По расписанию так вышло, что вслед за Вале Викомт, который строил казначей короля-солнце Фуке, нам выпало осматривать Версаль, великий и ужасный, который Людовик XIV построил, вдохновившись дворцом, что воздвиг ставший потом опальным министр финансов. Сходство действительно ощущается – и в общем архитектурном решении, и в роскоши, только что, конечно, у короля и денег и возможностей побольше было. Маленькие и большие копии и подражания этому дворцу встречаются по всей Европе, кое-где в Америке и даже в Африке. Но дворец Людовика, который самолично встречает гостей, высокомерно глядя поверх вечнобурлящих туристических толп с коня и постамента, конечно, главный и задал моду!
О Версале уже, собственно, столько всего написано, что особо добавить нечего, разве что опять-таки сравнить Версаль и Петергоф и другие образцы имперского строительства, да еще помянуть зеркальную галерею, да покои, да гигантскую галерею батальной живописи в Южном крыле. Ах, ох этот уж Версаль!! И ах и ох эти версальские фонтаны!
В другое время после длительного осмотра Версаля мы бы поехали на паровозике по парку, но на сей раз это легкое решение было нам не на руку, ибо в субботу работают знаменитые версальские фонтаны. На них, кстати, когда они работают, надо покупать отдельные билеты при входе. Обилетившись, мы спустились в партерный парк, оглядеться до начала представления, а когда огляделись, то не увидели и лестницы, по которой спустились: во всю ширину и высоту она была занята людом, отдыхавшим перед началом работы фонтанов, разумно полагая, что придется чтобы все повидать за краткий срок этой работы, хорошенько побегать. И вот пробило три часа, и со всех сторон донеслось пение, ясным и громким лирическим сопрано, грянула музыка и одновременно по всем концам парка заработали фонтаны! Народ со ступенек толпой устремился в парк, голося на двунадесяти языках.
Собственно, фонтаны в Версале расположены по всему партерному парку, окружены высоченными зелеными шпалерами, каждая поляна со своим собственным, пространство довольно ограничено и на нем кишат толпы страждущих пофотографировать, поэтому может быть неудобно. Так что готовясь к визиту, я заранее обозрел карту расположения фонтанов и заключил, что скорее всего основная масса народу побежит в северную часть парка, где фонтанов больше, и потому мы сперва отправились в южную, а уж потом куда и все, миновав самые густые толпы – мы с ними просто разминулись, вот потеха.
Фонтаны отличаются здесь разнообразием, у каждого свое «лицо», если можно так выразиться: Пирамид, фонтан Латона (образец, разошедшийся широко: продублированный у Людвига Баварского в его Хееренхимзее), и похищение Прозерпины, и Сатурн, и Энцелад… Но главный номер программы нас ждал уже на самый финал: когда мы вырулили от Энцелада на главную аллею, навстречу нам несся Аполлон на своей колеснице с упряжкой лихих коней, среди бурлящих струй. Да, я его видел в свой первый визит, но тогда он просто несся, фонтаны-то не работали. А нынче было по-другому!