...
5
Донской монастырь Москва, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Nina__Pastuhova 17 января 2023 г. в 17:34
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Москва

    Москва

    LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1861
    Хочу посетить
    35175

    1545 материалов по 1 537 объектам,  55 515 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5229
    ERCHOV 2464
     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Россия, Москва, Донская пл., 1
    • (495) 954-10-10
    • www.patriarchia.ru/db/text/261308.html
    Фотографии
    Карта
    155 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (8) помощь
    Nina__Pastuhova
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 янв 2012

    Донской монастырь. Часть первая

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    18 января 2023 года||
    GPS
    |13 (5)| 29| 63313
    5
    Донской монастырь является одним из древнейших монастырей-крепостей Москвы и одним из любимых у москвичей. Я посетила его несколько лет назад, но всё откладывала в "долгий ящик" написание заметки о нём. Он произвёл на меня большое впечатление, чувствуется в нём какая-то сила и необычная энергетика этого места.
    8

    Автор: Nina__Pastuhova


    Монастырь был основан в 1591 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.
    Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословлял великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву. Икона была принесена донскими казаками, прибывшими на помощь в битве с татарами. Святыня находилась с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы ее назвали Донской, как и князя Дмитрия Ивановича, которому казаки преподнесли икону в дар.
    В этот раз, когда войска хана были уже недалеко от Москвы, царь Фёдор Иоаннович велел совершить крестный ход с иконой вокруг рубежей обороны, а потом поместить её в походную церковь, где он всю ночь провёл в молитвах перед ней. Утром образ был поставлен среди воинских рядов, произошло несколько стычек, но бой так и не начался.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Борис Годунов уговорил одного дворянина попасть в плен к татарам с дезинформацией о прибытии подкрепления к Москве. Операция прошла успешно, и тот оказался в татарской ставке. На вопрос хана о беспрестанной стрельбе, не приносящей им урона, пленный заметил, что это радость по случаю прибытия тридцати тысяч поляков и немцев. Дворянина жестоко пытали, но он не отошел ни на каплю от своего показания. Имя героя осталось неизвестным.
    Убедившись, что Москва надежно защищена, Казы-Гирей не стал больше рисковать и в панике, со своим войском, обратился в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб. Это объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которая сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.

    Монастырь возник как раз на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами и стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, это Новодевичий, Даниловский и Симоновский монастыри. Они были призваны охранять Москву от неприятеля.
    7

    Автор: Nina__Pastuhova


    Наша экскурсия началась с северной стены со Святых (Северных) ворот монастыря с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

    Долгие годы монастырь бедствовал, средств не хватало, монахи нищенствовали, никаких работ по его укреплению не проводилось, поэтому и стена, окружавшая его, была бревенчатой. Во второй половине 17 века дела в монастыре наладились, потекли очень богатые пожертвования крупнейшей московской знати и уже с 1686 по 1711 годы, во время правления Петра I, возводятся монастырские стены с двенадцатью красивыми и величавыми башнями, очень похожими на стены Девичьего монастыря. Башен было двенадцать, круглой и квадратной формы, а венчали их пышные узорные "короны".
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Стены с башнями служили ещё и подобием Небесного Иерусалима, показывали отгороженность от внешнего мира.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Строительство велось на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Яков тоже был думным дьяком, но потом постригся в монахи в Донской монастырь. Семья Кирилловых много жертвовали на эту обитель.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери была построена в стиле "нарышкинского барокко" в 1713-1714 годах на средства царицы Прасковьи Федоровны, жены брата Петра I. Она четырёх ярусная, верхний уровень, отделенный сводами с открытыми арками, предназначен для звонницы. Строил её Иван Петрович Зарудный, известный зодчий петровского времени.
    Здесь молился патриарх Тихон во время заточения.
    Сегодня внутри помещения храма размещается архив Академии архитектуры.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Пройдём через ворота. Слева от них к ним примыкает бывшая караульня, в которой содержался с 1922 года патриарх Московский Тихон. Почти до самой смерти он прожил здесь в двух тесных кельях под постоянным комсомольцев.присмотром
    В этот период он пережил два покушения на жизнь. Два верхних окна и есть келья патриарха. Сейчас в здании находится Мемориальный музей Келья патриарха В музее я не была, в нём хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Он был возведен на Патриарший престол в разгар революции в ноябре 1917 года, выбран был по жребию, по божьему промыслу. Спустя год написал письмо Совету Народных Комиссаров, в котором обличал их за насилие и разжигание ненависти:
    "Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. <..> Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем либо провинились, но и тех, которые даже пред вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве "заложников"; этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами, не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждениям. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем неповинных, а просто по огульному обвинению в какой то расплывчатой и неопределенной контрреволюционности. Бесчеловечная жизнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения".
    За это письмо Тихон был подвергнут домашнему аресту в Донском монастыре.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    В 1924 году было принято постановление о прекращении дела по обвинению Патриарха Тихона. Но после освобождения он прожил недолго. 25 марта (7 апреля) 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности, в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая..."

