100 материалов по 29 объектам, 1 477 фотографий
- GPS
- Иран, Sir Tir st., Tehran
- www.nationalmuseumofiran.ir
Тегеран. Национальный музей Ирана Бастан. Ч.23
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
27 октября 2023 г. – пятница
Тегеран
Пройдя всего около 250 метров от Park-e Shahr (Большие и малые парки Тегерана (Shahr и Shahriar-e Adl). Ч22), мы предстаем перед Национальным музеем Ирана (Muze-ye Irân-e Bâstân), представляющим собой археологический и исторический музей одновременно.
.
.
Рядом со входом размещена схема, чтобы человек мог сориентироваться при покупке билетов, что именно он хочет посмотреть в этом, без преувеличения скажу, музейном комплексе. А ведь Национальный музей Ирана состоит из музея Иран Бастан (Древний Иран) и Музея исламской археологии и искусства Ирана, а также восьми исследовательских отделов, отдела консервации, библиотеки и архивов.
По дороге к самому зданию музея Иран Бастан делаю все фото инфо-щитов, поскольку знаю, как трудно потом восстанавливать в памяти то, что ты увидел и главное, где все это было.
Музей Древнего Ирана — первое здание в Иране, специально спроектированное и построенное как музей. Оно было спроектировано французским архитектором Андре Годаром и построено двумя иранскими каменщиками Аббасом-Али Ме'Маром и Морадом Тебризи в 1933-1936 годах.
«Его фасад и портик были вдохновлены знаменитой аркой Так-и-Касра в Ктесифоне, одним из известных образцов архитектуры Сасанидского периода; кирпичная кладка здания демонстрирует персидскую традицию кирпичного строительства».
Постоянная экспозиция занимает площадь около 4800 квадратных метров на двух этажах и в подвале, и содержит избранные артефакты в хронологическом порядке, начиная с периода нижнего палеолита (около 1 000 000 лет назад) и заканчивая концом времен Сасанидов (651 год н.э.). В галереях первого этажа хранятся доисторические предметы, в том числе артефакты эпохи палеолита, эпипалеолита, неолита, энеолита и эпохи халколита. В общем, выражу общее мнение всех туристов – нельзя пройти мимо этого музея, если действительно хочешь погрузиться в древнюю историю страны. Конечно, такие музеи нужно посещать не один раз, но хотя бы один из них стоит пройти с гидом. Это и хорошо, и плохо, потому что что-то ты все же услышишь между отвлечением на сьемки артефактов, которые потом позволят тебе уточнить, что же ты все-таки там видел и в какой последовательности. То есть лично меня всегда ломает, как найти консенсус между свободой самостоятельного осмотра любых достопримечательностей и сертифицированным гидом, желательно родившемся и проживающего в стране, о которой ты хочешь узнать из первых уст.
Вход в музей очень строг, даже пришлось бутылки с водой (на день нам их полагалось бесплатно в автобусе 2 литровых штуки) сдать нет не в камеру хранения, а просто оставить пакет возле турникета. Как и в любом современном музее мира, в залах имеются интерактивные экраны, где, при наличии времени, можно полистать страницы с текстом и многое узнать самостоятельно. Жаль, что не успеваю спросить, кто нас сразу приветствует при входе на портретах.
Мы заходим внутрь и идем в исторический отдел. Начинаем знакомство с историей Персии мы с эпохи Элама, исторической области и древнего государства на юго-западе современного Ирана с центром в городе Сузы (3 тысячелетие – середина YI века до нашей эры). Фатима рассказывает, что этот город раскопали французы, которые искали в этом районе нефть, а откопали зиккурат. Он был выполнен из кирпича, и вел вверх по спирали, и в каждом ряду каждый 10-й кирпич обладал надписью-предостережением, чтобы не ломали ничего, иначе вандала постигнет проклятье. После завоеваний Александра Македонского появились надписи на греческом, да и сам архитектурный стиль тоже изменился.
Радует, что вся информация о представленных предметах дается и на английском языке, в противном случае трудно было бы вообще что-то понять и узнать. Первым экспонатом, поразившим меня, был глиняный бык, на спине которого имеется надпись, посвященная Иншушинаку, одному из главных богов в эламской мифологии.
Он был покровителем Суз, владыка царства мертвых и и бог клятвы. Как следует из информационной таблички, им был украшена лестница у входа в зиккурат Чога Занбиль (1250 год до н.э.). Надпись переведена тут же, и она гласит, что царь Суз разместил в сакральном месте этого глазурованного быка из терракоты как охранника. И сделал он этого в целях достижения долгих лет жизни и отличного здоровья в надежде на то, что Иншушинак примет его дар. Бык выполнен в настоящих размерах, и он даже покрашен.
На цветном стенде рядом имеются изображения, каким был обнаружен этот зиккурат, и как он мог выглядеть в древние времена.
