Я давно мечтал поехать в Азию, а также и облететь земной шар.
Эту мечту я частично осуществил в этом году в Японии. После весенней впечатляющей поездки в Японию, где я ощутил разницу востока и запада, а также попытался прочувствовать культуру зен-буддизма и синтоизма, пришло желание детальнее изучить историю распространения учения Будды из Индии до японских островов. К своему удивлению я обнаружил, что своё начало зен-буддизм берёт в Китае, а уже оттуда он попал в Японию. Эта тема меня заинтересовала и привела меня к решению детальнее изучить её истоки, тем самым подсказав решение совместить поездку в Камбоджу (давно хотел посмотреть Ангкор Ват) с Гонконгом, а по пути добавить ещё и Сингапур (Сингапур – наше зелёное будущее). Давайте пройдём всесте со мной по интереснейшим культурным и историческим слоям этих стран в Юго-Восточной Азии.
Гонконг – дорогами вне обычных туристических ловушек
Территориально и географически Гонконг это архипелаг нескольких десятков крупных и малых островов плюс часть материкового Китая; на практике он предстваляет автономную экономическую зону со своей собственной валютой; по культуре вобравший в себя черты бывшей английской колонии со всеми сопутсвующими этому порядками и законами, но внутри сохранивший азиатский стержень с религией, традициями и едой. С самого начала планирования своего маршрута, я старался избежать центрального района Гонконга – того самого, ночные фотографии которого так любят показывать во всех рекламах. Ночью ведь видно только светящиеся огни, а серость и обыденность «каменных джунглей» финансовой столицы Азии при этом ускользает из поля зрения.
Но центральный район – только малая часть Гонконга, дальше которой редко выбираются туристы, а зря. Я поселился в современной гостинице в пригороде Шатин (Sha Tin), который удобно расположен севернее центра и близко к сразу нескольким интересовавшим меня достопримечательностям, а именно:
– Уникальному монастырю Тысячи Будд (Thousand Buddhas)
– Ботаническому парку Кадори (Kadorie)
– Вулканическому Геопарку ЮНЕСКО (Hong Kong Global Geopark)
– Монастырю Тзы Шан (Tsz Shan)
– Женскому буддистскому монастырю-парку Чи Лин (Chi Lin).
Как видно на фотографии, пригород Шатин – это современный и довольно приятный для проживания район с набережными и парками, пересечёный несколькими реками и каналами. Здесь популярно катание на велосипедах и байдарках, теннис и прогулки по высоким окрестным холмам. Транспортное сообщение очень хорошее, как и во всём Гонконге, и можно быстро доехать в нужном направлении на автобусе, метро или такси. Шатл из отеля подбрасывает меня к станции метро, откуда я начинаю восхождение к своей первой цели – монастырю Тысячи Будд.
Дорога к нему идёт вверх по тысячи и одной ступени (может и больше!), постепенно поднимаясь над городом в тишину и покой монастырской территории. Но уникальностью этого пути является то, что в дороге вам сопутствуют тысяча будд. Точнее статуй будд. И все статуи разные – каждый изображённый в них человек-будда имеет своё лицо, свою позу, даже свою национальность.
Некоторые статуи смеющиеся, другие созерцают. Кто-то изображён в сидящих позах, а кто-то верхом на мифических животных, есть и прыгающие будды, и играющие с детьми, и летящие на павлине. Каждая ведущая вас вверх ступень сопровождается новым лицом и новым выражением буддовости. И это так здорово. На дороге есть и беседки и скамейки для отдыха, молитвы и осмотра окрестностей. Примерно в половине подъёма шум города остаётся позади и в меня начинает проникать идея этого уникального места: все мы будды, каждый из нас. Внутри каждого человека любой веры и нации живёт зерно буддовости, и только от каждого из нас зависит взращиваем мы его или нет. Будда не знает ни границ ни времён – он всегда с нами, внутри нас!
Монастырь Тысячи Будд наглядно показывает эту идею в самой доходчивой форме. Любой поднимающийся вверх к храму открывает простую истину для себя. Чем дальше подъём, тем будды становятся более разнообразнее, появляется много женских статуй, некоторые и с детьми – ещё сильнее подтверждающих, что исключений ни для кого не делается, у всех равные возможности на пути к самосовершенствованию. У вершины холма раскидывается территория монастыря с несколькими храмами, высокой пагодой и павильонами. Центральный храм внутри очень красив, внутри него также находятся несколько тысяч статуй и статуэток будд, занимающие место от пола до потолка, разных размеров и окрасок, и создающие ощущение протяженности во времени от Гаутамы Будды до сегодняшнего дня сквозь тысячи и тысячи будд – появившихся просветлённых за все эти столетия.
