В конце XIV века у бояр Гостомысловых Максима Даниловича и Марии Никитичны родилась девочка, названная Иулианией. Знатный боярин вел благочестивый образ жизни, семья была просто образцовой, супруги жили в любви и согласии — так гласят преданий. По заслугам и способностям Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся в ту пору Великому Новгороду. Но счастивая жизнь прервалась в 1391 году, когда за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу отец Иулиании был убит... Мать девочки не пережила безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев тихо угасла. Перед смертью она призвала брата мужа, Федора Даниловича и поручила ему растить свою четырехлетнюю дочь Иулианию. Он и стал для девочки образцом для подражания и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.
Рано потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а, взрослея, все больше и больше полагалась на волю Божию, проводя время в молитвах ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме. Сызмальства Иулиания славилась благочестием, росла умницей и красавицей.
Мужем Иулиании стал Вяземский князь Симеон Мстиславович, которого также отличали кротость, богобоязненность и человеколюбие. Молодые люди любили друг друга, жили дружно. Летописец отмечал, что "они были, как два белых, чистых голубя среди черных и хищных воронов".
Во все времена счастливым людям приходится испытывать на себе зависть большинства окружающих, это такая плата за светлое и легкое чувство, наверное. Вот и Симеон с Иулианой вызывали черную зависть у злых людей. Порою счастливые не замечают косых взглядов и мелких нападок, но в 1404 году князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией после падения Смоленска, когда литовские войска захватили Вязьму, с князем Юрием Смоленским разделили горечь изгнания.
Князь Юрий в 1406 году попросил покровительства и защиты в Москве, и Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона и дал им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины. По преданию, князей соединяла крепкая мужская дружба. Они делили пополам и радость и горе, но всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию, везде и во всем отдавал ему предпочтение. И княгиня Иулиания была с князем Юрием почтительна и приветлива. В ту пору она пленяла сердца всех посещавших их гостеприимный дом, достигнув полного расцвета женской красоты. Мирная и счастливая жизнь благоверных Симеона и Иулиании в Торжке вскоре прекратилась. Князь Юрий прельстился красотой княгини Иулиании, желание овладеть женщиной стало нестерпимым, затмевало разум...
В Словаре историческом о русских святых, изданном в 1862 году в Санкт-Петербурге: «... не успевъ въ томъ ни соблазномъ, ни коварными хитростями, дерзнулъ на явное злодеяние: в своемъ доме, среди веселаго пира, убилъ князя Вяземскаго, и думалъ воспользоваться ужасомъ несчастной супруги. – Любя непорочность более всего в мире, она искала спасения въ бегстве. Юрий, обнаживъ мечъ, догналъ Иулианию на дворе, изрубилъ ее и велелъ бросить въ реку. Это гнусное убийство случилось 1407 года. Тело добродетельной княгини погребено въ соборной церкви Преображения, въ городе Торжке, где и ныне мощи ея почиваютъ подъ спудомъ».
Известна точная дата этой жизненной трагедии: 21 декабря 1406 года, по нынешнему календарю это 3 января, и год, соответственно, 1407.
По преданию, тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в стенах Никольского (впоследствии Троицкого) храма. Его имущество, по общему уговору родственников Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Дмитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги. Надо сказать, что мощи святого князя Симеона в настоящее время считаются утраченными.
Останки святой благоверной княгини Иулиании обрели весной 1407 года. По преданию, ее целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил страдающий от хворей крестьянин, идущий в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидев чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В тот же час крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым, с радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Узнав об обнаружении тела княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели ее останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от тяжких недугов.
Чудесные события случались с мощами Иулиании. В 1598 году протодиакон соборного храма Торжка Иоанн, без всякого на то благословения, захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Правда, пытался подготовиться к этому действу, очиститься как мог себе представить: 40 дней он молился Богу и постился. Но когда отец Иоанн раскопал захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Некоторое время протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в храм пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал о случившемся. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только во время молитвы у гробницы святой Иулиании, к которой его принесли родственники, получил исцеление.
В апреле 1815 года в Торжке начали разборку старого Преображенского собора, построенного еще в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. На место погребения благоверной Иулиании стекались люди, многие молились ей, прикасаясь к ее гробу, или взяв часть земли из храма, получали исцеление в болезнях. 15 июня 1819 года под соборным храмом устроили и освятили в честь святой мученицы Иулиании часовню. В честь святой княгини Иулиании устроили придел и в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в Твери.
Злоключения вновь вернулись 5 февраля 1919 года, когда гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли во время развернувшейся по всей России антирелигиозной компании. По некоторым данным, после этого случая до 1930 года мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила города Торжка. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия гробницы большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. В настоящее время местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании неизвестно.
Мученическая кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге. В первой половине ХIХ века составлена служба святой благоверной княгине Иулиании, впоследствии помещенная в Минее за декабрь. Акафист ей написан в 1883 году Андреем Федоровичем Ковалевским.
На иконах святая Иулиания изображается в княжеской одежде, с головой, покрытой белым убрусом и увенчанной княжеской короной. В левой руке она держит православный восьмиконечный крест. В Сводном подлиннике Филимонова на ее изображение дается иконописцам такое указание: «Подобием аки Пятница, на главе плат».
Князь Симеон изображается пожилым, со значительной сединой в волосах, с небольшой круглой бородой и в княжеской шубе.
Образы Святых Симеона и Иулиании есть на иконах Соборов Смоленских и Тверских святых.
Князь Юрий после жестокой расправы с семьей Симеона и Иулиании бежал в Орду. Обрести покой на чужбине у князя не получилось, муки совести гнали его по миру, где он боялся даже назвать свое имя. Тогда князь Юрий стал искать пустынное место на Руси, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Скромное убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Ибо скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Пробыв в обители несколько дней, он тяжело заболел и скончался 27 сентября 1408 года, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
В Вязьме, где Симеон и Иулиания были счастливы, в двух местах есть их изображение. Это Иоанно-Предтеченский монастырь и стена здания первой таможни, что на углу Советской площади со стороны храма Рождества Богородицы. Памятник работы А. Мартиросова был открыт в 2006 году. Иулиания несет перед собой крест, Симеон сжимает в руке меч...