52 материалa по 29 объектам, 423 фотографии
- GPS
- Испания, Abandoibarra Etorbidea, 2, Bilbao
- +34 944 359 080
- www.guggenheim-bilbao.es
Невероятный эффект Гуггенхайма
Этот совет является частью дневника «Страна Басков и Кантабрия. Май 2023»
Думаю, что все, кто побывал в этом городе, без промедления вспомнят это необычное сооружение. Поэтому с него и начну свои впечатления о городе. Тем более, что именно благодаря так называемому «эффекту Гуггенхайма» Бильбао стал меккой любителей всего прекрасного и авангардного, подарив городу мировую славу. А вокруг Музея стал расти новый, преобразованный дизайнерский город о чём я непременно позже упомяну в своих воспоминаниях.
Мы иногда говорим: не было бы счастья, да несчастье помогло. Это вполне отражает события, предшествовавшие созданию этого музея. В 80-х годах прошлого столетия Бильбао переживал свои нелегкие времена. Грязь, запущенность, устаревшая промышленная зона. Воды реки загрязнены промышленными выбросами и нечистотами городской канализации. Мощный экономический спад, закрытый порт и заводы, безработица и в довершение катастрофическое наводнение 1983 года, разрушившее мосты и дома. Город оказался на грани гибели и лишь чудо могло его спасти или огромное желание коренным образом преобразить Бильбао.
Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности и для этого стали приглашать известных архитекторов современности. Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.
Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.
Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.
В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).
В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.
За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.
Музей был построен к 1997 году по проекту уже именитого американского архитектора Фрэнка Оуэна Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города. Соглашусь с мнением многих, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – это само здание музея.
Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. И завидя это здание издалека у меня начинает включаться воображение.
Но, обходя здание со всех сторон, передо мной открываются всё новые и новые предстаюшие фигуры. Центральный атриум мне чётко видеться в виде огромного металлического цветка, от которого расходятся «лепестки» — это ряд последовательно примыкающих помещений для выставок.
А может быть это футуристический космический корабль или необычное морское судно? Архитектурный стиль здания в виде деконструктивизма позволяет совершать полёт нашему воображению.
Большая часть поверхности сооружения покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения.В дневное время оно переливается матовым металлом, а на закате становится золотым. К слову сказать, титановые пластины были изготовлены в Германии из российского титана.
Вот такой удивительный музей появился на набережной реки Нервьон. В одном из интервью газете The New York Times архитектор Филип Джонсон назвал музей Гуггенхайма в Бильбао «величайшим зданием современности». Он является одним из шести филиалов центров современного искусства Фонда Гуггенхайма.
Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого оригинального строения. С музеем соединяется высокий мост Салве (La Salve) с красными арками. Вот эти самые арки также являются скульптурой и относятся к музею Гуггенхайма. К 10-летию открытия музея был проведен конкурс , в котором и победила работа художника-концептуалиста Даниэля Бюрена. На мост можно подняться по лифту, которым мы и воспользовались, чтобы с его высоты увидеть прекрасную панораму реки Нервьон, по которой проплыла команда соревнующихся байдарочников.
Там я узнала и примечательную историю. В Бильбао есть Базилика Девы Бегонии. Эта святая наиболее почитаемая местными жителями. С этой церковью связано и название моста. Дело в том, что когда в далекие предалекие времена моряки уходили в море, достигнув этого места они начинали петь молитву «Сальве» (Спаси), обращённую к Деве Марии Бегонии, которая здесь начинала скрываться из виду.
Что ж, пора познакомиться и с другими знаменитыми арт-объектами музея.
Посетителей музея встречает совершенно милая и красочная 13-метровая цветочная собака (Perro de la flor) по кличке Пуппи.
Скульптор и художник взял за основу образ щенка шотландской породы west highland white terrier. «Шерсть» собаки состоит из 70 000 цветков.
Тут и бархотки, и ноготки, и петунии, и магнолии и др. Как только цветы отцветают, их тут же заменяют новыми. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. По-моему вышло у него замечательно и теперь это любимое место для фотографирования всех без исключения — и взрослых и детей.