На меня монастырь Тысячи Будд произвёл очень сильное впечатление: как изящностью воплощения идеи всеобщей буддовости, так и красотой и духовной наполненностью храма и окружающей его территории. Внутри главного храма фотографировать не разрешено, но позже я постараюсь написать совет по этому месту – там также находятся очень красивые статуи тысячерукого будды, будд на синем льве и белом слоне, плюс семиярусная пагода с колокольчиками, и вездесущие обезьянки впридачу.
Второй моей целью на этот день был интересный монастырь Тзы Шан, располагающийся рядом с городком Тай По. Этот совершенно новый духовный центр был построен в 2016 году на деньги одного человека, пожелавшего способствовать распространению буддистской трации дхармы. Сам я узнал об этом месте недавно, но увидев пару фото сразу понял, что хочу его посетить, и оказался совершенно прав. Скорее всего Тзы Шан ещё нет ни в каких путеводителях, да и наверняка не все местные знают про него. Тем не менее посетители и паломники есть, но оказалось что для входа на территорию нужно оформлять пропуск аж за месяц и более вперёд. Об этом я не знал, и всё-таки меня пропустили – удача улыбнулась мне.
Попав внутрь я удивился тому, насколько комплекс Тзы Шан напоминает японский архитектурный стиль постройки. Если бы я не знал, что в Гонконге – сказал бы на 100%, что это в Японии. Но пораспросив работников узнал – всё выстоено в соответствии с традиционным китайским стилем династии Танг, и все детали территории и сада проработаны на принципах инь-ян и китайского фэнг-шуя. Самым большим и видимым украшением монастыря является высоченная 76-метровая белая статуя бодхисатвы Авалокитешвары (китайское – Гуанин), также изветсной как Богини Всепрощения. Это самая большая в мире бронзовая статуя Гуанина, в одной руке она держит жемчужину, во второй — кувшинчик с водой, ноги её стоят в цветке лотоса. Авалокитешвара очень красива, как издалека так и сблизи, она создаёт и поддерживает визуальную линию-пропорцию от главного храма и ворот монастыря до раскинувшихся позади холмов, обединяя и подчёркивая единство всех элементов комплекса.
Любой посетитель может произвести церемонию приношения воды, зачерпнув в деревянную чашку из фонтана и пронеся её до большого сосуда перед статуей, произнося либо молитвы, либо свои собственные слова и мысли по пути. Эта церемония очищения и всепрощения помогает пришедшим настроиться на нужный лад и «смыть» всё лишнее на этот момент. Всё вокруг подталкивает к спокойствию и созерцательной медитации: аккуратные деревца-бонсай, капающая в круглый пруд вода, умиротворяющие виды на залив и острова...
Цель этого места — раскрытие основы буддовости в каждом живом существе, это природа учения дхармы. Монастырь предлагает посетителям попробовать зен-калиграфию, посмотреть фильм про основание буддизма, пройтись на медитативную прогулку или послушать образовательный тур про этот духовный комплекс – всё это бесплатно. Красивые позолоченныё скульптуры будд расположены и в центральном холле с тремя дверьми, они открываются взору постепенно пока поднимаешься к ним по ступеням, чтобы войти внутрь храма и отразиться в их сиянии. Они тоже внушают сосредоточенность и излучают спокойствие и уверенность в том, что будда проснётся в каждом из нас.
На следующий день я отправился в ботанический парк Кадори, расположенный в живописных лесистых холмах на севере – там собрано множество деревьев и растений типичных для данных азиатских климатических зон, а также много вольеров со спасёнными хищными птицами и попугаями. Парк сделан в виде ярусов и можно подниматься или спускаться по различным зонам фауны и флоры. В одном месте я встретился с большим симпатичным ящером – Water monitor lizard или азиатским вараном (на фото). Он прогуливался вразвалочку, а потом прилёг погреться на солнышке.
