После посещения мест Третьего Гьялва Кармапы на берегу озера Нам-Цо - самое большое священное озеро Тибета мы также посетили главную резиденцию второго по значимости иерарха школы Карма Кагью Шамара Ринпоче, монастырь Янгпачен, Монастырь Шамара Ринпоче и горячие источники.
.Впереди нас ждала главная резиденция первого по значимости иерарха школы Карма Кагью Гьялва Кармапы в Тибете — монастырь Цурпху. В главной резиденции Кармапы в Индии я побывал ранее.
Первый Кармапа
Монастырь Цурпху был основан в 1189 году Первым Кармапой, Дюсум Кхьенпой
(1110 – 1193). Первый Кармапа родился на горном хребте Трешу в восточной части Тибета в буддийской семье в районе современного города Гардзе; получил имя Гепхен. Сначала учился у своего отца, а затем продолжил обучение у других местных буддийских учителей.
Место рождения Первого Кармапы основателя школы Карма Кагью
Место рождения Первого Кармапы в Гардзе
Буддийский храм построенный китайской принцессой Венчен
Был одаренным ребенком, с самого детства очень усердно учился и практиковал Дхарму. Достигнув довольно высокого уровня знаний в буддизме, в 20 лет он принял монашество и в течение следующих 10 лет тщательно изучал сутры и тантры. Когда ему исполнилось 30 лет, он пошел в Даглха-гомпу — монастырь Гампопы, чтобы получить наставления от этого учителя. Гампопа дал Дюсуму Кхьенпе наставления по нёндро школы кадам, и обучал его общей философии сутр. Затем Дюсум Кхьенпа получил посвящения и поучения в Хеваджра-тантре, и провел четыре года в строгом затворе, занимаясь практиками шаматха и випашьяны. После этого он в течение девяти дней получил от Гампопы полную передачу внутренних поучений традиции кагью.
Дюсум Кхенпа обучался и у другого ученика Миларепы — Речунгпы, преподававшего ему главным образом Шесть йог Наропы, добившись особых успехов в практике туммо.
После смерти Гампопы Дюсум Кхьенпа возвратился в Даг Лха Гампо, чтобы отдать ему последние почести. Там ему привиделся его учитель, и он понял, что пришло время исполнить одно из последних указаний учителя: отправиться в место Кампо Кангра (Кампо Ненанг), где он должен достичь просветления, и практиковать там Махамудру. Он пообещал, что доживёт до 84 лет, чтобы иметь возможность приносить пользу в Дхарме. В возрасте 50 лет он достиг просветления во время практики йоги сновидения. У него было видение, что появилось множество дакинь, которые поднесли ему в дар ваджрную корону, сплетенную из их волос. Его имя — Дюсум Кхьенпа — «Знающий Три Времени» (прошлое, настоящее и будущее) — означает, что благодаря своему пониманию нерождённой природы ума он преодолел все ограничения времени.
С момента достижения просветления он давал много поучений. В 58 лет он основал монастырь в Кампо Ненанге. Позже он основал еще два важных монастыря — в Карма Гене в восточном Тибете, и, в возрасте 74 лет, в Цурпху, в центральном Тибете в долине Толунг, у реки Брахмапутра.
.При этом, как и в случае с Джокангом, не обошлось без геомантии «саче». Дюсум Кхьенпа выбрал место посреди долины там, где склоны гор перед монастырем были ровными и покрытыми растительностью, а позади монастыря — скалистыми и малоприступными. Это символизировало мягкую силу «мирных» будд и яростную энергию «защитников дхармы», или «гневных» проявлений будд. Посередине долины протекала речка, что всегда считается благоприятным знаком.
.Статуя Первого Кармапы, сделанная им самим. Нижнюю часть статуи он слепил из глины, а верхняя сама появилась во время его медитации.
Все представители традиции сходятся в том, что Первый Кармапа основал три основных монастыря – Кампо Ненанг, Карма Гён и Цурпху, что соответствует центрам тела, речи и ума. Что же касается оставшихся двух центров – качеств и активности, – относительно их расположения существуют разногласия. По версии одного из Шамарп, монастырь Пангпхуг – центр активности, а центр качеств находится в провинции Юннань в монастыре на склонах священной горы Кава Карпо. Сейчас этот монастырь принадлежит традиции Ньингма, и основал его на самом деле Второй Кармапа Карма Пакши.
