Косов

Косов

LAT
  • 48.31517N, 25.09501E
  • Я здесь был
    Было: 16
    Хочу посетить
    99

    15 материалов по 1 объекту,  201 фотография

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    3
    Sergey-Gorlovka
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 11 янв 2011

    Бовты за бовтами 6. Фестиваль аутентичной кухни Карпат

     
    1 октября 2011 года|| 6| 8093

    Утром едем в село Спас, это буквально двадцать километров от Косова. Здесь сегодня начинает свою работу *Фестиваль аутентичной Карпатской кухни*. Уже на подъезде к селу мы поняли что фестиваль будет на удивление масштабным мероприятием. Центр был перекрыт и машины которые приехали посмотреть и поучаствовать отправлялись в обход села, * на дамбу*.
    *Дамбой* оказалась длинная высокая насыпь по периметру села, высотой метров пять которая наверное должна защитить Спас во время паводков. Но её и насыпали то в чисто защитных целях, а в итоге она превратилась в дополнительную дорогу в полтора машины шириной. Ну а так как во время фестиваля на дамбу подгрузили ещё и функцию паркинга, и на ней уже плотненько в ряд выстроились многочисленные авто, то проезд по дамбе, а тем более паркинг с краю, выглядел довольно жутковато. Так что слегка попотев и поюзав по осыпающимся откосам, мы все же втулили нашу *ласточку* на выбранное для неё место.
    Затем через небольшую балку выбрались на стадион который и был отведён под место проведения фестиваля.
    Вот тут мы конечно были удивленны и поражены размахом мероприятия, а точнее его какой то собранности и целеустремленности. Буквально каждое село Карпат выставило лучшее из блюд и продуктов которые они считают своими и гордятся ими. Все экспозиции очень аккуратные и аутентичные. Всё можно пробовать или купить.
    Мы с Натальей стали погружаться в рецепты, названия и способы приготовления.Фестиваль аутентичной карпатской кухни *Спас - 2011*
    Гуцулы очень тщательно и дотошно описывали что и как готовить, очень настойчиво указывая именно на мельчайшие детали. Оказывается только кукурузы они различают с десяток помолов. И тот помол который годится для приготовления гуцульских голубцов, они категорически не рекомендуют использовать в баноше, для баноша только свой помол. Так как мы пытались много узнать о способах приготовления ,особенностях продуктов , да и вообще о тонкостях гуцульской кухни, то наши вопросы как то сами собой перетекали в дегустации, ну а дегустации норовили перерости в застолья, все нас настойчиво пытались усадить в свой круг, и естественно сразу налить по чарочке. От спиртного мы отказывались, но лавинное гостеприимство на нас обрушившиеся требовало каких то зеркальных мер. Выход нашли в *Березовой на бруньках* которой у нас в багажнике было аж два ящика. Так как машина стояла в теньке, а за ночь спиртное очень охладилось, в Косиве ночью температура падала уже до 8 градусов, горы всё таки. То водка была прохладная, то есть вполне приятная. Теперь у нас появилась возможность ответных жестов. Ну и мы наливали, угощая наших мгновенно возникавших друзей.
    ..-файна, шумієра !
    Я уже привык что половина гуцульских слов, имеют какие то невероятные корни и звучание. Но на всяких случай решил уточнить.
    ..-шумієра цє що?
    ..-як, що шумієра ! - отвечали мне тыча пальцем в бутылку. Так я понял что горилка-это шумієра на гуцульском.
    Кстати Плитка-Горыцвит , была уверенна что гуцулы это арии из Индии которые пришли и осели в этих горах изрядно славянизировавшись. Именно на эту тему у неё много книг и стихов. Её аргумент что многие древние герои, духи, и разновидности нечистой силы носят почти одни и теже названия, как у гуцулов так и у древних ариев .
    Ну а я повторюсь творчество у неё очень интересное, какое то глубинно народное, от сердца, от нужд, от тяжб этого народа. Я приведу один стих который уже перевел с гуцульского на украинский.
    …..колИшу тебе дитино, тай собі думАю
    Чи коли подаш водиці, як я задужаю ?
    Серце в Мами незрівняннє в доброті від Бога
    Чим відплаш ти дитино, в житьевих нивзгодах….
    Кстати во всем своем творчестве она слово Мать, всегда пишет только с большой буквы как и слово Бог. Ставя их в своем творчестве рядом, или как бы делая их значение для людей одинаковым.
