392 материалa по 164 объектам, 6 584 фотографии
- GPS
- Испания, Pl. de Legazpi, 8, 28045 Madrid
- 913 18 46 70
Прочитать Босха в Matadero
Этот совет является частью дневника «Музеи и дворцы Мадрида»
В мадридскую коллекцию испанского короля Филиппа II триптих попал не так уж и давно — в 1936 году. Самый загадочный шедевр эпохи Возрождения, который можно долго разглядывать, расшифровывать, читать, в некотором смысле. Попробуйте это сделать — у меня от огромного многообразия образов, которые не все доступны моему пониманию, тоже вначале возникает неприятие.
Общий сюжет, безусловно, понятен. Но здесь каждое изображение имеет свое логическое завершение. Рассматривая, где смешались божества и демоны, святые и грешные, ноты и книги, музыкальные инструменты и орудия пыток, звери и птицы пытаешься найти зашифрованные послания художника. Может быть нужно читать по названию первых букв изображённых существ? Но многие монстры непонятного происхождения и не имеют названия.
Чтобы не утомлять читателя, приведу лишь маленькую выдержку толкований искусствоведов ... Ножи и коньки – символы хождения по краю лезвия, балансируя между грехом и святостью. Свинья – еще один символ пьянства в *саду наслаждений". Здесь с ней обнимается грешник в головном уборе монаха, что отражает желание сохранить ясность ума. Но падшая плоть побеждает разум. Лестницы – путь к самопознанию без помощи Бога, упование на тайные знания и собственные возможности. Это популярный символ времен Позднего Средневековья – подъем завершается падением (у Босха – грехопадение).
Игральные карты – символ азартных игр, которые прямой дорогой ведут в ад.
Полое яйцо – символ пустых развлечений. Лодки – символ пристрастия к алкоголю, когда постоянно «штормит». Прозрачная сфера с любовниками – символ хрупкости отношений, построенных на похоти....и т.д.
Да, с такими пояснениями совсем по другому происходит восприятие. Оно становится мне более понятным, а значит не происходит отторжения увиденного.
И теперь можно с головой окунуться в мир современного искусства и посетить выставку "Сад наслаждений", которая проводится в Центре современного творчества Matadero, в Мадриде.
Матадеро представляет собой достаточно большой комплекс зданий начала ХХ века в неомавританском стиле на берегу реки Мансанарес. (фотография из Интернета)
Когда-то это была самая большая скотобойня и рынок. Впоследствии промышленное наследие подверглось реконструкции и превратилось в центр популяризации культуры. И сегодня это целый культурно-развлекательный город, состоящий из нескольких павильонов. В одном из них мы сегодня и побывали.
Выставка "Сад Наслаждений" — это взгляд и творчество пятнадцати художников из разных уголков планеты. Всех их объединяет основная идея, взятая из триптиха Босха "Сад земных наслаждений".
Увиденное меня потрясло! youtu.be/Zp3hirvwKN0
Оно было наполнено фантастическим миром, полным воображения и символизма.
Так же, как и у Босха, этот изображённый мир предлагает нам задуматься, отточить свою изобретательность и воображение, развернуть множество тем для разговора
youtu.be/X-SESSR6YqQ
Эти художники реально вдохновлённые и проникнутые в эту извечную тему рая и ада, греха и наслаждения.
.
.
Босх современен и продолжает оказывать влияние на современное творчество, которое приглашает нас к диалогу о том, кто мы и какое общество построили.
.
Изоляция, пристрастие к технологиям, самооценка и самоуничтожение выражаются в их представлениях как современный недуг.
На трех светодиодных экранах общей длиной 21 метр демонстрируется безжалостная репрезентация нашей реальности. В Эдеме знаменитости растут, как растения, укорененные в искусственной траве; youtu.be/MpmRJTrCDSg
Рай — это место, где обитают одинокие персонажи, одержимые собственным имиджем, youtu.be/xYSsaShAOU4
а Ад — это ужасная сцена персонализированных пыток youtu.be/a9Y-5E6MwCA
Керамист Лаура Лашерас, известная как Лусесита, собирает в «Саду наслаждений» историю Бытия в виде триптиха из глины и ткани, населенного группой мышей. Пастельные тона, природные мотивы и сладкие формы смешиваются и нейтрализуются тревожными удлиненными пальцами, клювами и языками, которые ставят зрителя в противоречие между нежностью и отталкиванием.
