242 материалa по 103 объектам, 4 422 фотографии
- GPS
- Россия, Россия, г.Волгоград, ул.Ленина 5а и 7
- (8442) 38-84-46
- vokm134.ru/
Краеведческий музей: от палеозоя до сегодняшних дней. Ч.11
Этот совет является частью дневника «ПОКА НА МЕСТЕ НИЧТО НЕ ДЕРЖИТ, И НЕ НАСКУЧИЛ МИР ЭТОТ МНЕ…»
С определенного времени мы стараемся посещать краеведческие музеи, потому что именно там, как правило, хорошо представлена и история края, и его природа. Вот и Волгоградский областной краеведческий музей, не стал исключением как один из старейших в Поволжье, основанный в далеком 1914 году как Царицынский музей местного края.
«Сегодня музей занимает 2 здания: здание бывшей Царицынской земской управы и Волжско-Камского коммерческого банка, которые являются памятниками истории и архитектуры конца XIX — начала XX в. регионального значения».
Вход в музей с угла, и мы заходим в него, попадая сразу к кассам. Стоимость для пенсионеров приемлемая – 200 рублей, и это с возможностью фото и видеосъемки.
На сайте музея написано:
«Музейное собрание насчитывает более 160 тысяч единиц хранения, среди которых предметы, являющиеся уникальными памятниками природы и истории края. Наиболее интересные коллекции: палеонтологии и палеоботаники, археологии, керамики и стекла, этнографии конца XIX — начала XX в., мемориальные коллекции земляков, материалы о социально-экономическом, общественно-политическом и этнокультурном развитии региона в XX в.».
Мы начинаем знакомство с первого этажа, и проходим в первый зал, который посвящен животному и растительному миру, а так же полезным ископаемым Волгоградской области. В витринах зала представлены древнейшие представители животного мира, возраст которых насчитывает 570-245 миллионов лет. Расположены экспонаты по эрам, начиная с Палеозойской. Далее следует Мезозойская эра (245-66 млн. лет) и Кайнозойская эра (около 66 мл. лет).
Зал не очень большой, но даже сразу от порога радует глаз своей красочностью. Сбоку карта растительности края, и мы рассматриваем ее, пытаясь определить, что же нам предстоит увидеть в нашем туре.
Остановились у витрины с костями и ластами плезиозавра, поскольку его размеры были достаточно внушительными и впечатляющими.
Затем были кости мозазавра, и каждый из этих животных, представленных только в костях, представляют собой вымерших пресмыкающихся в первом случае и морских ящеров во втором.
Кроме костей, за стеклами витрин показано, как могли выглядеть эти доисторические животные.
А вот уже знакомые нам филин, щегол и дятел.
Двигаясь далее, в центре видим витрину с рыбами.
Среди выставленных рыб читаем их названия, и они звучат музыкой: белуга, осетр, севрюга и стерлядь. Часть из них мы в жизни не видели, да и не пробовали, и уже и навряд ли попробуем сегодня.
Размеры у рыб разные, и мы гадаем, какая из них белуга, а где стерлядь. Надписи на стекле, хоть и имеются, но без относительности «ху из ху».
В следующем зале начинается рассказ об истории края, и первое, что нас заинтересовало – это каменное изваяние, относящееся к половецкому времени. Помните из уроков истории в школе этих кочевников, появившихся в восточно-европейских степях в середине 11-го века? Впервые они появились у границ русских княжеств в 1055 году, именно тогда Переяславский князь Всеволод заключил с ними мирный договор. Культура половцев была представлена такими «каменными бабами», и это не было гендерным признаком этих изваяний, это был своеобразный культ предков. Эти памятные знаки исчезли в 13-м веке из-за прихода сюда монголов. Перед нами статуя предка с определенными чертами внешности и фигура не плоская, а вот первые такие изображения были весьма условны. Брови, нос, глаза и рот у первых каменных идолов были нанесены простыми черточками, как у современных смайликов, а сами статуи были плоскими и стелообразными. Через какое-то время у «каменных баб» появляются руки, сложенные на животе и держащие чашу. Теперь, после поездки в Киргизию, я могу вспомнить этих балбал в Буране («Сад камней» с балбалами, орудиями труда и петроглифами.Ч.11).