Кампо Ненанг - место где Первый Кармапа достиг Просветления
Трудный путь через горные перевалы Восточного Тибета
Монастырь Пангпхуг – центр «активности» Первого Кармапы
Монастырь Пангпхуг школы Карма Кагью основанный 1-м Кармапой
К заснеженным вершинам массива Геньен в Восточном Тибете
И снова в гости к Первому Кармапе в Кампо Ненанг
Гора Белый Снег, ледник Минйонг и монастырь Второго Кармапы
Историческое значение монастыря Цурпху
Монастырь Цурпху размещается в посёлке Гурум в уезде Толунгдечхен в Тибетском автономном районе в Китае, в 70 км от Лхасы, на высоте 4300 м над уровнем моря. Обращенный на юг, монастырский комплекс возведен в середине долины и окружен горами. Цурпху представляет собой комплекс площадью 300 м² и толщиной стен до 4 м. Жилища монахов находятся на восточной стороне монастыря.
В 1263 году монастырь его реконструировал Второй Кармапа Карма Пакши (1204 – 1283). Это центральный монастырь традиции Карма Кагью, одной из четырёх основных линий передачи учений Дагпо Кагью, происходящей от непосредственных учеников Гампопы (1079 – 1153). Цурпху был традиционной резиденцией линии Кармап, но после бегства 16-го Кармапы в Индию перестал нести эту функцию.
Второй, Третий и Четвёртый Кармапы посещали Китай и Монголию и учили монгольских императоров Китая. Они основали множество монастырей в Северном Китае и на территории, которую позже маньчжуры назвали Внутренней Монголией. Главный монастырь Карма Кагью в Монголии, Кочити Камбо Лама Кид, который находился в районе Шилингол Внутренней Монголии, был филиалом Цурпху. Он процветал до 1949 года, пока его не разрушила китайская коммунистическая армия.
Второй, Третий и Четвёртый Кармапы также основали много монастырей в Миньянге. Миньянг был великим буддийским тангутским царством, также известным как Си Ся на китайском языке. Он простирался от северо-восточной части провинции Амдо на северо-востоке Тибета до Внутренней Монголии. В 1227 году его завоевал монгольский правитель Чингисхан. Многие люди переселились в юго-восточную тибетскую провинцию Кхам и область своего пребывания также назвали Миньянг. Так как точная дата переселения неизвестна, остаётся неясным, где Кармапы основали монастыри – в первоначальном Миньянге, в Миньянге провинции Кхам или в обоих.
Третий Кармапа Рангджунг Дордже (1284 – 1339), написал обширные комментарии на «Тантру Калачакры». На их основе развились линии передачи учений по астрологии и астрономии Цурпху. Каждый год монастырь подготавливал и издавал календарь и альманах Цурпху, рассчитанный согласно этой традиции. Это происходит и в наши дни.
Пятый Кармапа Дещин Шегпа (1384 – 1415), был приглашён в Китай обучать императора Юнлэ династии Минг. В 1407 году, увидев благоприятный сон, император подарил ему Чёрную корону. Хотя монгольские императоры Китая дарили чёрные короны и его предшественникам, церемония Чёрной короны Кармап началась с той, которую подарили Пятому Кармапе. С тех пор в Цурпху эта церемония проводилась регулярно.
Цурпху поддерживал традицию Гампопы, которая совмещала две линии учений: Махамудру ( Великая печать) и учения Ламрима (этапы пути) школы Кадам. Таким образом, традиционный курс изучения и практики в Цурпху включал сутру и тантру, с особым упором на тантрических ритуалах, изобразительном искусстве, музыке и медитации. В монастыре присваивали пять уровней учёных степеней, высшая из которых – дордже лобпон (тантрический учитель).
Многие люди, переехавшие из Миньянга в Кхам, позже двинулись дальше на юг и осели в Сиккиме. Современные жители Сиккима – это потомки людей из Миньянга, которые вступили в брак с местной народностью лепча. Благодаря влиянию Миньянга, в Сиккиме стала преобладать традиция Карма Кагью, связанная с Цурпху.
Первый Чогьел (Чогьял), царь Дхармы Сиккима, Пунцог Намгьял (р. 1604), предки которого были родом из Миньяга, был избран тибетскими поселенцами светским и духовным лидером Сиккима. Первый монастырь Карма Кагью в Сиккиме, Раланг, построил в 1730 году Четвёртый Чогьел. Вторым монастырём Карма Кагью был Румтек, который построили в 1740 году.
