- Иран, Laleh Park, Fatemi and Karegar Junction, Tehran
- carpetmuseum.ir/
Музей персидских ковров: орнаментом украшен, затейливый узор
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
27 октября 2023 г. – пятница
Тегеран
После завтрака в отеле (Howeyzeh Hotel 4*. Сегодня вновь нас приютит отель. Ч.5) в 8.30 мы выезжаем и начинается наша программа, рассчитанная на 10 дней. Покружив немного по городу, мы прибываем в первую точку сегодняшней экскурсионной программы. Выходим из автобуса и нас приветствуют две кошечки и ворона.
Проходим внутрь за ворота и попадает в маленький садик, где весело щебечут птички. Не успеваем повернуть, как Фатима обращает наше внимание на символические тапочки, выполненные из металла, которые уже намекают посетителям о важности искусства ковроткачества в Иране.
Об этом же говорит плакат, продублированный на английском.
«Инициатором создания музея выступила Фарах Диба Пехлеви, последняя императрица Ирана. Она отличалась активным интересом к продвижению и сохранению искусства и культуры Ирана. Сам музей, похожий на ткацкий станок, спроектировал архитектор Абдол-Азиз Фарманфармян».
Современное двухэтажное здание, построенное в 1974 году, привлекает большинство туристов, которые хотят своими глазами увидеть то, чем знаменита на весь мир страна.
И хотя я уже бывала в разных странах в таких музеях (Мексика, Узбекистан, Турция), все же ковроткачество это один из видов национального иранского искусства, и не познакомиться с его историей и традициями было бы верхом пренебрежения к великолепным творческим способностям иранской нации.
Сразу у входа плакат с предупреждением о запрете прикасания к образцам, но почему-то только на английском языке. Что ж, когда-нибудь здесь будут подстрочники и на русском, уверена в этом. Поток туристов из России растет с каждым годом.
Проходим в огромный зал с экспозицией ковров.
Ковры развешаны и по стенам, на специальных стендах и лежат на полу.
Иранские ковры с неповторимыми узорами, выполненные с любовью и удивительным вкусом, составляют один из главных предметов экспорта страны. Это известно всему миру еще с древних времен. Местные ковры ручной работы, произведения искусства высочайшего качества, символизируют усердие исполнителей. И как тут не разместить самое главное – то как рождается прекрасное творение, в которое вкладывается душа исполнителя.
Мы узнаем, что первоначально музейная коллекция состояла из 275 изысканных ковров ручной работы, купленных на местных и зарубежных рынках, и полученных из разных дворцовых музеев, таких как Голестан в Тегеране.
Самыми ценными образцами музея являются те, что вытканы еще в 16 веке! Коллекция сильно пополнилась после исламской революции, когда сюда свезли ковры из государственных учреждений и дворцов.
Здесь представлены изделия из всех «ковроткаческих» уголков Ирана: Кашан, Хорасан, Курдистан, Керман и др. В общей сложности в коллекции музея насчитывается более сотни единственных в своем роде экземпляров.
Каждый из нас, особенно рожденные в СССР, помнят ковры, висевшие на стенах домов. Были даже такие, что достались родителям от их предков. Детские воспоминания отсылают меня к узорам красно-коричневого ковра, который висел над моим диваном. И можно было бесконечно рассматривать его узор, фантазируя, что им хотел сказать тот, кто его ткал.
Затейливые искусные орнаменты, цветные узоры и мягкий на ощупь ворс надолго оставили свой след в памяти. Конечно, это не были персидские ковры, тем интереснее было узнать, что ковры в Иране ткут по разным технологиям. И здесь важно все: и количество узлов, и способ переплетения нитей, именно это составляет важные характеристики каждого изделия. Например, каждый узел обычно завязывается вокруг двух нитей основы. Узлы бывают симметричными и ассиметричными. Симметричный узел, или так называемый турецкий осуществляется накручиванием ворсовой пряжи на два витка вокруг и продеванием нити посредине двух нитей основы. Чтобы сделать ассиметричный, или персидский узел, основа располагается вокруг двух нитей, но только одна из них полностью окружена.
Мне всегда было интересно, как появляется цветные пятна на ковре, как растет рисунок и как можно его соблюсти, рассчитать. Впрочем, когда вяжешь, особенно узор, то тоже ведь считаешь каждую петлю, создавая разные узоры и образуя что-то новое.