Степи Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия с древнейших времен служили воротами для кочевников, которые стремились попасть с Востока в Европу.
Хазары, печенеги, гузы и огузы – им посвящен следующий зал.
Почти все эти названия я помню из уроков истории, но рассматривая экспонаты и читая информацию рядом, только тогда ты воочию понимаешь связь времен и народов. За несколько лет мы побывали и в Казани, в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и в Киргизии, и в Калмыкии, и это потихоньку сложило для нас мозаику нашей истории. Например, хазары (вторая половина IY века – середина Y века) сумели выстоять в борьбе с Сасанидским Ираном, Арабским халифатом, Византией, кочевыми ордами булгар, мадьяр, печенегов, гузов, кипчаков, но этот Хазарский каганат пал в 60-е года Х века под ударами войск киевского князя Святослава, уступив Руси свое место на политической арене. Материальная культура хазаров донесла до нас кольчужные доспехи.
Далее мы знакомимся с витриной золотых изделий времен Золотой Орды. Золотая Орда была одна из крупнейших государств средневековья, на протяжении полутора веков она играла ведущую роль в жизни целого ряда народов и оказала заметное влияние на ход исторического развития многих государств евразийского пространства. Хан Токтамыш даже попытался тягаться с Тимуром (Тамерланом), но потерпел поражение, это и стало концом эры Золотой Орды. Она распалась на целый ряд самостоятельных государств: Казанское, Астраханское, Крымское ханства и Большую Волжскую Орду. Позднее все они вошли в состав Российской империи.
В экспозиции представлены одежда и обмундирование золотордынцев, сосуды 15-го века и, а также представлена модель золотоордынского дома 14-го века.
Особенно интересной для нас стала женская одежда 13-14-веков.
Парчовый халат, вышитый золотой нитью, явно носили представители знати. А вот вглядитесь в головной убор замужней женщины – бокка. Считается, что его особая конструкция несла важную символическую нагрузку – «берестяная основа в виде клюва и перья изображали священную птицу – лебедя, которая создала сушу из добытой с морского дна песчинки».
Я ничего не знала о том, как выглядели золотоордынские деньги, а они зачастую изображали разные символы: пятиконечная звезда, сокол, барс, двуглавая птица, цветок. На медных монетах указывалась дата и место чеканки, на серебряных дополнительно можно было прочесть имя хана и благопожелательных надписей из Корана. С медными монетами можно было только ходить на рынок, а вот чтобы жениться, ремесленнику нужно было зарабатывать не менее одного серебряного дирхема в день.
.
Очень понравилась нам пряжка, похоже, из золота, в виде ягуара.
А еще какие-то бронзовые изделия – то ли пряжки, то ли стремена.
По всей вероятности, мы пошли осматривать музейные экспозиции в хаотическом порядке, потому что, неожиданно попадаем в зал, где зримо отображено, как велись раскопки.
А затем мы переходим к диораме, отображающей палеолитическую стоянку, и это были первые следы обитания древнего человека на территории современной Волгоградской области. Охотились тогда не на кого попало, а на ископаемых зубров, мамонтов, благородного оленя и волка.
Один из залов посвящен заселению и хозяйственному освоению края.
Сильно удивили нас выставленные картуз и трость Петра Первого. Оказалось, что любимый мной основатель моего города на территории Волгоградской области бывал 84 раза! А в самом Царицыне трижды: в 1695, а также в мае и ноябре 1722 года. Во время последнего визита он и оставил свои личные вещи в дар радушно принявшим его жителям крепости.
Царь возвращался из Персидского похода, но Волга замерзла, и его корабль застрял во льдах, тогда-то он на лошадях и добрался в Царицын. В походе с ним была императрица Екатерина, чьи именины и отметили на берегу Волги пальбой из пушек. А чтобы чем-то наградить свою супругу, Петр просто подарил Екатерине этот город, а сам оставил свои вещи на память Царицыну. Реликвии длительное время хранили в городе, даже несмотря на то, что Саратов и Москва претендовали на них, уж больно мало личных вещей Петра сохранилось в истории.
Однако волгоградцам удалось отстоять свои ценные экспонаты. Сбоку за стеклом витрины можно увидеть и другие экспонаты, связанные с Петром, и даже его гипсовая посмертная маска.
Далее идет раздел истории, связанный с крестьянскими восстаниями на территории края в 17-18-х вв. И главным здесь является портрет Емельяна Пугачева.
Под портретом интересная аннотация. Имеется и портрет Степана Разина, и оружие восставших крестьян.
Следующий раздел был посвящен быту, а это всегда интересно, потому что более поздние экспонаты ты уже и сам помнишь.
А вот часть из деревянной кухонной утвари я видела в деревне у бабушки мужа.
Интересно было рассматривать витрины, отражающие быт городских жителей начала прошлого века. Оказывается, тогда существовали Торговые дома, специализирующиеся на обуви, готовом платье, посуде и других товарах.
Проходим через зал, отражающий религиозную историю города, где внимание привлекает макет Спасо-Преображенской церкви 18-го века.
А мы переходим в столовую купеческого дома. Не знаю, почему, но такие экспозиции вызывают у меня ностальгическую слезу. Особенно восхищают меня резная мебель, портреты, часы и белоснежная скатерть, вышитая ришелье.
Это же, сколько умения и любви нужно было вложить в такой вот обычный буфет. И мне всегда хочется подольше наслаждаться такой работой!
Ручная работа и резьба по дереву тогда и сейчас очень дорогая, и я очень рада, что в свое время не пожалела денег на нее.
А вот и спальное место, с подушками, украшенными кисеей и покрывалом с подзором.
Далее мы оказываемся на временной выставке, посвященной Международному дню чемоданов. Она так и носит название «Чемоданное настроение». Поскольку самым быстрым способом путешествия в те времена была железная дорога, то на выставке вкратце рассказано о первой железной дороге на юге России, открытой в Царицыне сто лет назад. Ну и конечно, здесь можно увидеть разнообразные сундуки, чемоданы, сумки и саквояжи. И я сразу вспоминаю папины самодельные чемоданы, в которых он возил свою военную форму для отметок в комендатуре, когда мы всей семьей ездили в отпуск на Северное побережье Кавказа.
На выходе из музея представлена всякая всячина, включающая часы и граммофон.
Выйдя из музея, мы идем по проспекту Ленина, только теперь в другую сторону и неожиданно набредаем на еще одни интересный памятник — Засекин Г.О. - из рода Рюриковичей. Ч.12
Продолжение следует...
- Адрес:
Россия, г.Волгоград, ул.Ленина 5а и 7
- Дополнительная информация:
Волгоградский краеведческий музей доступен для посетителей каждый день с 10 часов утра до 18 часов вечера, касса закрывается на полчаса раньше. В понедельник у музея выходной.
- Телефон:
(8442) 38-84-46
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Волгоград
- 18 апр 2023, 14:59удалитьТоже первым делом отправляюсь в краеведческие музеи.
"Я ничего не знала о том, как выглядели золотоордынские деньги" — аналогично! - 19 апр 2023, 09:58удалить"История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков" В.О. Ключевский
- 19 апр 2023, 11:00удалитьГениальный Ключевский!
А я вчера ночью уже в который раз смотрела "17 мгновений весны" и вдруг меня пронзила мысль, что если отключить знакомый визуальный ряд с Тихоновым, то тексты-то как из сегодняшнего дня... - 19 апр 2023, 10:57удалитьВ детстве, в шкоое, очень многое зависит от учителя. Но и справелливости ради, стоит сказать, что детский мир достаточно узок, чтобы сопоставлять, размышлять, сравнивать. Все приходит с возрастом...
Но школьные уроки должны быть вехами в стремлении к познанию