В столице Волыни в городе Луцке я бывала неоднократно. Как себя помню, когда мы с родителями приезжали в гости к бабушке и дедушке в Новоукраинку, мы каждый раз ездили и в Луцк, расположенный от нее всего в 13 километрах. Мало того, именно в этом городе познакомились мои родители, полюбили друг друга и поженились. Ну, и вы сами понимаете, как мне после такого без симпатии относиться к нему? Ведь если бы не Луцк, то, считай, и не было бы меня на свете! Получается так!
Когда я выросла, то в Луцк уже приезжала сама. С каждой новой прогулкой я находила в нем какие-то места, в которых не бывала прежде: то не виденный раньше памятник, то очередную красивую улочку, то магазинчик с чем-то вкусным, то ресторанчик. Но за все время у меня появилось несколько мест, без которых я вообще не мыслила визита в этот город: желтое здание железнодорожного вокзала, в газетном киоске которого я всегда покупала первые луцкие календарики для своей коллекции, улица Советская - этакий местный Арбат, переименованная нынче в улицу Леси Украинки, и кусочек проспекта Ленина - теперь проспект Воли, с двумя книжными магазинами, стоявшими сразу один за другим, и с каскадными фонтанами, спускавшимися вниз к рынку. От железнодорожного вокзала до Советской и проспекта Ленина я обычно шла пешком через весь город. Этот путь у меня занимал несколько часов, и по ходу дела я заглядывала в разные кафе, магазинчики, вкушала обалденно вкусные местные пирожки и наслаждалась Луцком.
Теперь же в моих планах сначала было проделать точно такой же маршрут. Но потом с идеей протопать пешком через весь город пришлось расстаться. Во-первых, муж, услышав о таком варианте, как-то сразу не разделил моего порыва, во-вторых, мы бы в этом случае совершенно не успели побывать в старой части Луцка - там, где стоит его главная достопримечательность, замок Любарта, а в-третьих, примерно на середину дня у нас была назначена встреча с маминой подругой юности Ларисой. Ведь в этот раз мы приехали на Волынь все вчетвером - я, Антон и мои родители. Ларису же мы с Антоном еще не видели никогда, как, собственно, и она нас. А потому грех было не встретиться и не познакомиться.
В этот раз до Луцка нас подбросил мой дядя, сам отправившийся туда накануне свадьбы, чтобы утрясти какие-то свои дела. Нас он высадил у старого рынка, и мы, взглянув на часы, поняли, что до встречи с Ларисой как раз таки только и успеем зайти на этот рынок и пройти по моим любимым улице Леси Украинке и проспекту Воли. Так мы и сделали.
Вообще, сейчас разных рынков в Луцке аж четыре. Два из них новые и находятся где-то на окраине, а два других, как мне кажется, существовали здесь всегда. Ну, или почти всегда: по крайней мере, один из них, наверное, не случайно так и называется - Старый. Всегда было так, что на Старый рынок жители окрестных деревень и сел привозили всё, что сами выращивали на своих огородах и производили в своих хозяйствах: овощи и фрукты, грецкие орехи, мясо всех видов, куриные яйца, творог, сметану и даже самый настоящий хлеб, который раньше в селах тоже пекли сами из своей же муки.
Сейчас, правда, рынок немного изменился. Селяне привозят сюда свое, как и прежде, но большую его часть заняли совершенно обычные продуктовые ряды, где купить можно всё то же самое, что и в магазинах - консервы, масло в бутылках, макароны и прочую снедь. Но мы с Антоном пришли сюда не за этим. Прогулявшись по рынку, мы остановились там, где продавали мед. Мед мы решили подарить маме Антона, которая все время, пока мы путешествовали по Волыни, сидела с нашим маленьким Данилкой, и, по словам моего мужа, мед весьма любила. Пасечники привозили его на Старый рынок и в баночках, и в сотах, он был безукоризненно вкусным и главное - самым, что ни наесть натуральным. Я еще сама помню, как мой дедушка разводил пчел и делал такой же. Тогда я была совсем мелкая и очень боялась заходить в ту часть сада, где стояли ульи. Мама же наоборот относилась к ним, как и дедушка, с любовью и трепетом, и потом часто рассказывала мне истории о пчелах и бортничестве, которые ей, в свою очередь, рассказывал он.