После парка Кадори я заехал ненадолго посмотреть самый большой даосский храм Вонг Тай Син у подножия Львиной горы в одном из центральных районов Гонконга. Это очень наглядный образец традиционой китайской религии, где собираются и предсказатели судьбы, и паломники, и туристы, и просто зеваки. Здесь очень оживлённо, много людей и суеты, одни ставят курильные палочки, другие их убирают, третьи кидают гадальные кости, а четвёртые помогают их расшифровать. В целом мне было трудно в этом разобраться и я вскоре переехал в находящийся недалеко женский монастырь-парк называемый Чи Лин. Ощущения сразу оказались как день и ночь – здесь царило спокойствие и безмолвие, несмотря на то, что оба места расположены прямо внутри городских кварталов.
Чи Лин это пример того, как человек может создать совершенную гармонию посреди города. Парк и монастырь спланированы и построены с применением традиционных китайских методик и принципов баланса: здесь есть и лотосовые пруды, и озеро с водопадом, и остров с золочёной пагодой, несколько полукруглых мостов и уединённых беседок, чайный дом с большой террасой
для созерцаний, множество маникюрно ухоженных деревьев и сады камней между ними. Шум и суета улиц сюда не проникают, можно остаться недине с собой и даже помедитировать. Гуляя по извилистым дорожкам парка Чи Лин попадаешь в иное измерение, откуда не хочется выходить, и я ушёл только поздно вечером.
Следующий день я весь отдал природе, запланировав посещение Вулканического Геопарка по суше и по воде. Весь геопарк раскинулся на большой территории полуострова и множества островов, и занимает практически всю восточную часть Гонконга вместе с парком Сай Кунг. Уникальность парка состоит в том, что вся его территория – это центр вулкана, извергавшегося 140 миллионов лет назад и оставившего потоки лавы, которые остывая образовали шестигранные колонны диаметром от 1 до 3.5 метров. Похожие образования есть только в паре мест по миру (например, Тропа Великанов в Ирландии), но ЮНЕСКО отметило данный регион за разнообразность геологии и масштабы кальдеры.
Вулканический центр в Сай Куй предлагает несколько туров по парку, и с утра я отправляюсь в район дамбы Высокого острова на пешеходную прогулку. Здесь можно посмотреть и потрогать эти самые шестигранные колонны, уходящие вверх на многие десятки метров. У подножия дамбы также можно сблизи рассмотреть пещеру вымытую морем и эррозией в толще вулканической породы. Таких пещер и даже сквозных арок находится немало на окрестных островах, к нескольким из них я подплывал на катере на водном туре по акватории геопарка, стартовавшем после обеда. Со стороны моря открываются совершенно другие-панорамные виды на стены и утёсы из каменных колонн, можно посмотреть на 30-метровую куполообразную арку Тиу Чунг и в целом полюбоваться красотой прибрежной природой этих мест, не застроенных и не заселённых.
Такой ведь собственно и есть Гонконг (большая часть его территорий), а не тот ночной мегаполис, предлагаемый туристам в рекламах. А рыбацкий посёлок Сай Куй живёт своей неторопливой жизнью, вот уже и лодки возвращаются с уловом – рыбой, крабами, малюсками, всем чем богато местное море. В выходные местные и приезжие прогуливаются по набережной, общаются и обязательно идут покушать в рыбный ресторанчик, коих здесь великое множество. Не устоял и я, продегустировал отменный рыбный суп и местное блюдо с ананасом.
После ознакомления с центром, севером и востоком Гонконга, для меня осталась его западная часть на которую я также отвёл целый день. Главной достопримечательностью стала известная статуя Тьянь Тань Будды на вершине горы острова Лантау. Это весьма посещаемое туристами место, но и очень красивое – с круговым обзором на много киллометров вокруг. Сам остров Лантай малонаселённый из-за высоких гор и поэтому на нём выбрали себе место около 150 буддистских монастырей, включая и По Лин, располагающегося неподалёку от этого монумента.
К 34-метровой бронзовой статуе будды ведут 268 высоких ступеней, а в её 3-х уровневом постаменте находится небольшой музей, алтарь и хранится ценная духовная реликвия – пепел после кремации Гаутамы Будды. «Большой Будда» очень известен по всей Азии и почитаем различными ветвями буддийского духовенства и паломниками из разных стран. Поднятой дланью будда снимает все страдания и тревоги с поднимающихся к нему, а с левой открытой ладони щедро раздаёт всем свою благодатную весть. Снаружи центральную статую окружают шесть не менее выразительных меньших статуй называемых «Приношения шести Девов», символизирующих шесть совершенств необходимых для полного просветления: щедрость, мораль, терпение, усердие, медитацию и мудрость.
