«Сможет ли человек, который родился и вырос в цивилизованном мире, стать своим в том обществе, где люди до сих пор существуют по законам первобытного мира?»

140 лет прошло с момента первой высадки Н.Н. Миклухо-Маклая на берега Новой Гвинеи, где он провёл пятнадцать месяцев. Находясь среди папуасов, он не только смог выжить, но и стал другом для людей, до сих пор живущих в каменной эпохе. Миклухо-Маклай выступал в защиту племён от губительных действий колонизаторов, познакомивших папуасов с оружием и алкоголем.

Суть проекта заключается в том, что познакомиться с образом жизни и бытом диких племён, которые сегодня находятся в самых труднодоступных местах острова Новая Гвинея.

Затерянный мир Новой Гвинеи — миф или реальность? Можно ли ещё попасть в «каменный век»? Опасно ли это? При подготовке к проекту было невозможно собрать какую-нибудь информацию по интересующим меня вопросам. Даже в ноябре 2010 года, когда я прибыл на остров, положение нисколько не изменилось. Тогда поиски затерянного мира на краю света стали своего рода приключениями ёжика в тумане, которые продолжаются по сей день.

19 ноября на деревянном каноэ «Румайро» я, Александр Потоцкий (Sandr), и мой попутчик — Еханнес Дитрих Браун — начали авантюрное путешествие к Берегу Маклая. Маршрут пролегал вдоль побережья Папуа-Новой Гвинеи. По пути мы останавливались в дружелюбных деревнях прямо на сказочных пляжах. В течение двух недель мы столкнулись с большими волнами, сильным течением, встречным ветром и даже с акулой. Позже скончался наш друг Эндрю Текепа, я слёг с малярией, а Дитрих отделался раздутой ступней, которую не спасали даже сильные антибиотики. По этим и некоторым другим причинам было принято решение сойти с маршрута. До Берега Маклая я добрался один и уже по земле. Там в деревне Бонгу я встретил Новый Год и послушал истории о «человеке с луны», которые мне хорошо известны по дневникам Николая Николаевича Миклухо-Маклая. На этом завершился первый этап проекта.

В марте 2011 года я вместе с Димой Статиновым прибыл в город Энаротали. Он находится в высокогорьях индонезийского Папуа на озере Паньяй. На улицах Энаро даже сегодня можно встретить аборигенов с котеками. В деревне Бибида мы попали на слёт местных вождей, которые после долгих споров и уговоров дали нам добро на поход к отдалённым папуасским поселениям. Следующим утром в сопровождении двух аборигенов мы отправились пешком прочь от цивилизации. Тропа проходила по джунглям, болотам и горам. На третий день нам открылась изолированная долина, по которой разбросаны традиционные дома. Но отсутствие цивилизации оказалось не совсем тем, на что можно было рассчитывать. Каменный век не стал ближе...

Что теперь будет дальше? Следите за хроникой проекта.

Александр Потоцкий

Наверх