На полках рядом расположено множество сосудов-ритонов, каменных и бронзовых.
Ритон это широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. А также для хранения вина и масла.
При этом интересно то, что все это археологические находки из западного Азербайджана.
А вот этот предмет трудно распознать – голова ли это животного или рыбы?
Этот артефакт тоже изображает какое-то животное, но трудно понять кто это – собака или волк. Во всяком случае клыки-то ого-го! Не знаю, к нему ли относится надпись, но возможно, это леопард.
Очень симпатичны изделия из керамики, и, похоже, это игрушки, а среди них есть даже повозки на колесиках. Вот это да, оказывается колесо знали еще 9 тысяч лет назад!
Есть изображения животных с рогами и даже детородными органами.
А здесь какой-то неизвестный науке зверь с горбом. Табличка кратко повествует, что это фигурка животного железного века.
За стеклом трудно угадываемые тексты с табличек, найденных при раскопках в Персеполисе. На таких табличках зафиксированы указы Дария и других древнеперсидских царей о строительстве дворцов, а также подробности этого строительства.
На камне же еле видно изображение мужчины, и внизу фотка с его более четким абрисом. Может, это легендарный Дарий?
.
Далее мы видим каменное панно, как выяснится позже, аналогичное тому, что мы увидим в Персеполисе. Вернее, судя по информации, это и есть оригинал.
«Северную и восточную лестницу ападаны некогда украшали два практически идентичных изображения. Один из рельефов остаётся во дворце и по сей день, другой, лучшей сохранности, можно увидеть в Национальном музее Ирана в Тегеране. На рельефах запечатлён царь царей Дарий I, принимающий знатного мидийца. За восседающим на троне правителем стоит наследник престола Ксеркс, замыкают сцену воины-копьеносцы».
Барельеф выполнен с подробностями, отполирован и производит впечатление сделанного из базальта, но это сланец, умело использованный и подкрашенный еще древними персами. Потрясающая по своей жизненности сценка того времени! Именно благодаря таким находкам мы и можем себе представить, как эта церемония выглядела 2500 лет назад.
На следующем стенде можно увидеть бородатого мужчину, у которого на голове головной убор с рогами. В оригинале эти парные сфинксы должны были окружать фигуру в виде крылатого солнечного диска, изображающую Ахурамазду, верховного бога зороастрийского (авестийского) пантеона. Это имя означает «Владыка мудрости». Интересно, что кирпичи, сделанные из фаянса, сохранили свои цвет – коричневый, желтый, белый, зеленый и черный. Прямо смотришь и не веришь, что такую красоту могли наблюдать правители Персии ежедневно!
Ученым удалось расшифровать информацию с основания статуи Дария, и именно благодаря этому была составлена карта империи Ахеменидов, также называемая Первой Персидской империей, и она была древней иранской империей, базирующейся в Западной Азии, которая была основана Киром Великим в 550 году до нашей эры. Это при Ахеменидах в империи проживало 50 млн человек населения на территории, равной по площади половине Европы. И при них же была знаменитая битва в Фермопилах с греками.
Рядом с картой завоеваний размещены 24 контура-картуша, которые поименно называют страны, подчинившиеся империи Ахеменидов во времена Дария I, и это Персия, Мидия, Элам, Ария, Парфия, Бактрия, Согдиана, Арахозия, Дрангиана, Саттагидия, Хорезм, Сака, Индия, Мака, Нубия, Ливия, Египет, Аравия, Ассирия, Скудра, Каппадокия, Лидия, Армения и Вавилония. Над зубчатыми овалами изображены коленопреклонённые фигурки представителей каждого из народов державы.
А вот и сама статуя Дария I (Дараявауша), изображенного одетым в персидское платье и вооруженным кинжалом на поясе. Складки на правой стороне одеяния покрыты древнеперсидской, эламской и вавилонской клинописью. Другая сторона одеяния исписана египетскими иероглифами. Согласно этим надписям, статуя была изготовлена в Египте из серого гранита по просьбе Дария, и позднее была перевезена в Сузы. Предположительно, статую хотели установить в Гелиополисе в Древнем Египте.
Притормаживаю возле витрины с лучником, одетым в богато декорированную персидскую одежду. Он изображен в профиль, и у него устрашающий вид из-за наличия лука и колчана со стрелами. Предположительно этот воин был частью процессии «бессмертных стражей».
Примечателен он своими яркими красками, а ведь это 510 год до нашей эры.
С правой стороны от фигуры Дария можно увидеть реконструкция его дворца в Персеполисе.
Мы еще поедем туда, но уже понимаем, насколько величествен он был, если только каменная лапа льва с капители колонны выглядит настолько устрашающе со своими когтями.
