И вот мы, наконец, попали в это долгожданное место, преодолев все препятствия в виде раздолбанных дорог, предубеждений людей и суждений собственной логики...
А где овации? Ну или хотя бы хлеб-соль?...
Все занимаются своими делами и до нас нет никому никакого дела...
Что ж, к этому, видимо, придется привыкнуть...
Что там было у нас по плану — замок?
Ну что ж пойдем искать.
Местные жители, говорят, что здесь совсем недалеко..
Недалеко — это по меркам местных жителей километр-два обшарпанных домов, огородов и кладбищ старых машин. Хотя не так уж все и плохо: вот уже и виднеются старинные постройки, напоминающие о былом величии этого городка…
Например, Доминиканский монастырь 17 века, окружённый крепостной стеной, которая облагорожена лишь со стороны площади.
Он в процессе реставрации, хотя службы, судя по всему, там уже идут.
Здесь же, возле шумного рынка располагается еще одно здание в чуть более плачевном состоянии: оборонная синагога 17 века, когда-то являвшаяся одной из самых красивых в Европе.
Говорят, что это здание даже занесено в списки Нью-Йоркского фонда мировых памятников "100 памятников мира, которые пребывают в угрожающем состоянии", благодаря чему с 2000 годов началась ее реставрация.
Впрочем, насколько удачно она идет пока не ясно, а мы направляемся к самому центру города – замку и Вечевой (рыночной) площади, которые мало изменились с момента создания города.
Кстати, этот город, как вы уже наверно догадались, имеет весьма интересную и знаменательную различными событиями историю.
Впервые Жолква упоминается как село Винники в 1368г, которое к середине 16 века уже превращается в зажиточный городок. В 1594 году стараниями знаменитого польского коронованного гетмана Станислава Жолкевского (1547-1620) и его жены Регины здесь закладывается замок и крепость, а в 1606 там разбивается сад под названием Зверинец, где разводились дикие животные. Городу дается название Жолква и уже в 1603 году Сигизмунд III дает ему привилегию на получение Магдебургского права.
В это же время активно идет постройка города по образцу «идеального города», как в книге «Утопия» Томаса Мора — в те времена это было очень модно в Европе и Речи Посполитой. Известные львовские мастера, итальянцы по происхождению (Счастливый Павел, Амброзий Прихильный и Павел Римлянин), делают всё, чтобы построить идеальный город эпохи Ренессанса, за основу берется проект итальянского архитектора Б. Мрандо.
В первой половине 17 века "идеальный город" был построен. Это был сильный город-крепость, окруженный насыпными валами и глубокими рвами.
В центре города находился замок, который считался частью общего городского укрепления. Перед замком была выстроена квадратная Рыночная площадь, которую с северной и восточной стороны окружали жилые каменные строения с открытыми галереями, а на ее западной стороне со временем были построены костел Святого Лаврентия(1606-1618), Василианский монастырь(1612, перестроен в 19 веке)и торговые ряды(тоже остались с того времени). Интересно, что площадь была в точности равна по величине замку (120х120м), что обозначало равенство и взаимозависимость города и магната.
За ратушей в оборонной стене когда-то были прорублены Глинские ворота, а дальше стояла оборонительная башня, которая после того, как был построен костел Св.Лаврентия, стала одновременно его колокольней.
Говорят, что в новом городе разрешалось селиться всем желающим, не зависимо от национальности. При распланировке были учтены особенности национальных групп, проживающих на этой территории: украинской (русинской), польской, еврейской, армянской и татарской. Каждая национальная группа имела свой храм, школу, госпиталь, дом для престарелых, общественный колодец и другие необходимые общественные заведения и объекты.
Однако, своего расцвета город достиг чуть позже – во второй половине 17 века, после того, как в 1661г. стал летней резиденцией польского магната и коронного гетмана, а с 1674 по 1696гг. – и короля Речи Посполитой Яна III Собесского (его мать Теофила была внучкой Станислава Жолкевского).
