1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- Россия, Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, дом 21
Дом купца, спасшего Симонов монастырь
В Москве Афанасий Иванович появился в 1744 году, занимался торговлей экспортом пеньки и импортом зарубежных товаров. Был известным благотворителем и общественным деятелем, венцом его общественной карьеры было избрание Московским городским головой. Эту должность он занимал с 1792 по 1795 год. Много на этой должности он не достиг, но с этим постом связана занимательная история. Оказывается не только при советской власти закрывали храмы и монастыри. В книге "Рассказы Сергея Михайловича Голицына, записанные
М.П. Полуденским»" расссказывается : " В царствование императрицы Екатерины II Симонов монастырь был запечатан, а кельи превращены в казармы; одна церковь была оставлена, в которой полковой священник служил по праздникам. Купечества московское жалело о монастыре; градской глава Афанасий Иванович Долгов по совещании с другими купцами решился просить Императрицу перевести казармы;он уверял Императрицу, что в ночь на светлое Христово Воскресение,несмотря на то, что церковь была запечатана, в ней видели освящение. Императрица согласилась перевести казармы, монастырь был снова открыт, Афанасий Иванович Долгов обновил его и положил 200 т. капиталу на его содержание. "
Усадьба была восстановлена после московского пожара 1812 года и получила современный вид в 1817-1822 годах.
В Москве доходных домов у Долгова было несколько и большинство из них он сдавал в наём. Поэтому когда в середине XIX века он усадьбу продал другому московскому купцу Ивану Петровичу Жемочкину, то на улице Долгов не остался. По наследству дом перешел сыну Ивана Петровича — Николаю Ивановичу Жемочкину (дата рождения неизвестна -1936). Дядя Николая Ивановича- Михаил Петрович имел 6 сыновей. 5 кожевенных заводов в конце XIX века в Москве и Подмосковье принадлежали его двоюродным братьям. Самому Николаю Ивановичу от отца досталось 2 кожевенных завода, которые производили кожаные изделия, в том числе пользовавшуюся большим спросом лошадиную упряжь, а также склады и магазин в Верхних торговых рядах на Варварке.
Интересно, что отец и сын Жемочкины были последовательно старостами в храме иконы "Всех Скорбящих Радость", которую помог перестроить их предшественник по усадьбе купец Долгов.
В 1918 году все заводы, склады и магазины были национализированы, а Николай Иванович вместе с женой Верой Алексеевной (девичья фамилия — Абрикосова) были высланы в Тарусу. С ними уехала их старшая дочь Анна (1893 — 1971). Замуж она так и не вышла, ухаживая за родителями вплоть до их смерти.
Всего у Николая Ивановича и Веры Алексеевны было 6 детей. Пятеро из них прожили долгую жизнь и умерли в старости. Удивительно, что когда флигель, где жили Жемочкины, разделили на мелкие коммунальные клетушки, то разрешили детям Жемочкиных там жить и даже внуки там родились. Трое из детей остались жить в родительском доме: Вера Николаевна (1895-1975), Елизавета Николаевна(1898 – 1977) и Владимир Николаевич (1902-1976). Отсюда они переехали, уже будучи на пенсии, на новые квартиры. Где жила Надежда Николаевна (1904-1974) — неизвестно, но замуж она не вышла, работала библиотекарем после окончания Московского Государственного университета, затем заведующей районной педагогической библиотекой.
Только у сына Леонида Николаевича (1894- 1918) жизнь прервалась практически сразу после революции, остается только догадываться, что с ним произошло.
В центральном доме усадьбы после революции размещались различные учреждения.
- Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, дом 21
Дешёвый ✈️ по направлению Москва