Мед мы с Антоном выбрали в сотах. Он был акациево-липовым, и нам очень понравился. Продавец упаковал нам его в картонную коробочку, затянул ее скотчем и вручил с благодарностью.
Второй же луцкий рынок - вещевой, хотя в последние годы на нем продавали также и всякую еду. С давних пор он назывался Варшавским, ибо, как только распался Советский Союз, и открылись границы с другими странами, между украинцами и соседними поляками (граница с Польшей находится в нескольких сотнях километров от Луцка) завязалась активная торговля. Поляки везли в Луцк свои товары - одежду, обувь, технику, часы, игрушки, разные вкусные кондитерские изделия и прочее-прочее. В Луцке всё это разбиралось подчистую, так как стояли не лучшие времена, и хорошие товары были в дефиците. Я сама помню те годы в начале 1990-х! О, какие же на Варшавском рынке продавались жвачки! Когда я их привозила в Москву, все мои одноклассники обзавидывались всеми цветами зависти! :))
В общем, рынок процветал с тех самых пор, и сейчас был даже больше, чем в то время. И, что особенно интересно, когда в этот наш приезд моя тетя сказала, что жители Луцка по-прежнему покупают одежду именно там, я сначала не поверила, решив, что рынок рынком, но должны же быть в столице области и приличные женские магазины с хорошим ассортиментом одежды. Но, увы, тетя оказалась права. На проспекте Воли мы зашли в несколько из них. Казалось бы, марки такие же, как у нас - "Savage", "New Yorker" и другие, но, Боже, ассортимент, на мой взгляд, такой, что в этом вообще не стала бы ходить ни одна девушка! Притом размеры начинаются не меньше, чем с 48-50-ого! Просто ужос какой-то! Правда, что касается детской одежды, то здесь всё было с точностью до наоборот: детских магазинов в Луцке мы встретили очень много, и вещички в них были просто замечательные - и качественные, и красивые, в общем, одно загляденье! Так что, нашему мурысику снова повезло, и он обогатился новыми курточкой, брючками, кофточкой, свитером и шапочкой с ушками. :)
До встречи с Ларисой мы прошлись по улице Леси Украинки и немного прогулялись по проспекту Воли. Улица Леси Украинки нравилась мне еще со времен, когда она была Советской. Где-то в середине 1980-х, а, может, и раньше, ее очень качественно отремонтировали, посадили деревья, выложили плиткой мостовую и сделали пешеходной по принципу нашего Арбата.
Местные жители в то время так ее и называли - Арбат. На Советской стоял кинотеатр, имелось множество магазинчиков и кафе, в тени небольших скверов разместились лавочки, и народ с удовольствием по ней гулял.
Впрочем, сейчас, став улицей Леси Украинки, она мало чем изменилась. Разве что, количество книжных магазинов (раньше их тут было три) сократилось.
Да появились новые современные дома-замки и знак-памятник со стрелками, направленными в стороны местонахождения городов-побратимов Луцка и с указанным числом километров до них.
Правда, праздно гуляющих людей на Леси Украинки тоже стало поменьше. Хотя, возможно, они здесь появляются ближе к вечеру.
А, вот, проспект Воли изменился сильно и, что особенно меня обрадовало, в лучшую сторону. Городской театр, памятник Леси Украинки рядом с ним, Свято-Троицкий кафедральный собор 18 века, который раньше был монастырем бернардинцев, универмаг "Луцк", университет и расположенный рядом с ним памятник Шевченко вместо стоявшего когда-то Ленина, как никогда, радовали глаз своей красотой и отличным состоянием.
Пожалуй, проспект Воли в Луцке теперь был самым симпатичным и благоустроенным местом в городе, отхватив в этом вопросе пальму первенства у улицы Леси Украинки. На большом его протяжении теперь красовались бульварные фонари с круглыми плафонами, фасады домов, кои, как и весь проспект, были построены сразу после войны и считались теперь памятниками архитектуры, о чем гласили висевшие на них таблички, и бутиков сияли чистотой и свежим ремонтом, а в одном месте мы даже обнаружили оригинальную лавочку влюбленных с обнявшимися фонарем-девочкой и фонарем-мальчиком. По проспекту Воли так и хотелось погулять подольше.
