729 материалов по 149 объектам, 14 176 фотографий
- GPS
- Италия, Piazza San Marco, Venice
Малые купола собора Святого Марка. Купол Авраама
Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»
После падения Константинополя в 1204 году центр стекольного производства и выплавки смальты переместился в Венецию. Поэтому мозаичное украшение атриума собора Святого Марка проводилось в 1215 — 1280 годах уже венецианскими мастерами, когда Большой Совет решил использовать стекловаренную печь на острове Мурано для производства смальты для третьей базилики Святого Марка.
Смальта – это цветное непрозрачное стекло в виде кубиков и пластин, полученное при варке стекла с добавлением ртути, окислов железа, цинка, свинца и меди в разных пропорциях, придающих стеклу различные оттенки. Олово давало непрозрачность стеклу, усиливая отражающую способность и насыщенность цвета. Византийцы придумали подкладывать под тессеры (кубики) прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу. Венецианцы стали изготавливать золотую смальту, вплавляя между двумя слоями прозрачного стекла тонкую фольгу из золота.
История сохранила только два имени веницианских мастеров, создававших мозаичные изображения третьей базилики Святого Марка: «Бониоаннис живописец» и «Марин живописец». Они наносили первый слой крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, который покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты. Фон мозаики заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты. Для создания изображения использовали яркие синий, зеленый, красный и белый цвета. Чтобы усилить цветовой контраст изображения и золотого фона фигуры обводили красным и синим контурами, иногда двойными контурами разных цветов. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами, создавая разнообразие яркости цвета. Венецианские мастера укладывали смальту на раствор, слегка меняя наклон, создавая мерцание, переливы и игру цвета, что оказалось особенно эффектным в мозаичных картинах на криволинейных поверхностях.
Христос Пантократор в полукуполе апсиды собора Святого Марка. Мозаика из смальты
Малые купола атриума собора Святого Марка украшены мозаичными изображениями из смальты, показывающими события Ветхого Завета и начинающимися с «Сотворения мира». Второй малый купол носит имя Авраама, прародителя евреев, арабов и «отца множества народов».
Малый купол Авраама в атриуме собора Святого Марка. Мозаика из смальты
На куполе Авраама Бог, говорящий с ним, представлен рукой, появляющейся из полукруга неба. Это изображение повторяется 4 раза, разделяя на 4 части повествование о жизни и деятельности Авраама, содержащееся в главах 11 – 25 книги Бытия.
Бог, говорящий с Авраамом, представлен появляющейся из полукруга неба рукой
Глава 12 книги Бытия.
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе.
2 И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
По повелению Бога Авраам, Сара, Лот и их люди покидают Харран
Глава 16 книги Бытия.
1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
4 Он вошел к Агари, и она зачала.
Сара отдает Аврааму свою рабыню египтянку Агарь
Глава 17 книги Бытия.
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра.
16 Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак;
Сарра рожает Аврааму сына Исаака
Глава 25 книги Бытия.
7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет.
8 И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему.
9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре,
10 На поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его.
Малый купол Авраама в атриуме собора Святого Марка
- Адрес:
Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия
- Телефон:
+390412708311
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 28 апр 2023, 21:33удалитьВиктор, спасибо за интересные подробные рассказы о соборе св. Марка! В памяти уже истёрлось то впечатление, которое он производит, и Ваши рассказы не только заново всколыхнули воспоминания, но и предоставили новые знания.
- 29 апр 2023, 04:25удалитьЯ и сам получаю много новых знаний, собирая материалы для написания таких советов