Глядя на хаос цветных нитей, вспоминается Ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора»…
Вот и получаются ковры иногда с четким рисунком, а иногда вот такие пушистики.
В отдельной витрине показан мини-ткацкий станок и инструменты, которые используются при создании ковров.
А это и ножи, и ножницы, и расчески.
В следующей витрине представлены натуральные красители, которыми окрашивают разные виды нитей. И это резеда, гранатовая кожура, незрелый сушеный виноград, индиго, кошениль и др. При этом окрашенные нити ярких цветов, не в пример тому, что мы видели в Мексике. Что касается самих нитей, то ковры ткут из шерсти, хлопка и шелка.
Некоторые ковры выглядят как картины, в которых есть свой сюжет. Символом Ирана считается вечнозеленый кипарис, его ветви только гнутся и не ломаются. «Огурцы» в орнаменте ковров — это и есть символ Ирана, кипарис.
Другие ковры имеют геометрический рисунок, разбавленный изображениями животных.
Фатима повествует, что древнейший иранский ковер ручной работы — 2500 летний «Пазирик» был обнаружен в 1949 году в ходе археологических раскопок С. А. Руденко в долине Пазирик в Сибири у гробницы одного из царей Сака. Сегодня он хранится у нас в Эрмитаже, а вот его копия находится здесь, а оригинал ценен как доказательство того, что ковроткачество в Персии существовало еще двадцать пять столетий тому назад.
В этом ковре можно увидеть узоры, на которых изображены всадники, пасущиеся олени, легендарные элементы с головой орла и телом льва, а также каемка с разными видами растений и цветов. //«Это красивая и утонченная работа, которая содержит каемку с изображениями мистических крылатых животных. Над каемкой можно увидеть ряд иранских всадников. Так один всадник сидит на лошади, а за ним один человек держит в руках сбрую лошади. Всадники в особых иранских шапках (период династии Ахаменидов)».
Вот это ковер начала 19 века, а рядом табличка с указанием размера, состава и количества узлов.
Рядом ковер середины 19 века.
А вот ковер-картина с изображением Ахурамазда — бога Зороастризма.
На этом ковре много чего изображено и даже можно рассмотреть Адама и Еву с левой стороны нижнего угла.
Это ковер из серии «Чахар Фасл» (Четыре Сада), и он делится на четыре части четырьмя райскими реками.
Ковры должны были совмещать практичность и художественную красоту, но они были произведением искусства, наполненным разными символами. Фатима сообщает нам, что каждый узор и каждая линия в коврах имеет свой смысл и находится на строго определённом месте.
Вот этот ковер как «Ворота в рай».
Мне интересно все, и я время от времени отстаю от группы и теряю нить рассказа, но уж больно интересны фотки с изображением процесса окраски нитей.
Или процесса ковроткачества, в котором иногда задействуют и детские ручки, потому что деликатную работу могут выполнить только их детские пальчики.
Наконец, доходим до так называемого «3-d ковра» с выпуклым орнаментом. Такое изделие лично я вижу впервые и просто столбенею перед ним.
Вот у ж тут точно изображен и сад, и зоопарк.
Впрочем, ковер так и называется Бустан, т.е. Сад. Год его рождения такой же, как и у моей дочери – 1977!
Выполнен он из шерсти и хлопка. Ну не красота ли эти плюшевые зверушки!
А вот ковер, похоже выполненный из шелка.
Отмечаюсь сама возле яркого ковра.
И заодно фиксирую присутствие флага Турбины.
Ковер из Кашана 18 века разложен под углом, и он тоже содержит какое-то событие.
Пара ковров содержат изображение дерева, всадников и цветочный орнамент.
.
.
А вот совершенно потрясающий ковер, который как будто вышит на сетке-основе.
.
Он тоже из Кашана, возрастом 200 лет, с 19 века. Точно на нем так и написано Рельеф.
.
Для неорганизованных туристов здесь размещена информация о районах ковроткачества и их характеристикам. Ковры различаются своими цветами по областям, так, например, в коврах курдов преобладает бордовый цвет.
