Сентябрь... Сегодня я мчался по шоссе навстречу раскаленному небу,тяжелому, нависшему серой тучей с белыми витиеватыми барашками, подсвеченными изнутри, и думал, — вот так же, в 13 лет, парнишкой, я впервые взял в руки фотоаппарат, чтобы его, небо, запечатлеть... Как и тогда, ничего путного не выходит — палитра, а главное — диапазон, простор — ни в какие рамки кадра не помещаются...
Последний день сентября... Пурпуром подернуты кустарники Софиевского парка, где-нигде вспыхнет ярким кумачом редкое растение на фоне громоздких каменных глыб, подвешенных веками над головами удивленого посетителя то ли самой природой, то ли умелым расчетом архитектора. Они напомнили мне об удивительном парке "Монрепо" — "Мой отдых", разбитом царственными особами в Выборге на берегу Финского залива.
Он поражает своим простором — каменные неотесанные глыбы то там то тут — как следы камнепада чернеют между соснами. Выйдя на берег Балтики, в одной из бесконечных бухт, видишь остров с каменной усыпальницей грузинской принцессы... И как бы немым символом подтверждая сакральное предназначение этого места — огромное сухое дерево с согнутой веткой — жесткой графикой обрамляет возвышающуюся башенку склепа...
... Золота еще нет... Оно придет позже, в октябре — тогда Софиевский парк станет наиболее параден... Взобравшись в ротонду на вершине Тарпейской скалы, охватываешь взглядом последнюю зелень уходящего лета. Холодно.
Под Венецианским мостиком дремлет пришвартованная прогулочная лодка — еще несколько дней назад она возила влюбленных по Ионийскому морю — и всегда они возвращались к павильону Флоры с мокрыми лицами от брызг водопада Змеи, которая причудливо меняла направление своей огромной струи в зависимости от прихотей ветра... И только Меркурий с Орфеем, стоящие по обе стороны озера с улыбками смотрели на эту детскую шалость Посейдона...
... И вспоминаю я длинную узкую лодку — утлое суденышко между двумя мирами. Пройдя воротами Амстердамского шлюза, из верхнего пруда — она плывет по мрачной подземной реке Ахеронт в кромешной тьме, как буд-то возвращает тебя в твое прошлое, которое давно пережито и умерло — и сам ты уже иной, — но тебя воплощают в тебя же прежнего, каким ты был — и чувствуешь, что собственного роста — как не бывало.
Хотя каждый из нас себе льстит, хочет знать вроде правду, но боится ее, — а значит не готов к тому, что каждый день предстоит восходить на более высокую новую ступень. И я такой же: расстраиваюсь, когда мой эмоциональный всплеск, который по своей природе не в силах быть совершенным — подвергается жесткой и пристальной критике. Но человек не любит себя сравнивать с самим собой — только с другими, и то — в розовых очках...
... А здесь тьма... Ты можешь полустоя дотронуться до сырых каменных сводов над головой, но твердо стоять на ногах в покачивающейся лодке невозможно.
"Твердо стоять на ногах" — сегодня это достоинство, хотя и не очень возвышенно звучит. Увы, многие хотят "улететь" от действительности, игнорируя завтрашний день, а ведь он придет, равно как и остановившееся время в подземном тоннеле вновь затикает стрелками часов, когда, щурясь от солнечного света, ты выплывешь Ахеронтийское озеро.
Но зачем его торопить, время? В редкие минуты, когда оно останавливается, ты можешь заглянуть внутрь себя: послушать тихое пение ангелов, окунуться в вечность. В другой части своей жизни тебе не захочется заглядывать внутрь — суматоха большого города — его нервозность и постоянный негатив — вытеснят из твоего внутреннего все светлое, что ты по крупицам собирал и откладывал. И вновь тебе придется прикладывать колоссальное усилие, чтоб просто не сойти с ума. А те, кому времени много и в мегаполисе — попросту убивают его.
... Человеку, убивая время, надо как-то скрасить это и оправдать... Отсюда и неоновые огни, манящие витрины, — иллюзия того, что ты вовлечен в активную сторону жизни.
... И только за чашкой вечернего чая, глядя вслед угасающему дню, констатируешь, что тебя снова не спросили ни о чем...
... Покидая уютное круглое Ахеронтийское озеро по правой тропинке, можно заметить скамейку, как бы спрятавшуюся среди деревьев, — а ведь сразу под ней, за перрилами Большого водопада, спускается вниз Долина Великанов...
... Здесь в лесу, на вершине, особое место..
Я возвращаюсь сюда из года в год. Когда-то, 15-летним юношей на этой самой скамейке я написал стих. И сейчас, спустя годы, несмотря на стилизованный вычурный слог, мое сердце умиляется, читая эти строки:
* * *
Любимая пора!
Пора страстей, желаний!
Как жизнь люблю тебя,
Пора моих страданий!
С приходом долгожданных дней
Я трачу жизни серость,
И вместе с ветром становлюсь сильней,
И страх существованья заменяет смелость.
Как описать тебя? Нет слов...
Унылая пора, пора любви угасшей... В бархатном сияньи
Я вижу прелести оков
И облегчение желаний.
Люблю тебя я всей душой!
Всем сердцем воздух перемен вдыхая,
Ищу в тебе, быть может, жребий свой,
Тону в тебе, дурманящая осень золотая!
... И спустя два года, в 17, я вернулся сюда с возлюбленной, чтобы сейчас, спустя 20 лет перечитывать написанный ею тогда стих:
* * *
Верю лицам, исчезнувшим вновь,
Этим тропам, истоптанным временем,
Поездам, что разбиты о кровь,
Что не стали в пути тяжким бременем.
Недокуренных сто сигарет —
Пепел их уж давно за окном.
Свет огней, шум часов без сердец
Перечеркнуты красным крестом.
Наплевать на житейскую суть,
На людей, что в счастливцев играют.
Самому бы в миру протянуть,
Позабыв, что и пепел сгорает...
... Любовь... Этот парк создан в ее имя. Во имя светлого чувства зрелого князя Потоцкого к юной гречанке Софии... И сюда приезжают влюбленные из разных уголков, чтобы послушать добрые сказки экскурсоводов, да и просто затеряться в бесконечных лабиринтах этого прекрасного парка! Впереди у них — целая жизнь, полная дерзких планов и смелых надежд. Но главное — помнить, что любовь — это подвиг и труд не одного дня. Иногда требуются годы, чтобы увидеть ее плоды. Но к счастью, любовь — это единственное, ради чего вообще стоит жить!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.