    Тема ариев и их культуры Плитку-Горицвит, очень волновали с детства, она была настолько этим увлечена, что в разгар войны в 1943, она отправилась в Германию в Университет, что бы изучить те материалы об ариях которые там были. При этом ей тогда было 16 лет. Естественно немцы её порывов не поняли, и никто её в архивы не допустил. Но по возвращению в Криворовню её поход в Германию, стал одним из поводом для её ареста. Расстрела она избежала только потому что была ещё малолеткой, всё таки 16 лет.
    Ну а мы перепробовали дюжину видов Буца и Брынзы, каждый раз получая в подарок *гуцульского коника* из сыра, так что у нас уже целый эскадрон, тем более что хранятся они годами, правда от времени становятся буквально каменными.
    Затем началась *ХОДА*, тут мы снова были удивленны масштабом этого действа.Хода на Спас
    На стадион словно при открытии олимпийских игр входили делегации разных стран, делегированные сюда их украинскими общинами. Самой большой была делегация Канады, ну а самой маленькой России. Затем потянулись районы Карпат ,различные города и села. Бурного приветствия почему то удостоилась делегация Угорницкой сильхоз.рады.
    Их радостно встретили криками жители села Спас и другие участники
    ..-гэроям слава и ..-вітаемо банду с Угор ! ..- слава героям !
    Какую то часть местного фольклора( и похоже очень интересную) я явно не знаю, так что думаю этот вопросик как нибудь внимательно поизучать.
    Затем со сцены разорвали воздух вздернутые к небу трембиты. Команда гуцул прогнав через них несколько кубометров воздуха буквально оглушила весь стадион.
    После трембиты склонились перед зрителями и началось торжественное открытие фестиваля.
    Как и положено речи толкали различные политики и главы, про то как они любят Украину и как её должны любить мы(причем намного ответственней чем они).
    Но нас пафос отечественных политиков уже давно не впечатляет, и мы в тексты не вслушивались а продолжали изучать карпатскую кухню, записывая рецепты, пробуя и запоминая. Изучая и пробуя квас из мёда, настойки мёда на травах, ну и более крепкие рецепты где основой по прежнему выступал мёд, карпатские травы и конечно *царица ягод Карпат*-черника и её подружка брусника.
    Черника с белым мёдом , нас вообще привела в восторг, а предложил попробовать нам эту смакоту бывший боец УПА.
    ..-я був у службі безпеки УПА, відстежував бойців НКВД и знищував їх, воїни червоної армії мене не цікавили, тільки НКВД…
    Время стирает грани, они становятся уже не такими острыми и уже не режут и не ранят. Хотя ещё рано судить кто тогда был прав.
    …-лицом к лицу, лица не увидать
    большое видится на расстоянье…
    И расстоянье в сотню лет наверное тот минимум с которого стоит начать судить и оценивать события тех лет.
    Лично я судить и осуждать именно сейчас взял паузу. Перевалив за сорок пять я понял что не могу судить резко и категорично как я это делал в тридцать , став старше я понял что отрицая что то, я должен пытаться понять что же именно я отрицаю.
    Моя мать родом почти из этих мест. И её отца(моего деда) в 1947 году убили бандеровцы. Он не симпатизировал коммунистам, немцам или бандеровцам. Он просто считал , что продукты выращенные им ,должны попасть на стол его детям. И выступал против любой власти которая могла оставить его детей голодными. В высшие цели он не верил, точнее считал что выкормить и поставить детей на ноги это и есть его высшая цель.
    Бандеровцы считали по другому, а 1947 был голодным годом. Еда была нужна всем.
    Мой дед и несколько его односельчан, взяли в руки оружие. После войны этого добра было в избытке. Они несколько раз отстояли своё село от попыток воинов ОУН-УПА с ними поделиться продуктами. Но церковь святое место , и в Божий храм они с оружием войти не могли. Это и учли бандеровцы, деда и его односельчан *взяли* в воскресенье, после молитвы на выходе из церкви. Их показательно забили цепями. Ему тогда было 45.
    А через неделю в их деревню дошла*советская власть*, и расстреляли несколько жителей намного менее радикальных чем мой дед. И запас продуктов на зиму который он отстаивал от бандеровцев, у его семьи *советы* забрали подчистую. Получается что если бы советская власть активизировалась в их селе на пару месяцев раньше, то воевать он попытался бы уже с ней, и скорее всего сам бы стал бандеровцем.