Ну, а, вообще, Луцк - город очень старый. Правда, с точной датой основания историки так до сих пор и не определились. Одни из них считают, что Луцк был основан в седьмом веке, другие, что в десятом. Но, как бы там ни было, одним из самых древних сооружений города, дошедших до наших дней, можно с уверенностью назвать замок. Или, как принято его еще тут называть, замок Любарта.
Когда я была в Луцке в прошлый раз, этот замок, воздвигнутый на холме великим князем Владимиро-Галицкой Руси Дмитрием Любартом в 14 веке, не сказать, что был в плачевном состоянии, но гораздо в менее презентабельном, чем сейчас. Теперь же его полностью отреставрировали, открыли в нем несколько музеев, и туристов нынче в нем оказалось, хоть отбавляй.
Я даже удивилась. Кстати, что касается защитных функций замка, то Дмитрий Любарт расстарался на славу! В замке было несколько башен (большая часть их сохранилась до сих пор) и стены с бойницами. В общем, ни одному врагу, которых в средневековье на Волыни кишело, как пиявок в болоте, так и не удалось его взять.
Кстати, сейчас на стены Луцкого замка можно было подняться, что мы, собственно, и сделали. И мне показалась очень оригинальной их конструкция. Дело в том, что стены оказались как бы двухэтажными. Бойницы располагались на обоих уровнях, и я подумала, что, возможно, в наличие как раз этих уровней (или этажей) и была причина того, что взять замок было очень сложно. А вы представьте, подкатываете вы так к стенам замка с намерением на них вскарабкаться и взять штурмом, а вам на голову защитники замка льют кипящую смолу, осыпают вас стрелами, причем, сразу с двух этажей! Хочешь, не хочешь, а подобру-поздорову, сбежишь куда подальше от такой обороны!
Правда, о том, что тут происходило в стародавние времена, уже вряд ли кто помнит, и стены Луцкого замка всё больше и больше служат для разных фотосессий. Вот и теперь мы с Антоном во всей красе осмотрели целую выставку вывешенных здесь свадебных фоток, которые фотографы демонстрировали специально, дабы привлечь новых клиентов. Но, честно говоря, нас она не сильно впечатлила.
Впрочем, надо отдать должное, что в одной из башен замка мы осмотрели очень интересный музей звонов, а в нижней ее части - темницу и арсенал. В темнице сидел заключенный из папье-маше, а в арсенале, помимо всякого средневекового оружия - разных огне-метательных устройств, копий и прототипов пушек, хранились весы и кое-какие предметы быта.
Кстати, если говорить о средневековом оружии, то, похоже, в помещение арсенала всё оно просто не поместилось. Ибо гораздо больше всего интересного мы увидели во дворе замка. Там стояли всяческие премудрые деревянные арбалеты, катапульты и штукенции для пробивания стен, опять-таки пушки, камне- , смоло- и огне-метательные машины и прочие-прочие, об использовании которых нам даже, порой, приходилось догадываться.
А еще, что интересно, здесь имелись большие деревянные шахматы. Честно говоря, я не знаю, какими судьбами и зачем они попали в замок, и что символизировали (сомневаюсь, что местные средневековые шляхтичи на досуге в них играли), но я уже вот-вот собралась начать с Антоном партию (да, каюсь, я очень люблю играть в такие шахматы), как муж сказал, чтобы я свой пыл поумерила, так как времени у нас очень мало. Эх!
Но все-таки, даже несмотря на вечный дефицит времени, музей звонов мы посетили. Как я потом вычитала в путеводителе, оказалось, что этот музей - единственный такого рода на Украине. Но, с другой стороны, мы бывали в музеях колоколов и в других местах. Здесь же он был небольшим, в нем хранились всякие старинные колокола и рассказывалось об их истории и истории колокольного звона в целом.
Например, мы выяснили, что колокола - это вовсе не славянское изобретение. Еще до нас ими вовсю пользовались в Ассирии, в Египте, в Древней Греции и в Древнем Риме. На Руси же они появились в десятом веке, а отливать их в Киеве научились только в 13-м. Но уже через парочку тысячелетий колокола у нас стали использовать не только для того, чтобы сообщать о пожарах, бить в набат, отбивать время или сообщать о каких-то событиях, их стали вешать и на железнодорожных станциях, где они сообщали о прибытии поездов, и на берегу, где они становились еще и маяками и не давали сбиться с пути кораблям, и во многих других местах. В общем, музей звонов оказался хоть и маленьким, но вполне себе миленьким!
