1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Донская пл., 1
- (495) 954-10-10
- www.patriarchia.ru/db/text/261308.html
Донской монастырь. Часть первая
Монастырь был основан в 1591 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.
Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословлял великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву. Икона была принесена донскими казаками, прибывшими на помощь в битве с татарами. Святыня находилась с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы ее назвали Донской, как и князя Дмитрия Ивановича, которому казаки преподнесли икону в дар.
В этот раз, когда войска хана были уже недалеко от Москвы, царь Фёдор Иоаннович велел совершить крестный ход с иконой вокруг рубежей обороны, а потом поместить её в походную церковь, где он всю ночь провёл в молитвах перед ней. Утром образ был поставлен среди воинских рядов, произошло несколько стычек, но бой так и не начался.
Фото из интернета
Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Борис Годунов уговорил одного дворянина попасть в плен к татарам с дезинформацией о прибытии подкрепления к Москве. Операция прошла успешно, и тот оказался в татарской ставке. На вопрос хана о беспрестанной стрельбе, не приносящей им урона, пленный заметил, что это радость по случаю прибытия тридцати тысяч поляков и немцев. Дворянина жестоко пытали, но он не отошел ни на каплю от своего показания. Имя героя осталось неизвестным.
Убедившись, что Москва надежно защищена, Казы-Гирей не стал больше рисковать и в панике, со своим войском, обратился в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб. Это объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которая сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.
Монастырь возник как раз на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами и стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, это Новодевичий, Даниловский и Симоновский монастыри. Они были призваны охранять Москву от неприятеля.
Наша экскурсия началась с северной стены со Святых (Северных) ворот монастыря с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Долгие годы монастырь бедствовал, средств не хватало, монахи нищенствовали, никаких работ по его укреплению не проводилось, поэтому и стена, окружавшая его, была бревенчатой. Во второй половине 17 века дела в монастыре наладились, потекли очень богатые пожертвования крупнейшей московской знати и уже с 1686 по 1711 годы, во время правления Петра I, возводятся монастырские стены с двенадцатью красивыми и величавыми башнями, очень похожими на стены Девичьего монастыря. Башен было двенадцать, круглой и квадратной формы, а венчали их пышные узорные "короны".
Стены с башнями служили ещё и подобием Небесного Иерусалима, показывали отгороженность от внешнего мира.
Строительство велось на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Яков тоже был думным дьяком, но потом постригся в монахи в Донской монастырь. Семья Кирилловых много жертвовали на эту обитель.
Церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери была построена в стиле "нарышкинского барокко" в 1713-1714 годах на средства царицы Прасковьи Федоровны, жены брата Петра I. Она четырёх ярусная, верхний уровень, отделенный сводами с открытыми арками, предназначен для звонницы. Строил её Иван Петрович Зарудный, известный зодчий петровского времени.
Здесь молился патриарх Тихон во время заточения.
Сегодня внутри помещения храма размещается архив Академии архитектуры.
Пройдём через ворота. Слева от них к ним примыкает бывшая караульня, в которой содержался с 1922 года патриарх Московский Тихон. Почти до самой смерти он прожил здесь в двух тесных кельях под постоянным комсомольцев.присмотром
В этот период он пережил два покушения на жизнь. Два верхних окна и есть келья патриарха. Сейчас в здании находится Мемориальный музей Келья патриарха В музее я не была, в нём хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
Фото из интернета
Он был возведен на Патриарший престол в разгар революции в ноябре 1917 года, выбран был по жребию, по божьему промыслу. Спустя год написал письмо Совету Народных Комиссаров, в котором обличал их за насилие и разжигание ненависти:
"Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. <..> Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем либо провинились, но и тех, которые даже пред вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве "заложников"; этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами, не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждениям. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем неповинных, а просто по огульному обвинению в какой то расплывчатой и неопределенной контрреволюционности. Бесчеловечная жизнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения".
За это письмо Тихон был подвергнут домашнему аресту в Донском монастыре.
Фото из интернета
В 1924 году было принято постановление о прекращении дела по обвинению Патриарха Тихона. Но после освобождения он прожил недолго. 25 марта (7 апреля) 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности, в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая..."
Здесь же, в северо-западной части монастыря находятся небольшие храмы, построенные совсем недавно.
В 1977 году, построен небольшой храм в честь святителя Тихона. В цокольной части устроена крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Богослужение в храме совершаются в день памяти святителя Тихона и святого благоверного Вячеслава Чешского.