Всё, что я вижу переносит меня за пределы реальности, в полностью вымышленный мир. youtu.be/cPNlnbjRLCY
Обнаженные пары катаются на гигантских птицах, музыкальные инструменты становятся орудиями пыток, а фантастические сооружения доминируют над пейзажем.
Смешанный образ, состоящий из разнородных предметов, отражающих бренную оболочку земной жизни и пустоту души. youtu.be/4gRnNcln_Iw
Для современников Босха его работа была настоящим предупреждением: держите свое либидо под контролем, иначе вы сгорите в аду.
Но разве его посыл понят? В наши дни чрезмерно превозносится чувственность и границы между небом, землёй и адом стираются...
Через любовь к греховным утехам "сад" превращается в "ад", из которого никто не сможет выбраться.
P.S. Здесь много видео вставок. Не одно видео, безусловно, не передаёт того эффекта, которой получает зритель, находясь рядом с этими достаточно реальными и многоговорящими инсталляциями и изображениями.
- Адрес:
Pl. de Legazpi, 8, 28045 Madrid
- Телефон:
913 18 46 70
Дешёвый ✈️ по направлению Мадрид
- 8 дек 2021, 15:07удалитьИрина, сказать, что поражена- ничего не сказать.
Выставка мне очень понравилась. Это все такое мое, чтобы стоять там долго возле каждой картины и решать кроссворд.
Я была воспитана на классической живописи Эпохи Возрождения, но и там мне было многое непонятно, так как Библия была в запрете. И спасибо нашим учителям, что смогли, не замутнив наши души, поведать о смысле изображенного.
Первым глубоко задевшим меня сюрреалистом, стал Дали, выставку которого в Фигейросе, я посетила в ходе тура в Испанию-Францию.
Дальше — больше, стала изучать других художников. И это были Брейгель, Дюрер и Ботичелли.
Многие картины этих художников как мозаика состоят из отдельных сюжетов, где символы, вложенные в них, были абсолютно понятны зрителям. Это было как читать фантастику, которая тревожила душу непознанностью...
Новое время, новые формы, и они снова текут во времени, будоража сознание!
Посетив мадридское Прадо я по схеме шла в поисках знакомых картин, и среди них, безусловно, был Босх.
Спасибо. Супер - 11 дек 2021, 04:07удалитьКакое замечательное дополнение из собственной жизни! Учителям уважение! Мой опыт познания несколько другой, но тоже из детства — филателия! Мои первые путешествия по музеям были дома. Спасибо, Танюша
- 8 дек 2021, 20:14удалитьУ меня современное искусство большей частью не рождает эстетического чувства, но рождает любопытство (в лучшем случае). По-моему, художники прошлого и нынешнего века как раз и соревнуются в этой части (желании удивить). Кому-то это удаётся.
Босха им в любом случае не удастся переплюнуть. Он опередил время на несколько веков. - 11 дек 2021, 04:10удалитьСогласна, и меня противоречия не покидают. И современность зачастую не радует, но здесь получила очень много эмоционального!
- 9 дек 2021, 18:54удалитьБосх безумно фантастичен и поразительно современен. Его творения притягивают и отталкивает одновременно, но больше притягивают 😊.
За знакомство с выставкой — спасибо! Интересно!
Согласна с Александром — современным художникам не переплюнуть Босха, даже просто потому, что превопроходец — он 😊 - 11 дек 2021, 04:12удалитьЛеночка, любопытно то, что эта выставка изменила мои мысли и отношение — она меня изменила!!!! Я вот теперь это поняла!