Вообще, если раньше в Луцком замке можно было лишь подняться на стены и побывать в музее звонов (он, на самом деле, тут не новый), то теперь здесь появилось еще немало разных развлекаловок для туристов. Например, в самом центре замкового двора мы узрели деревянную церковь с колокольней - абсолютно новую, но стилизованную под средневековую.
Кстати, настоящая церковь в средневековые времена здесь тоже была, она называлась церковью Иоанна Богослова, и это именно над ней соорудили теперь деревянную. Настоящую же нашли. И археологи сейчас на территории замка активно ведут ее раскопки. А еще мы обнаружили деревянный колодец, дом уездной канцелярии и шляхетских судов, где сейчас располагалась картинная галерея, и самое интересное - старинную сокровищницу, в которой теперь разместился музей книги.
И вот, что касается книг и всяких с ними связанных выставок и музеев, то мы с Антоном фанатеем от них одинаково сильно. Поэтому не побывать в замковом музее книги для нас было бы совершенно непростительно.
В музее оказалось всего несколько залов, но каких! В них мы осмотрели несколько старинных, еще деревянных печатных станков (хотя, конечно, скорее всего, это были их копии).
А главное - древние фолианты, тома 16-17-18 веков в кожаных переплетах с почерневшими страницами, покрытые пылью и такие внушительные и толстые, что я в который раз поразилась, насколько же их тяжело было читать! Да уж, такие в метро не достанешь и в кроватку под теплое одеяльце, дабы предаться интересному чтению, с такими не заляжешь, ибо их и поднять-то будет непросто!
Впрочем, книги - это не единственная моя слабость. Не меньший восторг я испытываю от посещения всяких музеев, связанных с медициной. Поэтому, когда я узнала, что в Луцке, как и во Львове, появился музей-аптека, я тут же уговорила Антона обязательно туда сходить. Аптека разместилась в старом городе, как раз в одном из домиков 16-19 веков. Именно так, потому что изначально такие дома, которых тут немало, строились в средние века, но постепенно всё новые и новые хозяева перестраивали их по моде наступавших времен, и в результате лишь какие-то фрагменты в этих домах остались первичными, но далеко не всё полностью. Но все равно по старому городу Луцка гулять очень интересно. Здесь совсем нет многоэтажек, одноэтажные или максимум двух- или трехэтажные каменные дома окружают сады, а мостовые нередко, как и прежде, сложены острой брусчаткой.
Кстати, если уж речь зашла о жилых домах старого города, то совершенно случайно узнали мы и об одном удивительном здешнем здании, которое, опять-таки по аналогии со Львовом и Одессой, называют домом с химерами.
Честно говоря, насколько этот дом старинный, я сказать затрудняюсь. Однако ж в нем воочию можно увидеть то, как перестраиваются здания и как они меняют свой обычный первоначальный облик - в общем, то, о чем я только что говорила. Живет в этом доме скульптор по фамилии Головань. Уже на подходе к его дому у нас создалось ощущение, что мы идем по музею под открытым небом. Во дворе, коий был виден через низкую ограду, хранилось множество "античных" скульптур и всяких их частей и элементов, сама ограда являла собой переплетение созданных из глины, гипса и камня удивительных фантастических растений, животных и абстрактных узоров, а дом - довольно-таки большой, просторный, двухэтажный явно напоминал шедевры гениев Гауди и Хундертвассера, которые можно встретить в Испании, в Австрии и в других странах.
Творение Голованя сложно описать словами. Это - смешение всевозможных стилей. Это и античные колонны, и переплетение лиан и стволов диковинных деревьев а-ля Ангкор-Ват, и готика, украшенная мифическими орнаментами, и фигуры святых рядом со сказочными персонажами. В общем, такое надо видеть своими глазами. Ведь не случайно, дом с химерами лучане называют самым колоритным жилым зданием в городе.
Но я отвлеклась. Я же начала рассказывать о музее-аптеке!