В тот же день я также посмотрел приятный район Туэнь Мун с пляжем Бабочек и одноимённым парком, а также посетил случайно обнаруженное место, колыбель будизма в Гонконге — небольшой монастырь Тсинг Шань, уходящий корнями в 5 век и оформленный уникальными керамическими орнаментами. В целом Гонконг дал мне массу новых впечатлений, я сделал несколько интересных открытий и утвердился во мнении, что обязательно нужно ломать стереотипные предписания для туристов и добавлять в поездке малопроторенные места. Эта идея неоднократно подтвердилась в несколько последующих дней в Камбодже, где Ангкор Ват оказался не самым запоминающимся опытом, хотя и очень выразительным местом. Но расскажу всё по порядку...
Камбоджа – за пределами Ангкор Вата
Областной город Сием Рип с удобным международным аэропортом расположен поблизости основных культурных достопримечательнойстей Камбоджи: архитектурных религиозно-дворцовых комплексов империи кхмеров. И если прославившийся на весь мир Ангкор Ват почти вошёл в семёрку новых «Чудес света», чем привлек к себе ещё больший поток туристов, то остальные кхмерские храмы и постройки пока не столь известны и посещаемы, хотя и не менее красивы и экзотичны. Многие путешественники отводят на Ангкор один день и уезжают дальше, но по-моему это очень поверхностное ознакомление с историей и культурой страны. Я провёл здесь четыре дня, что дало мне достаточно времени на осмотр и понимание различных аспектов как древней, так и современной Камбоджи. Постараюсь выразить свои впечатления об этом в краткой форме.
Во-первых, территории древних кхмерских городов большие, имеющие много ступенчатых строений, длинных стен, проходов и галерей, особенно в Ангкор Томе и Анкгор Вате. Без достаточной предварительной подготовки по археологии и религоведения трудно разобраться в предназначении строений, их элементов и общей планировки. Масштабы построек поражают. Только территория Ангкор Тома раскинулась на десяток квадратных киллометров и включает десятки храмов и дворцов, тут можно гулять месяцами, но... это не нужно – по деталям можно постарался представить своему воображению картину того, как эти города выглядели в оригинале. Например я нигде не видел информации о том, что почти все стены древних строений покрыты ажурной резьбой по камню, а это именно так. И если учесть, что все барельефы в оригинале ещё и раскрашивались, то кхмерские храмово-дворцовые комплексы были поистину шедеврами и зодчества и исскуства (особенно на фоне грубого средневековья Европы той эпохи)!
Во-вторых, не очень-то стоит доверять информации по истории этих городов. Большинство местных гидов и путеводители рассказывают по сути сказки и легенды, основанные лишь на крупицах достоверных фактов, но так происходит во всех подобных местах – красивые истории продаются хорошо. На самом же деле никто до сих пор не может с уверенностью сказать каким целям служил Ангкор Ват. Построенный в 12 веке, он мог быть как храмом бога Вишну (общепринятая версия), так и монастырём, или цворцом-крепостью, а может даже и мавзолеем любимой жене наподобие Тадж-Махала. На последнюю версию меня натолкнули повсеместные барельефы апсар – богато украшенных девушек-танцовщиц и тот факт, что главный фасад и вход обращены к садящемуся на запад солнцу, когда все индуистские и буддисткие храмы обращены на восток, стараясь поймать первые лучи солнца на своих алтарях.
В-третьих, на наглядном примере кхмерских храмов можно проследить за постепенной интеграцией буддизма, и замещение им богов брахмаизма: Вишны и Шивы. Я начал свой осмотр с Баконга – места первоначальной столицы кмеров и официального королевского храма Шивы построенного в 9 веке. Храм Баконг представляет из себя очень выразительную постройку в виде пятиступенчатой пирамиды, на ярусах которой рассредоточены каменные слоны и львы, а окружают его 22 малых башен-алтарей. Интересно и то, что храм является почти полной малой копией Боробудура – буддистского храма 9-го века на острове Ява за 2,500 км от него. Мне же он навеял сходство с пирамидами центральной Америки, а если посмотреть на него сверху, то проявляется сходство с мандалой. Получается что это храм нескольких религий, но по правде сказать: ВСЕ древние кхмерские храмы которые я увидел – мультирелигиозные!