- 11 дек 2021, 01:49удалитьБосх — великий фантазер, чем он и привлекает и притягивает. Но те, которые о нем пишут и интерпретируют сюжеты и образы его картин — еще более великие фантазеры. "Название триптиха придумали его исследователи". А сам-то Босх что имел в виду, рисуя свои шедевры? Думаю, воскресни Босх сегодня, он бы страшно удивился написанному про скрытый смысл его картин. А ведь может быть он просто дурачился, юморил? Или же творил под воздействием "веществ"? Всё-таки в Нидерландах жил. Вспомнил миниатюру Ефима Шифрина, в которой он объяснял сюжет картины Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина". Представляю, что бы он наговорил про этот "Сад" :)
А "ожившие картины" Босха я имел удовольствие лицезреть в Евангелическо-Лютеранской Церкови Святой Анны в Санкт-Петербурге. Конечно не с таким размахом, как в Матадеро, но впечатлило. - 11 дек 2021, 04:21удалитьСпасибо за отклик, Анатолий! Что касается название картины — Босх не оставил его потомкам — предоставил фантазировать!
- 11 дек 2021, 13:57удалитьМеня еще в школе поражало, как можно интерпретировать содержание книг, добавляя свои клише к тому, что сказал автор. Особенно поразил вывод о бедности (почти на грани нищеты) одного из героев, только исходя из отсутствия у последнего перчаток. Прямо как Шерлок Холмс. Юность всегда сопротивляется общепринятому, и поэтому очень часто у меня в мозгу возникала крамола, что м.б. автор и не вкладывал ничего такого, что мы так тщетно тужимся раскрыть. Может, он и вправду дурачился или это было его сиюминутное настроение. В картинах еще сложнее...
Никогда не нужно забывать народную мудрость — сказка — ложь, да в ней намек...
Или каждый мыслит в меру своей испорченности...
Что касается Босха, то ведь он творил в период инквизиции, поэтому использовал метафоры, так сказать... - 21 дек 2021, 02:05удалитьТанюша, есть правда в сказанном. Меня на этой выставке больше всего поразили мои же мысли и ощущения. Я, как-будто бы, открывала себя и свою готовность воспринимать современное искусство. А Босх актуален будет всегда!
- 19 дек 2021, 21:03удалитьНе уверен, что современные варианты сравнимы хоть и близко с оригиналом. Сила Босха в его метафоризме, тут можно увидеть гораздо больше чем просто чувственные наслаждения, здесь больше про трансформационную силу страстей и те миры которые можно открыть не побоявшись исследовать их. Не думаю, что Босх преследовал цель моралиста, скорее он исследовал их сам и поделился с нами своими открытиями. Да и другого способа поделиться в те времена скорее не существовало, только такой. Для меня его картина говорил о том, насколько мир разнообразен в его проявлениях и что нам самим решать на каких его этажах существовать, без толики суждения в пользу тех или иных
- 21 дек 2021, 02:16удалитьНиколай, всегда ваши мысли и чувственность оригинальны! И, пожалуй, что их отличает — полет и свобода.
Я, скорее всего, моралист и поэтому Босха так и воспринимаю — не в многовариантности бытия и его проявлениях, а в последствиях. Ведь недаром, картины Рая и Ада сопоставляются. Мне нравится вспоминать слова, написанные в Золотой книге венецианских мудрецов — что каждый может делать и думать так, как ему захочется, но при этом каждый должен думать о последствиях. Для меня всё-таки последствия определяют моё бытиё
Спасибо, было интересно прочитать ваши мысли. - 21 дек 2021, 14:15удалитьПоследствия безусловно важны, но с другой стороны на мой взгляд не стоит придавать им много значения, так как они могут быть многогранны и многовариантны, и контролировать их невозможно. Единственное что по большому счету значимо и можно контролировать это наши решения здесь и сейчас вне зависимости от возможных последствий или рисков, хотя конечно наверное трудно совсем от них абстрагироваться. А так каждый пожинает то что посеял, и Босх как раз на эту тему неплохо нафантазировал
- 21 дек 2021, 01:41удалитьА вот бы проделать то же самое и "оживить" не менее знаменитую и непревзойденную по количеству интерпретаций картину Малевича "Черный квадрат"...
- 21 дек 2021, 02:18удалитьА вот же не берется никто! Может быть, просто, у каждого художника и так свой Черный квадрат?