15 материалов по 4 объектам, 285 фотографий
- GPS
- Россия, Челябинская обл., г. Златоуст, площадь III Интернационала, д.3, произв. корпус 16.
- 8(800)1001815; 7 (912) 315-18-15
- https://zofmuseum.ru
Крылатые кони — волшебное диво
Конечно, предложила мужу заехать и, думаю трёх раз не нужно угадывать – согласился ли он.
Уже третий век сотрудники фабрики создают знаменитое украшенное холодное оружие. Произведения, созданные золотыми руками мастеров ЗОФ заслуженно считаются одними из знаковых наград для защитников Отечества всех поколений!
Посещение музея возможно, как с экскурсией, так без. Безусловно, мы взяли экскурсию! Хотелось побывать не только в музее, но и на производстве – такую возможность предоставляют. К сожалению, посетить удалось только музейную экспозицию, так как летом мастера в отпусках и на производство экскурсионные группы не водят.
История предприятия с богатейшим творческим наследием, которое давно стало визитной карточкой города, началась в 1815 году с решения кабинета министров Российской империи, которое утвердил император Александр I. После победы над Наполеоном страна наращивала свой военно-промышленный потенциал.
Возглавить строительство первой российской фабрики холодного оружия было поручено известному немецкому металлургу и минералогу Эверсману фон Август Фридрих Александру, который впоследствии стал его главным директором. Для налаживания производства им было приглашено более ста специалистов из известных оружейных центров Европы, в том числе из Золингена, Ремшайда и Клингенталя. На фабрике было восемь отделений: стальное, клинковое, эфесное, ножневое, кирасное, арсенальное, поденное и отделение украшенного холодного оружия.
В задачу иностранцев входило не только изготовление и гравирование оружия, но и обучение специальности местных жителей. С одним из таких учеников связана одна из страниц история фабрики.
Иван Николаевич Бушуев — имя этого гравера, основоположника златоустовской школы художественной гравюры на стали, известно знатокам всего мира.
Родился в семье заводского унтершихтмейстера, известного в то время на Урале художника-самородка Николая Никитовича Бушуева. Учился в горнозаводской школе, с 1815 г. начал работать в заводской чертежне, прошел хорошую выучку для художника. В декабре 1817 г. был принят в обучение к немецким художникам-оружейникам Шафам. За очень короткий срок овладел мастерством выковки оружия и стал специалистом высокого класса по украшению холодного оружия. С 1823 г., после ухода с фабрики Шафов, стал старшим мастером отделения украшенного оружия.
Немецкие мастера применяли для украшения технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком (киноварью), по которому иглой процарапывался рисунок, далее изделие протравливали кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок — матовым.
Но русские ученики пошли дальше. Именно Иван Бушуев усовершенствовал технику золочения «через огонь», добился более прочного и надежного соединения золота со сталью: основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.
Иван Бушуев любил изображать на клинках военные баталии и сцены из мифов. Наиболее важным в его творчестве стало создание миниатюр на темы русской истории. Впервые на Златоустовской оружейной фабрики Бушуев стал украшать оружие многофигурными батальными сценами.
На гербе города Златоуст, как и на логотипе Златоустовской фабрики, изображён крылатый конь. Это не случайно и опять же связано с именем Ивана Николаевича Бушуева.
Это его фантазия создала, а талант увековечил на металле образ стремительно несущегося крылатого коня. А самого легендарного художника стали звать в народе Иванко-Крылатко. Помните, есть такой сказ у П.П. Бажова?
Работы Ивана Николаевича Бушуева хранятся в Историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в Эрмитаже и Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. В Италии, в Турине, хранится работа Бушуева с великолепно исполненной батальной композицией, которая датирована 1823 годом.
1823—1824 годы были самыми плодотворными в творчестве мастера. Юбилейные торжества по случаю победы над наполеоновской армией потребовали большого количества украшенного наградного оружия. В своих работах Иван Николаевич Бушуев прославлял героическое российское воинство и простой народ, одержавших победу в Отечественной войне 1812 года.
Умер Бушуев от чахоточной горячки в 1835 году, прожив всего 37 лет, но талантливый мастер оставил после себя добрую память: в Златоусте ему установлен памятник, в его честь названа одна из улиц города, его имя носит Златоустовская фабрика.