    Здесь же, в северо-западной части монастыря находятся небольшие храмы, построенные совсем недавно.
    7

    Автор: Nina__Pastuhova


    В 1977 году, построен небольшой храм в честь святителя Тихона. В цокольной части устроена крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Богослужение в храме совершаются в день памяти святителя Тихона и святого благоверного Вячеслава Чешского.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Рядом расположена Церковь в честь князя Александра Невского возведённая в 2006 году на месте бывших монастырских огородов.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Храм Георгия Победоносца построен в 2000 году, увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Справа от ворот находится Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины выполнены в византийском стиле в 1888 году на средства купеческой семьи Первушиных, как родовая усыпальница. В нижнем ярусе – церковь великомученицы Екатерины. Архитектор — А. Венсан.
    Богослужения в этом храме проходят лишь в дни престольных праздников. В нижнем храме в настоящее время располагается реставрационная мастерская Донского монастыря.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    На момент моего посещения здание было в лесах, шёл ремонт.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Братские кельи (времён Петра I), где живут монахи, доступ к ним запрещён. Они отделяют центральную часть монастыря от монастырского двора. Позже здесь разместилась монастырская гостиница.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Архимандритские покои (Настоятельские покои, 1745-1750 гг.). Дом настоятеля в Донском монастыре – небольшой двухэтажный домик скромной архитектуры, он примечателен тем, что в истории его строительства отразились особенности московской архитектуры конца 18 века. Таких зданий, которые бы не подвергались перестройке, почти не осталось в городе.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Западные ворота монастыря с надвратной колокольней были построены в 1683 году на месте ранее существовавших по проекту А.И. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев. В колокольне была устроена церковь праведных Захарии и Елисаветы. В середине 1990-х годов в проездной арке ворот художницей Н. П. Ермаковой были выполнены росписи с сюжетами из истории монастыря. На южной стене помещены сюжеты, связанные с основанием монастыря, а на северной отражены события, связанные с пребыванием Патриарха Тихона в Донском монастыре в 1920-х годах и чудесным обретением его мощей.
    Колокольню Донского монастыря начинал сооружать петербургский архитектор Д. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    В центре монастырской территории Большой Собор Донской Богоматери — красивый и величественный. Заложен он был в 1684 году по обету Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, и по указу царевны Софьи. Это было своеобразное моление её перед походом её фаворита — князя В.В.Голицына в Крым. Строительство начали в том же году и продолжали с перерывами вплоть до 1698 года, возводился он спустя век после Малого на пожертвования городской знати и царских прихожан. Среди них — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово, и , совсем неожиданно, родственники Степана Разина, которые внесли в список людей, за которых следует молиться, Степана и Фрола Разиных, преданных анафеме.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Крышу храма украшают пять позолоченных глав — центральная большая и четыре, направленных к каждой стороне света. Позолочены они были на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова, в таком виде они сохранялись до 1802 года.
    Купола чёрные, как символ отшельничества.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Весь архитектурный облик собора представляет собой достаточно редкое для того времени так называемое "лепестковое" сооружение, что придает ему уникальную неповторимость и красоту.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, но в соборе Донского монастыря все строго и лаконично, никаких лишних красочных деталей нет и в помине. Простая гладь стен, и только окна первого яруса обрамлены колонками с ордерными мотивами, на которых покоится разорванный треугольник фронтона.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Собор поставлен на подклет, окруженный широкой двухъярусной арочной галереей по всему контуру здания. Обе аркады первоначально были открытыми. В более поздние времена нижний ярус был заложен, а верхний остеклен. На верхний ярус галереи ведут три открытых лестницы. Парадным крыльцом при этом является северное крыльцо, так как первоначально главный вход в монастырь был через северные ворота. Ведь ориентация монастыря такова, что дорога от города подходит к Донскому монастырю с севера, по современной Донской улице.

    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    В подклете Большого собора в начале 18 века был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. Связано это было с тем, что в 1705 году, по повелению Петра I, наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Войдём в верхний храм. Перешагнув порог сразу же обращаешь внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в 18 столетии. Они были установлены на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина. При последней реставрации их снабдили системой отопления – так что пол здесь теперь тёплый.

    Настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова,во 2-й половине 18 века.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты. Примечательно, что живопись иконостаса относится к переходному периоду, когда древнерусская иконописная условность начала уступать место европейской живописной манере, и в рисунках проступают новые реалистические формы.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    На арках и сводах купола отсутствует традиционная церковная живопись, что уже является новой тенденцией 18 века.
    Здание собора по своей архитектуре и по своим художественным качествам стоит на переломе двух эпох – эпохи Древнерусской архитектуры конца 17 века и нарождающегося нового стиля 18 века, с его имперской и светской пышностью.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Многие столетия в Большом соборе хранилась чудотворная Донская икона Божией Матери, но в советское время она была реквизирована и помещена в Третьяковскую галерею. Раз в год, 1 сентября, власти разрешают переносить образ из музея в монастырь для совершения торжественного праздничного богослужения.

    Центральный вход – северные ворота. Они направлены в сторону Кремля и Тихвинской церкви. Здесь священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина, Светлану Аллилуеву, под именем Фотиния (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге, конечно же, сделано не было.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Малый собор Донской иконы Божией Матери был возведён на месте походного алтаря с иконой Донской богоматери, предположительно, по проекту Фёдора Коня.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Это был однокупольный храм, почти квадратный, с тремя округлыми апсидами, он был первой каменной постройкой на территории монастыря. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили поныне существующей главой луковичной формы. Таким он дошёл до нас.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Наружную отделку и внутреннее убранство утверждал царь Борис Годунов. Итальянский художник Клауди в 1795 году расписал церковь фресками и картинами, нанёс на стену портрет государя, но ничего не сохранилось. Позднее внутреннее пространство храма расписывается уже русскими мастерами.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    В храме погребено много братии монастыря, весь пол в плитах над захоронениями, они есть и у входа.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    В 1771 году произошло одно из самых широко известных того времени мрачных событий — Чумной бунт в стране. Свирепствовала чудовищная эпидемия, уносящая тысячи жизней. Люди были в панике. На улицах Москвы можно было видеть и больных, и здоровых, и мертвых. Гробов не хватало. Медики чаще всего ничем не могли помочь заболевшим. Люди искали спасения в вере в Господа. Народ ежедневно собирался у Варварских ворот в Китай-городе возле чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери. И больные, и здоровые целовали святыню, способствуя распространению эпидемии. Архиепископ Амвросий, сознавая это, запретил молебны, а саму икону велел убрать. Это привело толпу в ярость, а скрывшегося в Донском монастыре архиепископа она растерзала, затем стала уничтожать дома знати и карантинные заставы. Через три дня народный бунт был подавлен. По приказу Екатерины II убийцы Амвросия были казнены через повешение на Красной площади.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    .
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Архиепископ был похоронен в Малом соборе. Над его могилой установлен памятник.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Малый Собор Донского монастыря известен тем, что в нём находится мироварница, в которой варят миро и раздают во все храмы РПЦ для совершения миропомазания и освящения церквей.
    Начинается мироварение в чистый четверг Великого Поста с обязательной службой, которую ведёт лично Патриарх, и он же разжигает печь.
    Состав святого мира является тайной, но известно, что в него входит сорок ингредиентов. Говорят, что когда его варят, аромат разносился по всей территории монастыря.