Рядом расположена Церковь в честь князя Александра Невского возведённая в 2006 году на месте бывших монастырских огородов.
Храм Георгия Победоносца построен в 2000 году, увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.
Фото из интернета
Справа от ворот находится Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины выполнены в византийском стиле в 1888 году на средства купеческой семьи Первушиных, как родовая усыпальница. В нижнем ярусе – церковь великомученицы Екатерины. Архитектор — А. Венсан.
Богослужения в этом храме проходят лишь в дни престольных праздников. В нижнем храме в настоящее время располагается реставрационная мастерская Донского монастыря.
На момент моего посещения здание было в лесах, шёл ремонт.
Братские кельи (времён Петра I), где живут монахи, доступ к ним запрещён. Они отделяют центральную часть монастыря от монастырского двора. Позже здесь разместилась монастырская гостиница.
Архимандритские покои (Настоятельские покои, 1745-1750 гг.). Дом настоятеля в Донском монастыре – небольшой двухэтажный домик скромной архитектуры, он примечателен тем, что в истории его строительства отразились особенности московской архитектуры конца 18 века. Таких зданий, которые бы не подвергались перестройке, почти не осталось в городе.
Фото из интернета
Западные ворота монастыря с надвратной колокольней были построены в 1683 году на месте ранее существовавших по проекту А.И. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев. В колокольне была устроена церковь праведных Захарии и Елисаветы. В середине 1990-х годов в проездной арке ворот художницей Н. П. Ермаковой были выполнены росписи с сюжетами из истории монастыря. На южной стене помещены сюжеты, связанные с основанием монастыря, а на северной отражены события, связанные с пребыванием Патриарха Тихона в Донском монастыре в 1920-х годах и чудесным обретением его мощей.
Колокольню Донского монастыря начинал сооружать петербургский архитектор Д. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев.
В центре монастырской территории Большой Собор Донской Богоматери — красивый и величественный. Заложен он был в 1684 году по обету Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, и по указу царевны Софьи. Это было своеобразное моление её перед походом её фаворита — князя В.В.Голицына в Крым. Строительство начали в том же году и продолжали с перерывами вплоть до 1698 года, возводился он спустя век после Малого на пожертвования городской знати и царских прихожан. Среди них — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово, и , совсем неожиданно, родственники Степана Разина, которые внесли в список людей, за которых следует молиться, Степана и Фрола Разиных, преданных анафеме.
Крышу храма украшают пять позолоченных глав — центральная большая и четыре, направленных к каждой стороне света. Позолочены они были на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова, в таком виде они сохранялись до 1802 года.
Купола чёрные, как символ отшельничества.
Фото из интернета
Весь архитектурный облик собора представляет собой достаточно редкое для того времени так называемое "лепестковое" сооружение, что придает ему уникальную неповторимость и красоту.
Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, но в соборе Донского монастыря все строго и лаконично, никаких лишних красочных деталей нет и в помине. Простая гладь стен, и только окна первого яруса обрамлены колонками с ордерными мотивами, на которых покоится разорванный треугольник фронтона.
Собор поставлен на подклет, окруженный широкой двухъярусной арочной галереей по всему контуру здания. Обе аркады первоначально были открытыми. В более поздние времена нижний ярус был заложен, а верхний остеклен. На верхний ярус галереи ведут три открытых лестницы. Парадным крыльцом при этом является северное крыльцо, так как первоначально главный вход в монастырь был через северные ворота. Ведь ориентация монастыря такова, что дорога от города подходит к Донскому монастырю с севера, по современной Донской улице.
Фото из интернета
В подклете Большого собора в начале 18 века был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. Связано это было с тем, что в 1705 году, по повелению Петра I, наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений.
Войдём в верхний храм. Перешагнув порог сразу же обращаешь внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в 18 столетии. Они были установлены на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина. При последней реставрации их снабдили системой отопления – так что пол здесь теперь тёплый.
Настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова,во 2-й половине 18 века.
Главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты. Примечательно, что живопись иконостаса относится к переходному периоду, когда древнерусская иконописная условность начала уступать место европейской живописной манере, и в рисунках проступают новые реалистические формы.
Фото из интернета
На арках и сводах купола отсутствует традиционная церковная живопись, что уже является новой тенденцией 18 века.
Здание собора по своей архитектуре и по своим художественным качествам стоит на переломе двух эпох – эпохи Древнерусской архитектуры конца 17 века и нарождающегося нового стиля 18 века, с его имперской и светской пышностью.
