Обследовав городской центр, мы устремились к карьерам. Точного маршрута у нас не было, и, по-этому, приходилось спрашивать. В нижнем парке дядечка с удочкой, ловивший карасей в пруду, задал нам направление: Идите на мост, а там спросите.
И мы пошли к автомобильному мосту через Тетерев. Заросшие берега реки, цветущие водоросли, отражение неба в воде, в надувной лодке - одинокий рыбак...
Пока поджидаем путников, чтобы расспросить, куда двигаться дальше, продолжу свой рассказ...
Коростышев - один из самых известных в Украине, и, даже, за ее пределами, центров гранитно-добывающей и отделочной промышленности. Раньше в городе и его окрестностях добывали гранит розового, желтого, красного, зеленого, серого цвета, и, даже, лабрадорит и габро. Производство было слабеньким и работало только на местного заказчика. Дальше - дело случая. Я где-то читала, что каменщики Коростышева в 1930 г. подготовили черный лабрадорит весом в 60 тонн, и направили его в Москву для сооружения ленинского Мавзолея. Этот факт подтвердили нам и местные мужчины, у которых мы позднее спрашивали дорогу на карьер. Мало того, они в подробностях рассказали, как выглядел процесс доставки груза. Дело было зимой. 60-тонный лабрадорит-монолит установили на большой стальной лист и прицепили к ... танку. Танк и тащил его от Коростышева до самой Москвы, невзирая ни на естественные преграды, ни на жилые строения. Все, что попадало под гусеницы танка - корежилось и гибло. Танк шел напрямик, не выбирая пути. Жителям нанесенный ущерб был возмещен, а вот природа долго возрождалась...
Факт использования коростышевского гранита на строительстве ленинского Мавзолея в Москве для небольшого городка, каким в то время был Коростышев, стал великолепной рекламой. Скоро коростышевский гранит стал широко востребован, и не только в отечественной промышленности, а и, как высококачественный товар, для продажи за границу. Вследствие этого, в городке в большом количестве стали появляться мастерские по обработке камня, а вокруг Коростышева стали повсеместно возникать артели по добыче гранита.
Люди старшего поколения еще помнят выражение "сто первый километр". Это выражение появилось в СССР в 30-е годы, и обозначало оно населенные пункты, расположенные на расстоянии не ближе 100 километров от столичных городов - Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, - куда из столиц высылали "неблагонадежных" граждан.
Коростышев, расположенный в 100 километрах от Киева, как нельзя лучше подходил под такой "городок". Для тогдашних политиков это было как раз кстати, так как для развития новой коростышевской гранитно-добывающей промышленности, прежде всего, нужны были рабочие руки, а маленькое поселение Коростышева не могло обеспечить все вакансии. Добровольцев для работ в карьерах из других мест было мало, по-этому, в Коростышев направлялись "неблагонадежные" из столицы Украины. Правонарушителями законности, по большому счету, их было назвать трудно. В основном, это были обычные киевляне, задержанные органами по мелочам - за то, что появился пьяным на улице, или начальнику не понравился поведением, или анекдот рассказал... В итоге - поселение за "сто первый километр". Так, Коростышев из маленького поселка превращался в город, который, со временем, разросся, и, вскоре, стал центром гранитно-добывающей и обрабатывающей промышленности Украины. Вот такая история...
Сейчас, кроме местного сырья, - серого и розового гранита, - производители пользуются привозным материалом из Житомирского, Малинского, Коростенского районов, и, даже, из других областей - Кировоградской, Николаевской, Днепропетровской. В городе работает несколько сотен частных предприятий по обработке гранита.
Современный Коростышев поражает размахом похоронно-ритуального бизнеса. Диву даешься, откуда такие потребности на данного рода услуги. Создается впечатление нескончаемого потока востребованности, будто люди тут только и делают, что умирают.
Вдоль дорог, на рынках, на площадях, у магазинов, и всюду, где только можно, выставлены на обозрение и продаются погребальные венки и другие необходимости. Как товар... среди другого товара... И это не только в Коростышеве. Такие картины можно видеть и в других городах Украины.
Около гранитных мастерских, во дворах частных домов, расставлены надгробия разных форм, конфигураций и размеров. Почти на каждом частном доме висят рекламные щиты с предлагаемыми услугами по изготовлению ритуальных принадлежностей. Гранит, добываемый в Коростышеве, тут же превращают в памятники, надгробия, оградки... Производство ведется открытым способом, и рядом с домом не редко встречаются, сваленные в кучу, "бракованные" изделия - кресты, осколки памятников, отколотые или треснувшие готовые изделия, даже с фотографиями усопших. На первый взгляд, становится не по себе, жутко... Потом... привыкается... Коростышевские мастерские снабжают надгробиями и памятниками добрую половину Украины, и, даже, экспортируют их в соседние области. Вспомнилось произведение И. Штемлера про надгробную плиту...
В настоящее время, по информации местных сайтов, в городе проживает около 26 тыс жителей, многие из которых работают на сотнях официальных камнеобрабатывающих предприятиях, не считая «индивидуалов», которые заняты в частных мастерских по обработке гранита.
Гранит получил широкое распространение не только в ритуальной сфере, но и в градостроительстве. Это - брусчатка, бордюры, заборы, ограждения, плитка, декоративные изделия, городские памятники, садово-парковая скульптура, дорожное покрытие. В производстве используется и гранитная крошка.