    За многовековую историю, храм перенёс многое.
    В период смуты в начале 16 века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.
    В 1812 году монастырь, был разорен и разграблен французскими войсками. но главные ценности ещё до их прихода удалось вывести в Вологду. Французы разместились по кельям, а Малый собор превратили в конюшню. В алтаре ночевали лошади, привязанные к престолу. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова обитель восстановили. Им было прислано 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все иконы нижнего яруса иконостаса в Большом соборе.

    В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. В конце 1920-х годов внутреннее убранство собора было демонтировано, уничтожено надгробие Патриарха Тихона и место его захоронения было утеряно впоследствии. Внутренние площади храма использовалось в качестве общежития для строителей московского метрополитена. В 1992 году мощи святителя Тихона торжественно перенесли в Большой собор. Рака с мощами святителя Тихона находится слева от царских врат в Большом соборе монастыря.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Учитывая, что большую часть Донского монастыря занимает некрополь, то практически все исторические памятники расположены на территории кладбища. При монастыре было принято создавать фамильные церкви-усыпальницы.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Так, над могилами князей Зубовых в 1796–1798 годах возвели Церковь Александра Свирского в виде ротонды.Заказчиком постройки был сын сенатора Н.А. Зубов, ученик и впоследствии зять А.В. Суворова.
    Храм выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.
    8

    Автор: Nina__Pastuhova


    К востоку от собора стоит небольшая церковь Иоанна Лествичника.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Она построена в 1896–1897 годах на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко, первоначально как часовня-усыпальница для его семьи, в 1898 году переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в псевдорусском стиле. Стены церкви украшены лепными деталями и декоративными орнаментами.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Часовня-усыпальница Простяковых, она находится рядом с выше перечисленными.
    Иван Григорьевич Простяков, 1843 года рождения, приехал в Москву из деревни и стал одним из крупнейших фабрикантов и домовладельцев. Имея успех в коммерции, Иван Григорьевич занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Ему, кстати, принадлежало несколько домов на Донской улице, поэтому эту местность москвичи называли Простяковкой.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Недалеко находится и особо почитаемая святыня Часовня-мавзолей семьи фабриканта Левченко.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Она построена по проекту архитектора Р. И. Клейна в стиле новгородских соборов и украшена мозаикой, выполненной по рисункам художника В. М. Васнецова.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    В левом крыле усыпальницы находится мозаичная икона Николая Чудотворца со следами пуль, они и выбитые кусочки стеклянной смальты хорошо видны на золотом фоне вокруг головы святителя.
    В 1918 году солдаты стреляли в мозаичный образ святителя Николая в часовне Левченко, пуля срикошетила, и попала одному из них в грудь. Он упал и больше не поднялся.
    Говорят, что все матери, которые приходили сюда, когда наши солдаты бились с немцами в Отечественную войну, дождались своих сыновей. С тех пор васнецовского Николу в Донском монастыре почитают чудотворным.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    На стене изображён герб семьи, он был пожалован Осипу Левченко, титулярному советнику и Алексею Левченко, коллежскому секретарю в.1829 году.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    В южной части монастыря находится Церковь Михаила Архангела — усыпальница Голицыных построенная в 1806-1809 году по проекту архитектора И. В. Еготова ученика В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Изначально храм проектируется как храм-усыпальница представителей рода Голицыных. Возводится храм на личные средства Анны Александровны Голицыной, урожденной Строгановой. В 1809 был освящён архимандритом Виктором во имя Архангела Михаила, — небесного покровителя ее супруга Михаила Михайловича Голицына.
    Этот храм стал усыпальницей для многих представителей рода Голицыных, среди которых был московский генерал-губернатор Д.В. Голицын, его супруга Н.П. Голицына, послужившая прототипом старой графини в "Пиковой даме" А.С. Пушкина.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Однако на месте Михайловского храма ранее уже существовала каменная церковь. Она была построена в 1714-1715 годах в память погребенных в Малом соборе представителей древнего рода Дурново. Строительство велось на частные средства родителей погребенного в Донском монастыре Ефима Дурново. Церковь с больничной палатой была освящена в честь преподобного Ефимия Великого. Нужно отметить, что больничные палаты относились не к лечебным заведениям в нынешнем понимании термина, а к богадельням преимущественно для собственных неизлечимо больных, престарелых и увечных насельников. К началу 19 века храм стал ветхим, и тогда деньги на его переустройство пожертвовала А. Голицина с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей, что и было сделано.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Новый храм был выстроен в классических формах московского ампира. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые часто возводили в родовых усадьбах в конце XVIII начале XIX веков. Главный вход в храм украшен портиком. Две пары столбов поддерживают массивный фронтон, в тимпане которого в лучах всевидящее око господнее.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Между колоннами на фасаде церкви необычная символика. Слева — лента с узлами, закрытая книга, чаша с расходящимися от нее солнечными лучами, перекрещенные свечи в подсвечниках, лампада. Справа тоже лента с узлами, перекрещенные три свечи в подсвечниках, митра и сломанный трилистниковый крест. Нашла статью, где пишут, что это воинские атрибуты, но мало на них похоже, по-моему.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    В самой церкви есть на что посмотреть, в нём много надгробий. Голицыны нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция, впрочем, как и другие.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    .
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета.
    Полностью храм был расписан в 1877 году художником М.Е. Головановым.
    В настоящее время можно видеть в центральном барабане изображение Христа Пантократора, в простенках окон барабана изображение ангелов, а на парусах изображение Евангелистов. На западной стене трапезной была раскрыта композиция "Нагорная проповедь" 1895 года.
    Внутри я не была, даже не знаю, есть ли в неё свободный вход.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Храм св. Серафима Саровского и Анны Кашинской. До него я не дошла и не жалею об этом. Заложен он был в 1904 году, а освящён в 1914.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Крематорий. Фото из интернета
    В конце 20-х годов прошлого века Москве срочно понадобился крематорий, строить его видимо было некогда, а может быть и не на что, поэтому лучше ничего не могли придумать как приспособить под крематорий... церковь..! Не повезло именно этому храму. Был даже объявлен конкурс, как изменить здание, чтобы он в нём не угадывался. В 1927 году он заработал на полную мощность.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Сейчас это вновь действующий храм.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    В 1926 году монастырь был закрыт, но небольшая часть монахов, ещё оставалась в его стенах.
    К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. В него привозили фрагменты памятников зодчества, подготовленных к уничтожению, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.
    На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и памятники с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Горельефы храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, находятся у восточной стены монастыря, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке. Темами скульптурных композиций являются библейские и исторические сюжеты, посвященные военным победам и борьбе с поработителями.
    Эти шедевры созданы русским скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г. Горельефы выполнены из белого мрамора с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Они просто великолепны!
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Горельеф "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар".
    Слева направо: воины-монахи Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы Боброк Волынский и Владимир Серпуховской.

    Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, //"пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает". Осенив князя честным крестом преподобный, пророчески изрек: "Иди против безбожных, и с Божией помощью ты победишь и вернёшься в своё отечество невредимым с великими почестями".
    Сергий, несмотря на запрет инокам участвовать в боях под угрозой отлучения от церкви и гибели бессмертной души, благословил на битву пожелавших стать добровольцами и выйти против преступников из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках двух схимонахов боярского рода — опытных в военном деле Пересвета и Ослябю.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Горельеф "Встреча Давида, победившего Голиафа".
    Во время войны между племенами израильтян и филистимлян юный Давид прославился победой над великаном Голиафом. Когда войска противников стояли на поле брани друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф, вызывая охотника вступить с ним в единоборство. Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого.
    В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном.