На огромном экране систематически сменяется информация с картами империи, каменной Бехистунской надписью Дария — с трехъязычным (древнеперсидским, эламским и вавилонским) клинописным текстом на скале Бехистун. В этой надписи рассказывалось о победах Дария.
.
Здесь в музее даже представлена лестница из Персеполиса, по бокам которой внутри изображена процессия людей, приносящих дань уважения царю Ахеменидов.
Снаружи изображены лучники и копьеносцы.
С правой стороны от лестницы можно увидеть огромную голову бородатого мужчины, но это только на первый взгляд это хомо-сапиенс, на инфотабличке сказано, что это человеко-бык из базальта, который тоже был найден в Персеполисе. И это тоже часть капители колонны из этого города.
Может, на фото не так хорошо видно, но у этого представителя имеются четыре копыта и совсем не похожие на человечьи уши, украшенные серьгами. А его головной убор украшен рогами. Такие изображения спина-к-спине часто венчали колонны, и одну из таких мы уже видели в саду Shahriar-e Adl парка. Несомненным достоинством этой фигу ее мельчайшая резьба по камню, и стоит только взглянуть на волосы и бороду этого человека-быка.
Музейщики разместили реконструкцию таких колонн дворцового комплекса в Персеполисе, чтобы посетителям было понятно, как выглядят сами колонны и их капители.
.
И самое главное, насколько они величественны по отношению к букашкам-человекам. Да еще и раскрашены были эти колонны! Прям, как не вспомнить египетский Луксор.
Поражаешься, глядя на рельефы экспозиции. Например, этот отображает то ли воина, то ли охотника, который голыми руками поймал хищника. Хорошо видно, как рычит эта большая кошка, и насколько спокоен человек, поймавший ее.
Искусные мастера такой древности очень жизненно изображали животных, и кажется лев, сидящий за стеклом витрины, уже напружинил лапы для прыжка.
Посередине зала имеется золотой сосуд, под которым размещено зеркало, чтобы было видно декоративный цветок снаружи чаши.
Раздел человеческих изображений включает и каменные скульптуры в человеческий рост, и небольшие бронзовые статуэтки, в одной из которых угадывается Зевс (крайний справа).
.
«Парфянскому периоду не хватает целостного комплекса искусств, и его искусство кажется довольно провинциальным по сравнению с искусством Ахеменидов или Сасанидов. Тем не менее, ряд великолепных, но изолированных находок подчеркивают эстетические и технологические достижения парфянского искусства. Пожалуй, первой и главной среди них является бронзовая статуя в натуральную величину предположительно парфянского дворянина, обнаруженного в начале 20-го века».
Статуя относится к ранним 200 годах до Рождества Христова.
«В искусстве Сасанидского периода наблюдался значительный ренессанс, от множества наскальных рельефов и декоративной лепнины до личных украшений, серебряных или позолоченных сосудов, текстиля, гербовых печатей с изысканным рисунком и, последнее, но не менее важное, красиво выполненных и реалистичных изображений на монетах. Несколько примеров различных категорий артефактов эпохи Сасанидов выставлены в музейном зале».
.
И вот мы доходим до главной заманухи музея, о которой говорят почти все рассказы об этом музее, как о главной его достопримечательности. В музее хранится мумия человека, жившего в III веке до нашей эры, и его иногда так и называют «соляной человек».
«Натуральная мумия мужчины, включая голову и части туловища, голень в кожаном сапоге, два железных ножа, шерстяные полушубки, серебряная игла, праща, части кожаной веревки, точильный камень, грецкий орех, несколько черепков керамики и фрагменты ткани с рисунком».
Мумифицированная голова с копной волос и бородой выглядит устрашающе, но для ученых этот уникальный череп бесценен. И я отдаю дань сохранности участков кожи, не говоря уже о волосах. Вот это да!
Некоторые мужские бюсты древних персов из камня меня заинтересовали своей тщательной обработкой, особенно в изображении волос.
.
Хороши представленные мозаики Сасанидского периода, и дана схема обнаружения этого места и фото раскопок. И мозаики представлены где-то середины 3 века нашей эры.
Мозаичный айван (так называется помещение с тремя стенами, полностью открытое четвёртой стороной на улицу или во внутренний двор) включает в себя цветочный орнамент, и женские фигуры из разноцветной смальты.
Такие же мозаики из Ирана есть и в Лувре.
Не скажу, что я в полном восторге от увиденного, да и мало мы все же что увидели, но небольшая экспозиция музея стала нам прелюдией в увиденном далее.
Фатима командует на выход, и мы едем пообедать в интересном месте — Тегеран. «Шведский стол» по-ирански. Ч.24.
Продолжение следует...
- Адрес:
Sir Tir st., Tehran
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Тегеран
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А потом и сама воочию увидела экспонаты этого музея
Комментарий понравился: