Когда 40 лет назад я пришла в первый раз в Институт теоретической и экспериментальной физики, я была удивлена, увидев какую большую и красивую территорию он занимает.
Здесь были и парк со старыми деревьями, и пруд, и клумбы с красивыми цветами. В пруду плавали утки и водилась рыба. В парке бегали ручные белочки. За красивыми клумбами ухаживала целая бригада садовников.
А старинные здания института! Построенные в классическом стиле, они уводили воображение в прошлые века...
Но я тогда особо не интересовалась историей. Была молода, и меня занимали совсем другие проблемы. Знакомство с новым коллективом, подготовка к защите диплома, новая работа. А дальше семья, дети, быт… А потом я уже так привыкла, что наш институт находится в таком старинном красивом месте, что воспринимала это, как само собой разумеющееся.
Так, краем уха, слышала я от кого-то, что ИТЭФ занимает бывшую усадьбу Меншикова. А какого Меншикова, того самого, сподвижника Петра, или другого? Даже не задумывалась. Да и где тогда можно было найти такую информацию? Интернета ведь не было.
И только сейчас, когда я стала подбирать материал о своей малой родине – Черёмушках, я узнала, в каком знаменитом месте я работала. И даже расстроилась, что не успела в то время внимательно рассмотреть все здания с исторической и архитектурной точки зрения, а ходила в них, как в места, где располагается та или иная лаборатория.
Я прочитала много интересного материала об усадьбе «Черёмушки-Знаменское» — так официально называется это место. Пересказывать здесь всё – это займёт несколько страниц текста. Но, всё же, хочется кратко написать, что я узнала из статьи Коробко М.Ю. «Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы»
Нежно звучащее название этой дворянской усадьбы произошло от того, что в далекую старину здесь, в южном предместье Москвы, был глубокий и сплошь покрытый зарослями черемухи овраг, благоухающий ранней весною на всю долину и окрестности речки Бекетовки. По преданию, местность эта некогда принадлежала Борису Годунову. Из достоверных же источников известно, что в 1630 г. "в Московском уезде из порожних из обводных земель, пустошь Черемошки по сторонам Черемошского оврага... писцы измеряли и описали и продали в вотчину по полпустоши Афонасию Проничещеву, да дьяку Венедикту Махову. Вскоре же на половине Венедикта Махова возникли вотчинный двор и деревня Черемошье в несколько крестьянских дворов, а "в обще с Афонасием Проничищевым" (в документах встречаются два варианта написания этой фамилии) на речке Бекетовке дьяк Венедикт Махов устроил систему прудов. Местность начала преображаться, и столетие спустя здесь уже существовала оригинальная и представительная дворянская усадьба.
Судьбе Черемушек и его архитектурных сокровищ могут позавидовать многие безжалостно уничтоженные или безнадежно ветшающие старинные усадебные комплексы.
Особая ценность черемушкинского усадебного комплекса заключается в том, что в нем последовательно отразилась смена традиций русской усадебной культуры двух столетий.
В самом деле, за три столетия с начала XVII в. сменились несколько поколений владельцев Черемушек, принадлежавших к разным фамилиям старинной и новой русской знати. Это были Прозоровские, Голицыны, Меншиковы, наконец, Якунчиковы. Усадьба являлась свидетелем всех социальных, экономических и культурных перемен, последовательно отразив их в памятниках ансамбля и в его структуре. Но главной традицией Черемушек было исключительно бережное отношение новых владельцев ко всему, созданному здесь их предшественниками. Благодаря этому творения эпохи барокко, классицизма и эклектики вполне гармонично сосуществуют ныне в пределах цельного и грандиозного комплекса.
В 1635 году половина черемушкинской вотчины, принадлежавшая Венедикту Махову, перешла к думному дьяку (в дальнейшем — думному дворянину и печатнику) Федору Федоровичу Лихачеву. А в 1666 г. это имение Ф.Ф. Лихачев подарил ("отказал") внуку своему — Петру Ивановичу Прозоровскому.
Князь П.И. Прозоровский (ум. в 1720 г.) — крупнейший феодал эпохи царя Алексея Михайловича. Являясь влиятельным лицом при Дворе, он был посмертным завещанием Алексея Михайловича определен в воспитатели малолетних царей Петра и Иоанна. В числе обширных владений Прозоровского черемушкинская вотчина не была ни самой большой, ни самой главной. Но за последнюю четверть XVII в. она существенно преобразилась, превратясь в весьма значительное экономическое хозяйство.
С именем Федора Ивановича Голицына (1699-1759), который унаследовал принадлежавшие матери богатства Прозоровских, включая и подмосковные вотчины — села Петровское и Черемушки, связаны одни из наиболее увлекательных бытовых страниц в истории Черемушек, а также начало преобразований, превративших эту старинную родовую вотчину в роскошный дворцово-парковый ансамбль нового типа.