Многие столетия в Большом соборе хранилась чудотворная Донская икона Божией Матери, но в советское время она была реквизирована и помещена в Третьяковскую галерею. Раз в год, 1 сентября, власти разрешают переносить образ из музея в монастырь для совершения торжественного праздничного богослужения.
Центральный вход – северные ворота. Они направлены в сторону Кремля и Тихвинской церкви. Здесь священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина, Светлану Аллилуеву, под именем Фотиния (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге, конечно же, сделано не было.
Малый собор Донской иконы Божией Матери был возведён на месте походного алтаря с иконой Донской богоматери, предположительно, по проекту Фёдора Коня.
Это был однокупольный храм, почти квадратный, с тремя округлыми апсидами, он был первой каменной постройкой на территории монастыря. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили поныне существующей главой луковичной формы. Таким он дошёл до нас.
Наружную отделку и внутреннее убранство утверждал царь Борис Годунов. Итальянский художник Клауди в 1795 году расписал церковь фресками и картинами, нанёс на стену портрет государя, но ничего не сохранилось. Позднее внутреннее пространство храма расписывается уже русскими мастерами.
В храме погребено много братии монастыря, весь пол в плитах над захоронениями, они есть и у входа.
Фото из интернета
В 1771 году произошло одно из самых широко известных того времени мрачных событий — Чумной бунт в стране. Свирепствовала чудовищная эпидемия, уносящая тысячи жизней. Люди были в панике. На улицах Москвы можно было видеть и больных, и здоровых, и мертвых. Гробов не хватало. Медики чаще всего ничем не могли помочь заболевшим. Люди искали спасения в вере в Господа. Народ ежедневно собирался у Варварских ворот в Китай-городе возле чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери. И больные, и здоровые целовали святыню, способствуя распространению эпидемии. Архиепископ Амвросий, сознавая это, запретил молебны, а саму икону велел убрать. Это привело толпу в ярость, а скрывшегося в Донском монастыре архиепископа она растерзала, затем стала уничтожать дома знати и карантинные заставы. Через три дня народный бунт был подавлен. По приказу Екатерины II убийцы Амвросия были казнены через повешение на Красной площади.
.
Фото из интернета
Архиепископ был похоронен в Малом соборе. Над его могилой установлен памятник.
Фото из интернета
Малый Собор Донского монастыря известен тем, что в нём находится мироварница, в которой варят миро и раздают во все храмы РПЦ для совершения миропомазания и освящения церквей.
Начинается мироварение в чистый четверг Великого Поста с обязательной службой, которую ведёт лично Патриарх, и он же разжигает печь.
Состав святого мира является тайной, но известно, что в него входит сорок ингредиентов. Говорят, что когда его варят, аромат разносился по всей территории монастыря.
За многовековую историю, храм перенёс многое.
В период смуты в начале 16 века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.
В 1812 году монастырь, был разорен и разграблен французскими войсками. но главные ценности ещё до их прихода удалось вывести в Вологду. Французы разместились по кельям, а Малый собор превратили в конюшню. В алтаре ночевали лошади, привязанные к престолу. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова обитель восстановили. Им было прислано 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все иконы нижнего яруса иконостаса в Большом соборе.
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. В конце 1920-х годов внутреннее убранство собора было демонтировано, уничтожено надгробие Патриарха Тихона и место его захоронения было утеряно впоследствии. Внутренние площади храма использовалось в качестве общежития для строителей московского метрополитена. В 1992 году мощи святителя Тихона торжественно перенесли в Большой собор. Рака с мощами святителя Тихона находится слева от царских врат в Большом соборе монастыря.
Учитывая, что большую часть Донского монастыря занимает некрополь, то практически все исторические памятники расположены на территории кладбища. При монастыре было принято создавать фамильные церкви-усыпальницы.
Так, над могилами князей Зубовых в 1796–1798 годах возвели Церковь Александра Свирского в виде ротонды.Заказчиком постройки был сын сенатора Н.А. Зубов, ученик и впоследствии зять А.В. Суворова.
Храм выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.
К востоку от собора стоит небольшая церковь Иоанна Лествичника.
Она построена в 1896–1897 годах на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко, первоначально как часовня-усыпальница для его семьи, в 1898 году переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в псевдорусском стиле. Стены церкви украшены лепными деталями и декоративными орнаментами.
Часовня-усыпальница Простяковых, она находится рядом с выше перечисленными.
Иван Григорьевич Простяков, 1843 года рождения, приехал в Москву из деревни и стал одним из крупнейших фабрикантов и домовладельцев. Имея успех в коммерции, Иван Григорьевич занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Ему, кстати, принадлежало несколько домов на Донской улице, поэтому эту местность москвичи называли Простяковкой.
