5 материалов по 5 объектам, 16 фотографий
Каменная церковь в "мавританском стиле"
Бывшая церковь Успениясодержалась как церковь Шереметевых. Селение Богородское было первоначально пожаловано Кузьме Минину за Московское очищение, затем по пресечению рода Мининых – передано князьям Черкасским. В 1715 году в полноправное владение селом Богородским вошел генерал-майор Василий Петрович Шереметев, ставший супругом княжны Черкасской. С 1715 по 1859 годы владельцами села были Шереметевы, которые много сделали для благоустройства своих вотчин. Именно они увидели в местном кожевенном промысле залог процветания и подняли его на новый уровень.
Именно они начали реконструкцию богородских храмов, перестраивая их на каменные. Шереметевы считали, что это поможет привлечь в православную церковь крестьян-староверов – основную часть населения Богородского.
Церковь Успения имела три престола: главный холодный — Успения Божией Матери, правый – иконы Богоматери "Всех скорбящих радость", левый – мученика Иоанна, воина земли русской. Успенская церковь нередко именовалась ружной церковью. По словарю В.И.Даля руж – внешность, образ, вид, оклад и т.д., то есть церковь была внешней по отношению к селу Богородскому т.е.сельской. Из документов следует, что прихожанами церкви Успения Пресвятой Богородицы являлись жители Высокова, Песочного, Демидова, Княже- Поля, Шопова, Антеньева, Берёзовки, Лазарева, Крастелихи , Выболова . Церковь имела большое значение и для богородчан .
Храм был построен из красного кирпича в мавританском стиле. Стоял он на базарной площади села Богородска , поражая своей прекрасной архитектурой и был обнесён красивой каменной с коваными решётками оградой. В 1856 году, как свидетельствуют объездные журналы Благочинных, Успенская ружная церковь отличалась приличным благолепием и убранством, документы содержались в норме, священники исправно вели дело, хорошо знали катехизис. По описанию современников, в Успенской церкви имелось замечательное серебряное кадило, некогда купленное у Нижегородского Спасопреображенского собора. Там была такая надпись: "По указу Великого Государя Царя и Великого князя Василия Ивановича, Всея Руси Самодержца, в лето 715 года (1607года) построено кадило сие серебряное в Нижней Нов-Град в соборную церковь Преображения Господня, в нём весу фунт и пятьдесят три золотника, а поновилось в 7223 (1715 году) при державе Благоверного Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича, всея России Самодержца, при Благоверном Великом князя Алексее Петровиче, меж патриаршества тщанием Преосвященного Сильвестра , Митрополита Нижегородского и Алатырского, и всего града Боголюбивых подателей".
Успенская церковь содержалась на средства помещика. В 1858 году при ней была открыта церковно-приходская школа, третья по счёту в селе Богородском. В школе изучали не только первоосновы всех наук, но и религию. А многие ребята были "по совместительству" певчими.
Именно под сводами Успенской церкви находились склепы, где упокоились Василий Сергеевич Шереметев, его супруга Татьяна Ивановна и их сын Николай, который поддерживал декабристов и был участником объединения "Зеленая лампа". Захоронения эти пробыли в неприкосновенности до 1937 года, пока здесь не было решено организовать хлебозавод. Существует легенда, что в 1937 году сюда приехали представители НКВД, которые изъяли все ценности (шпагу, кольца, пуговицы с мундира Николая Васильевича), составили акт и увезли их в НКВД. А сами гробы где-то на побережье Оки под покровом ночи перезахоронили.
Подвалы церкви как нельзя лучше подходили для хранения муки, потому что там была особая система кондиционирования. Здесь же находились источники с мягкой подземной водой, благодаря которой богородский хлеб славится до сих пор.
Вид Церкви Успения Божией Матери с расположенным в ней хлебозаводом(2008г.)
Церковь в 2014 году
Церковь на момент реставрации(ноябрь 2015 года)
- Адрес:
Нижегородская область, г. Богородск, ул. Венецкого, 20
Дешёвый ✈️ по направлению Богородск