13 материалов по 5 объектам, 430 фотографий
- GPS
- Греция, Mycenae 212 00, Greece
- +30 2751 076585
- odysseus.culture.gr
Шлиман и Микены: обретение или утрата? Экспонаты музея.
Итак, не долго думая, Шлиман отправился в Грецию. Наняв 125 землекопов с четырьмя телегами, Генрих немедленно начал раскопки. Вместе с рабочими неутомимо трудилась и его жена, эллинка Софья.
Начатые раскопки оказались трудными – земля здесь тверда и камениста. Однако сантиметр за сантиметром, упорно землекопы снимали вековые слои. Уже первые находки: черепки ваз, статуэтки, стеклянные бусы показывали, что они – на верном пути.
Наконец, они нашли пять могил, а в них останки 15 человек. Шлиман и его люди не сомневались, что речь идет о захоронениях важных персон, останки были буквально усыпаны золотом и драгоценными камнями. Возбужденный удачей, Шлиман спешно отправляет телеграмму королю Греции: "//С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, где похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умервщленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом//". Эту историю я сухо пересказывала здесь: Атрей: легенда о любви, ревности и смерти.
Уверенность Шлимана основывалась не только на большом количестве сокровищ, которые клали в могилы только особам самого высокого ранга.
Раскопки показали, что тела были брошены в могилы поспешно и сожжены, словно кто-то пытался скрыть следы преступления, хотя и пытался при этом соблюсти некоторые обычаи, положив туда положенные царю дары и его сокровища. Так, считал Шлиман, мог поступить только убийца, т.е. Эгист, который бросил свои жертвы, как писал Гомер, "//словно падаль в жалкие ямы//". У археолога-любителя не было сомнений, что он нашел останки именно царя Агамемнона и его друзей.
Однако, теория Шлимана оказалась неверной, как впоследствии установили специалисты. Найденные им захоронения принадлежали людям, жившим за 400 лет до Агамемнона. Впрочем, истории любви, предательства и мщения происходят во все времена. Итак, Шлиман нашел в Микенах вовсе не Агамемнона и его друзей, однако его раскопки позволили обнаружить новую цивилизацию, которую потом назвали крито-микенской. "//Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто не подозревал//", — с гордостью писал потом Шлиман.
Точное описание найденого при тех раскопках заняло 206 листов большого (не уточняется какого именно) формата.
Только в первом обнаруженном захоронении Шлиман насчитал 15 золотых диадем, золотые лавровые венки и украшения на подобие свастик. В другой могиле им были собраны более 700 тонких золотых пластинок с орнаментом, золотая корона, секиры из позолоченного серебра, кубки и ларчики из золота, уникальные геммы из сардоника и аметиста, перстни с печатями, золотые пуговицы, тиары и пояса из золота, золотые погребальные маски...
Находки из так называемого Могильного круга А находятся в большинстве в Афинском Национальным археологическом музее. Наверняка что-то "прилипло" к рукам копателей. Для множества же находок у основания Микенского холма выстроили и в 2004 году открыли музей.
В выставочных залах музея площадью 2 000 метров нашли место 2 500 произведений микенских мастеров. Они дают представление об образе жизни, бытовых моментах, а главное — возможностях людей того времени. Давайте начнем смотреть экспонаты, по ходу обращать внимание на нюансы и восхищаться мастерством.
Предметы обихода, ставшие экспонатами, представлены по топографическому и тематическому принципам. Так задумали создатели, чтобы передать посетителям полную картину использования и функции того или иного предмета, а также составить впечатление о его значении для существовавшей здесь культуры. Совокупность экспонатов систематизирована таким образом, что составляет четыре основные раздела, тогда как специальные тематические подразделы дополняют картину многостороннего культурного облика микенского мира.
Осмотр Музея начинается с вестибюля, в котором представлен макет Микенского акрополя в его нынешнем состоянии. В этом же зале в качестве своего рода введения ко всей экспозиции представлены микенские мифы посредством иллюстративного материала и поясняющих текстов. Особый раздел составляют труды путешественников, посетивших эту территорию и оставивших записи о своих впечатлениях в XVII-XLX веках.
История раскопок — следующий раздел в этом же зале. Фотографии и чертежи, а также тексты об археологах и их деятельности зафиксировали моменты обнаружения сокровищ.
Вотдельной витрине здесь представлены копии некоторых из хранящихся в других музеях, созданные отцом и сыном Жильеронами.
Далее – коллекция керамики. Керамические сосуды расписаны узорами, по которым ученые определяют период создания. Здесь не только сосуды из Дома Щитов, кладовых, Дома Винотороовца, Дома Сфинкса, амфоры с ложным устьем для перевозки и хранения масла и вина, но и глиняные фигурки.
Одна из глиняных фигурок с поднятыми руками , возможно, служила объектом почитания. Это предметы 1350-1300 гг. до н.э.!
Некоторые культовые женские статуэтки датируют 1250-1180 до н.э.