Но даже мы за короткое время посещения музея понимаем, что разнообразные ковры могут многое рассказать об истории, культуре и искусстве Ирана в разное время. Здесь собраны самые ослепительные в своей красоте образцы, истинные шедевры, ковры кочевников. Причем, как говорит Фатима, ковры разных исторических периодов отбирались с учетом их возраста, дизайна, особенностей узоров и орнаментов, цветов и стилей плетения.
.
Самым удивительным для меня стало, что в Иране в деревнях мастерицы ткут ковры без заранее нарисованной картинки – какое же это должно быть искусство фантазии! В городах же плетут ковры по трафарету. Искусству ковроткачества девочек учат с 8 лет, так как у них в этом возрасте и зоркие глазки, и тонкие пальчики, которыми они могут подбирать более мелкие детали.
Есть ковры-книжки, с сюжетами из книги Фирдуоси «Шахнамэ». А вот ковер, изображающий древо жизни, на котором сидят птички, вкушающие райские плоды.
Это тоже классический сюжет узора персидских ковров. Причем здесь важно понимать, что птички, проходя свой путь, восходят вверх, отмечая определенные периоды своего пути.
Бордюр, идущий по краю ковра, подобен ограде сада. Он может быть не один и включать фигуры животных и растительный орнамент. Здесь же в медальонах изображены какие-то мужчины, идентифицировать которых могла бы только Фатима.
.
.
Этот ковер несет на себе явное европейское влияние, в сюжете этой картины, простите ковра, явный след европейской моды.
А это сюжет немного смахивает на греческий.
В персидских коврах переплетена многовековая история Персии, и это понятно самим иранцам и не дано нам в ходе краткой экскурсии.
В заключение ковер позднего 19 века, где главным политическим персонажем является шах Аббас, который поражает своими усами.
.
Сейчас в Иране модны ковры-картины на всю стену, их делают на заказ и по желанию вплетают в него золотые и серебряные нити.
Покидаем музей через сувенирную лавку, которая дает нашим дамам возможность прикупить кое-что для дома, для семьи. А на улице уже замечательно, и только сейчас мы видим, что растущие в саду деревья, облеплены оливками.
Мы же видим ослепительно, по-другому не скажешь, чистый автобус, в прохладу которого мы погружаемся, чтобы ехать дальше.
И ждет нас прекрасный Дворец Голестан — Голестан. Мраморный Тронный Зал. Ч.7.
Продолжение следует...
- Адрес:
Laleh Park, Fatemi and Karegar Junction, Tehran
- Дополнительная информация:
Часы работы музея: ежедневно с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00, кроме четверга.
- Web-адрес:
carpetmuseum.ir/
Дешёвый ✈️ по направлению Тегеран
- 17 мар, 00:02удалитьОтличная экспозиция музея ковров.
Особенно красивы ковры с выпуклым рисунком!
Видела подобное в Китае, но там выпуклость цветов за счёт углублённой стрижки фона.
Молодцы народные умельцы, в веках оттачивающие мастерство предков! - 17 мар, 01:42удалитьА я не видела выпуклых ковров, и они меня просто потрясли.
Спасибо, Аля! - 17 мар, 01:51удалитьПОтрясающие ковры! Некоторые просто произведения искусства!
- 17 мар, 02:52удалитьТочно. Я уже упоминала, что это не первый такой музей, который я посетила, но именно этот потряс шедеврами!
Спасибо, Лена - 17 мар, 02:17удалитьЦветочно-ковровое великолепие! Ковроткачество — словно народная песнь с былью и историей
- 19 мар, 07:22удалитьВсегда удивляют мастерицы, которые не имея картинок, сплетают рисунок точной копии оригинала. Для меня это тайна за семью печатями.
Уж не тот ли этот ковер "Пазирик", найденный в одном из курганов в Пазырике на Алтае. Уж больно все сходится. - 19 мар, 10:22удалитьТот-тот, Майнур. Оригинал в Эрмитаже, а здесь копия. Вот как к нам в Сибирь попало это персидское чудо?
- 19 мар, 10:42удалить
Hanyaнаписала 19 марта в 18:22
Тот-тот, Майнур. Оригинал в Эрмитаже, а здесь копия. Вот как к нам в Сибирь попало это персидское чудо?
В тот период народ кочевал. Это сейчас мы сидим за своими границами. - 24 мар, 19:16удалитьДа, существительное "ковер", первое что приходит на ум вслед за прилагательным "персидский". С изучения персидских ковров и следует начинать. Отличная экскурсия!