46 материалов по 34 объектам, 286 фотографий
- GPS
- Германия, Synagoge Worms Synagogenplatz, 67547 Worms
"Oсколки погибшего храма"
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни — осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен .
А.Городницкий — "Камни на еврейских могилах"
Шпaйер, Вормс и Майнц были колыбелью ашкенази — немецких, а позднее и восточно-европейских евреев, слово "ашкеназим" в переводе с иврита означает Германию. Эти города сокращенно называют «ШУМ»: акроним (שׁוּ''ם) Shin-Waw-Mem, от названий на иврите Spira, Warmaisa, Magenza, то есть Шпaйер, Вормс и Майнц. Обьекты культурного еврейского наследия этих рейнских поселений поданы в ЮНЕСКО для принятия в список Всемирного культурного наследия.
В портофолио упоминается старейшие из сохранившихся в центральной Европе синагога (1104) и миква (1120) в Шпаере, миква в Вормсе (1185). На еврейских кладбищах Вормса и Майнца сохранились захоронения иудеев 11 века. (Всего документация, поданная в ЮНЕСКО насчитывает 1000 страниц). Решение комиссии ожидается в середине года.
Евреи пришли в Рейнские земли из Италии. Первые евреи поселились в Вормсе минимум в IX веке. Первое же письменное упоминание евреев из Вормса датировано 960 годом: сообщалось о том, что их ожидали на ярмарке в Кельне. Известно также, что у Карла Великого на службе состоял советник — итальянский еврей-финансист. Рейхстаги Карл Великой проводил в том числе и в Вормсе.
Среди скульптур, украшающих южный вход вормсского кафедрального собора можно увидеть множество женских фигур, в том числе Экклесию, символизирующую христианскую церковь, и под ней Синагогу с завязанными глазами и жертвенным ягненком в руках, символизирующую иудаизм. Повязка на глазах – символ духовной слепоты. Что интересно оба слова, экклесия(греч.) и синагога (иврит), означают "собрание". Рядом с фигурой Синагоги находится фигура "Природа". Ящерицы и жабы за ее спиной символизируют тленность бытия. Фигуры появились в начале 14 века, что косвенно свидетельствовало о наличии в Вормсе большой еврейской общины.
Разрешение на строительство первой синагоги еврейская община Вормса получила в 1034 году. Эта синагога сильно пострадала во время погромов в конце 11 века, от нее осталась только мемориальная табличка на иврите. Строительство 2-й каменной мужской синагоги приходится на 1174/75 годы, одновременно со строительством романского кафедрального собора. В 1212/1213 годах было построено женское помещение, примыкавшее к зданию миквы — бассейна для ритуального омовения. Здание многократно страдало от средневековых погромов, но окончательно было разрушено в 1939 году нацистани.
В 1956/57 годах синагогу отстроили с использованием сохранившихся архитектурных элементов. Синагога действующая. В 1995 году во дворе синагоги появился памятник Раши, созданный художником из Майнца Вольфом Шпитцером.
Раши — значимое имя для еврейской истории, Раши (רַשִׁ"י — акроним словосочетания рабби Шломо Ицхаки; Шломо бен Ицхак; 1040, Труа, – 1105, там же). Это крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из видных комментаторов Библии. Происходил Раши из рода царя Давида. Свое образование начал в Труа, затем продолжал в прославленных иешивах Майнца и Вормса. Его дядя был одним из крупнейших раввинов Германии. В 1065 году, сразу после женитьбы, Раши вернулся обратно в Труа, в 1070 основал там собственную иешиву, но на жизнь он зарабатывал виноделием.
Последние годы жизни Раши совпали с кровавыми событиями первого крестового похода и еврейских погромов. Легенда утверждает, что Раши верно предсказал отправлявшемуся в крестовый поход герцогу Готфриду Бульонскому, что тот потерпит поражение и возвратится из Святой земли лишь с тремя лошадьми. В этот период (ок.1095) Раши перевел свою иешиву в Вормс. Примыкающее к синагоге здание до сих пор называют Бейт-Мидраш Раши, теперь в этом здании находится еврейский музей.
Старейшее в Центральной Европе еврейское кладбище -"Святой песок" — находится в Вормсе напротив кафедрального собора Святого Павла. Оно возникло одновременно с первой синагогой в 1034 году, в 1911 году было закрыто. Кладбище находилось за городской стеной, синагога и еврейский квартал располагались в черте города. Это было кучное поселение, но не закрытое гетто как во Франкфурте. На протяжении 10 веков кладбище "Святой песок" стало последним прибежищем для 2500 немецких иудеев. 1400 погребений сохранилось, 1150 из которых относятся к 11-17 векам. Эпитафии с надгробных плит представляют огромный интерес для учёных-историков. Старейшая обнаруженная надгробная плита 1058 года находится в музее в Майнце.
Кладбище "Святой песок" часто посещал философ Мартин Бубер, живший до 30-х годов 20 века в Германии. На кладбище есть место "Мартин Бубер Блик", откуда открывается вид на кафедральбный собор Вормса. foto Internet
Несколько версий существует и по поводу названия кладбища. Наиболее распространённая – богатые вормсские евреи когда-то покрыли всю его территорию слоем песка, привезённого из Иерусалима. Другая считает, что всё дело в традиции бросать песок из Святой земли в могилы раввинов. А таких могил в Вормсе много, на кладбище существует определенный участок "Долина Равинов", где захоронены только служители культа, философы, теологи, кабаллисты.
В Вормсе находится могила Махарила — главы еврейских общин Германии, Австрии и Чехии, полное имя Яаков бен Моше Молин (1365 – 1427) (Yaakov ben Moshe Levi Moelin). Maharil — еврейский акроним, образованная начальными звуками от «Наш Учитель, Раввин Яаков Леви". Махарил был автором Sefer Minhagim, книги религиозных и бытовых обычаев средневековых ашкенази. По распространенной теории, именно Махарил скрывается под псевдонимом Абрахам из Вормса и является автором большого магического текста «Книга истинной практики древней магии», иногда называемого «Магия Абрамелина». Это первое из дошедших до нашего времени полных описаний ритуалов каббалистики.
Самая известная могила находится около входа на кладбище. Здесь покоится прах раввина Меира бен Баруха из Ротенбурга — выдающегося ученого-талмудиста, родившегося в 1215 году в Вормсе и скончавшегося в 1293 году в эльзасском заточении. Уже много столетий она является местом паломничества евреев, по традиции оставляющих камни и записки с просьбами и желаниями на его надгробии.
В 1286 г. новый император Священной Римской империи Рудольф Габсбург наложил на ашкенази новые налоги. Рабби Меир призвал евреев покинуть Германию и отправился в путь сам. В Эльзасе его пленили и потребовали от евреев огромного выкупа за его свободу. Деньги были собраны, но рабби Меир запретил вносить за него выкуп, чтобы подобные прецеденты не повторялись в дальнейшем. В 1293 году р. Меир умер в заключении, и только в 1307 году его тело смог выкупить у властей продавший для этого всё своё имущество торговец Александр Зискинд Вимпен (ум. 1307). Оба похоронены в Вормсе, а государство Израиль до сих пор следует принципу не платить шантажистам.
Как я уже упоминала, в Вормсе не было еврейского гетто, но евреи предпочитали селиться кучно вокруг синагоги. Название улицы Юденгассе (Еврейский переулок) сохранилось до сих пор. Эта улица проходит вдоль городской стены, сохранили свое старое название и Еврейские ворота или ворота Раши.
(Материал я писала очень долго, поэтому сейчас затрудняюсь указать первоисточники)
- Адрес:
Synagoge Worms
Synagogenplatz, 67547 Worms
Дешёвый ✈️ по направлению Вормс
- 12 янв 2020, 20:24удалитьИра, прекрасный материал! Очень глубокий и интересный!
- 13 янв 2020, 00:13удалитьОчень интересный материал. Несколько лет назад побывала я в Вормсе на этом кладбище и прослушала очень подробную экскурсию, но все уже из головы выветрилось. Помню, что есть там могилы высокопочитаемых раввинов и там тоже оставляют записки как у стены Плача в Иерусалиме. Я тогда тоже материал делалa "Вормс-Михельштадт- Каменное море", но не очень подробно получилось. Спасибо, что так подробно рассказали.
- 13 янв 2020, 00:23удалитьСпасибо Анна, я надеюсь на ЮНЕСКО. Появится больше информации в сети , когда будет статус. Тогда про Шпаер можно будет написать
- 13 янв 2020, 03:10удалитьОчень интересно, церковь очень красивая оригинальная архитектура
- 13 янв 2020, 09:16удалитьСпасибо, Наталья. Это кафедральный собор, один из 3х ''рейнских'' соборов.
- 13 янв 2020, 09:17удалитьРада, что вам понравилось
- 13 янв 2020, 15:55удалитьОтдельное спасибо за прекрасный стих Городницкого!
- 13 янв 2020, 17:49удалитьПожалуйста, мне он тоже очень нравится
- 13 янв 2020, 19:01удалитьУ меня ка раз батарей ка в фотоаппарате села, поэтому фотографий по теме оказалось мало
- 13 янв 2020, 23:00удалитьОчень интересный, серьезный материал. Спасибо, Ира! Такой пласт истории подняла!
- 13 янв 2020, 23:08удалитьЯ долго копала)). Этот черновик долго зрел, пока не появилась статья в газете о Юнеско
- 14 янв 2020, 12:17удалитьСпасибо, Ирина, я получила из рассказа много неизвестной мне информации.
- 14 янв 2020, 21:13удалитьПожалуйста, Татьяна. На просторах Союза информации об этом я не встречала, сейчас в интернете её стало больше
- 29 янв 2020, 23:37удалитьЕсли внесут в список, у меня появится еще один объект...
- 30 янв 2020, 00:32удалитьВам же там не понравилось!))))
- 20 мар 2020, 17:31удалитьЯ бы не сказала, что не понравилось, просто сначала не впечатлило, зато потом было симпатично