    Юношу опоясали мечом, голову покрыли шлемом. Но в таком непривычном для себя вооружении он не мог двигаться. Сбросив доспехи, Давид взял пращу и быстро побежал навстречу тяжело ступавшему противнику. Метко пущенный им из пращи камень попал в лоб Голиафа, и великан свалился наземь. Устрашенные филистимляне обратились в бегство. Царь Саул выдал за Давида свою дочь Мелхолу и сделал его своим военачальником.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Горельеф с Храма Христа Спасителя "Воин Георгий".
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Горельеф "Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями".

    Библейский сюжет, в котором Авраам возвращался с отбитыми у четырёх восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Горельеф Мариам — библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Девора — призывающая народ Израиля к борьбе против царя Явина.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Бронзовые горельефы с бывшей Триумфальной арки, находившейся на Брестском (Белорусском) вокзале, их можно увидеть на восточной стене монастыря. Крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира.
    Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение.

    Основные достопримечательности были осмотрены. остался некрополь, но о нём в следующей заметке.
    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    64 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      18 янв 2023, 17:40
      удалить
      Спасибо, Нина, за столь подробный рассказ.
      Все в этом месте сошлось — история, великолепие старых и новых храмов.
      Там можно сутки гулять, чтобы все увидеть и прочувствовать.
      В копилку, не была там
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      18 янв 2023, 18:48
      удалить
      Гулять там можно долго и то не все увидишь, а писать трудно. О каждом историческом храме можно писать отдельно, поэтому и долго не бралась за него.
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      23 янв 2023, 15:11
      удалить
      Писать о Донском трудно, уж больно много значимых церквей и могил.
      У меня собралось много фото по годам и временам года.
      Хожу навещать родственников на Радоницу.

      Спасибо за труд!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      23 янв 2023, 16:34
      удалить
      Это точно! В нём о каждом храме и почти каждой могиле можно писать отдельный пост.
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      19 янв 2023, 01:50
      удалить
      Нина, как интересно написала! Спасибо!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      19 янв 2023, 07:00
      удалить
      Место такое интересное, значимое.
    • maklai
      помощь
      maklai
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 июн 2011
      19 янв 2023, 20:09
      удалить
      Был здесь в начале 90-х годов. Запомнились горельефы с храма Христа Спасителя. Тогда там ещё был бассейн Москва
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      19 янв 2023, 20:42
      удалить
      Горельефы меня восзитили! Да и монастырь произвёл впечатление, особенно некрополь.
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      25 янв 2023, 11:17
      удалить
      Нина, с удовольствием прочитала вашу заметку — какой подробный рассказ, чудесные фотографии. Давно не заходила на сайт и сейчас жалею об этом.
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      25 янв 2023, 15:01
      удалить
      Сейчас продолжение о некрополе дописываю. очень большой по объёму материал, трудно писать.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      25 янв 2023, 19:02
      удалить
      Делите на части, м.б. будет проще чуть-чуть...
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      25 янв 2023, 19:35
      удалить
      Делить не хочется. Что написала, то и опубликую, а так — конца и края не будет ))
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      12 мар 2023, 19:57
      удалить
      Нина большой труд написать про этот знаменитый монастырь, я даже не берусь, зная насколько он сложный и многослойный. Был в нем много раз конечно же, и наверное с десяток раз еще в 80-е годы когда мы изучали историю и археологию в старших классах школы. Тогда он был очень заброшенный и грустный, сейчас его конечно уже неплохо привели в порядок. Но это неважно, главное, там за этими стенами какая-то особенная атмосфера, даже наверное более сильно ощущаемая чем в других старинных местах Москвы — Новодевичьем или Крутицком подворье например
    Наверх