Ещё одна огромная статуя в королевстве Сикким
В середине XX века Одиннадцатый Тай Ситу Ринпоче, Пема Вангчуг Гьелпо, основал институт изучения буддийских текстов в монастыре Палпунг в Дерге, в провинции Кхам. Первый Тай Ситу, Чокьи Гьелцен (1377 – 1448), был учеником Пятого Кармапы, а Восьмой Тай Ситу, Ситу Панчен Чокьи Джунгне (1700 – 1774), в 1727 году основал Палпунг. Одиннадцатый Тай Ситу попросил Шестнадцатого Кармапу, Рангджунга Ригпе Дордже (1924 – 1981), основать такой же институт в Цурпху.
Монастырь Палпунг, место где 16-го Кармапу возвели на трон
После этой просьбы у Кармапы было видение великого ньигмапинского переводчика Вималамитры, который принёс линию Дзогчен ( Великое совершенство) из Индии в Тибет. В этом видении Вималамитра также посоветовал Кармапе основать центр, где учения будут передаваться и изучаться должным образом. В этом случае Вималамитра пообещал воплощаться среди учителей и студентов тринадцать жизней.
Шестнадцатый Кармапа готовился основать такой институт в Цурпху, когда началось китайское вторжение. В 1959 году он бежал в Сикким, выбрав монастырь Румтек своей резиденцией в изгнании. Сначала были возобновлены тантрические ритуалы Цурпху. Потом, в 1969 году, монастырь реконструировали и был основан Дом Карма Манджушри для обучения молодых монахов. Наконец, чтобы исполнить наказ предыдущего Тай Ситу и Вималамитры, в 1980 году возвели Институт буддийских учений Карма Шри Наланда, филиал монастыря Румтек. Монастыри Карма Кагью в Индии, Непале, Бутане и Сиккиме отправили туда по два монаха на обучение сутре посредством дебатов.
В 1959 году в Цурпу было 900 монахов. Он был полностью уничтожен в 1966 году во время культурной революции, но в 1980 году Кармапой Рангджунг Ригпе Дордже началось его восстановление.
...Что можно увидеть в монастыре Цурпху
Мы приехали из Янгпачена в Цурпху ближе к обеду. На время нашего путешествия по местам Каррма Кагью выпала неделя празднования священного месяца Сага Дава. На площади перед храмовым комплексом сотни тибетцев, с запасами еды на весь день, пришли посмотреть танцы лам.
...Тибетцы считают фестиваль Сага Дава одной из самых благоприятных религиозных практик в своей жизни. По-тибетски «сага» — это название звезды, которое наиболее заметно в течение четвертого лунного месяца тибетского календаря, а «дава» означает месяц. Соответственно фестиваль длится один месяц, начиная с новолуния четвертого месяца и заканчивая полнолунием следующего месяца. По григорианскому календарю обычно приходится на май — июнь.
.День полнолуния или 15-й день месяца называется Сага Дава Дюшен. Это самый особенный день месяца. В переводе с тибетского «Дункен» означает великий случай. Это самый важный день в тибетском буддизме. Считается, что именно в этот день майского полнолуния Будда Шакьямуни родился, достиг Просветления и умер, прожив 80 лет.
..У нас было сомнение, сможем ли мы вообще попасть в монастырь, потому что кругом были толпы тибетцев.
..........Но мы решились таки прорваться прямо через танцующих лам, которые устроили для нас психологическую атаку, которую наш Слава успешно трансформировал, исполнив свой танец.
.Здесь все пропитано духом Кармапы и других мастеров линии передачи, например Миларепы.
Целиком линию Кагью можно увидеть на так называемом Дереве Прибежища высотой более 6 метров. Здесь изображены все главные учителя Кагью и основные йидамы, медитационные аспекты.
Внизу их защищают защитники линии во главе со свирепым Махакалой.
.В разных залах стоят ступы с кудунгами и реликвиями разных кагьюпинских учителей и настоятелей монастыря. Есть и ступа с реликвиями Шестнадцатого Кармапы.
.И его статуя. Как по мне, то портретное сходство статуи с самим Кармапой, как мы его знаем по видео, не совсем проработано. Но это только моё видение.
...В одном из залов сохранился трон, на котором когда-то восседали все Кармапы. А в другом можно получить благословение статуей Сангье Ненпы, учителя восьмого Кармапы Микьё Дордже. После смерти учителя Микьё Дордже сделал эту статую и наполнил ее реликвиями, оставшимися после кремации Сангье Ненпы. После этого статуя взлетела в воздух и висела семь дней. Ее до сих пор так и называют — «висящая в воздухе».