Вообще, аптека оказалась сделанной по образу и подобию той, которую несколько лет назад мы видели во Львове. Она была абсолютно рабочей, в ней можно было купить все современные лекарства, но при этом оформлена она была в старинном стиле, ибо действительно существовала на этом месте еще в 19 веке.
Прилавок и стеллажи в аптеке были из темного дерева, касса была старинной и механической, в шкафах стояли керамические банки с травами, снадобьями и порошками и маленькие бутылочки с микстурами, а на стене висела схема аптеки 19 века в разрезе.
К сожалению, из-за того, что мы пришли сюда в выходной день, заведующей аптеки не было, но говорят, что и ее кабинет сделан так же, как это было принято больше сотни лет назад.
...Старый город Луцка небольшой. Спокойно обойти его можно не больше, чем за полтора-два часа, но, гуляя здесь, как будто бы действительно погружаешься в прежние времена. Пожалуй, больше всего поражает количество церквей, храмов и монастырей, причем, не каких-то конкретных, а абсолютно разных религий и вероисповеданий, собранных в одном месте, - верный показатель того, что люди, несмотря на разницу в мировоззрении, умели уживаться друг с другом. Какие-то из этих храмов действуют до сих пор, другие сохранили лишь свой внешний облик. Конечно, больше всего здесь церквей православных. Например, самая старая в Луцке Покровская церковь, которая стояла в городе уже в 16 веке. Точнее, уже тогда в летописях сообщалось, что ее здание находилось в аварийном состоянии и требовало скорого ремонта.
Но мы побывали в другой православной церкви - в Кресто-Воздвиженской, которая оказалась всего на век моложе Покровской.
О, как же мне нравятся Украинские православные церкви! Их убранство сильно отличается от наших, и я, конечно, не специалист, но сказала бы, что, в целом, своим внешним обликом они гораздо ближе к католическим костелам, нежели к русским православным храмам - например, в них гораздо светлее, и также, как в костелах, принято ставить скульптурные изображения святых. Но это, разумеется, всего лишь взгляд делитанта, которым, возможно, я увидела лишь поверхностное сходство. А потому я не берусь судить об этом.
Но больше всего в украинских церквях меня покорили рушники - вышитые, очень красивые полотенца, которыми тут принято украшать иконы. Вот и в Кресто-Воздвиженском храме мы их тоже увидели.
- А вы не местные? - спросила нас, увидев, что я фотографирую церковные интерьеры, бабушка, продававшая свечками с иконами.
Внутренне напрягшись ("Сейчас, - подумала я, - будет отповедь на тему, что на фотосъемку в храме надо иметь благословение батюшки, которого нет, и который не известно когда будет" - обычное в российских церквях поведение свечко-торгующих бабулек, желающих показать всем свою значимасть), я ответила:
- Да, приезжие.
- А откуда? - бабушка смотрела на нас с искренним интересом и, по всей видимости, даже не думала читать нам натации.
- Из России.
- О! - только и произнесла она, не переставая улыбаться.
И я, покоренная ее доброй улыбкой, рассказала ей, что у меня мама из этих мест, и что мы приехали на Волынь в гости к родственникам.
- Вам понравилась наша церковь? - снова спросила она после того, как выслушала мой рассказ, задала несколько вопросов и выяснила, где наши родственники живут и чем занимаются.
- Очень! Особенно так, как вы украшаете рушниками иконы. Это очень красиво!
- Ну, и хорошо, - сказала она. - Да благословит вас Бог! - и ни слова о том, что в храме нельзя фотографировать или, что на это нужно какое-то неполучаемое разрешение. Как же это было приятно...
