31 материал по 7 объектам, 705 фотографий
- GPS
- Украина, улица Пушкина (и вокруг), Умань, Черкасская обл. Украина
"Филиал Израиля" в украинской Умани
В начале года в Нью-Йорке я наконец посетил знаменитый Брайтон Бич, где, благодаря одесским иммигрантам создана русско-язычная атмосфера... На Брайтон Бич хорошая погода
И все же там, надписи на русском языке хоть и часто, но все же встречаются, а не преобладают. В этом месяце мы путешествовали по центральной части Украины, и заехали город Умань, что в Черкасской области. Сперва никаких внешних отличий от любого крупного райцентра страны мы не заметили.
Но тут глаза резанула растяжка на непонятном еврейском языке (вероятно на иврите).
Нет, конечно я не случайно заехал в этот квартал. Даже люди, совсем не интересующиеся еврейскими вопросами, слышали и не раз, что раз в год, на Рош ха-Шана в Умань прилетают десятки тысяч еврейских хасидов встретить свой Новый год.
Я не могу похвастать познаниями в еврейском вопросе. В Умани в первую очередь нас интересовал роскошный ландшафтный парк "Софиевка". Но раз уж мы надумали туда ехать, я решил заехать и на могилу Ребе Нахман — основателя брацлавского хасидизма, которая и привлекает в Умань паломников. То, что в сентябре в Умани евреев больше, чем местных жителей, я слышал. Но то, что здесь в течении года существует целый филиал государства Израиль, для меня стало открытием.
В квартале, где находится могила цадика Нахмана практически все вывески на иврите. Пропадает ощущение, что ты находишься у себя в стране.
Местные мальчики с пейсами, девочки замотаны в платки... По улицам ходят жители в нелепых (я не хочу здесь кого-то обидеть, но согласитесь...) для 30-градусной жары одеждах.
Только некоторые таблички дублируются на украинском языке...
Ну и украинские надписи дублируются ивритом.
В общем понимаешь, что это не декорации для приезжих, а реально целая группа жителей живет в своем микромире чтя свои традиции и язык.
Евреи начали селиться в Умани в конце 17 века. В 1760 году, когда Умань получает Магдебургское право, еврейское население города составляло 450 человек. В июне 1768 года произошло событие, печально известное в истории как "уманьская резня". Во время восстания гайдамаков за стенами Умани пытались найти убежище несколько тысяч еврейских семей из соседних местечек. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком подошли к городу, евреи собрали значительные деньги и передали коменданту крепости Рафаилу Младановичу. Тот на защиту города отправил казацкий отряд во главе с сотником Иваном Гонтой. Но тот (по уверениям коменданта-поляка взявший еврейские деньги ) перешел со своими казаками на сторону гайдамаков. Оставшийся гарнизон противостоять объединенным силам силам Железняка и Гонты не мог (или не захотел), и сдал город без сопротивления. Гайдамаки и казаки устроили у городе кровавый погром. Синагога, в которой укрылись евреи, была разрушена пушками, все погибли...
Всего по разным данным в Умани было убито около 20 тысяч человек — в основном, евреи, а также поляки и украинцы-грекокатолики. Также был убит и комендант Младанович. Существует легенда о том, что якобы Младанович впустил в город повстанцев в обмен на обещание не трогать поляков. Когда он перед смертью напомнил об этом Гонте, тот якобы ответил: "Ты же тоже обещал евреям не выдавать их, и изменил своему слову". Правда это, или нет, уже узнать невозможно. при всех неоднозначностях, Гонта и Железняк вошли в историю, как народные герои. Сейчас на въезде в Умань установлен им памятник.
В память об Уманской трагедии во многих еврейских общинах в день 5 Тамуза произносились специальные кинот (поминальные молитвы) и соблюдался пост. Эта традиция существовала вплоть до Холокоста. В 1808 году в Умань из Бреслава приезжает основатель бреславского хасидизма рабби Нахман бен Симха, внук Баал Шем Това. По его словам, он услышал зов душ тысяч людей, убитых во время "уманской резни", и посчитал, что сможет помочь им, будучи похороненным рядом (именно по этому могилу рабби Нахмана не могут перенести в Израиль, хотя переговоры на эту тему периодически возникают). Цадик умирает в праздник Суккот всего два года спустя, в возрасте 38 лет. Он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году. Тогда, если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман за волосы вытащит его оттуда. Потому хасиды обязательно носят пейсы — по-видимому, чтоб цадику было удобней ухватиться.
