111 материалов по 55 объектам, 1 372 фотографии
- GPS
- Россия, Уфа, ул. Гоголя, 27
- (347) 273-42-36
- www.museum.ru/M1487
М.В. Нестеров. Жизнь и живопись. Ч.1
Мишенька Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье.
Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного купеческого рода Ростовцевых торговавших пшеницей и в 1830 году переселились в г. Стерлитамак Уфимской губернии.
Отец, Василий Иванович Нестеров (1818—1904), человек независимого характера, почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. По призванию он не был купцом, а интересовался историей и литературой.
К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.
"В снежки"
До двенадцати лет Михаил жил в Уфе, учился в мужской гимназии. Осенью 1874 года переехал в Москву, поступил в реальное училище, а в 1877 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова.
Среди его работ раннего периода картины на бытовую тематику: "В снежки", "В ожидании поезда", "Экзамен в сельской школе",
"Знаток",
"Жертва приятелей",
"Домашний арест",
Все они написаны в традициях русского передвижничества.
В 1882 году вновь поступил в Училище живописи и учился у А. К. Саврасова. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.
"Автопортрет 1882 г."
С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как "Смерть Лжедмитрия", "Сбор на погорелый храм в Москве",
"Шутовской кафтан. Боярин Морозов перед Иваном Грозным",
"Приём послов".
В 1885 году за картину "Призвание М.Ф. Романова на царство"
получил звание Свободного художника, к концу 1880-х годов стал известен как автор картин на исторические темы Российского государства допетровской эпохи: "Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской", "Свадебный поезд на Москве в XVII в.",
"Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.".
Летом того же года, вопреки воле родителей, обвенчался с Марией Ивановной Мартыновской.
18 августа 1885 года мы обвенчались с Марией Ивановной, и для меня началась новая жизнь, жизнь радостей художественных и семейных…
Свадьба была донельзя скромная, денег было мало. В церковь и обратно шли пешком. Во время венчания набралось поглазеть в церковь разного народа. Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения.
В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, но при родах жена умерла. Он тяжело перенёс утрату. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.
В 1887 году им были созданы три варианта "Царевны" в эскизах, а потом картина
"Христова невеста" — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной жены.
Следующей работой, в 1888 году, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина "За приворотным зельем".
В основе её лежит тема неразделённой любви — молодая девушка, пришла к колдуну в надежде приворожить "зельем" любимого и нелюбящего её человека...
Выставленная на XVII Передвижной выставке картина "Пустынник", написанная художником в 1888-1889 годах, стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.
"Пустынник" был приобретён П. М. Третьяковым. На гонорар за картину, в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию и Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на юного художника сильнейшее впечатление.
Особое место в творчестве Михаила Васильевича Нестерова занимает религиозная тема.
"Юность преподобного Сергия Радонежского"
Образ Сергия Радонежского был для него воплощением нравственного идеала с детства.
По древней легенде о Смутном времени он пишет картину.
"Всадники. Осада Троице-Сергиевой лавры"
Москва занята поляками. Польское войско обложило и блокировало Троице-Сергиеву Лавру. Осада длились долго, силы защитников крепости были на исходе. Помощи ждать было неоткуда. Враг готовился к штурму крепости.
И тут, в ночи, мимо крепостной стены по воздуху проскакали три всадника...
Поляки услышав конский топот, решили, что откуда-то подошла подмога защитникам крепости — целое огромное конное войско и, сняв блокаду, бежали прочь от Троице-Сергиевой Лавры.
Говорят, что Сергий Радонежский пришёл на помощь монахам.
"Видение отроку Варфоломею" художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, на лето поселившись в деревне Комякино, недалеко от Хотьково, где даже воздух пропитан благодатью святого Сергия.
Усыпальница родителей прп. Сергия Радонежского в Хотьково
Радонеж - это РАДОсть и НЕЖность
Картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П.М. Третьяковым в галерею.
До конца своих дней художник был убеждён в том, что "Видение отроку Варфоломею" — самое лучшее его произведение и любил повторять:
Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.
В 1890 году "Отрока Варфоломея" увидел профессор Прахов, и поражённый художественным талантом автора, пригласил Нестерова расписывать Владимирский собор в Киеве.
Церковным росписям и иконам художник отдал 20 лет своей жизни, но это принесло ему широчайшую известность среди простого народа.
В 1895 году была создана картина "Под благовест", нестеровское название — "Монахи".
"Схимница"
Вслед за Владимирским собором, Нестеров расписывал пять лет дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии, затем пишет панно "Путь ко Христу" в московской Марфо-Мариинской обители и расписывает Спасо-Преображенский собор в Сумах.
В 1901 году, желая углубиться в духовный мир русских монастырей, художник отправился на север, в путешествие к Соловецкому монастырю на Белом море. Под впечатлением от Русского Севера, суровой природы далёкого края и жизни соловецких монахов были написаны картины:
"Молчание",
"Лисичка",
"Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Мечтатели",
"Соловки".
Самая значительная картина — "Великий постриг" из цикла, посвящённому судьбе русской женщины, за которую он получил звание академика живописи. Она была приобретена Государем Александром III в Русский музей.
На полотне тонкие берёзки своей печальной чистотой олицетворяют женскую душу, идущую в монашество. Это реквием по несбывшемуся счастью.
Подобная эмоциональная стилизация пейзажа находит своё продолжение в картине
"Дмитрий, царевич убиенный" .
На Нестерова сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах", посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением связан цикл картин с темой горестной судьба русской женщины:
"На горах",
"На Волге",
"Зима в скиту",
"Соловей поёт".
Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно "Душа народа" (1915—1916), первоначальное название — "Христиане", в которой воплотились раздумья художника о судьбе родины и русского народа, ищущих Бога и правды людей.
Крестьянский мальчик, написанный Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора выражение души народа, смысловой центр картины, наводит на евангельские слова:
Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное.
М.В. Нестеров очень любил свою дочь и написал в 1906 году — "Портрет дочери" Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке, известный под названием
"Амазонка"
Стройная красавица вышла замуж за юриста Виктора Шретера, который в 1938 году был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Михаил Васильевич Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме, но был отпущен. Дочь художника Ольга Михайловна была сослана в лагерь в Джамбул, и ему стоило огромных сил добиться её возвращения, уже инвалидом, в 1941 году. Об этом он говорил: "Работа, одна работа имеет ещё силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления".
Нестеров жил в Москве на улице Сивцев Вражек, к дочери, на Волхонку, он ходил пешком. Скончался от инсульта на 81-м году жизни в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Упокоен на Новодевичьем кладбище, участок №2.
- Адрес:
Уфа, ул. Гоголя, 27
- Телефон:
(347) 273-42-36
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Уфа
- 21 янв 2023, 11:34удалитьМногие картины узнаваемы, но больше всего люблю "Видение отроку Варфоломею". И вправду от нее веет духом...
А цикл про Соловецкие острова — так как -то, мне кажется, сравним с рериховскими картинами. - 21 янв 2023, 23:30удалитьМне нравятся его картины в васнецовском стиле на историческую тему.
Спасибо!