...У моста нам так никто и не встретился. Мы пошли вперед и вскоре повстречались с идущими навстречу женщиной и мужчиной. Узнав, что мы хотим попасть на карьер, они сначала удивились, что мы собрались туда идти пешком, а, затем, перебросились фразами между собой, на какой бы карьер нам лучше направиться, совместно решили, что, - лучше идти вдоль трассы, потом - по широкой тропе свернуть в лес, а там уже совсем рядом. На вопрос: Далеко ли это, и сколько времени займет путь? Ответ был: Ну... минут 20.
20 минут - и карьер! Куда уж лучше! И мы, поблагодарив за столь обстоятельное объяснение наших встречных, пошли вдоль трассы. Но... тут поджидала нас вторая неожиданность. Мы прошли уже минут 30, но даже намека не было на широкую тропу, сворачивающую в лес. Город давно закончился, слева показалась деревня, а справа шел сосновый лес без каких-либо признаков в него попасть. Стало понятно, что до карьера не близко. Повстречавшийся нам молодой человек уточнил, что широкая тропа будет метров через 100, а до карьера идти надо еще минут 50. Вот тебе и раз!
...Но мы пошли. Теперь отчетливо в голове вырисовывался из рассказа В. Шишкова образ путника, которому приходилось преодолевать расстояние в тайге в измерениях местных жителей, и, чем дольше он шел, и ближе подходил к нужному месту, тем, по информации местных жителей овых населенных пунктов, расстояние увеличивалось... Вспоминался еще рассказ С. Алексеева "Вижу", где, чтобы спасти измученных переходом и ослабевших воинов, один из них подбадривал остальных: Вижу, мол, бивуак, вижу конец пути, вижу... а на самом деле... был слепым...
Хотя литературные герои, периодически, освежали нашу память, и уже не приходилось надеяться на скорое достижение цели, но, все же, теперь появилась какая-то определенность. И правда, через какое-то время мы увидели широкую тропу, сворачивающую в лес.
Скажу честно: фотографировать это место я не стала, хотя природа не обделила его великолепной красотой. Не стала из-за мусора. Его там такоооеее колиичествооо, что даже трудно себе представить! И в кучах, и в разброс, короче - полно и везде! Лишь пройдя сотню-другую метров, мусора стало несколько меньше, и появилась возможность пофотографировать. Справа по ходу разлилось замечательное озеро, слева, и впереди - стоит сосновый лес. Тропа проходит среди сосен, старается держаться ровно. Мы шли по лесу ровно 40 минут, и, наконец, достигли цели - перед нами во всей своей красе, в обрамленной соснами и гранитными скалами чаше, лежала изумрудная гладь карьера Высокий Камень. О нем вы уже знаете из предыдущих моих советов и фотоальбома.
...Очарованные увиденным, и с трудом оставив карьер, мы вышли на трассу. Времени было не так много, и нам очень захотелось посмотреть еще один карьер. Расспросив у местных мужчин, как добраться, мы пошли к нему (один дядечка нас даже хотел было проводить, но мы отказались).
Коростышевский карьер, -так его зовут, - находится ближе к городу, и от городской автобусной станции к нему даже можно приблизиться на маршрутке. Но - кто знал! Теперь мы снова шли пешком. Сказать, что устали - нисколечко! То ли восприятие прекрасной природы придавало сил, то ли погода, то ли настроение, то ли все вместе взятое - не важно, но мы без труда преодолели и это расстояние в несколько километров. Правда, по пути нам попалась настоящая столовая, с настоящими домашними обедами. Посидели, пообедали наваристым гороховым супом и макаронами по-флотски, отдохнули, и через какое-то время были уже у цели. ( о Коростышевском карьере я тоже писала и показывала фотографии)
От карьера идет другая дорога, на другое шоссе. Стоит пройти по нему около километра, - там находится конечная остановка городской маршрутки. Маршрутка ходит не совсем, чтобы часто, но, при желании, чтобы не идти пешком, ее дождаться можно. Местные жители пользуются расписанием. Нам повезло. Водитель маршрутки вместе с машиной отдыхал в тени сосен, и минут через семь - десять подъехал к остановке. Но в город ехать мы еще не собирались. Нам захотелось посмотреть плотину, и пешеходный мост
через Тетерев.
Проехав пару остановок, мы вышли и направились к реке.
Старый, высоко поднятый мост ( на случай разлива реки), с одной стороны - бурлящая вода, нагромождение камней... с другой - ровная гладь Тетерева... На перилах моста жители сушат отстиранные ковры, половые дорожки. Под мостом - дамба, на которой играют дети, загорают взрослые, ловят рыбу, стирают белье... рядом с ней купаются...
Мы, одновременно, полюбовались каскадом бурлящей воды и ровной гладью реки, рассмотрели конструкцию старого моста, дамбу, перешли по мосту на другой берег, а потом, по очень крутым, наполовину разрушенным, заросшим дикарями, каменным ступенькам, поднялись в город и попали в отдаленную часть графского парка...
...В Житомир мы возвращались от автовокзала без всяких проблем. Назавтра был новый маршрут - излюбленное место альпинистов и скалолазов - Дениши. Но об этом я расскажу в другой раз.
.