Ф.И. Голицын по службе был человек военный: с двадцати лет находился в Преображенском полку, участвовал в русско-турецких войнах времен Анны Иоанновны.
Ко времени воцарения Елизаветы Петровны Федор Иванович вышел в отставку и поселился в Москве, не прерывая связи с Двором.
В 1748 г. Федор Иванович овдовел, и главной задачей его жизни стало обеспечение будущего семерых детей. На это понадобились и средства, и связи при Дворе, но главное — навыки искусства светской жизни. Понадобились и Черемушки, к тому времени преобразованные в увеселительную загородную резиденцию.
В 1748 и 1749 гг. Черемушки были удостоены личным посещением императрицы Елизаветы Петровны с ее обширной придворной свитой. Второе посещение оказалось особенно памятным и современникам и потомкам. В дворцовых хрониках о нем записано: "Ее императорское величество соизволили иметь выход на Воробьевы горы; в расставленных шатрах обеденное кушанье изволили кушать, а оттуда шествие иметь соизволили в село Черемоши — к господину генерал-майору князю Голицыну, где благоволили вечернее кушанье кушать, и во дворец прибыть изволили в первом часу пополуночи"
Однако после смерти когда-то немалые богатства Ф.И. Голицына раздробились между его детьми. В 1759 г. по разделу между наследниками Черемушки достались Николаю Федоровичу Голицыну, но неоднократно закладывались, обросли долгами и наконец в 1780 г. были проданы.
Совершенно заброшенные Черемушки к 1780-м гг. запустели, во многом утратив изящный блеск елизаветинской эпохи.
Новым владельцем, купившим в 1780 г. усадьбу, стал московский фабрикант Василий Выродов. Но, как следует из документов, уже к 1783 г. Выродов разорился, и все его "описное имущество" было продано "с молотка", то есть с публичного торга, 5 апреля 1783 г. Новым владельцем Черемушек стал Сергей Александрович Меншиков — внук знаменитого сподвижника Петра 1 Александра Даниловича Меншикова.
С.А. Меншиков (1746 — 1815) был знаменит не только именем деда, но и имел собственные заслуги перед 0течеством. Видный военачальник екатерининской эпохи, генерал-майор и кавалер многих орденов, он был флигель-адъютантом императрицы и весьма богатым вельможей. Сергей Александрович и его супруга Екатерина Николаевна, урожденная княжна Голицына, владели Черемушками полстолетия, и эти полвека пришлись как раз на эпоху наивысшего расцвета дворянской усадебной культуры в России. Наибольшего процветания достигла при Меншиковых и подмосковная усадьба Черемушки.
Для капитального обустройства по своему вкусу и в традициях нового времени только что приобретенного подмосковного имения С.А. Меншиков привлек малоизвестного архитектора — недавнего выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Франциска-Конрада Христофора Вильстера – датчанина по происхождению.
Выстроенный Вильстером дворец в Черемушках по своему решению восходил к итальянским загородным виллам, но вместе с тем по совокупности архитектурно-художественных приемов соединял в себе традиции петербургской и московской школ эпохи строгого классицизма. Компактный, симметричный, с выраженной трехчастной структурой и ордерным декором, он занял центральное место в ансамбле усадьбы и по своему облику и по расположению.
Все это время здесь велись капитальные преобразования большого масштаба, и одних только "работных людей разного рода" насчитывалось более сотни человек. К началу XIX в. общая площадь ансамбля увеличилась почти втрое.
Одновременно со строительством дворца заново формировался ансамбль парадного двора.
Все служебные постройки — неотъемлемая принадлежность любой большой усадьбы — были выстроены С.А. Меншиковым заново. Они составили отдельный замкнутый комплекс капитальных каменных сооружений, расположившийся напротив парадного двора усадьбы, но уже по другую сторону от старой подъездной дороги.
Комплекс объединял в себе помещения конюшен, каретных сараев, коровника, скотного и птичьего дворов, людских и прочего и назывался "Экономией". В поздней литературе и документах его чаще обобщенно именуют Конным двором.
Итак, создание пейзажного парка и преобразование регулярного, строительство дворца и флигеля, Конного двора и "Чайного домика" — все это происходило в Черемушках при Сергее Александровиче Меншикове с 1780 до начала 1810-х гг. Немалый вклад внесла в процветание усадьбы и ее хозяйка — Екатерина Николаевна Меншикова, увлекавшаяся ботаникой и страстно любившая цветы. При ней в Черемушках было основано грандиозное оранжерейное хозяйство: в кадках и горшках, в теплицах и открытом грунте выращивались диковинные сорта фруктов и разнообразные экзотические растения.
Смена владельцев в Черемушках после смерти С.А. и Е.Н. Меншиковых и раздела наследства между их сыновьями Александром и Николаем была вполне преемственной.