Другая хасидская традиция гласит, что помолившемуся на могиле ребе в Новый год, весь год будет сопутствовать удача. Потому уже с начала 19 века Умань стала местом притяжения хасидов. К 1919 году евреи составляли 52 % населения города. После начала Второй Мировой войны многие евреи покинули город, но в моменту немецкой оккупации в городе оставалось около 13000 евреев, или 30% населения города. Не стоит напоминать, как обошлись с ними гитлеровцы....
После войны часть евреев вернулась в Умань. Сейчас здесь постоянное еврейское население не превышает 5%. Они компактно проживают в двух общинах. Возле могилы ребе Нахмана живут хасиды.
Очутившись в таком ярком квартале, мы припарковали авто и вышли пройтись к могиле ребе пешком.
Но нас, увы, туда не пустили. Охранник , вышедший из сторожки перед мавзолеем не пустил именно меня, потому, что на мне были шорты. Сына в бриджах он пропускал. даже женщины в шортах могли пройти, ведь им там предлагали надеть длинные юбки. Мне же прикрыть колени было не чем, и на месте ничего для этого не предлагали.
И здесь моя семья проявила какую-то неразумную солидарность, и, раз уж меня категорически не пропускали, внутрь не пошли никто (а может они не очень-то и хотели, и шли просто сопровождая меня). Потому фото могилы цадика Нахмана пришлось позаимствовать из интернета.
Интересно, что центральная улица еврейского квартала в Умани носит имя Пушкина. По ней мы и покидали этот кусочек израиля в Украине.
Вот так, доезжаем до садовой улицы, уступаем дорогу и ... И мы вновь в Украине)))
- Адрес:
улица Пушкина (и вокруг), Умань, Черкасская обл. Украина
Дешёвый ✈️ по направлению Умань
- 25 июл 2020, 00:02удалитьОни ещё в этом году из-за карантина выдумывают хитрости) посмотрим, до нового года 2 месяца)
- 25 июл 2020, 05:24удалитьБыло бы интересно увидеть встречу нового года хасидами в Умани глазами Павла
- 25 июл 2020, 08:13удалитьСогласен, интересно... но у меня и в мыслях не было поехать в Умань на Рош ха-Шана. Там, говорят, просто бедлам)
- 25 июл 2020, 08:38удалить
Shcheнаписал 25 июля в 06:13
Согласен, интересно... но у меня и в мыслях не было поехать в Умань на Рош ха-Шана. Там, говорят, просто бедлам)
я бы тоже не советовала :) - 25 июл 2020, 09:57удалитьНе поеду, в сентябре работать надо)))
- 25 июл 2020, 09:27удалитьПосмотрел несколько роликов на Ю-Тубе, поэтому присоединяюсь к мнению Майи
- 25 июл 2020, 08:38удалить1. у нас они ходят в таких нелепых костюмах в 40 градусеую жару :)
2. пейсы не для этого. В Торе написано, что нельзя брить волосы на висках - 25 июл 2020, 20:16удалитьА почему нельзя? Как это объясняют?
- 26 июл 2020, 09:14удалитьнельзя что? Ехать в Умань на праздник? Толпа. Ну и одеться надо так же, как они, или близко не подходить.
- 26 июл 2020, 14:24удалитьУже просветилась в интернете. Волосы — символ силы, как у Самсона
- 25 июл 2020, 15:45удалитьОбалдеть ! Вот даже такого и представить не могла !
- 29 июл 2020, 01:20удалитьПаша, а ты тоже бы мог одеть длинную юбку на шорты. Сказал бы, что ты шотландеец. Не догадался что-ли?
- 29 июл 2020, 08:00удалитьЯ им предлагал этот вариант, но охранник сказал, что мужчинам нельзя, только брюки
- 29 июл 2020, 16:43удалитьЗря это он так... По юбке на каждую ногу и готовы штаны с суперк-клёшем ))