Недалеко находится и особо почитаемая святыня Часовня-мавзолей семьи фабриканта Левченко.
Она построена по проекту архитектора Р. И. Клейна в стиле новгородских соборов и украшена мозаикой, выполненной по рисункам художника В. М. Васнецова.
В левом крыле усыпальницы находится мозаичная икона Николая Чудотворца со следами пуль, они и выбитые кусочки стеклянной смальты хорошо видны на золотом фоне вокруг головы святителя.
В 1918 году солдаты стреляли в мозаичный образ святителя Николая в часовне Левченко, пуля срикошетила, и попала одному из них в грудь. Он упал и больше не поднялся.
Говорят, что все матери, которые приходили сюда, когда наши солдаты бились с немцами в Отечественную войну, дождались своих сыновей. С тех пор васнецовского Николу в Донском монастыре почитают чудотворным.
На стене изображён герб семьи, он был пожалован Осипу Левченко, титулярному советнику и Алексею Левченко, коллежскому секретарю в.1829 году.
В южной части монастыря находится Церковь Михаила Архангела — усыпальница Голицыных построенная в 1806-1809 году по проекту архитектора И. В. Еготова ученика В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Изначально храм проектируется как храм-усыпальница представителей рода Голицыных. Возводится храм на личные средства Анны Александровны Голицыной, урожденной Строгановой. В 1809 был освящён архимандритом Виктором во имя Архангела Михаила, — небесного покровителя ее супруга Михаила Михайловича Голицына.
Этот храм стал усыпальницей для многих представителей рода Голицыных, среди которых был московский генерал-губернатор Д.В. Голицын, его супруга Н.П. Голицына, послужившая прототипом старой графини в "Пиковой даме" А.С. Пушкина.
Однако на месте Михайловского храма ранее уже существовала каменная церковь. Она была построена в 1714-1715 годах в память погребенных в Малом соборе представителей древнего рода Дурново. Строительство велось на частные средства родителей погребенного в Донском монастыре Ефима Дурново. Церковь с больничной палатой была освящена в честь преподобного Ефимия Великого. Нужно отметить, что больничные палаты относились не к лечебным заведениям в нынешнем понимании термина, а к богадельням преимущественно для собственных неизлечимо больных, престарелых и увечных насельников. К началу 19 века храм стал ветхим, и тогда деньги на его переустройство пожертвовала А. Голицина с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей, что и было сделано.
Новый храм был выстроен в классических формах московского ампира. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые часто возводили в родовых усадьбах в конце XVIII начале XIX веков. Главный вход в храм украшен портиком. Две пары столбов поддерживают массивный фронтон, в тимпане которого в лучах всевидящее око господнее.
Между колоннами на фасаде церкви необычная символика. Слева — лента с узлами, закрытая книга, чаша с расходящимися от нее солнечными лучами, перекрещенные свечи в подсвечниках, лампада. Справа тоже лента с узлами, перекрещенные три свечи в подсвечниках, митра и сломанный трилистниковый крест. Нашла статью, где пишут, что это воинские атрибуты, но мало на них похоже, по-моему.
Фото из интернета
В самой церкви есть на что посмотреть, в нём много надгробий. Голицыны нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция, впрочем, как и другие.
.
Фото из интернета.
Полностью храм был расписан в 1877 году художником М.Е. Головановым.
В настоящее время можно видеть в центральном барабане изображение Христа Пантократора, в простенках окон барабана изображение ангелов, а на парусах изображение Евангелистов. На западной стене трапезной была раскрыта композиция "Нагорная проповедь" 1895 года.
Внутри я не была, даже не знаю, есть ли в неё свободный вход.
Фото из интернета
Храм св. Серафима Саровского и Анны Кашинской. До него я не дошла и не жалею об этом. Заложен он был в 1904 году, а освящён в 1914.
Крематорий. Фото из интернета
В конце 20-х годов прошлого века Москве срочно понадобился крематорий, строить его видимо было некогда, а может быть и не на что, поэтому лучше ничего не могли придумать как приспособить под крематорий... церковь..! Не повезло именно этому храму. Был даже объявлен конкурс, как изменить здание, чтобы он в нём не угадывался. В 1927 году он заработал на полную мощность.
Фото из интернета
Сейчас это вновь действующий храм.
В 1926 году монастырь был закрыт, но небольшая часть монахов, ещё оставалась в его стенах.
К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти.
Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. В него привозили фрагменты памятников зодчества, подготовленных к уничтожению, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе.
В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.
На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и памятники с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале.
Горельефы храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, находятся у восточной стены монастыря, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке. Темами скульптурных композиций являются библейские и исторические сюжеты, посвященные военным победам и борьбе с поработителями.
Эти шедевры созданы русским скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г. Горельефы выполнены из белого мрамора с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Они просто великолепны!
Горельеф "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар".
Слева направо: воины-монахи Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы Боброк Волынский и Владимир Серпуховской.
Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, //"пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает". Осенив князя честным крестом преподобный, пророчески изрек: "Иди против безбожных, и с Божией помощью ты победишь и вернёшься в своё отечество невредимым с великими почестями".
Сергий, несмотря на запрет инокам участвовать в боях под угрозой отлучения от церкви и гибели бессмертной души, благословил на битву пожелавших стать добровольцами и выйти против преступников из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках двух схимонахов боярского рода — опытных в военном деле Пересвета и Ослябю.
Горельеф "Встреча Давида, победившего Голиафа".
Во время войны между племенами израильтян и филистимлян юный Давид прославился победой над великаном Голиафом. Когда войска противников стояли на поле брани друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф, вызывая охотника вступить с ним в единоборство. Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого.
В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном.
Юношу опоясали мечом, голову покрыли шлемом. Но в таком непривычном для себя вооружении он не мог двигаться. Сбросив доспехи, Давид взял пращу и быстро побежал навстречу тяжело ступавшему противнику. Метко пущенный им из пращи камень попал в лоб Голиафа, и великан свалился наземь. Устрашенные филистимляне обратились в бегство. Царь Саул выдал за Давида свою дочь Мелхолу и сделал его своим военачальником.
Горельеф с Храма Христа Спасителя "Воин Георгий".
Горельеф "Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями".
Библейский сюжет, в котором Авраам возвращался с отбитыми у четырёх восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи.
Горельеф Мариам — библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.
Девора — призывающая народ Израиля к борьбе против царя Явина.
Бронзовые горельефы с бывшей Триумфальной арки, находившейся на Брестском (Белорусском) вокзале, их можно увидеть на восточной стене монастыря. Крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира.
Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение.
Основные достопримечательности были осмотрены. остался некрополь, но о нём в следующей заметке.
- Адрес:
Москва, Донская пл., 1
- Телефон:
(495) 954-10-10
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 18 янв 2023, 17:40удалитьСпасибо, Нина, за столь подробный рассказ.
Все в этом месте сошлось — история, великолепие старых и новых храмов.
Там можно сутки гулять, чтобы все увидеть и прочувствовать.
В копилку, не была там - 23 янв 2023, 15:11удалитьПисать о Донском трудно, уж больно много значимых церквей и могил.
У меня собралось много фото по годам и временам года.
Хожу навещать родственников на Радоницу.
Спасибо за труд! - 23 янв 2023, 16:34удалитьЭто точно! В нём о каждом храме и почти каждой могиле можно писать отдельный пост.
- 19 янв 2023, 20:09удалитьБыл здесь в начале 90-х годов. Запомнились горельефы с храма Христа Спасителя. Тогда там ещё был бассейн Москва
- 19 янв 2023, 20:42удалитьГорельефы меня восзитили! Да и монастырь произвёл впечатление, особенно некрополь.
- 25 янв 2023, 11:17удалитьНина, с удовольствием прочитала вашу заметку — какой подробный рассказ, чудесные фотографии. Давно не заходила на сайт и сейчас жалею об этом.
- 25 янв 2023, 15:01удалитьСейчас продолжение о некрополе дописываю. очень большой по объёму материал, трудно писать.
- 25 янв 2023, 19:02удалитьДелите на части, м.б. будет проще чуть-чуть...
- 25 янв 2023, 19:35удалитьДелить не хочется. Что написала, то и опубликую, а так — конца и края не будет ))
- 12 мар 2023, 19:57удалитьНина большой труд написать про этот знаменитый монастырь, я даже не берусь, зная насколько он сложный и многослойный. Был в нем много раз конечно же, и наверное с десяток раз еще в 80-е годы когда мы изучали историю и археологию в старших классах школы. Тогда он был очень заброшенный и грустный, сейчас его конечно уже неплохо привели в порядок. Но это неважно, главное, там за этими стенами какая-то особенная атмосфера, даже наверное более сильно ощущаемая чем в других старинных местах Москвы — Новодевичьем или Крутицком подворье например