В XIX веке ЗОФ стала основным поставщиком холодного оружия для Российской армии.
Златоуст стал «кузницей» новаторов не только в декоративном оформлении оружия, но и создании новых видов оружейной стали.
Немногие знают имя Павла Петровича Аносова, но среди металлургов оно очень популярно. Аносов оставил крупный след в истории мировой металлургии. Каждый мастер по изготовлению ножей скажет, что Павел Петрович Аносов — отец русской булатной стали.
В 1817 году Аносов в звании унтер-офицера с отличием окончил Петербургский горный кадетский корпус и уехал в Златоуст работать практикантом на оружейном заводе. Здесь он начинает основательно изучать металлургию и уже в 1819 году вышла его первая работа, где описывалась технология процесса выплавки чугуна и переплавки его в сырьевую сталь. Далее Павел Петрович продолжает исследовать термическую обработку стали, а в 1831 году становится горным начальником и директором оружейной фабрики.
В конце 1820-х гг. Павел Аносов начал заниматься созданием булатной стали. Изучал литературу, собирал образцы и испытывал их. На тот момент рецепт создания булатной стали был утрачен на протяжении долгих столетий. Отыскать его пытались многие металлургии всего мира. Булатная сталь была интересна из-за своих уникальных свойств: прочности и твёрдости. Клинок из такой стали можно было согнуть под 90 градусов, при этом он не ломался. Лезвие затачивалось до остроты бритвы и долго держало заточку в сравнении с другими видами стали.
После множества экспериментов Аносов пришёл к выводу, что булатная сталь должна закаляться при определенных температурах. Тогда все химические элементы в ней распространятся равномерно. Если не выдерживать температурный режим при закалке, вместо булата получится хрупкая сталь. Так в 1833 году Павел Аносов выковал первые клинки из булатной стали. Секрет создания булатной стали был раскрыт. Изготовленный в Златоусте булатный клинок был золотистого отлива и с крупным сетчатым или коленчатым узором. Знатоки считали, что такой узор — признак высшего сорта булата. Сделанный на Златоустовской фабрике клинок разрубал гвозди и кости, не повреждая лезвие. С помощью этих клинков можно было проделать тот же фокус с тонким покрывалом, которым поразил Саладин короля Ричарда Львиное Сердце.
13 мая 1851 года Павел Петрович Аносов умер от болезни, которую получил зимой, когда его повозка опрокинулась в сугроб. Он вместе со своим адъютантом был придавлен тяжёлыми чемоданами и пролежал в сугробе несколько часов, пока их не нашли.
Спустя 100 лет, в 1954 году, на центральной площади Златоуста был возведён памятник Павлу Петровичу, а самая длинная улица города стала носить его имя.
Ещё один человек, внёсший неоценимый вклад в дело металлургии – прославленный российский металлург, учёный и инженер Павел Матвеевич Обухов.
Будучи уже известным инженером, в 1854 году Обухов был назначен на высокую должность управителя Златоустовской Оружейной Фабрики. Павел Матвеевич разработал и воплотил на практике уникальную и передовую технологию производства пушечных стволов. Метод Обухова позволил получать литую сталь, обладающую превосходным качеством. Итогом грандиозной работы, проведённой Павлом Матвеевичем и рабочими Златоуста, стал факт того, что производство стальных литых пушек было впервые освоено в России. Златоустовская пушка по всем параметрам прочности и долговечности превзошла зарубежные аналоги.
Обухов вывел российское производство стали на высочайший уровень. Благодаря его таланту и усилиям была создана революционная технология для всей оружейной промышленности России.
За заслуги перед Отечеством П.М. Обухов был награждён орденом св. Владимира IV степени.
Существенный вклад предприятие внесло и в XX веке, в годы Великой Отечественной войны. Фабрика производила различные виды палашей, сабель, шашек, кинжалов и ножей.
Ножи в истории Златоустовской оружейной фабрики имеют свою интересную страницу — изготовлением ножей мастера фабрики занимались по особому распоряжению. Из боевых ножей немеркнущей славой покрыли себя «черные ножи», их начали выпускать на фабрике в 1942 году. Эти армейские ножи предназначались для разведчиков и десантников. А в 1943-м ими вооружили добровольцев Уральского танкового корпуса.