А вы знаете, что собака эта такая же путешественница, как и мы. Изначально скульптура была предназначена для выставки в Германии в 1992 году, после чего планировалось разобрать экспонат на клумбы. Но планы поменялись, и собака пробыла в Германии до 1995 года. Затем скульптуру демонтировали и перевезли в Австралию, на площадь Музея современного искусства в гавани Сиднея, где она простояла два года. К открытию Guggenheim Museum инсталляцию привезли в Бильбао, где она находится по сей день. Надеюсь, что в лице города, она обрела настоящего друга.
Со стороны набережной рассмотрим ещё две работы. Конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Возможна и другая интерпретация этого творения. Скульптура называется «Высокое дерево и глаз» (Tall Tree and the Eye).
Это 14-метровая инсталляция, напоминающая цепь ДНК, состоит из 73 стальных сфер диаметром 1 метр. Шары выполнены из никелевой аустенитной нержавеющей стали. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.
Проходим чуть дальше вдоль здания музея и оказываемся под брюшком огромной металлической паучихи Луизы Бурже. Это знаменитая 9-метровая скульптура под названием «Мама».
В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в парижском Люксембургском саду. Наверняка кто-то уже с ней встречался и в Москве, когда проходила выставка Луизы Бурже.
Возникает вполне обоснованный вопрос, почему столь устрашающая инсталляция называется «Мама». На самом деле, Луиза Буржуа в своих работах испытывала особую страсть к паукам, поэтому Maman — это ничто иное как отражение теплых и дружеских чувств к родной матери скульптора. А так как мать была ткачихой, то и аналогия с пауком, по мнению автора, вполне логична.
Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень своеобразно и неожиданно.
Непременно лишь наличие сувенирного магазина, в котором тоже было интересно рассмотреть занятную продукцию и что-нибудь прикупить для подарков.
.
- Адрес:
Abandoibarra Etorbidea, 2, Bilbao
- Телефон:
34 944 359 080
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Бильбао
- 20 июн 2023, 01:09удалитьЗдание обалденное, согласна, оно возможно даже привлекательнее содержимого. Оно было футуристичным, когда его строили, и осталось таковым до сих пор. С удовольствием прочитала ваши воспоминания о будущем. Один вопрос остался: На крышу пускают?))
- 21 июн 2023, 01:30удалитьИрочка, спасибо! Вопрос останется без ответа — на крышу мы не стремились, поэтому и не знаю((((
- 20 июн 2023, 12:58удалитьДа, действительно, внешний облик пробуждает фантазию. Экспозиции музея сложно конкурировать с его экстерьером.
- 21 июн 2023, 01:33удалитьВнутри тоже очень оригинально, если говорить о конструкции музея, а не о его экспонатах))))
- 21 июн 2023, 10:21удалитьКак занятно рассматривать столь необычное сооружение. Оно совершенно разное, издалека и в деталях. Читала, и подумалось, что все, приложившие руку к музею, были из разных стран и разных национальностей. И вот сложился такой культурный букет. Вот бы всегда деньги ТАК тратились, на мирные и обьединяющие цели!
Ирина, спасибо за рассказ и фото. Есть над чем поразмышлять - 24 июн 2023, 21:19удалитьТанюша, хорошие мысли! Я как раз в заключении о Бильбао тоже делюсь мыслью о том, что интернациональный был вклад, изменивший облик города. Спасибо!
- 9 сен 2023, 17:56удалитьТогда когда мы там были, экспозиция как то не зашла, но думаю она сильно меняется. А вот само здание и цветочный пес конечно узнаваемы сразу и всеми. Необычно сочетается эта архитектура с центром Бильбао
- 10 сен 2023, 14:51удалитьНо я-то как раз не отношу себя к большинству ))) хотя уверен, что далеко не только я, из тех кому она не заходит
- 11 сен 2023, 17:50удалитьЯ тоже не отношу себя к большинству в некоторых смыслах)))) не люблю откровенный сюр..и тратить на него время и силы, да и деньги — жалко))))
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: