Если Джайпура — это Владивосток, так же далеко, красиво и восточно, и пароходы (аналог наших поездов) идут неделю из столицы, и город — крупный облцентр, — то самым дальним «медвежьим углом» Индонезии можно назвать Мерауке. Типа нашего российского Анадыря. Сюда не доходит пароход из столицы — оба судна, обслуживающих этот город, имеют точкой поворота Макассар и Битунг (Манадо) на Сулавеси. Сюда далеко лететь, долго плыть. Туристы не стремятся сюда, и никто из моих знакомых тут не был, — или же был, но тщательно скрыл от меня это.
От крайнего северо-западного угла страны — от Бандар-Ачеха — Мерауке самый далёкий город в противоположном углу, на юго-востоке. При этом это всё ж-таки райцентр. Центр индонезийской колонизации на самой окраине провинции Папуа. Посещением Мерауке я символично дополняю своё познание Индонезии, себе самому поставить «галочку» -- да, и в Мерауке тоже побывал, пожил, поездил, поспал, погулял, пофотографировал, пообщался.
Чтобы внести географическую точность, упомяну: Мерауке не самый дальний населённый пункт Индонезии, есть ещё и за ним, на картах, в сторону границы ПНГ, совсем «дыры»: Tamarike, Kondomiraf, Botar, Sakiramke и другие деревушки, видимые на карте. Скорее всего, это типичные папуасские деревни в приграничье, отличающиеся лишь цветом государственного флага напротив школы и сельсовета. Живут они, наверное, контрабандой – таскают в соседнюю ПНГ на лодках канистры с топливом. Чтобы лишних зрителей не было, объявлено приграничье особым заповедником. Официального перехода в соседнюю страну здесь нет.
Все мечты должны сбываться. Как сбыть мечты? Нужно преобразовать мечты в планы, оценить количество времени, потребного на исполнение мечты, взять календарь своих дел и посмотреть, какие дни ещё не заняты. Впихнуть новую мечту / идею / план в просвет календаря, позволив на непредвиденные задержки ещё пару лишних дней. Всё, мечта преобразован в план, наступает новый день – смотрим в календарь – что у нас сейчас по плану? Мерауке? Поехали!
Merauke.
Утром девятого мая пароход Tatamailua вошёл в устье реки и причалил, постепенно, в удалённейшем порту. Порт был маленький, но у причала было пришпилено аж четыре небольших пассажирских судна «Perintis», пригородные теплоходы, следующие ещё дальше, а куда именно – пока мне неизвестно. На тысячу чёрных папуасов и сотню светлых индонезийцев один я, белый мистер, выгрузился с теплохода и тут же привлёк внимание портовых полицейских. Документы у меня были в порядке, и даже пропуск оказался при мне, поэтому меня быстро отпустили, напомнив, чтобы я не забыл зарегистрироваться по месту проживания в городе.
А город сразу понравился! Ах! Кажется, из него собирались делать вторую Джайпуру. Во всяком случае, строили крупно и с размахом, широкие улицы, светофоры, магазины – всё, видно, построено с рассчётом на большой город и на большое население. Пока же народу не очень много, поэтому в городе просторно. Но всё, что нужно привычному к цивилизации человеку, тут есть. Магазины с любым товаром, церкви и мечети, интернет – достаточно быстрый, лучший на Папуа! (А всё потому, что пользователей мало. Понаедет сюда столько народу, сколько есть в Джайпуре – тоже повиснет вся линия.) Ещё — арбузы и дыни, ананасы и бананы, маршрутки и мотоциклисты. Большие кварталы с полицейскими и военными – охраняют наш покой. Большинство населения – индонезийцы, папуасов процентов 30-40. Всё относительно удобно и аккуратно (конечно, не по-европейски, но и не по-папуасски!) Банки, авиакассы, патриотические лозунги и памятники, плакаты «109 лет Мерауке», всё, что нужно для жизни. Есть и местные спортсмены, каратисты, футболисты и прочие. Отличается от Джайпуры вот чем: город плоский, равнинный, гор вообще никаких нету. И народу визуально меньше, а комаров вечером – больше.
Ой, как мне сразу понравился Мерауке, оттого, что все блага цивилизации, электричество, интернет и мечети тут нашлись. И я аж целых пять дней отведу – 0,025% своей жизни -- на мераукские окрестности – когда ещё тут окажусь! Взял авиабилет на Макассар на 14-е мая (цена -- 1,1 миллиона рупий, то есть 3500 рублей, авиакомпания Merpati). Вообще в эти далёкие Мерауке летают почти все индонезийские авиакомпании – Merpati, Lion air, Batavia air и кто-то там ещё, и цены похожие – от 1,1 до 1,6 миллиона.
А почему, интересно, на пароходе в Мерауке плыли 90% папуасов и 10% индонезийцев, а в городе только 35% папуасов и 65% индонезийцев? Как это? Причина, мне кажется, в том, что папуасы в основном плыли после Мерауке ещё дальше, на пригородных судах, по своим деревням, которые на 99% папуасские. А вот индонезийцы накапливаются в городе, который – центр их, индонезийской, колонизации.
Цены в городе вполне съедобные, не очень высокие. Топливо тут по всей стране – единая стоимость: госмонополия. 4500 рупий (15 рублей) за литр солярки или бензина – по этой цене можно приобрести горючее на заправках «Pertamina», что в Джакарте, что в Мерауке. Фабричные товары здесь дороже, чем на Яве, но ненамного – процентов на двадцать. Труд – да, ценится вдвойне; что обед, что интернет, оно стоит в два раза больше, чем в центральной Индонезии. Поэтому и возникает идея, что на Папуа можно заработать денег, действительно, труд тут оплачивается выше.
Поселился я в мечети, в первой попавшейся. Сразу бросается отличие от соседней Папуа-Новой-Гвинеи. Куда рюкзак кинуть? – спрашиваю служителя-смотрителя мечети. – Да оставляй, можно прямо тут, -- отвечает сотрудник мечети: впоне понятно и ему и мне, что из главного зала мечети мой рюкзак никто не утащит, даже если и я, и он, покинем это помещение. А в ПНГ всё зазаборено, заколючено, оставить вещи в городской церкви — Боже упаси, все уверены, что тут же их украдут. Даже боятся, что пирожки украдут из столовой. И кассирша в супермаркете – видал в ПНГ и такое! – в отдельной клетке сидит, один кубический метр клетки ей даден, вместе с кассой, и только дырка есть, чтоб деньги ей просунуть и чек-сдачу получить оттуда же. Почему так? Почему в Кундиаве пирожки с рыбьими костями спрятаны за решётку и у машин зарешёчено лобовое стекло, а тут – ценные товары лежат на лотке, бери – не хочу? Загадка.
Однако нельзя сказать, что в Мерауке вовсе нет воровства. У меня в мечети крысы, настоящие крысы, прогрызли пакет и уничтожили две шоколадки! Которые я принёс из супермаркета. Самих крыс я не видел, но по дырке в пакете подозреваю их – не люди же прогрызли.
Итак, с первого часа мне понравился Мерауке, все блага цивилизации я обрёл в нём, и ближайшие пять суток буду находиться в этом самом далёком городе Индонезии и в его окрестностях. После чего, 14 мая, улечу в Макассар. Шлю всем самые наилучшие пожелания из этого удалённого города!