На самом деле, Кресто-Воздвиженская церковь в Луцке имеет потрясающую историю. Раньше она была монастырской. Монастырь же в средние века возвело так называемое Луцкое братство, кое боролось за сохранение национальной православной веры, языка, культуры и письменности. Ведь Луцк в ту пору относился к Польше, и это для местного населения было крайней важно. Помимо церкви и келий для монахов, в монастыре имелись славяно-греко-латинская школа, госпиталь для больных и престарелых и даже типография. А ведь на дворе стоял всего лишь 17 век! В общем, все было прекрасно, пока в 1803 году тут не вспыхнул пожар и не повредил храм. Казалось бы, восстановить его было и не так сложно, но реставрация почему-то затянулась на долгие годы. В итоге, у церкви начали разрушаться стены и было принято решение разобрать ее на кирпичи, что, в общем-то, и сделали. "В живых" остался лишь алтарь. И вот, в это самое время проезжал через Луцк киевский генерал-губернатор. Увидел он, что учинили с храмом, разгневался и велел прекратить демонтаж. Постепенно храм начали восстанавливать. Конечно, уже не в том виде, каким он был раньше, но, тем не менее, к концу 19 века, он был отремонтирован и заново освящен. В советские же годы, разумеется, службы здесь не велись - в церкви располагался планетарий, а сейчас ходят упорные слухи, что нашлись люди, которые хотели бы вернуть Кресто-Воздвиженскому храму его прежний облик. Правда это или нет, я судить не берусь, но говорят, что разговоры такие есть.
Конечно, будучи долгое время под Польшей, Луцк не мог не получить ее влияния. Каких только бывших католических монастырей сейчас нет в городе. Монастырь бригиток, ставший в советские годы городской тюрьмой, а сейчас православной монашеской обителью. Доминиканский монастырь - ныне духовная семинария Украинской Православной церкви. Монастырь шариток - теперь дом сестер милосердия. Монастырь бригиток. Монастырь бернардинов. Монастырь тринитариев. Но, пожалуй, самый главный из всех католических мест в Луцке - это костел святых апостолов Петра и Павла с колокольней и катакомбами, где были захоронены не только местные ксендзы, но и некоторые горожане.
Вообще-то, раньше Петропавловский костел тоже принадлежал монастырю. Да не какому-нибудь, а монастырю иезуитов, и кроме самого костела, тут еще имелась иезуитская коллегия - высшее учебное заведение, а при ней огромнейшая библиотека, студенческий театр, школа и философский факультет. Воздвигли костел в 17 веке по проекту итальянца Джакомо Бриано. Но в советские годы католичество на Волыни было упразднено, и в костеле работал музей атеизма.
Сейчас же он снова действующий, хотя, признаться, советский музейный налет в нем сохранился. Так, например, мы обнаружили в нем очень много висевших на стенах бумажек и табличек с запретами куда бы то ни было пройти и что-либо посмотреть. Правда, стоит отдать должное, что ни посетители, ни служители костела на них особого внимания не обращали, и многие ходили, где хотели.
Лютеранская кирха. Пркикиньте, но она в Луцке тоже есть! Дело в том, что сюда на рубеже 19-20 веков ломанулись немецкие колонисты. От луцких властей они получили разрешение построить собственную церковь, что, собственно, и сделали.
Но буквально через 20 лет колонисты вернулись на историческую родину, и кирха постепенно стала приходить в упадок. Сначала, дабы не пропадала, в ней разместили городской архив. Но сейчас подсуетились местные баптисты-евангелисты и уговорили власти передать ее им.
Надо отдать баптистам должное, они привели ее в порядок, отреставрировали, отшлифовали потемневший от времени кирпич фасада, восстановили элементы декора и шпили, заменили крышу и перекрытия. В общем, баптисты оказались молодцами. Когда мы подошли к бывшей кирхе, то в ее дворике прихожане как раз готовились к празднику урожая. Многие раскладывали привезенные овощи и фрукты на импровизированные прилавки, кто-то приехал сюда с собственными телегами и живописно укладывал свой урожай на оных.
Сама церковь тоже оказалась открыта, и мы осмотрели ее скромное убранство.
Кстати, что интересно, небольшая немецкая община, то есть, те самые лютеране, которым раньше принадлежала кирха, в Луцке живут до сих пор. Для своих нужд они заняли весьма просторный и симпатичный домик пастора рядом с кирхой и с евангелистами-баптистами сосуществуют вполне мирно.
