Наконец-то пришло время рассказать о городе, где сейчас мы живем. Из индустриального города судьба занесла в жемчужину Золотого кольца России — Ярославль. Версий происхождения названия города много. Официальная — в честь основателя князя Ярослава Мудрого. Но мне более нравится не официальная. Языческая — город, славящий солнце. А может, снова хочется пожить в солнечном городе, как в детстве. В литовском Шяуляе.:)
Начну рассказ с достопримечательности, которая встречает нас при въезде в город по железной дороге из Москвы. Главный купол не совсем обычной формы. Да и колокольня, хоть и построенна в московском стиле, но напоминает что-то индийское. Эта же церковь была первой в нашем первом прогулочном маршруте. Дело было зимой. Затем посетили культовое сооружение летом, что б осмотреть росписи. Церковь открыта для посещения в период с Пасхи по Покрова.
Речь идет о Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове… Самая красивая, самая живописная, самая художественная ярославская церковь. Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма Иоанна Предтечи с Казанским приделом от 20 июля 1644 года. Это была деревянная церковь. Она сгорела 3 апреля 1659 года в день Святой Пасхи.
Жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле. Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.
Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие. Но на самом деле у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее.
Храм Иоанна Предтечи в Толчкове построен по типу к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Строители его стремились превзойти то, что с таким совершенством было воплощено в Коровницком храме. По планировке и композиционному построению Предтеченский храм ничем не отличается от церкви Иоанна Златоуста.
Для украшения интерьера своего великолепного храма жители Толчковской слободы пригласили самых лучших мастеров «стенного писания».
Расписывала его в 1694-1695 и в 1700-х годах артель из 16 лучших ярославских мастеров под руководством Дмитрия Плеханова. Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. Стенописи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове стали высшей точкой развития декоративно-повествовательного стиля ярославской школы живописи конца XVII – начала XVIII в.
В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи древнего греческого письма, к ней прибегали, для исцеления головной боли. В иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, тоже почитаемые в храме, были заключены частицы мощей святых.
На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестияруснаяколокольня в стиле "московского барокко". Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня — самые высокие в Ярославле. В ее очертаниях, в выборе декоративных элементов заметно влияние западноевропейских образцов. Известный архитектор А.М. Горностаев писал о колокольне церкви Иоанна Предтечи в Толчкове: «Ее изысканный нежный силуэт как нельзя более подходит к величественным соборным массам храма».
Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.
Уникальный 15-главый храм Иоанна Предтечи изображен на 1000- рублевой купюре.
Мы пытались разгадать надписи в церкви. Более-менее нам это удалось. После осмотра Церкви Иоанна Предтечи по берегу Которосли прошлись в Коровники, что б полюбоваться прототипом. Котросль — речка, приток Волги. Существует легенда по поводу ее названия. Она гласит, что дали притоку Волги такое название люди все того же кн.Ярослава. Скорее всего, они поднимались по Волге и речка была у них слева. Так и нарекли — та, что находится слева...:) Место, где Которосль сливается с Волгой называют Стрелкой. С этого места виден ансамбль церквей в Коровниках.
Воздвигнутый в 1649-54 годах храм Иоанна Златоуста — самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества. Устремленность храма ввысь подчеркивают фланкирующие четверик шатровые приделы, которым вторят далеко вынесенные и очень высокие островерхие крыльца на столбах. В дальнейшем именно Златоустинский храм, а не остро ассиметричные постройки вроде церкви Ильи Пророка, был воспринят ярославскими зодчими в качестве канона.
К 1680-м годам относится изысканное декоративное убранство фасадов церкви. Особенно примечательны богатые, многоцветные наличники, у каждого из которых — особый рисунок.
Уникальная композиция Златоустинского храма в известной степени затруднила задачу строителей зимней церкви Владимирской Богоматери, которая была возведена в 1669 году. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма. В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви. Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак.
Связать оба храма воедино была призвана шатровая колокольня, сооруженная в 1680-е годы на равном расстоянии от обоих зданий. За свою высоту и стройность она прозвана "ярославской свечой". Богато декорированный шатер с ажурным ярусом звонов в ней резко контрастирует с полным отсутствием украшений на глухом восьмигранном столпе. Еще одним связующим звеном ансамбля выступают Святые ворота, выполненные в стиле нарышкинского барокко.
Сейчас идут реставрационные работы. Пока можно осмотреть церкви внешне и сделать замечательные фотографии.