Если предназначение кувшинов и амфор очевидно, смысл фигурок-женщин определен, то как и для чего использовали этих козюлек — открытый вопрос. Но ведь делали же, умели передавать точное сходство с козочками, да еще и орнамент наносили. Фигурки животных — первое, что поразило меня в музее. Какая точность изображения! Ведь не только пропорции и линии сохранены, обозначены шерсть и перья! . Для чего им были нужны фигурки петушков?! Игрушки? А, может, денежная единица? Правильный ответ неизвестен, но очарование от этого не меркнет.
А вот эта фигурка, хоть и не так натурально изображенная. И все же сколько деталей! Глаза, нос, уши, губы — взгляд определенно куда-то устремлен, брови изумленно подняты, с губ готов сорваться возглас... Что произошло, что вызвало такие эмоции? И как удалось их передать?
В одной из комнат религиозного центра Микен сохранился фрагмент фресок, и он перенесен в музей. Такие комнаты, подобно Храму, имели ритуальное назначение. Находки из этой комнаты (фрески, изделия из слоновой кости и керамики) считают одним из самых замечательных открытий в Микенах.
Теперь по наклонному коридору музея перемещаемся в нижние залы, где размещены находки из погребальных камер – могильного круга В и А, шахтовых гробниц.
В полукруглой витрине выставлены находки из Погребального Круга B, который находится на западном конце Доисторического кладбища Микен. В нем было двадцать шесть гробниц, из которых четырнадцать по типу шахты и, кажутся, соотнесены по времени с могилами Круга A (1600-1550 до н.э.). Оставшиеся двенадцать — более ранние (1650-1600 гг. до н.э.) и высечены в скале. Вертикальные рельефные каменные стелы отмечают самые богатые могилы. Все гробницы были заключены в прочную круговую стену, часть которой сохранилась и сегодня. Наиболее распространенными серьезными объектами были керамические сосуды, а также богато оформленное бронзовое оружие, золотые украшения и металлические вазы.
Золотые предметы (в том числе погребальные маски), найденные Шлиманом представлены в виде копий — оригиналы находятся в национальном археологическом музее Афин.
После того, как в 468 году до н.э. Микены были завоеваны Аргосом, район был оставлен необитаемым до 3-го века до н.э., когда Аргос основал обширную эллинистическую деревню. Была возведена новая крепостная стена, которая охватывала нижний город. Храм на вершине Акрополя был перестроен, возведен эллинистический театр, созданы общественные фонтаны (Фонтан Персея), а святыни Эниелиоса и Агамемнона были повторно использованы. На западном склоне Акрополя была возведена обширная группа зданий, которые, вероятно, функционировали как текстильные мастерские. К этому периоду также относятся гончарные изделия, найденные в гробницах в районе Доисторического. Однако эта деревня, похоже, не процветала, и находки показывают, что в конце 2-го века до н.э. район был заброшен, а несколько жителей, оставшихся в этом районе, перебрались на равнину.
И еще одно поражение моего сознания — это письменность. Так выглядят глиняные таблички с линейным письмом.
Письменность появляется сначала около 3300 г. до н.э. в городах-государствах Месопотамии. В Греции было три разных вида письменности, которые появились на Крите с середины 3-го до конца 2-го тысячелетия до н.э.,: иероглифы, линейное А и линейное В письмо. Майкл Вентрис дешифровал надписи этого преддорийского греческого диалекта. Таблички содержат в основном деловые записи. Эти архивы информируют об администрации, религии, экономике, обществе, о частной и общественной жизни микенцев.
Самое большое мое потрясение от экспонатов — фигурки на шарнирах. Представляете, VI век до нашей эры, а у них ручки-ножки не просто двираются, а в локтях и коленках сгибаются!!! И на обувку обратите внимание, чем не современность?))
.
После этого разнообразные бусики, серьги, "безразмерные" колечки — уже нк так удивляют, меня по крайней мере. ..
Хотя, многие узоры и сегодня привлекают внимание, смотрятся интересно. ..
Обращает на себя внимание пристрастие микенцев к спиралевидным орнаментам, которые появляются не только как абстрактные украшения, но и как завихрения морских волн, свернутые щупальца обитателей моря. Позднее эта характерная деталь проявилась в архаическом искусстве греков в завитках крыльев сфинксов и крылатых богов.
.
Микенское искусство представлено округлыми линиями. Любимые фигуры микенских мастеров — кальмары или осьминоги. Но есть и загадочные формы, которые напоминают трансформацию лабрисов в крылья. . В более поздней греческой бронзовой пластике это своеобразные щиты с глубокими прорезями — одна из форм щита-восьмерки.
.
Вы только посмотрите, даже посуду микенцы украшали узорами. Да, она явно не из повседневного обихода среднего горожанина, но ведь и для богача не просто золотая чаша, а искусно украшенная — роскошь! ..
Даже не представляю, какие эмоции захлестывали Генриха Шлимана и его рабочих, когда они обнаруживали эти предметы один за другим...