А вообще, поразительный факт, но по переписи населения, которую проводили в Луцке в 1895 году, больше всего в городе было отнюдь не православных, не католиков и не протестантов. А знаете кого? Почти 80 процентов населения Луцка, то есть больше 12 тысяч человек, составляли евреи. Район, в котором они жили в старом городе, тогда назывался Жидовщиной. Он, как говорят, отличался хаотичной застройкой и узенькими переулками. И это была истинная правда. Когда мы с Антоном и с присоединившимися к нам моим братом Сашей и его другом Тарасом гуляли по этому району, то пару раз чуть было не заблудились, так как улочки там были действительно гораздо уже всех прочих в Луцке, а к тому же извилистые и, порой, даже приводили нас в тупик. И вот, сюда, на эти улочки, начиная со средних веков, часто любили хаживать местные шляхтичи, мещане или приезжие гости, чтобы отдохнуть. На Жидовщине можно было запросто снять комнату или целый дом по своим потребностям. Да что тут говорить? Это было единственное место в Луцке, где по королевскому разрешению продавалась замковая, то есть, государственная, водка.
Ну, а мы, поблудив немного, в конце концов, разобрались с маршрутом, и вскоре вышли к главному и единственному сохранившемуся с тех времен зданию Синагоги. Даже несмотря на то, что в синагоге теперь разместился местный филиал "Динамо", своим внешним видом она впечатляла. Синагогу украшала квадратная и довольно-таки высокая башня, за которую ее прозвали Малым замком.
На самом деле, никаких замков в ней, конечно же, никогда не было. Просто так исторически сложилось, что Сигизмунд Третий выдвинул перед луцкими евреями требование, чтобы все их храмы, кроме всего прочего, носили и оборонительные функции. А потому к синагоге и была пристроена башня с бойницами, которую, правда, как я поняла, по назначению так и не использовали.
Луцк всегда был поистине многоконфессионным и многокультурном городом. Кроме иудеев, католиков, протестантов, православных, здесь жили армяне и у них тоже была своя церковь (от нее, правда, сейчас остались одни руины). Жили караимы - потомки древних хазар, которых привез из Крыма князь Литвы Витовт. Они отлично прижились в Луцке, занимались ремеслами и торговлей и даже на протяжении пятиста лет умудрялись сохранять свою этническую самобытность. Их храм - кенасса - тоже когда-то стоял в городе, но в 1970 году вспыхнул пожар, и он полностью сгорел. Сейчас, к сожалению, караимов в Луцке уже не осталось. Последний, дожив до глубокой старости, умер в начале 1990-х годов, а остальные ассимилировались с прочим населением.
Но, конечно, средневековые памятники истории и культуры, старинные дома, храмы и монастыри - это не единственное, чем сегодня живет Луцк. Столица Волыни сейчас вполне современна, многолюдна и, как любой крупный город, активна. Университет, театр, несколько кинотеатров, парк с аттракционами, другой парк с детской железной дорогой, стадионы, магазины, кафе, рестораны, торговые центры, клубы и, конечно, масса работающих, а не дышащих на ладан предприятий - вот такая нынче начинка этого города.
В Луцке выпускают до сих пор востребованные (правда, лишь для местных целей) автомобили "Волынянки", которых предприимчивые горожане уже давно окрестили "БМВ" и расшифровали, как "Боевая машина Волыни".
Здесь работают авиаремонтный и подшипниковый заводы, завод коммунального машиностроения, предприятия строительной, химической промышленности и пластмассовых изделий. В Луцке шьют обувь и одежду, делают мебель, консервы, хлеб, масло и очень вкусные конфеты. В общем, говорить о том, что жизнь здесь не отличается разнообразием, было бы абсолютно не верно! Луцк живет! И это, конечно, здорово добавляет позитива этому городу!
В Луцке мы обедали в кафе "У Миколи", в которое ходили вместе с подругой моей мамы, коренной жительницей города Ларисой, а потом еще сами пили кофе в пиццерии-сауне "Бенicciмо".
Больше фотографий вы можете посмотреть здесь:
Бывшая столица евреев и шляхтичей - часть 1. Замок Любарта
Бывшая столица евреев и шляхтичей - часть 2. Аптека и книги
Бывшая столица евреев и шляхтичей - часть 3. Рынок и люди
Бывшая столица евреев и шляхтечей - часть 4. Старый город
Бывшая столица евреев и шляхтичей - часть 5. По центру
Бывшая столица евреев и шляхтичей - часть 6. Время католиков
Бывшая столица евреев и шляхтичей - часть 7. Разные церкви
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: http://tourbina.ru/authors/Annataliya/journals/1059/