Тысячелетний Ярославль
В Ярославле я прожил полжизни. Здесь меня учили уму-разуму в школе и университете. Здесь я встретил единственную и любимую женщину, с которой прожил душа в душу уже 28 лет. «Родившемуся в Ярославле» – значится на памятных медальках, которые вручили двум моим сыновьям вместе со свидетельствами о рождении. В Ярославле я желанный гость, потому что в здесь живут мои родные и друзья.
Но недавно – в Ночь музеев – я впервые увидел родной город со звонницы Спасо-Преображенского монастыря. С высоты птичьего полёта в майских сумерках Ярославль смотрелся великолепно. Как удивительно в нём сочетаются старина и современность, делая его подлинным бриллиантом Золотого кольца России. И, я полагаю, за три месяца, оставшиеся до празднования 1000 – летия Ярославля блеска у этого бриллианта прибавится.
Кто основал Ярославль?
Давайте-ка, я проведу викторину «Что? Где? Когда?»
Первый вопрос знатокам: «Кто основал Ярославль?»
Звучит тысячеголосое: «Князь Ярослав Мудрый».
Второй вопрос: «Когда был основан Ярославль?»
И снова уверенно кричат знатоки: «В 1010 году».
Третий вопрос: «Когда ярославцы впервые отмечали юбилей города, руководствуясь этой датой?»
Где же дружный хор голосов? Кто это робко откликается с галёрки? Мямлит так, что слов не разобрать.
Итак, правильный ответ: в 1960 году ярославцы впервые отметили юбилей – 950-летие основания Ярославля.
Тогда, пятьдесят лет назад, имел хождение анекдот: «Знаете, кто основал Ярославль? – Конечно, Ярослав Мудрый. – Нет, Мейерович!»
Мне выпало счастье знать Михаила Германовича Мейеровича. Он был одним из моих преподавателей в Ярославском государственном университете. Этот анекдот Михаил Германович включил в свои мемуары. Я его услышал от него самого в 1985 году.
В ту пору я работал в областной молодежной газете. По случаю грядущего юбилея – 975-летия Ярославля – мы решили подготовить несколько публикаций на исторические сюжеты. Мне выпал 1152 год – в летописи упоминается, что в этот год на Ярославль напали волжские булгары.
Я мыслью по древу растёкся. Особенно мне удался финал: «Спасаясь от разящих стрел и мечей русичей, в ужасе бежали булгары от стен Ярославля к качавшимся на волнах Итиля судам и без числа тонули в воде родной реки, которая вдруг стала для них чужой».
Своё творение я дал почитать Михаилу Германовичу. Рецензент прочитал, сурово посмотрел на меня сквозь толстые линзы очков в роговой оправе, и укоризненно произнёс: «Разве я вас этому учил?»
Ей Богу, от стыда я готов был сквозь пол провалиться. А Михаил Германович вдруг улыбнулся и успокоил меня: «Знаете, молодой человек, в моей биографии тоже был весьма пикантный случай. И вот тут Мейерович рассказал мне анекдот про основание Ярославля.
Как время повернули вспять
Обстоятельства появления анекдота такие. На рубеже 50 – 60-х годов наиболее авторитетными учёными-историками по части хронологии древнерусских городов являлись академики М.Н. Тихомиров и Н.Н. Воронин. Михаил Николаевич Тихомиров внёс значительный вклад в изучение социально-экономической, политической и культурной истории древнерусского города, народных движений в России XI—XVII вв. В своей книге «Древнерусские города» он даёт список древнерусских городов и дату их возникновения. Дата определяется по единственному неоспоримому признаку – году первого упоминания города в летописях. Ярославль впервые упоминается в одном из поздних списков древнерусской летописи «Повесть временных лет» в связи с восстанием в Ростовской земле под предводительством двух волхвов в 1071 году.
Советский археолог и историк древнерусской архитектуры, доктор исторических наук Николай Николаевич Воронин считал наиболее вероятным, что князь Ярослав основал город в 1024 году во время военного похода для подавления восстания смердов в Ростовской земле. Поскольку этот учёный считался одним из крупнейших авторитетов в изучении истории Древней Руси, именно эта дата – 1024 год – стала доминирующей для определения времени основания Ярославля и была включена в справочники.
В 1958 году первый секретарь Ярославского обкома КПСС Борис Агафонович Баринов предложил группе ярославских историков научно обосновать, что датой основания Ярославля является 1010 год. Причину он объяснил им безо всякого стеснения: если убедить московское начальство, что в 1960 году исполняется 950 лет со времени основания Ярославля, то город получит большие деньги на празднование юбилея.
Партийное задание блестяще выполнил преподаватель Ярославского педагогического института Михаил Мейерович. Им была подготовлена записка, в которой он, опираясь на труды дореволюционного историка К.Д. Головщикова, вполне убедительно обосновал, что Ярославль мог быть основан в период Ростовского княжения Ярослава Мудрого, т.е. с 988 по 1010 год.
Поскольку точно указать дату, когда был заложен город, невозможно, то, как заключал автор записки, условной датой основания Ярославля следует считать 1010 год – последний год княжения Ярослава Мудрого в Ростовской земле. После этого он пять лет княжил в Новгороде, а с 1015 года (с перерывами) и до самой смерти в 1054 году был киевским князем.
Решение о праздновании 950-летия Ярославля принималось на уровне ЦК КПСС.
В Москву из Ярославля отправилась специальная партийно-советская делегация. Члены делегации имели на руках заключение Михаила Мейеровича и отзывы научных светил – М.Н. Тихомирова и Н.Н. Воронина. Оба светила верно уловили политический акцент, и, будучи обладателями партбилетов, согласились с новой датой без возражений.
Правда, Николай Николаевич Воронин, прежде чем дать положительный отзыв, не без сарказма отметил, что между 1024 и 1010 годом разница небольшая – всего 14 лет. Он имел в виду, что и та, и другая даты совершенно бездоказательны, и по этой причине предмета научного спора тут быть не может.
Таким образом, затея первого секретаря Ярославского обкома КПСС увенчалась успехом. Город получил деньги из Москвы для проведения 950-летия Ярославля. А обновлённая дата основания города – 1010 год – была включена в путеводители, справочники и буклеты и была растиражирована экскурсоводами.
Кто бы что бы сейчас ни говорил, а в сентябре мы в течение трёх дней будем праздновать 1000 – летие Ярославля.
Город сей князь назвал в своё имя.
Нынешний герб Ярославля утверждён муниципалитетом города 23 августа 1995 года: «В серебряном щите чёрный медведь, идущий на задних лапах, держит в левой лапе золотую секиру», прямоугольный щит с небольшим заострением внизу сверху увенчан Шапкой Мономаха.
В гербе Ярославля отражены два значительных события в истории города.
Первое, легендарное, событие посвящено основанию Ярославля, чему предшествовала схватка ростовского князя Ярослава с медведицей, выпущенной на него язычниками.
Второе, документально подтверждённое, событие связано с пребыванием в Ярославле в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова, избранного царём Земским собором. Из Ярославля по дороге в Москву новый государь отправил послание о своём согласии занять царский престол. До конца XVIII века русские великие князья и цари венчались при вступлении на престол шапкой Мономаха, вот почему она изображена на гербе города Ярославля.
Современный герб Ярославской области (с 2001 года) представляет собой помещённого в золотом щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру с красным древком, щит венчает ярославская княжеская шапка, соответствующая узаконению 1730 года.
Есть несколько версий схватки князя Ярослава с медведицей. Но чаще всего из уст экскурсоводов звучит «Сказание об основании города Ярославля», записанное в конце XVIII — начале XIX века.
В «Сказании» повествуется о том, что на высоком мысу у впадения реки Которосли в Волгу существовало поселение Медвежий угол с языческим святилищем, посвященным богу Велесу — покровителю скотоводства. Молодой ростовский князь Ярослав Владимирович с дружинниками стали очевидцами нападения неких «жестоких людей» на купеческие суда. Княжеские дружинники настигли злодеев как раз в том месте, где река Которосль впадает в Волгу, когда те пытались укрыться в поселении Медвежий угол. Ярослав взял с жителей поселения клятву, что они не будут грабить купцов, и обложил их данью. Однако принять христианскую веру жители Медвежьего угла отказались. На этом и закончилось первое знакомство.
В другой раз Ярослав наведался в Медвежий угол не только с дружинниками, но и вместе с ростовским епископом, пресвитерами и дьяконами, а также с плотниками, что свидетельствовало о его намерении склонить язычников к принятию христианской веры и срубить крепость. Но стоило князю со свитой подняться по Медведицкому оврагу на кручу, где размещалось городище, как жители Медвежьего угла выпустили на них «лютого зверя».
Вот как описаны легендарный поединок и основание города в историческом романе «Ярослав Мудрый», который ярославский писатель Валерий Замыслов посвятил «1000-летию преславной земли Ярославской»:
«Ярослав не заметил, как волхвы отодвинули решётку, закрывающую вход в пещеру. Послышалось грозное рычание. Из пещеры выскочила огромная медведица, поднялась на задние лапы и с неистовым рёвом двинулась на Ярослава.
Дружина ахнула, опешила. Кто-то метнул в зверя копьё, но оно упало чуть впереди Ярослава. Князь не отступил, не кинулся вспять. В этот страшный миг его, как молния, ослепила необоримая ярость, придавшая ему нечеловеческие силы. Он тотчас вспомнил свою первую схватку с медведем в ростовских лесах, кой был также свиреп и велик.
«Помоги и на сей раз, Господи, — мысленно произнёс он и поднял копьё, оставшись один на один с разъярённой медведицей. Возле ног Ярослава лежала секира.
Матёрая, тёмно-бурая медведица с оскаленной пастью приближалась к князю. Ярослав же, подпустив зверя, сильным и размашистым ударом вонзил остриё копья в живот медведицы. Зверь раскатисто заревел и ткнулся мордой в землю. Ярослав схватил секиру, а медведица вновь поднялась на задние лапы, но новый могучий удар поверг её наземь.
Потрясённое племя пало ниц. Священная медведица лежала у ног князя…
В тот же день в Медвежьем углу зазвенели топоры. Сам же князь водрузил на той земле деревянный крест, заложив основу храма пророка Ильи, поелику именно в его день был побеждён хищный и лютый зверь.
Затем Ярослав повелел рубить деревья и расчищать место, на коем решил град поставить. Искусные умельцы начали возводить церковь и град созидать. Город сей князь назвал в своё имя Ярославлем».
Рубленый город на Стрелке при слиянии Которосли с Волгой был заложен в Ильин день -20 июля 1010 года по старому стилю. Герб города, изображающий медведя с трезубцем (протазаном), позже заменённым секирой, известен с XVII века. Современный герб Ярославля почти полностью воспроизводит герб города (и Ярославской губернии), утверждённый в августе 1778 года, дополнительным элементом на нынешнем гербе является шапка Мономаха поверх щита.
Степенной походкой он вышел из мая
В отделе естественной истории Ярославского государственного музея-заповедника посетителей встречает с распростёртыми объятиями восставший в полный рост медведь с оскаленной пастью. Глядя на двухметроворостое мохнатое чудовище, оторопь берёт. С таким же гигантом сразился тысячу лет назад где-то в тутошних местах князь Ярослав.
Ну, я понимаю, если бы Ярослав имел габариты Николая Валуева, тогда бы да – смело бы он в бой пошёл. Но он совсем не походил на боксёра-супертяжеловеса.
Я вам обрисую, как выглядел Ярослав Мудрый в 34 года, когда вышел на единоборство с медведицей. Роста среднего – 175 сантиметров, может, малость повыше. Фигурой статный. Носит пышную русую бороду и усы без единого седого волоса. Голову держит гордо. Во взгляде и речи чувствуется мудрость. Степенной походкой он вышел из майских сумерек. И позволил мне встать рядом с ним, чтобы сфотографироваться.
Таким я увидел князя Ярослава Владимировича 15 мая 2010 года в Ночь музеев в Спасо-Преображенском монастыре, где размещается Ярославский государственный музей-заповедник. А кто мне не верит, возьмите 1000 – рублёвую купюру и полюбуйтесь на памятник Ярославу Мудрому в Ярославле. Памятник работы скульптора Олега Комова был открыт на Богоявленской площади 23 октября 1993 года в присутствии первого президента России Бориса Ельцина.
В 1939 году в Институте антропологии в Ленинграде были проведены детальные исследования костных останков, извлечённых из княжеского саркофага в Софийском соборе в Киеве. Ученые тогда установили, что рост князя не превышал 175 см, он был хромым: по одной из версий – от рождения, по другой – из-за травмы или ратного ранения. Правая нога князя была длиннее левой из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Советский археолог и скульптор-антрополог Михаил Герасимов по черепу восстановил, как примерно выглядел князь перед кончиной в 1054 году. Его метод антропологической реконструкции облика человека был для той эпохи революционным достижением. Герасимовский скульптурный прототип князя, установленный в «Софии Киевской», – это старец с морщинистым лицом, впалыми щеками, достаточно пышной бородой и усами.
Возможно, уже в этом году благодаря научным исследованиям, которые инициировали сотрудники Национального заповедника «София Киевская», будут раскрыты тайны, которые почти десять веков были заключены в гробнице Ярослава Мудрого.
11 сентября 2009 года с большой предосторожностью рабочими была снята многопудовая крышка с мраморного саркофага Ярослава Мудрого, и генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Нелли Куковальская приняла извлеченный из гробницы деревянный ковчег. Таким был почин по многопрофильному научному изучению останков одного из величайших людей средневековья, трудами которого Киевская Русь тысячу лет назад обрела военное могущество, обстроилась новыми городами, получила свод законов – «Русскую Правду», вошла в ряд просвещенных государств Европы.
За минувшие месяцы в Национальном медицинском университета им. А. Богомольца были проведены морфологическое и антропометрическое описания костей скелета, извлеченного из княжеского саркофага в «Софии Киевской». Там же проведены анатомическое исследование костных останков, специалисты кафедры хирургической стоматологии изучили челюстно-зубную систему. Скелет обследовали рентгеном и провели сканирование. Томографическое обследование провела частная киевская клиника «Борис».
Руководство «Софии Киевской» хранит молчание по поводу уже проведённых исследований. Но 12 апреля 2010 года в украинской газете «Сегодня» появился «слив» информации о ходе исследований. Некий сотрудник «Софии Киевской» на условиях анонимности сообщил, что скелет, который извлекли из саркофага, — это останки не Ярослава Мудрого, а неизвестно кого. А настоящие останки князя пропали – то ли в блокадном Ленинграде в годы войны, то ли потерялись уже после возвращения из Ленинграда в хранилищах той же «Софии Киевской». В общем, всё окутано покровом тайны.
Но, я надеюсь, украинские музейщики во всём разберутся, и донесут до славянского мира истину. Для нас, ярославцев, это был бы замечательный подарок к 1000-летию Ярославля, который своим рождением обязан Ярославу Мудрому.
Александр Сысоев, Ярославская область