Усадьба — "подгородняя дача, именуемая с. Знаменское, Черемушки тож, с землями, лесами, каменными и деревянными строениями, с мебелью, плодовитым садом и оранжерейными плодовитыми и фруктовыми деревьями, с посудою, всякого звания земледельческими орудиями и машинами, с пожарным, кузнечным и столярным инструментом и с конскою упряжью..." — досталась младшему из сыновей, Николаю Сергеевичу Меншикову.
При Н.С. Меншикове строительные и ремонтные работы в усадьбе производились почти непрерывно.
Черемушки Меншиковых принадлежали к числу усадеб, довольно рано перешагнувших в капиталистическую эпоху. Промышленное садоводство процветало в ней с 1830-х гг. Не исчерпывала себя и любовь к цветоводству.
Н.С. Меншиков скончался в возрасте почти семидесяти лет. Процветающие и благоустроенные Черемушки достались его брату — А. С. Меншикову, тоже вскоре (в 1869 г.) умершему.
Последний дореволюционный этап истории усадьбы, охвативший без малого полстолетия, был связан с известнейшей в Москве в конце XIX -начале XX вв. фамилией Якунчиковых.
Купил Черемушки в 1870 г. богатый заводчик, коммерции советник Василий Иванович Якунчиков, женатый на Зинаиде Николаевне Мамонтовой, сестре жены П.М. Третьякова.
В.И. и З.Н. Якунчиковы состояли в родстве и в дружбе не только с Мамонтовыми и Третьяковыми, но и с Поленовыми, Алексеевыми (в том числе с К.С. Станиславским), то есть принадлежали к тому кругу русского образованного купечества, лучшие представители которого оказались в самом центре культурной и художественной жизни России.
Перейдя от Меншиковых к новым владельцам, усадьба поначалу пережила пору упадка. Дело в том, что первоначально ее использование Якунчиковыми носило подчеркнуто коммерческий характер: окрестности усадьбы были обстроены кирпичными заводами, оранжереи и сад сдавались в аренду, при этом элитные культуры постепенно вырождались. Большинство усадебных построек, включая парковые павильоны, отдавались внаем под летние дачи. Они делились перегородками и обрастали несуразными тамбурочками и крыльцами. Делалась даже попытка устраивать в парке публичные гулянья, но в коммерческом отношении они себя не оправдали. Аристократический блеск старинного дворянского поместья в Черемушках постепенно исчезал.
Не сдавался в аренду лишь главный дом, используемый Якунчиковыми в летнее время.
Последним владельцем Черемушек был Николай Васильевич Якунчиков. Он попытался восстановить все старые постройки усадьбы и возродить ее в прежнем великолепии, но не успел — началась первая мировая война. В 1914 г. во флигеле дворца разместился военный госпиталь.
В начале 1920-х гг. Якунчиковы эмигрировали. В истории Черемушек началась новая глава.
В настоящее время территория и постройки старинного ансамбля разделены между двумя хозяевами.
Комплекс бывшего Конного двора, отделенный магистралью Большой Черемушкинской улицы, полностью принадлежит Институту гельминтологии имени академика К.И. Скрябина. В огромном помещении бывшего манежа разместилась уникальная в нашей стране и в Европе коллекция экспонатов Музея гельминтологии.
На основной территории усадьбы после революции был устроен дом отдыха для трудящихся.
В 1945 г. Черемушки были переданы Академии наук, и до настоящего времени здесь размещается Государственный научный центр Российской Федерации — Институт теоретической и экспериментальной физики. Основная направленность научной деятельности института — исследование физики элементарных частиц и атомного ядра, развитие методики ядерного эксперимента, создание ускорителей заряженных частиц и ядерных реакторов для научных и практических целей.
С 1945 по 1985 г. здесь работал тяжеловодородный исследовательский ядерный реактор, а с 1960 г. — протонный синхротрон мощностью в 10 гэв.
Несмотря на специфический профиль института, все эти годы архитектурные памятники Черемушек находятся в возможно благоприятных условиях. Ни один из них (исключая две ветхие деревянные беседки и оранжереи) не был уничтожен.
Жаль, только, что посмотреть на всё это нельзя – институт режимное предприятие и вход в него строго по пропускам.
Сейчас судьба института решается. Похоже, дело идёт к его выселению из усадьбы «Черёмушки- Знаменское».
Но это – уже другая история. И о ней можно прочитать Пожар в моём родном институте ИТЭФ. Чего ещё ждать?. Чего ещё ждать?
1545 материалов по 1 539 объектам, 55 649 фотографий
Красивая усадьба в Черёмушках, на которую нельзя посмотреть
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Майя! Восстановимся. Было 10 плюсов. Сейчас уже 7!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ура! :)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Илья! Хорошая новость!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.