Костел Св.Лаврентия с колокольней, Глинская брама, на которой изображены гербы Жолковских и Собесских и ратуша
Легенда рассказывает, что маленького Яна привезли крестить в Жовкву, в костел св.Лаврентия, который был усыпальницей предков Жолкевских и Собесских. Люльку поставили на гробницу его великого прадеда Коронного Гетьмана Станислава Жолкевского для процедур крещения, но... мраморная плита гробницы треснула... Ксендз заявил,что это — знак и таким образом предок благословляет ребенка:"Наконец родился мститель за своего деда!». Интересно, что Станислав Жолкевский был убит и обезглавлен турками в 1620 году при защите южных владений государства, а его внук Ян III Собесский, возглавляя польско-немецкое войско, разгромил их под Веной, после чего начался закат Османской империи (турки прозвали Собесского Львом Ляхистана).
В этом же костеле затем награждали и короновали Собесского: королю Яну ІІІ вручали орден Святого Духа, освящённые меч и шляпу от короля Людовика XIV, а его супруге Марии Казимире — Золотую Розу от папы Иннокентия ХІ.
Город же, став летней резиденцией короля, стал в центре европейских событий. Он играл важную роль в развитии искусства, культуры, религии и книгопечатания и считался одним из красивейших городов-резиденций Европы. Кроме королевского замка уже в это время там было 5 монастырей, еврейский религиозный центр с двумя синагогами, уникальная художественная школа и школа резчиков по дереву. Здесь размещалось венецианское посольство, аккредитованное при дворе короля Яна III Собесского.
Интересно, что с этим городом были связаны и другие знаменитые имена, например Радзивиллы, которые приобрели этот город вместе с замком в 18 веке, Богдан Хмельницкий(говорят, что вполне возможно это место являлось его родиной), и даже Петр Первый со своим любимцем Меньшиковым, которые «гостили» в замке во время Северной войны. Про последних, кстати, бытуют довольно забавные легенды о том, например, как Петр Первый гонял Меньшикова по двору с палкой из-за того, что тот повадился «ходить» по монашкам или о том, как сам царь свалился в реку из-за чего она приобрела забавное имя Свинья.
Впрочем, на этом веселье заканчивается, как закончилась веселая жизнь городка после разделов Речи Посполитой и перехода его в австро-венгерские владения. Во время I мировой войны Жовква несколько раз переходила из рук в руки противников, а затем была сожжена. И хотя к началу Второй мировой войны эта территория принадлежала полякам, мало что изменилось в непривлекательном виде живописного когда-то местечка.
После раздела Польши в 1939 г. часть замка была отдана под тюрьму. В другой его части находилось отделение НКВД, которым были сосланы в Сибирь сотни украинских и польских семей, обвиняемых в выступлениях против Советской власти. С подачи НКВД, сотни людей находились в заключении, а в июне 1941 г. в башне замка расстреливали украинцев и поляков — горожан и жителей ближних деревень.
После II мировой войны при советской власти город переименовали в Нестеров в честь погибшего неподалёку во время Первой мировой войны прославленного русского лётчика Петра Нестерова. А в 1992 г. городу возвращено первоначальное название Жовква и город стали потихоньку реставрировать, что можно заметить, например, по замку или Доминиканскому монастырю.
Впрочем, вне зависимости от разрушений, нанесенных в тяжелые времена для города, он как ни странно сохранил многое из того, что сделали его создатели, оставшись, возможно, единственным «идеальным» городом на Украине. Хотя, честно говоря, вид его показался нам скорее печальным, даже не смотря на хорошо сохранившиеся храмы, замок и старые улочки, действительно напоминающие средневековые. Впрочем, может просто погода и время суток и малое количество людей на улицах навевали небольшую грусть…
За площадью, слева направо, видны Замок(1596-1630) , Ратуша (1932), костёл Святого Лаврентия (1606-1618). а вдалеке зелёный склон горы Гарай, где сохранились остатки парка. Правее — еще и Василианский монастырь (1612, перестроен в 19 веке), а большинство камениц на площади — 17-18 веков.
P.S. Про главные достопримечательности Жолквы я планирую написать чуть подробнее…
Ждите следующих выпусков:)