.Одной из главных реликвий Цурпху была огромная (шестнадцатиметровая) статуя Будды, построенная Вторым Кармапой. Во время посещения двора монгольских ханов в Китае Второму Кармапе было сделано огромное количество подношений золотом, настолько большое, что было опасно отправляться с ним в обратный путь в Тибет. Тогда Кармапа выбросил всё золото в ближайшую реку, а когда вернулся в Тибет он сел на берегу реки возле монастыря Цурпху в медитацию, и золото брошенное в реку в Китае чудесным образом всё появилось у ног Кармапы. Когда огромная статуя была закончена, во время установки она покосилась. Готовая работа была слегка наклонена. Карма Пакши выпрямил положение статуи, сев медитировать напротив в том же наклонном положении, что и статуя. Постепенно Кармапа стал выпрямляться, и статуя стала двигаться за ним, пока тоже не встала вертикально. К большому сожалению статуя не сохранилась, во время Культурной революции статую пытались опрокинуть. но ничего у варваров не получалось. Тогда они взорвали её с помощью динамита... Но некоторые осколки статуи удалось сохранить, и они сейчас почитаются как большие реликвии.
.Сложно, конечно поверить в подобные чудеса. Но будучи йогинами, постигшими реальность, Кармапы способны по своей воле эту реальность менять. Иногда это выглядит как чудо. Например, седьмой Кармапа Чёдраг Гьяцо оставил отпечаток своей ладони прямо в стене монастыря.
Побродив вместе с тибетскими бабушками по монастырю, мы забрались на крышу, чтобы поближе взглянуть на традиционное украшение — двух оленей и колесо Дхармы. Когда Будда Шакьямуни давал первое учение (или, как говорят буддисты, сделал первый поворот колеса Дхармы), это произошло в Оленьем парке в индийском Сарнатхе. Кроме пяти первых учеников, послушать Будду пришло и двое оленей.
После крыши мы пошли осматривать окрестности. Главным объектом нашего внимания стала бурная речка. Известный йогин Другпа Кюнле назвал ее «черной». Но нам она показалась скорее белой из-за бурлящей воды. Еще говорят, что ее вода течет со звуком мантры Чакрасамвары... Река сама по себе тоже значима для последователей Кагью. Ее благословляли все Кармапы, и каждый кагьюпа должен обязательно попить из нее воды. Однако наш водитель, который как раз принадлежал этой школе, сказал, что воду нужно пить в другом месте, в нескольких километрах от монастыря. Там есть источник, который втекает в «черную» речку. И действительно, когда на обратном пути мы заехали туда, оказалось, что место очень популярно. Тибетцы останавливали машины, чтобы умыться, попить водички и взять бутылочку с собой.
Кроме того интересны ступы различных цветов мудрости расставленные по углам монастыря.
...........С правой стороны монастыря на скалистом склоне стоит храм местного защитника Гьянгцена. На склоне слева от монастыря находится храм Махакали (Палден Лхамо). Спереди от монастыря рядом с источником находится святилище защитника Кханак Дордже Гьялпо.
Вокруг монастыря идет 4-километровая тропа коры (занимает 2 часа), поднимаясь на 150 метров. По тропе вам встретятся источники, священные места и домики для ретритов. С тропы открывается захватывающий вид на всю долину и монастырь.
Всё же как символично в этой поездки всё у нас. Всего несколько дней назад мы провели несколько часов В поисках дома в Лхасе, в котором родился 17-й Кармапа. А сегодня на праздник Сагадава мы посетили монастырь основанный Первым Кармапой!
.Ну и дальше по плану у нас на сегодня было уехать в горы к монастырю Ганден и оттуда начать треккинг к легендарному монастырю Самье — первому буддийскому монастырю Тибета.
Один из самых больших монастырей Тибета - монастырь Ганден
.Если бы знать заранее, то можно было бы пройти треккинг из монастыря Янгпачен в монастырь Цурпху через перевал Ласар-Ла. Ну да может в другой раз.
Фотографии в посте не только мои, но и Юры Невалённого,Татьяны Кузьминой и Екатерины Агеевой. Немного текста "стащил" у своего друга из Смоленска Сергея Мартынова и доктора Сергея Берзина.
Продолжение как всегда следует...