После фестивального концерта мы пошли по залам Краеведческого музея. В свой день рождения музей распахнул все двери, были выставлены экспонаты из запасников, и, что ценно, в этот день не запрещалось фотографировать, все было бесплатным, а научные сотрудники музея находились в залах и готовы были ответить на все вопросы посетителей.
Из разговоров с музейными работниками мы узнали, что Краеведческий музей создан на базе этнографической коллекции бывшего Ужгородского земского музея, а в стенах Ужгородского Замка он находится с 1947 года. На сегодняшний день в музее имеется примерно 115 тысяч экспонатов.
Музей состоит из нескольких отделов и отдельных коллекций. Например, нумизматическая коллекция складывается из более, чем 12 тысяч римских, старинных австрийских, венгерских и польских денежных знаков. А коллекция холодного и огнестрельного оружия представлена шестью столетиями - XIV - началом XХ. Бронзовая коллекция музея — одна из крупнейших в Европе. В ней насчитывается около двух тысяч предметов, которые относятся к XIII-XII в. до н. э. и для их изучения приезжают даже специалисты из других стран.
В музее выставлена на обозрение посетителей мебель XVIII-XIX веков. Ах, до чего же хороша! И резьба, и зеркала, и сочетание необычных пород дерева, и, даже, некоторые ее образцы выполнены полностью из древесных корней!
В одном из залов мы увидели чугунные печки, которые в Закарпатье зовут грубками. Грубки использовались не только по назначению - для обогрева помещения, - но и для украшения интерьера: их отделывали чугунными узорами, "кружевами" и "рисунками". Мастера старались делать свои изделия совершенными, красивыми и неповторимыми - художественное литье было одним из самых развитых ремесел Закарпатья.
В 30 залах музея много чего интересного можно увидеть и узнать.
Музейный Отдел народного искусства и этнографии пользуется популярностью у многих. У нас он тоже вызвал интерес. Здесь представлены уникальные собрания народных музыкальных инструментов, образцы народной одежды и вышивок, предметы быта и обихода. Один из больших залов наполнен "экспонатами" народного костюма. В зале выставлены женские и мужские комплекты закарпатских центров и сел. В такой одежде ходили раньше, теперь же она в встречается крайне редко и применяется только на общих праздниках и фестивалях.
Для жаркого лета и у мужчин, и у женщин была незаменимой в повседневной носке просторная рубаха с глубоким вырезом. Она позволяла работать на солнце, не обгорая, и, в то же время, не намокала от пота спереди. Низ женского костюма представляла юбка с передником или без передника. Цвет и узор вышивки на костюмах указывает на территориальную принадлежность к району Карпат.
В прохладную погоду применялась шерстяная куртка, которую закарпатцы зовут - сердак .
Из особенностей карпатской одежды и дополнений к ней - широкие пояса - чересы, - которые предусмотрительно оберегали позвоночник от излишней нагрузки. Носили их мужчины, работавшие на лесоповалах.
А меня покорил Зал народных музыкальных инструментов Закарпатья. Каких только редких народных инструментов не представлено в этом зале! Здесь и трембиты, и цымбалы, и цытра, и дуда, и басоля, и скрипки... И все это аккуратно развешано на вышитых рушниках, расставлено на домотканых ковриках и расшитых скатертях.
Среди музыкальных инструментов необычностью и оригинальностью выделяются многие. Один из них - трембита. До недавнего времени трембита мне была знакома только по одноименному фильму, а "живьем" я ее никогда не видела. И - вот она!
В старину трембиту использовали только, как сигнальный инструмент. Она выполняла функцию колокола в деревне.. Ее природный "голос" невозможно спутать ни с чем другим. Делают трембиту из целой сердцевины пихты или смереки: кусок дерева распиливают пополам вдоль, резцом выбирают сердцевину в форме желоба, затем обе половинки смазывают овечьим жиром, склеивают еловой смолой и туго обматывают березовой корой. В Воловецком, Межгорском районах были "свои секреты" изготовления: половинки скрепляли обручами из лозы или дерева, позднее - из жести. Трембита состоит из трех частей: мундштук, длиною в 12 см, средняя часть и розтруб, - и может воспроизводить только живые природные тона.
Длина трембиты колеблется от двух с половиной до четырех метров. Ее диапазон - две с половиной октавы. Звук трембиты слышно более чем за десять километров, потому-то ее и использовали для оповещения горцев о важных событиях. Этот традиционный для жителей украинских Карпат инструмент, используется и сейчас, но, к сожалению, не часто.
Цимбалы. Внешне они немного похожи на гусли, но главное отличие их в том, что цимбалист извлекает звуки не щипком пальцев, а играет, ударяя по струнам специальными деревянными палочками. Во время игры инструмент кладут на стол, или на колени, или держат перед собой на ремне, что позволяет играть стоя, и, даже, на ходу во время свадебных и других праздничных обрядов. В профессиональной народно-инструментальной музыке используют концертные цимбалы, стоящие на ножках. Цимбалы имеют богатую музыкальную палитру и используются как для сольной, так и для ансамблевой игры.
Фрилка, флояра, сопилка... древние и редкие инструменты, которые изготавливаются из дерева. Сопилки делают из твердых пород, в основном из орешника, явора, груши, сливы. От длины и диаметра трубки зависит высота основного звука: длиннее - имеет нижний звук, короче - более высокий. Сопилка - инструмент индивидуального назначения, но сейчас применяется и в ансамблевом исполнении.
А я помню, в детстве, в Украине, сельские ребята-подростки вырезали "сопилки" из ивы. О! Еще какой был звук! У каждой - свой. Ребята на них играли, а вот у меня играть на них никак не получалось, хотя я и старалась... Теперь я понимаю, что это был самодельный, далеко не совершенный инструмент, сделанный без строгих правил и названия, но то, что ребята его делали сами, подбирали мелодии и даже играли - заслуживает уважения.
Дуда в Закарпатье - это волынка. А может называться еще коза, баран, мех... Инструмент древний. Играли на нем, в основном, пастухи. Мы, будучи во Львове, встретили уличного музыканта, игравшего на дуде(волынке).
Скрипки. Закарпатские скрипки в руках закарпатских умельцев, да еще исполняющих закарпатские мелодии - просто - чудо расчудесное! Нет описания звукам, невозможно словами передать исполнение, но все это - прекрасно, потрясающе! У исполнителей и у слушателей чувства преобладают, происходит раскрепощение души, происходит единение... Все сливается в единый поток, ведомый звуками скрипичных мелодий... Об этом мы убедились, будучи на фестивале.
Еще один интересный музыкальный инструмент - цытра. Инструмент, распространенный среди австро-венгерского населения. Звуки извлекаются обоими руками.
Бугай. Этот своеобразный инструмент гуцульской народной музыки нам довелось здесь увидеть впервые. Его форма происходит от бочкообразного деревянного сосуда, в котором пастухи в свое время перевозили молочные продукты. На слегка конусовидный сосуд натянута баранья кожа из вшитым посредине пучком конского волоса. Бугай определяется объемом - до 25 - 30 литров, до 20 и до 10 - 15, но, что интересно, звук на всех инструментах одинаковый. Играют на бугае влажными руками, затиснув между пальцами волосы и дергая их снизу вверх. При этом, как говорят музыковеды, исполнителям-профессионалам удается воспроизводить четкое глиссандо, краткие восьмые и шестнадцатые ноты, которые хорошо слышны в инструментальном ансамбле или оркестре.
Бубен. В народных инструментальных ансамблях широко применяется бубен большой с медной тарелкой. Состоит он из деревянного или жестяного обруча, диаметром до 1м. и шириной 30-36см, с двух сторон которого натянута кожа. Сверху наглухо прикреплена большая медная тарелка диаметром 20-30 см. Бойковские бубны - поменьше размером. В народных сельских ансамблях бубны использовались как ритмические инструменты.
Дрымба. Дрымба до недавнего времени была одним из наиболее распространенных инструментов на Закарпатье. На ней наигрывали мелодии, как взрослые, так и дети. Дрымба имеет подковообразную форму с вытянутыми и параллельно сближенными концами. К основанию инструмента посредине прикреплена стальная пластина, которая постепенно сужается и переходит в загнутый под углом тонкий язык. Держа одной рукой за основу инструмента и прижимая вытянутые концы к зубам, предварительно охватив их напряженными губами, музыкант указательным пальцем другой руки ударяет по язычку. Высота мелодии зависит от изменения положения ротовой полости. Диапазон дрымбы колеблется в пределах полутора октав. Размер дрымбы - 4-5 см.
Пастуший рожок. Мундштучний инструмент из дерева, коры ольхи, крушины или воловьего рога. Используется, в основном, как пастуший сигнальный инструмент в Карпатах и на Полесье.
"Музыкальный" зал действительно, уникален. Мы, осмотрев все музыкальные инструменты довольно внимательно, да и по несколько раз, все никак не могли его покинуть: самобытно, познавательно и очень интересно...
(В рассказе при описании муз. инструментов использованы материалы Виктора Шостака "Народные музыкальные инструменты населения Закарпатья". Спасибо ему).
После посещения "наземной" части музея, можно спуститься еще и в подземелье. В подвалах Замка можно узнать о его истории и познакомиться с выставкой "Казематы Ужгородского замка. Камера пыток". Скажу сразу, что тема насилия у меня интереса не вызывает, и не вызывала никогда. Так было и на этот раз, но... историю, все же, надо знать и в " лицах" тоже... и мы спустились в подземелье, где я даже сделала несколько фотоснимков.
... Дождь закончился. Солнце улыбалось, отражалось лучами в свежих лужах, блестело растекшимися каплями на листьях деревьев... Погода сполна располагала к осмотру Закарпа́тского музея наро́дной архитекту́ры и бы́та - музея деревянного зодчества под открытым небом, но об этом я расскажу в другой раз.