В 1470 году в местечке Жировичи Гродненского края явилась чудотворная икона Божией Матери. Произошло это при следующих обстоятельствах. В лесу, принадлежащему православному вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Когда они подошли ближе, то на дереве увидели совсем маленькую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли ее своему боярину. Солтан не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. На следующий день к нему пришли гости, и хозяин решил показать им находку. Но, к своему удивлению, открыв ларец, он не нашел икону. Через несколько дней, те же пастухи снова обрели чудотворный образ на том же самом месте и опять отнесли его Александру Солтану. На этот раз он отнесся к иконе с большим благагоговением и дал обет соорудить на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ влек к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.
Около деревянного храма, сооруженного на месте явления иконы, в котором она находилась, стали селиться люди, затем образовался приход, а в 1493 году — монастырь. В 1520 году случился пожар, во время которого храм сгорел дотла, несмотря на попытки жителей справиться с огнем и спасти икону. Все очень скорбели и сокрушались, думая, что навсегда потеряли чудотворный образ Богородицы. Но вот однажды, крестьянские дети, возвращаясь из монастырской школы, находившейся недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в лучезарном сиянии. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Когда они приближались к камню, то увидели на нем горящую свечу, а когда подошли еще ближе, то нашли на камне чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной.
На месте сгоревшей церкви был возведен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и поныне. Свято-Успенский собор неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века. Возле камня, на котором явилась Богородица, стоит Явленская церковь (XVII в.), а над камнем расположен Святой Престол.
Более чем в тысячелетней истории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII— XVIII в.в.), когда римская схизма (в форме греко-католичества) возобладала и в Беларуси, и в обители. Святое Православие претерпело жестокие гонения, которые обернулись многочисленными человеческими жертвами, разрушением и осквернением православных храмов, отнятием монастырей и иными формами насилия. Сегодня эти страницы истории нужно перелистывать с молитвой о неповторении исторических грехов, о преодолении Христовой Любовию неприязни.
С конца XV до начала XVII века Православная Жировицкая обитель существовала фактически как часть, хотя и автономная, владений боярского рода Солтанов, а поэтому терпела своеволие своих хозяев. При обители была школа для крестьянских детей, которым в 1520 году явилась Богородица, вернувшая Свою Чудотворную икону, пропавшую было при пожаре.
В начале XVII в., из-за финансовых трудностей Солтанов, обитель перешла под частичный контроль иудеев, а затем — протестантов. В таком непростом состоянии в 1613 году в ней утвердились базилиане, создав там своеобразный духовно-политический центр окатоличивания православного белорусского народа.
Но Промыслу Божиему, попустившему это двухвековое господство католиков в Беларуси и в обители, было угодно взрастить в их среде великого архипастыря — митрополита Иосифа (Семашко), который, вместе с молодыми соратниками из Литовской Духовной Семннарии, располагавшейся в Жировичах на протяжении примерно четверти столетия, своим подвигом архипастырского служения осуществил возвращение к вере отцов, более двух миллионов белорусов.
26-летний молодой человек, иерей Иосиф Семашко, асессор второго департамента римо-католической коллегии в Петербурге, с приходом к власти Императора Николая I, почти своего ровесника, твердого в Православии, под его могущественным покровительством сумел организовать вокруг себя молодых и ярких единомышленников. За семнадцать лет он подготовил в Жировичской Семинарии новое поколение священнослужителей и сумел вывести их с паствой, из двухвековой прелести униатства — по историческим меркам почти идеально мягко.
Так под Покровом Божией Матери, возле Ее Чудотворного Образа, произошло воистину историческое чудотворение — восстановлена вероисповедальная, молитвенная и языковая преемственность десятков поколений православных белорусов. Тем, кто слушает и не слышит, кто глядит и не видит, это было напоминанием о том, почему Матерь Божия явилась белорусам на землях православного боярина Солтана.
В 60—70 годы XX века Беларусь была на грани превращения ее в первую атеистическую республику. Храмы быстрыми темпами уничтожались или переоборудовались в подсобные помещения. «На волоске» держался последний из уцелевших монастырей — Жировичский.
Но в эту новую годину испытаний Господь, по молитвам Его Пречистой Матери, укрепил нас целой плеядой Жировицких Старцев, чьими молитвами и мужеством обитель устояла, выжила и стала, как и полтора века назад, центром возрождения Православной Беларуси.