Наблюдая за панорамами Стамбула, можно вспомнить о том, что много веков для горожан Галатская башня представляла собой символ неверных: греки, армяне и евреи, равно как и свободные торговцы из Франции, Англии, Голландии, Венеции, Генуи составляли большинство население округи. Понятно, что эта часть города неразрывно связана с морской торговлей и всегда располагала необходимой инфраструктурой, то есть доками, мастерскими, продовольственными магазинами и, конечно, тавернами и публичными домами, куда ходили развлекаться матросы-христиане. Над Галатой, за крепостными стенами, простираются "Виноградники Перы" - эта обширная местность с обилием садов резко контрастирует с теснотой улиц и скученностью построек Галаты. С XVII столетия именно здесь возводятся резиденции послов западных держав.
Пожалуй, стамбульцы напрасно переживали по поводу чужаков: в то время как горожане селились поквартально, согласно вероисповеданию турецкая столица в XIX веке имелось 253 мусульманских квартала и только 24 квартала греков, армян и евреев вместе взятых.
С другой стороны, не иначе их брала зависть, ведь пока иноверцы вели себя вполне свободно, в мусульманской части города порой священнослужители требовали, чтобы женщины не имели права выходить из дома даже ради покупки одежды - их-де в лавках может подстерегать соблазн, так что женскую одежду пусть покупают мужья...
День потихоньку клонился к закату, когда я вспомнил, что так и не добрался до Султанахмета - и отправился туда.
Что меня сразу опечалило, так это необходимость спускаться по улицам и потом вновь карабкаться обратно на высоты; выполняя эти операции, я не забывал рассматривать дома и всё время хвалил себя за то, что не поселился в этом районе. Да, знаю: великое множество отелей и гестхаусов расположено именно тут, но мне район совершенно не пришёлся по душе.
Единственным место, которое запомнилось мне во всём районе, оказалась Mahmud Pasa Camii. Эта мечеть была заложена великим визирем Мехмет-пашой, бывшим византийским аристократом, принявшим ислам после захвата Константинополя турками. Возводимый под патронажем этого субъекта комплекс зданий был первым исламским сооружением в пределах крепостных стен бывшей столицы Византии. Интересно, что в 1474 году вероотступник попал в немилость и был казнён, а прах его похоронен на задворках названной его именем мечети.