. Спасибо всем, кто помог его сохранить!
Спасибо и тому, кто рассказал об этом месте! - 14 сен 2016, 21:29удалитьВиктор, забавно, но историю с ковшом экскаватора я читала и про Барановского, когда готовила материал о Крутицком подворье! :) Видимо, тогда это был самый действенный метод для сохранения памятников :) Да, и сейчас, наверное, тоже....
- 14 сен 2016, 21:46удалить
Lesik1написала 14 сентября в 21:29
Виктор, забавно, но историю с ковшом экскаватора я читала и про Барановского, когда готовила материал о Крутицком подворье! :) Видимо, тогда это был самый действенный метод для сохранения памятников :) Да, и сейчас, наверное, тоже....
Елена! Главное, чтобы средство было действенным! А хорошие средства борьбы -они вечны!