"//Я нашёл в погребениях огромные сокровища в виде архаичных предметов чистого золота. Одних этих сокровищ достаточно, чтобы заполнить большой музей, который станет самым чудесным на свете музеем и всегда будет привлекать в Грецию тысячи иностранцев. Так как я тружусь лишь из любви к науке, то, разумеется, ни в какой мере не притязаю на эти сокровища, а с ликованием в сердце приношу их все в дар Греции. Пусть они станут краеугольным камнем необъятного национального богатства//"
Впоследствии, впрочем, он выражал сожаление, что заранее подписал договор о передаче своих находок в национальное достояние. Тем не менее этот удивительный человек, немец по рождению, подданый Российской Империи, умерший в Италии, душой был греком. В Афинах сохранился его дом, в котором ныне нумизматический музей.
Дети от второй жены, эллинки Софьи, носят имена Андромаха и Агамемнон.
После переезда в Грецию он пользовался немецким именем в местной транскрипции (греч. Ερρίκος Σχλήμανν), и подпись его выглядела соответсвующе.
Могила его на афинском кладбище оформлена несомненно в греческом стиле.
И все же раскопки гробниц круга А были проведены Шлиманом не профессионально, чрезвычайно небрежно и поспешно, и нет надлежащих записей об устройстве обнаруженных построек, уникальная возможность изучить древнейшие останки, обнаруженные в захоронениях, утрачена безвозвратно из-за поспешности, погоней за золотом...
Но все же обнаруженные сокровища, хоть и распростанившиеся по многим музеям, доступны для ознакомления иизучения благодаря одному человеку — Генриху Шлиману.
- Адрес:
Mycenae 212 00, Greece
- Телефон:
30 2751 076585
- Web-адрес:
odysseus.culture.gr
Дешёвый ✈️ по направлению Микены
- 5 мар 2023, 12:12удалитьУвлекательная история! Шлисан ,безусловно, гений!
- 5 мар 2023, 12:37удалитьПорою непрофессионалы своим взглядом обнаруживают то, во что специалисты со своими знаниями поверить не могут)) А Шлиман, усомнившись в своем чутье, упустил возможность еще одной грандиозной находки на Крите — Кносского дворца, который в итоге открыл английский археолог Артур Эванс.
- 5 мар 2023, 19:21удалитьСветлана, когда была в Греции, как то меня немного разочаровало то, что вокруг были одни развалины. Молодая была, глупая. Сегодня я с огромным вниманием читаю ваши материалы, понимая, что в древние времена жили такие же как мы люди. Творили, любили и оставили память о себе в виде знакомых и знаковых изделий.
Света, спасибо, очень рада читать то, мимо чего в свое время прошла. - 5 мар 2023, 19:47удалитьТатьяна, я музеями прониклась именно в Греции. Как-то все время казалось, что очень много однообразного в них собрано, очень сконцертрировано все, мне сложно, например, по картинрой галерее несколько часов бродить, особенно в ритме экскурсии (впрочем, иногда гиды рассказывают и показывают интересные детали, мимо которых по незнанию можно проскочить). Иногда хочется у одного предмета экспозиции "зависнуть", а иногда — многое на ходу увидеть. А в Греции, и особенно в Микенах, самое интересное как раз в музее. Ну и с экскурсоводом нам повезло))
Я когда в первый раз там была, группа небольшая собралась, 17 человек, в том числе несколько школьников, и гид был подобран именно с подходом к детям, рассказывала все на примере мифов, очень увлекательно. А потом уже, через несколько лет, своей компанией приехали, 8 человек. И с гидом были знакомы, она знала что и как, и сколько нам рассказать, чтобы не утомить, а заинтересовать))
Вот так и привыкла к музеям потихоньку. А развалины здесь для туриста неподготовленного действительно мало привлекательны, они больше специалистам интересны. - 5 мар 2023, 19:48удалитьПоищу сейчас фотографии, есть около Салоник еще один музей с интересной коллекцией.
- 11 мар 2023, 00:52удалитьМузей в Микенах, однозначно, великолепный! А Шлиман — фигура неоднозначная! Несомненно гениален!
- 11 мар 2023, 07:29удалитьВсе так, согласна полностью))
Но, если бы этот музей был героиней пушкинской сказки, а мне досталась бы роль зеркальца, то "... ты прекрасен, спору нет...", но музей в Вергине — это восторг! Оживающая через века история. - 28 апр 2023, 09:28удалитьГлавное верить и не сдаваться и самые безумные идеи тогда материализуются. Почему-то никто кроме него не сумел ничего подобного реализовать, были слишком академичны или не верили или или или
- 2 мая 2023, 13:50удалитьВ свое время читала. что он по небрежности загубил несколько слоев других, не менее важных цивилизаций. Очень археологический корпус был опечален этим и его сильно осуждали . Но с другой стороны в удачу верил только он.
- 2 мая 2023, 14:13удалитьДа, об этом тоже говорят и пишут. Но то, что он "нарыл" — впечатляет.