77 материалов по 42 объектам, 880 фотографий
- GPS
- Россия, Йошкар-Ола, Парк Культуры
Столица луговых мари
До столицы Марий-эл, меня довезла хорошая молодая дама. В машине еще две молодые дамы, а я все про свою жену вспоминаю, и, подобно товарищу Сухову, шлю ей мысленные послания.
А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились или как? Должно быть, травы в этом году богатые... Ну да не долго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся...
Установлена в 2008 году. Трехфигурная композиция — юноша, мужчина и старец, в руках у которых находятся национальные музыкальные инструменты. Причем сложность инструментов меняется от более простого к более сложному, согласно возраста и опыта музыкантов. В центре — дерево, олицетворяющее символ жизни и преемственности поколений народов Марий-Эл.
Кроме того, деревьям придается огромное значение в духовной жизни марийцев, которые сохранили до нынешних времен свою языческую веру, с поклонением духам природы.
Мордовцы, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы — все они вступили в тесный контакт с русскими, и постепенно стали неотъемлемой частью России. Они усваивали русскую культуру, религию, постепенно все сильнее срастаясь с русскими. И лишь один из этих народов по не совсем понятной причине так до конца русским не покорился — как вы уже поняли, это были луговые марийцы.
После взятия Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами татары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы. В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени повсеместно. Но главное — и в 21-й век марийцы вступили (условно говоря) язычниками. Точнее, сами они определение "язычество" не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или "чимари". Однако нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, исконных молений в Священных рощах.
10-15% марийцев являются чимари, а еще около 60% — двоеверы. В свое время под угрозой расправы марийцы формально принимали христианство, формально ходили в церковь, но при этом совершали обряды в Священных рощах. Со временем двоеверы пришли к выводу, что Кугу-Юмо и Бог Единый — это одно и то же, только в кюсото и церквях на него смотрят "с разных сторон". Чистых православных среди марийцев немного, а также есть некоторое количество мусульман (результат контактов с татарами).
Типичная Священная роща, или кюсото — круглая, чистая, старая. В Марий Эл таких осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь их — в Марий Эл кюсото стоят гораздо чаще, чем правсолавные церкви. В таких рощах молились высшим богам — Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим.
- Адрес:
Йошкар-Ола, Парк Культуры
Дешёвый ✈️ по направлению Йошкар-Ола
- 6 авг 2019, 16:34удалитьУ меня была одна знакомая из тех мест. Так вот, ее семья — язычники...
- 6 авг 2019, 23:29удалитьОчень интересно и главное есть над чем задуматься...
- 6 авг 2019, 23:27удалитьНе сыпь мне соль на раны...Допишетесь, все брошу и рвану туда!
- 7 авг 2019, 01:25удалить
Hanyaнаписала 7 августа в 07:29
Майнур, я с вами!
Поеду — дам знать. - 8 авг 2019, 14:19удалитьБыл в Йошкар-Оле, но о народе и о религии его узнал только в их местном музее. Действительно, потрясающе, что удалось малому народу сохранить свою культуру, религию и в некоторой степени самобытность.