В настоящий момент «черный» нож может иметь как боевое, так и сувенирное исполнение. Но хотелось бы отметить, что сувенирное исполнение – не значит бутафорское. Это самый настоящий рабочий нож. Один из таких ножей мы приобрели мужу в магазине при музее.
Также фабрика выпускает около ста видов ножей: охотничьих, туристических, разделочных, а также украшенных и авторских.
Музей ЗОФ молодой, он был открыт в 2015 году в честь 200-летия фабрики, но за это время он стал местом притяжения гостей Южного Урала.
Инициатива создания музея принадлежала директору фабрики и увлеченному коллекционеру Валерию Александровичу Томеи — он целенаправленно собирал изделия, которые производились на фабрике на протяжении времени ее существования.
Музей находится внутри старого производственного здания. Здесь даже ступени исторические :).
Коллекция музея охватывает весь ассортимент производства фабрики: украшенное холодное оружие,
столовые приборы, посуда, предметы личного пользования и многое другое.
Особое место занимают православные иконы и мусульманские суры из Корана.
Немалая часть музейного фонда – холодное оружие с «историческим прошлым»: это клинки, шашки, сабли, сделанные на Златоустовском оружейном заводе еще в XIX веке.
Многие экспонаты музейного фонда по праву считаются уникальными: они произведены в единственном экземпляре.
Например, полутораметровый складной нож – самый большой в России, он включен в российскую Книгу рекордов Гиннесса. Эта сложнейшая работа была выполнена с соблюдением отработанных веками технологий и традиций — рукоять украшена пейзажами уральской природы, а клинок рассказывает об истории предприятия и, конечно, выполнены изображения таких легендарных личностей, как Аносов и Бушуев.
Один из экспонатов – набор оружия, посвященный падению Челябинского метеорита. Это знаковое для Южного Урала изделие, в котором соединились два бренда – челябинский метеорит и златоустовская гравюра на стали. В набор входят кинжал и меч: они украшены видами космоса, там указаны место и дата падения болида. В этом оружии даже есть инкрустация из осколков метеорита!
Есть в экспозиции музея меч Победы – выдающееся творение современных златоустовских мастеров-оружейников. Меч был сделан к 9 мая 2015 года, к 70-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Процесс его изготовления на фабрике занял целый год.
На ножнах меча расположено девять миниатюрных гравюрных портретов маршалов Победы (Жуков, Василевский, Конев и другие). На клинке – перечень городов-героев и изображения самого первого парада Победы на Красной площади в 1945 году, а также сцены сражений, виды Красной площади и так далее. Интересна и рукоять меча: там вмонтирован орден Победы, нанесено изображение знаменитого памятника Родина-мать.
Музей также знакомит с историей становления Златоустовской гравюры на примере обширной коллекции стальных картин.
Особенно завораживают серебряно-снежные зимние пейзажи.
Здесь же подробно расскажут о процессе создания гравюры.
Очарователен и уголок, где представлены бытовые вещи, которые попав в руки художников ЗОФ преобразились и стали шедеврами.
Уникальность музея Златоустовской оружейной фабрики в том, что часть экспонатов находится в открытом доступе для посетителей.
И ещё один интересный экспонат — статуя Россия Каслинского завода. В своей заметке Чугунное кружево и не только я упоминала о ней. Это именно та, вторая статуя, которую обнаружили при восстановлении Чугунного павильона.
Музей нам понравился. Огорчило лишь то обстоятельство, что не удалось попасть на производство.
- Адрес:
Челябинская обл., г. Златоуст, площадь III Интернационала, д.3, произв. корпус 16.
- Дополнительная информация:
Режим работы
* Без перерыва и выходных
* Экскурсии каждые 40 минут
* Билеты продаются в фирменном магазине Оружейной фабрики, возможен безналичный расчет
В будние дни с 9.00 до 18.00, касса до 17.30
В выходные с 11.00 до 17.00 - Телефон:
8(800)1001815; 7 (912) 315-18-15
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Златоуст
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
В музее настолько интересные и красивые все экспонаты, сто невозможно выбрать самый-самый! К сожалению, пояснительные таблички на витринных стеклах выполнены в виде прозрачных пленок с надписями, которые с трудом просматриваются глазами, а камера из совсем не берёт. Поэтому о многих интересных экспонатах невозможно рассказать.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
На одном я даже вроде бы узнала кортик, который храню как память о моем папе...
Спасибо, Лена
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: