222 материалa по 93 объектам, 3 067 фотографий
- GPS
- Россия, Вологда, Кремлевская пл.
- www.vologdamuseum.ru
Берег Вологды крут и высок,будто Богом Софийский собор здесь
Этот совет является частью дневника «О, Вологда! Ровесница столицы, Москве во всём надежда и сестра»
2014.13.06
Полюбовавшись Воскресенским собором (Воскресенский собор. Над храмом небо голубое, сияют золотом), мы продвигаемся чуть вперед и прямо столбенеем перед прекрасным архитектурным образцом русского зодчества. Перед нами купола, не покрытые традиционно золотом, но посмотрите, как прекрасен этот храм! Он как невеста в белом одеянии притягивает все взгляды.
Ищу свои записи, и на ходу читаю информацию об этом первом каменном храме, стоящем на высоком берегу реки Вологды. Монументальный Софийский собор был построен при Иване Грозном, который хотел сделать здесь копию столичного Кремля. Он «находится вне кремлевских стен, но исключить его из состава Кремля было бы неправомерно: именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей Кремля своей суровой, величественной красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем первоначальном Кремле Ивана Грозного собор появился намного раньше каменного двора архиереев, и в настоящее время главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским Кремлем».
Софийский собор, как памятник архитектуры XVI века, сегодня является объектом культурного наследия. «Размеры храма монументальны — длина стен 38,5 м, ширина 25,6 м, общая высота составляет 59 м. Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов, строившихся по образу и подобию Успенского собора в Москве».
Несмотря на кажущееся сходство, здешний собор обладает уникальной северной строгостью. Есть и еще одна особенность: «По воле Ивана Грозного, Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства».
Другой особенностью, о которой я также узнала из интернета, было то, что его окна расположены таким образом, что в день летнего солнцестояния лучи освещают «царское место». Если в этот день посмотреть на «царское место» со стороны, то сидящий там человек покрывается ореолом света. Интересная особенность, что-то подобное мы видели в Мексиканских храмах.
Еще мне было интересно прочесть следующее: «Софийский собор-прекрасный тип кубического храма, возникший несомненно под влиянием форм зодчества, получившего свое начало при Иоанне III. Быть может и не без основания, авторство проекта собора приписывается ученику А. Фиораванте. Пропорции куба, пятиглавие, абсиды напоминают Успенский Собор». Этот тип композиции храма восходит к древней византийской традиции, закрепившейся в русском православии в качестве канонической.
Я уже писала, что основание собора связано с царем Иваном IV, по приказу которого с 1568 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство. «После отъезда Ивана Грозного из города храм оставался неосвящённым и нерасписанным в течение 17 лет. Только во время правления Фёдора Иоанновича собор был частично украшен. Фрески Софийского собора, спустя столетие, созданы при архиепископе Гаврииле артелью ярославских иконописцев. Возглавлял артель выдающийся мастер стенного письма Дмитрий Григорьевич Плеханов, с именем которого связаны также росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле».
Главное культовое здание Вологодского Кремля было закрыто в 1923 году, и с того времени он стал музеем-заповедником. Хорошо хоть не снесли!
Задрав голову, мы рассматриваем купола, которые сегодня покрыты листовым белым железом (жестью). А раньше они были чешуйчатыми. Сегодня и окна расширены, а изначально они были узкими и сделаны по примеру итальянских. Также стоит приглядеться к старинным «прорезным» крестам на куполах, сделанным московским мастером по образцу аналогичных в столице страны. «На среднем кресте посредине на медной бляхе изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИС ХС (на горизонтальных)».
Украшение стен Собора лаконично и даже аскетично, исчерпываясь пятью узкими пилястрами со сторон северной и южной и четырьмя со стороны западной. «Пилястры, заканчивающиеся узкими капителями-карнизами, поддерживают закомары приплюснуто-круглой формы».
Раньше я часто задавалась вопросом о том, как и почему назывались разные храмы, и оказалось, что выбор посвящения храмов был не случаен. «В средневековом русском обществе, глубоко традиционном, православном, было принято выводить истоки каждой новой идеи, каждого общественно значимого новшества из «старины». В священной старине — в древних русских обычаях или библейских сказаниях, религиозных образах — находили обоснование новому. Посвящение храмов Успению Богоматери прославляло Марию, которая «и во успении мира не оставила». Наивысшее (после Пасхи) почитание праздника Успения на Руси выражало распространенное представление об особом покровительстве Богоматери Русской земле и тем подчеркивало могущество русского государства». Так в разное время Успенские соборы появились во многих городах Руси: в Киево-Печерском монастыре (1073 год), во Владимире-Волынском (1150-е годы), Галиче (1150-е годы), Владимире (1160-е годы), Рязани, Московском Кремле, Кирилло-Белозерском монастыре, Ростове, Устюге, Троице-Сергиевом монастыре, Тихвинском монастыре, Смоленске, Астрахани, Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и пр. На выбор посвящения нового вологодского собора могли послужить древнейшие большие соборы Киева (1037), Великого Новгорода (1045-1050), Полоцка (1050-е). «Не исключено, что за сменой посвящения собора скрывалась и идея демонстрации независимости Вологды от Великого Новгорода. От новгородского владычества Вологда освободилась уже в начале XV века, но до 1492 года продолжала находиться в составе Новгородской епархии».
К моменту моей поездки в Вологду я еще не знала, что София – это не просто имя, а отождествление с Церковью (как сообществом людей), что было характерно для всей христианской культуры.
«София — Премудрость Божия (от древнегреческого «мудрость, знание») — сложное понятие христианской философии, своими истоками уходящее в древнееврейскую и античную религиозно-философскую мысль. В книгах Ветхого Завета Премудрость Божия является в качестве аллегорического и, одновременно, личностного персонажа, тождественно близкого к божественному «Я».
Именно в Вологде, читая информацию о названии собора, я впервые столкнулась с тем, что в представлениях ранних христиан София-Премудрость часто отождествлялась с Логосом (Богом-Сыном — Богом-Словом), а иногда с Духом Святым — третьей ипостасью Святой Троицы. Тогда мне было многое непонятно, но все же запомнилось. Особенно впечатлило меня это: «В восточной (византийской) ветви христианства и на Руси образ Софии символизировал всемогущество божественной власти над миром. Кроме того, облик Софии в византийско-русской и, отчасти, католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии, поскольку через Богородицу преображается, облагораживается (становится «софийным») весь мир».
Это позже я узнала, что церковь – это не понятие об архитектурном сооружении религиозного назначения, для этого существует слово храм. А церковь – это собрание (святых), или община освящающихся, то есть мы с вами, и об этом даже говорится в самой Библии «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Матф.18:20)».
Сегодня, рассматривая фото, я вижу надпись со стрелкой, которая гласит, что «Софийский собор открыт для посещения». Думаю, что не сам собор, а музей, расположенный в его стенах. Судя по фотографиям, вернее по их отсутствию, мы внутрь не пошли. Во всяком случае за давностью лет я этого не помню. Или там нельзя было фотографировать. В любом случае известно, что реставрационные работы по фрескам Софийского собора были начаты в 1962 году. И многие ученые отмечают, что «по своеобразию иконографии и мастерству исполнения фрески Софийского собора относятся к лучшим памятникам русской монументальной живописи второй половины XVII века, площадь которых составляет около 5000 квадратных метров». Правда, нужно понимать, что в середине XIX столетия фрески собора были переписаны артелью ярославского иконописца А.М. Колчина.
В любом случае «до наших дней полностью сохранился пятиярусный деревянный резной позолоченный иконостас 1724-1738 гг. (третий со времени постройки собора), иконы для которого написаны польским живописцем Максимом Искрицким. В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии».
В заключение всем советую не пройти мимо Софийского собора и непременно заглянуть в него. Ну а мы идем в кассу, чтобы подняться на Колокольню Софийского собора, предварительно собравшись с духом — Сердце Вологды живо и бьётся звоном праздничным колоколов.
- Адрес:
Вологда, Кремлевская пл.
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Вологда
- 15 дек 2023, 20:06удалитьНина, рада, что вам понравился. Через почти 10 лет, думаю, его уже не узнать...
- 15 дек 2023, 19:41удалитьХорош храм! Прямо-таки, классика нашей храмовой архитектуры!
- 15 дек 2023, 20:06удалитьДа похож на Новгородские...
Спасибо, Александр, за интерес! - 18 дек 2023, 01:27удалитьИ мне этот храм откликнулся своей необыкновенно рускостью)))
- 20 дек 2023, 16:45удалитьЯ даже сегодея, спустя почти 10 лет, хорошо помню свои впечатления от вологодских красот.
Спасибо, Ирина, за единомыслие - 20 дек 2023, 16:47удалитьДа, Майнур, согласна с Вами. Да и ведь недаром на ВДНХ в Москве на выставке Регионы России раздел Вологодчина предваряет макет этого белоснежного храма
- 20 дек 2023, 18:36удалитьЗнакомая панорама! Спасибо, Татьяна, что напомнили о прекрасной Вологде! Правда, про крутой и высокий берег Вологды можно сказать только в поэтическом преувеличении...
- 28 дек 2023, 10:48удалитьНу, конечно, сейчас это преувеличение, но кто знает, не был ли берег крутым во времена Ивана Грозного?
- 1 апр, 10:19удалитьОдин из моих любимых соборов России, в нем очень легкое состояние на душе
- 1 апр, 10:39удалитьА я такими и представляла себе российские соборы в детстве и юности