408 материалов по 137 объектам, 7 358 фотографий
- Россия, Ярославль, Народный пер., 2-а
Ярославль. Церковь Николы Надеина
Николая Чудотворца — это один из старейший памятников русского зодчества ярославской архитектурной школы XVII века. В народе его называют — храм Николы Надеина.
Церковь была построена в 1620-1622 годах в городском посаде, в том месте, где по преданию,
к крутому берегу Волги, волной прибило икону Святого Николая Чудотворца.
Храм был заложен на средства ярославского купца Епифания Андреевича Светешникова.
В миру его звали Надея, за любимую поговорку — "...у меня вся надея (надежда) на Бога".
Он был одним из самых богатых купцов Ярославля, личностью неординарной, его влияние и известность простирались далеко за пределы края — от Ярославля, Москвы и Нижнего Новгорода до Астрахани и Сибири.
Основной источник богатства Светешникову давала большого размаха торговля как внутри страны, так и с Англией (в Архангельске) и Персией (через брата, Павла). Наибольший доход ему приносила сибирская торговля, обмен разных товаров на пользовавшуюся в Европе большим спросом пушнину. Светешников занимался ростовщичеством, которое дополнялось крупными рыболовными угодьями на средней Волге и землевладением, организацией соляных промыслов в Надеином Усолье — 28 варниц. Он использовал вольнонаемный труд, а также перевозил крестьян из других своих владений, принимал и беглых крестьян. Строил церкви в Ярославле, Усолье и Олонце.
Свой огромный вклад он внес в ликвидацию Смуты, помогал ополчению Минина и Пожарского,
и даже был участником Земского собора 1613 года, на котором был избран новый царь Михаил Федорович Романов. За большие заслуги перед родиной и династией Надея Светешников получил звание «государева гостя» — привилегия до введения купеческих гильдий.
Надея Светешников стал первым ярославским купцом, выстроившим церковь на собственные средства, что в последствии стало новой традицией у богатых купеческих династий — строить на свои средства храмы, а за ними стали и ремесленные слободы строить великолепные каменные храмы на своих улицах, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, красивее и богаче.
Церковь Николы Надеина представляла собой пятиглавый храм на высокой подклети, массивный и тяжеловесный, как храмы XVI века, с приделом Благовещения, крыльцом с крытой галереей. Храм и невысокая колокольня, поставленная у крыльца создавали единый ансамбль.
Придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, через 70 лет после возведения храма.
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью мастеров под руководством костромского художника Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена мастеров:
А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе.
Это первый и единственный стенописный ансамбль Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
Росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев в 1882 году, и находятся под этой записью. Реставраторы попытались освободить первичную роспись, но оставили эту идею.
В алтаре сохранилась деревянная резная напрестольная сень, созданная в 1636 году, отличающаяся легким, изящным силуэтом, точно найденными пропорциями и тонкой резьбой.
Главным украшением храма, настоящим шедевром, является великолепный золочёный барочный иконостас, который был выполнен по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра в Ярославле — Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина.
Иконостас выполнен в 1751 году на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным.
Царские врата оформлены в виде театральной сцены, они находятся в обрамлении драпировок театрального занавеса, который приоткрывают ангелы.
Особенно впечатляют царские врата, украшенные резной скульптурной композицией.
В левой стороне от врат, в молодом апостоле, легко угадывается автор — юный Фёдор Волков.
Иконы в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века, возможно, они пребывают на реставрации, потому, что иконостас зияет пустыми рамами.
Первоначальный облик храма изменился в 1830-х годах, его перестроили для облегчения старых
церковных сводов, удалили четыре малые главы и сделали одноглавым.
Закончил свою жизнь Надея Светешников трагически. С воцарением Алексея Михайловича он впал в немилость и был практически доведен до смерти.
На всякого мудреца довольно простоты.
Светешников имел неосторожность, ведая делами государевой казны царя Михаила Федоровича, в 1640 году взять в долг из Сибирского приказа "мягкую рухлядь" (меха) на сумму в 6570 рублей. Долг перед казной не был для Светешникова чем-то экстраординарным — это было рутинной операцией. Да и сам Светешников всегда безвозмездно ссужал почившего царя.
Но, времена меняются, и купец был поставлен на «правеж» – он должен был явиться в Кремль, и там, перед зданием Приказов, его несколько часов били батогами по пяткам.
Сердце немолодого Епифания Андреевича не выдержало позора и пытки...
Заказной характер расправы над Светешниковым подтверждают последующие события.
Алексей Михайлович указал отписать на себя за долговые деньги все имения Светешникова, а особенно — соляные варницы. Получив в свое владение солеварные заводы Светешникова, царь резко поднял цены на соль, а чтобы устранить конкурентов, ввел пошлину на соль, увеличившую резко её цену, в итоге случился Соляной бунт 1648 года.
Чудом церковь дожила до наших дней: остался лишь главный храм, все остальные сооружения Николо-Надеинского прихода были разобраны в 30-х годах ХХ столетия.
Приход был упразднен, службы прекратились. С колокольни сбросили 7 колоколов, «немецкого литья», а также «немецкой работы очень хорошие ходовые часы с боем».
В разные годы советского прошлого храм использовался не по назначению и, по иронии судьбы,
в 1938 году в нём открылся музей Федора Волкова!
В настоящее время церковь Николы Надеина принадлежит Ярославскому Государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.
Храм-музей в летнее время открыт для посещения. Находится в историческом центре Ярославля, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО №1170.
- Адрес:
Ярославль, Народный пер., 2-а
- Дополнительная информация:
Часы работы музея: 10.00 — 17.00. в летнее время.
Выходные дни — среда, четверг и дождливые дни.
Дешёвый ✈️ по направлению Ярославль
- 10 фев 2019, 13:36удалитьПрям зачитал ась и за смотрелась! Настоящий барочный алтарь, фрески! И какая судьба у человека, достойна воплощения в литературе, хотя для высоко взлетевших ,- типчина, падать больно. И в 17 веке и в 21м
- 12 фев 2019, 10:31удалить
marlisнаписала 10 февраля в 13:36
Прям зачитал ась и за смотрелась! Настоящий барочный алтарь, фрески! И какая судьба у человека, достойна воплощения в литературе, хотя для высоко взлетевших ,- типчина, падать больно. И в 17 веке и в 21м
Солидарна с Вашим мнением, Ирина! - 10 фев 2019, 17:45удалитьКакие необычные царские врата!
И как хорошо, что от 17 века осталась запись авторов фресок — они обращаются к нам прямо...
Спасибо. Полный восторг! - 12 фев 2019, 10:33удалить
Hanyaнаписала 10 февраля в 17:45
Какие необычные царские врата!
И как хорошо, что от 17 века осталась запись авторов фресок — они обращаются к нам прямо...
Спасибо. Полный восторг!
Уникальные врата, по рисунку "одержимого театром" человека!