1545 материалов по 1 537 объектам, 55 515 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Нововаганьковский переулок, 9
Здесь пел в церковном хоре создатель гимна СССР
Вот что рассказывал об этом русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы Иван Егорович Забелин (1820 -1908) в своём труде "Домашний быт русских царей в XVI—XVII веках": "В Москве для медвежьей, как и вообще для звериной, потехи и охоты был устроен обширный псарный двор, где, кроме медведей, содержались и другие звери и разного рода охотничьи собаки. Медведи, постоянно жившие во дворе, вероятно, ученые, назывались дворными, другие были гончие, также сступные, спускные и, наконец, дикие, которых поставляли на потеху прямо из лесу. Зимой 1664 г. привезены были из Мезени даже и белые медведи. Медвежья потеха была разнообразна, но вся она распределялась собственно на три статьи: медвежья травля, медвежий бой и медвежья комедия, если правильно будет так назвать медвежьи представления с поводчиками, т. е. с неизменной его спутницей – ряженой козой. Должно полагать, что все эти три статьи входили в состав каждого зрелища медвежьей потехи, которое могло начинаться комедией или драмой – травлей и оканчиваться трагедией – боем или единоборством. Во всяком случае, это был довольно разнообразный и очень занимательный спектакль для тогдашнего общества, вполне заменявший ему наши театральные зрелища. Медвежьи увеселения давались обычно в Кремле на дворце, т. е. где-либо на нижнем под горой или на заднем государевом дворе, на особо устроенном для того месте. В XVII ст. нередко они давались и на старом Цареборисовском дворе, у палат патриарха. Кроме того, эта потеха справлялась иногда и в загородных дворцах, при царях Михаиле и Алексее довольно часто в Покровском-Рубцове, в Хорошове, в Танинском. На Масленой неделе эта государева потеха устраивалась обычно на Москве-реке для всенародного зрелища и увеселения".
При Псарном дворе появилась в 1628 году деревянная церковь Николы во Псарях. По мере переезде Псарного двора с места на место — переезжала и церковь.
Следующий русский царь Алексей Михайлович псарную охоту не жаловал и отправил Псарный двор подальше от Кремля. Потешный и псарный двор со всеми службами он перенес на окраинную Пресню. В 1695 году церковь получила постоянное место жительства в урочище Три Горы, за Трёхгорной заставой. Затем деревянная церковь сменилась каменной, но современная церковь была построена в начале прошлого века и освящена 1 декабря 1902 года.
С храмом связано имя Александра Васильевича Александрова (1883-1946) — создателя и руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, автора Государственного гимна СССР и России.
Мало кто знал в советское время, что большую часть жизни Александров был связан с духовной музыкой.
"Между тем, уже с четырех лет Саша Коптелев (такова подлинная фамилия Александрова) пел на клиросе; у него был звучный альт и прекрасный музыкальный слух. В 1892 году А. В. Александров становится певчим, а затем и солистом одного из лучших хоров Петербурга — хора Казанского собора, которым руководил В. А. Фатеев. В 1900 году он заканчивает Придворную певческую капеллу и получает звание регента. Позднее А. В. Александров учится в Петербургской (два года) и Московской консерваториях.
В 1902 году Александров становится регентом соборного хора в селе Бологое Тверской губернии, а в 1906 году «завоевывает» по конкурсу должность регента архиерейского хора и в самой Твери. С 1918 по 1922 год (до того, как храм был занят обновленцами) А. В. Александров возглавлял хор храма Христа Спасителя г.Москвы. Кроме того, в 20-е годы он был регентом московского храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах. А. В. Александров был также духовным композитором. Однако судьбу его церковных сочинений нельзя назвать удачной — их полного собрания, к сожалению, нет ни в одном библиотечном, архивном или частном хранилище". ( Н. Ю. Плотникова, Русская духовная музыка XIX-нач. XX века: страницы истории. М., 2007)
В начале 1920-х годов XX века храм был разграблен, а в 1929 году перестроен, при этом колокольня и купол храма были разрушены. С конца 1920-х годов вплоть до начала 1990-х годов в его помещениях размещался клуб, а позднее Детский Дом Культуры (ДДК) имени Павлика Морозова. В 1992 году храм был возвращен церкви и в течение 10 лет реставрировался.
Зато теперь церковь вновь действует и напоминает нам об истории Москвы.
- Адрес:
Москва, Нововаганьковский переулок, 9
Дешёвый ✈️ по направлению Москва