    Через несколько часов сын взмолился о пощаде, и попросил его отвезти в номер. Так что пришлось прерваться и доставить его в Косов, в отель. Хотя перед самым Косовом завезли его в домик св.Николая , он находится прямо возле дороги в селе Пистынь, через которое и вела нас дорога в Косов. Сам Святой Николай куда то отлучился, а вот выставку новогодних игрушек и различных безделушек в усадьбе Святого Николая нам показали. Впрочем аналогичные усадьбы (для туристов) стали появляться и в других карпатских сёлах. В общем ни мы ,ни сын ничего интересного или необычного (для себя ) не нашли. Богдан остался в отеле.
    Мы же посмотрев несколько церквей, по окрестным деревням, снова вернулись на фестиваль карпатской кухни.
    Веселье в Спасе уже било буквально фонтаном. Наверное основное и особо заметное отличие этого фестиваля от Сорочинской ярмарки, это его искренность и влюбленность в него всех участников.
    Здесь вообще не было ширпотреба, да и на торговлю как таковую упор никто не делал.
    А то что выставляли к обозрению мастера с окрестных сёл, было очень самобытно и оригинально. Многие работы уникальны и аутентичны. И явно отличались от преобладающей на Сорочинцах луботы.
    Здесь сами участники пили и ели то что выставляли, то есть фестиваль был нужен прежде всего им самим и они были его главными участниками. Это был как бы глобальный съезд соседей и знакомых отметить сбор урожая и отгулять окончание страды. По этому гуляли все и везде, гуляли по крупному и хотя со сцены постоянно выступали поющие и танцующие, их особо то и не слушали так как поющих и танцующих что то свое по периметру стадиона уже было много.
    Чем крепче градус фестиваля тем ядреней песни .
    …-хвала богу, хвала царю
    Що мій милий на цвінтари….
    Со сцены не только пели, но и рассказывали анекдоты, травили байки и довольно много историй *с перцем*
    Причем все анекдоты о гуцулах подчеркивают их удивительное трудолюбие.
    Повінь. Батько с сином сидять на даху и дивляться на воду яка вжє піднялась під самий дах.
    ..-аой, батько капелюх дядько Пєтра пливє
    Батько перехрестився
    ..-добрий був,чоловік, спаси Іса його душу
    ..-аой,батько знов капелюх дядько Пєтра пливе, але вжє проти тєчиї
    Через півгодини.
    ..-батько,батько диви капелюх знов пливє, ой знов проти течиї
    Батько не витримав ,взяв циглину и жбурнув у капелюха
    ..-чого вам? Винирнув дядько Пєтро
    ..-ти що робиш? Повінь же..
    ..- повінь, не повінь а орати треба ..

    В общем фестиваль удался, мы получили огромное удовольствие его посетив, действо явно стоило того что бы промчаться сюда через всю страну оставив за спиной почти полторы тысячи километров.
    В номер мы уже вернулись затемно, и буквально рухнули замертво . Класс !

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый ✈️ по направлению Косов
    сообщить модератору
      Наверх