Для подтверждения этого стоит посмотреть на Байон – самый крупный храм Махаян-буддизма в сердце Ангкор Тома. Он производит впечатления не меньшее, чем Ангкор Ват, и запоминается множеством каменных улыбающихся голов, имеющих лица с четырёх сторон. Меньшие храмы с такими головами встречают вас в виде высоких ворот уже на въезде в старинную кхмерскую столицу, а мост перекинутый через широкий вырытый ров украшают каменные статуи дэвов и демонов, тянущие длинного змея миро-творца как канат (это другая легенда).
Четырёхликий вам о чём-то напоминает? Ну херувим в христианстве например (4 лика бога). И Брахма имеет четыре лица, из них и вышло 4 веды — главных книг индуизма. Ну посему и Вишна тоже изображается четырёхликим и четырёхруким. А вот Шива уже может иметь пять ликов, но пятое часто скрытое, покуда четыре видимые. Возникает вопрос: а причём же тут Будда? А при том, что мнигими из ветвей индуизма Будда признан девятым (предпоследним) воплощением Вишну! Но Байон построен в поздний период кхмеров, в 12-13 веках, когда буддизм уже укрепился и укоренился, поэтому этот храм считают посвящённым Будде, а улыбки каменных голов – выражением достижения буддистской нирваны. И сейчас под каждой головой находится действующий мини-храм с алтарём для молитв и приношений.
Чтобы окончательно не сварить себе мозги, и совершенно не запутаться в культурно-религиозных перепетиях королевства Кхмеров, стоит посетить Национальный музей Ангкора в центре Сием Рипа, где весьма наглядно показан симбиоз брахманизма, шивизма и буддизма в Камбодже в период 6-12 веков н.э. В музее предствалены несколько хороших интерактивных исторических экспозиций, включая широкоэкранную видео-презентацию про сам Ангкор.
Также стоит посетить и современные буддистские пагоды, многие из которых располагаются на территории или в непосредственной близости к древним храмам. Все они имеют изумительно красивые росписи на внутренних стенах и колоннах, также и красивые алтари со статуями Будды и бодхисатв и непременно украшенные букетами цветов. Я специально посетил три пагоды за три дня и остался от них в полном восторге – не меньше, чем от старинных городов.
Вход в буддистские пагоды открыт всем, но туристы в них редки. К тому же рядом со всеми храмами проживают монахи и мальчики-послушники, и можно посмотреть как они живут. Большинство монахов очень общительны и улыбчивы и свободно идут на контакт. Реже можно встретить и монахинь, большинство из которых не имеют официального сана и справляют обряды в менее посещаемых местах. По-существу, старые храмы остались бы только руинами из камня без религиозно-духовного наполнения, если бы не ежедневные молитвы, службы и уход за освящёнными местами сотен камбоджийцев, передающими свою веру из поколения в поколение.
В четвертых, очень рекомендую не ограничиваться крупными объектами, а посетить несколько малых храмов, таких как Лолей, Та Кео, Пре Руп, Прасай Прей Монти и Та Сом. Они дадут возможность отдохнуть от скоплений туристов, беспрепятственно изучить понравившиеся элементы архитектуры, полюбоваться окружающими лесами и полями, и увидеть что-то необычное. Например очень оригинален Ник Пеан (Neak Pean), являющий собой небольшой искусственный остров с циркулярным храмом, находящийся посреди большого прямоугольного озера. Вокруг храма расположены пять бассейнов с целебной водой (4 элемента, плюс пятый центральный), представляющие во былые времена оздоровительную лечебницу. По историческим сведениям последний из королей кхмеров Джаяварман Седьмой построил более 100 клиник и госпиталей по всему царству.
В завершении рассказа про Камбоджу хочу добавить, что сумма полученных впечатлений и ошущений от этой страны превзошли мои ожидания в несколько раз. Люди здесь небогаты, но приветливы и открыты, и рады путешественникам с желанием узнать культуру, историю и религию этой страны – сюда стоит приезжать именно за этим.
И обязательно сходите на шоу Апсара – сошедших с каменных фресок и оживлённых в современной интерпретации девушек-танцовщиц из Ангкор Вата, это просто великолепно!
А я говорю Камбодже «намастэ» и перелетаю в современный город-страну Сингапур. О нём я расскажу в следующей заметке Сингапур – наше зелёное будущее. Из Сингапура я совершил длинный перелёт назад в Бостон, откуда и начал своё турне, тем самым облетев нашу планету по круговому маршруту. Эта поездка стала настоящей жемчужиной в ожерелье всех моих предыдущих путешествий!