72 материалa по 20 объектам, 1 469 фотографий
- GPS
- Мексика, Tzompantli
Чичен-Ица. Храм Черепов Цомпантли. Ч.136
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Увеселительное зрелище надо сказать! Понимаю испанцев, которые хотели выкорчевать с корнем такие кровавые обычаи и этот дикий культ поклонения мертвым… Испанцы даже назвали эту платформу «настоящим памятником жестокости». Впрочем, название Tzompantli означает на языке науатль (náhuatl) – «стена черепов».
Жизнерадостные жители Чичен-Ицы установили на платформе острые штыри, на которые и нанизывали кровоточащие головы врагов.
А еще на стене изображены змеи и орлы. Учитывая что у майя главной птицей была кетцаль, наличие здесь орлов только подтверждает, что эти строения были сооружены еще при тольтеках.
Идем дальше: за оградкой скульптура бога дождя (Чак-Мооль). Чего стоит эта странная поза откинувшегося назад сидящего человека, чья голова повернута в вашу сторону, а руки держат на животе блюдо! В исторических кинофильмах о майя в такие блюда бросали вырванные трепещущие сердца жертв.
Эту фигуру Чак-Мооля археологи обнаружили здесь, в Цомпантли, также были обнаружены черепа и сломанное кольцо, используемое раньше для игры в мяч.
Цомпантли имеет «Т-образную» форму, и собственно это не храм, а стена, или платформа длиной около 60 метров и 12 м в ширину. Стены платформы украшены рельефами черепов в три ряда, верхний четвертый чуть выступает над этими тремя. В общей сложности на территории Чичен-Ицы было обнаружено более 2 400 черепов, вырезанных здесь в высоком рельефе. Изображения черепов заметно варьируются, что, вероятно, указывает на то, что они являются произведениями различных художников или что это «портреты» разных людей. Их изображают вертикально нанизанными на столбы (в отличие от мексиканцев, которые привыкли нанизывать их горизонтально).
Вдоль восточной стороны платформы, ближе к лестнице, имеется 20 фигур мужчин в профиль. Чередуясь с ними, здесь есть 16 больших орлов, которые держат человеческие сердца в своих когтях; этот мотив часто встречается здесь, а также появляется на платформе Орлов и Ягуаров и на плитах Храма Воинов. Как на человеческих фигурах, так и на хищных птицах мы видим остатки краски, особенно синюю и красную. Эти рельефы обрамлены, вверх и вниз, лепниной с волнистыми гремучими змеями; верхние пернатые, а нижние обычные — возможно, это ссылка на небо и землю. Верхний край этой части платформы заканчивается карнизом с огромными пернатыми змеями, чьи головы торчат, отмечая уголки структуры.
Практика отображения голов и черепов на церемониальных структурах распространилась в Чичен-Ице к концу первого тысячелетия, и представляет собой некий поворот в мезоамериканской ритуальности, которую сопровождал рост человеческих жертвоприношений. Недавние исследования черепов, обнаруженных в Чичен-Ице, показали, что черепа были обработаны, прежде чем их выставляли для публичного показа. Если посмотреть на наружный угол платформы, то с точки зрения ученых, справа и слева от угла изображены черепа с вертикальным разрезом. На самом углу изображены черепа с различной степенью их разложения и даже с остатками мягких тканей. Предполагается, что черепа были расколоты для нанизывания на шест, челюсти разделены, а потом подвязаны тканью, чтобы удерживать ее на месте. На восточной лестнице видны полуобнаженные воины, мрачная подземная сцена, наполненная змеями и мифическими существами. Можно с уверенностью сказать, что черепа, скрещенные кости и скелеты стали важными атрибутами и для майя, в связи с чем родилась идея создания постоянных каменных платформ с этими жуткими мотивами. И мне даже трудно сказать, что это искусство!
Ученые предположили, что эти черепа были получены не только в ходе игры в мяч, а становились частью разнообразных и длительных церемониальных ритуалов, которые были необходимы для содействия священным силам, течению времени и коллективному благополучию.
Думается, что некоторые правители злоупотребляли церемониями жертвоприношений, чтобы превратить их в пугающую демонстрацию своей власти. Доказано, что задолго до того, как появилась Чичен-Ица, в Мезоамерике уже были правительства, которые прибегали к показной бойне под покровом религиозного культа. Но именно в Чичен-Ице это насилие приобрело некоторые специфические аспекты и нюансы. В Чичен-Ице был введен новый военный, политический и экономический порядок, связанный с культом Пернатого Змея, который создавал новые мифы, новые священные силы и ритуалы. Как мы бы сказали сегодня, в Чичен-Ице явно видны следы тоталитарного режима. А для наглядной иллюстрации необходимости чтить «великих мира сего» архитектура зданий наполняется рельефами жестоких сражений, жертвоприношений и вырывания сердец напоказ и потребу публики. Собственно, ничего нового, если вспомнить гладиаторские бои в Риме. Палец вниз, и решалась человеческая судьба. Только в Чичен-Ице такими жестокими действиями подтверждался альянс между новыми земными и космическими правителями.
Страшно сказать, но иконография Чичен-Ицы представляет собой два способа жертвенного умерщвления: извлечение сердца и обезглавливание. В то время как первая делалась на алтаре, обезглавливание было связано с игрой в мяч. Подобно Жан-Батисту Греную из фильма «Парфюмер», который хотел сохранить живой аромат жертв, так и майя хотели получить жизненно важные сущности человека – его кровь и пульсирующее сердце.
Всем известно, что еще трепещущее сердце извлекалось из груди жертвы, но мало кто знает, что эти «милашки» делали дальше с телом убиенного. А оно подвергалось дальнейшей «обработке», в ходе которой снималась кожа со всего тела, затем она кипятилась и обрабатывалась, чтобы потом воины могли облечься в нее. Некоторые части тела выставлялись напоказ, и особо ценились беззубые или дерзкие воины, вернее части их тел. «Остальные детали» бросались в глубины Священного сенота (колодца), который на протяжении многих веков служил порталом связи с Богами в Мезоамерике.
Сжимаясь от всего этого ужаса, мы с готовностью разворачиваемся, чтобы вернуться к светлым просторам и Кукулькану, чтобы полюбоваться более жизнерадостной платформой — Чичен-Ица. Платформа Венеры. Ч.137
Продолжение следует...
- Адрес:
Tzompantli
Дешёвый ✈️ по направлению Чичен-Ица город майя
- 7 авг 2019, 21:07удалитьСколько же труда и терпения потребовалось для создания такого подробного, детального рисунка на камне!
- 7 авг 2019, 21:53удалитьДа, если отбросить содержание, то это великое искусство!
- 8 авг 2019, 01:49удалитьОчень хорошо показан мир майя в фильме Мэла Гибсона Апокалипсис...
К моменту прихода испанцев индейцы могли полностью уничтожить друг друга...
Ужас, хотя если подумать, то в цивилизованной Европе (да и в России) на кол сажали, жгли на кострах инквизиции — не менее жестоко! - 8 авг 2019, 11:34удалить
Hanyaнаписала 8 августа в 09:49
Очень хорошо показан мир майя в фильме Мэла Гибсона Апокалипсис...
К моменту прихода испанцев индейцы могли полностью уничтожить друг друга...
Ужас, хотя если подумать, то в цивилизованной Европе (да и в России) на кол сажали, жгли на кострах инквизиции — не менее жестоко!
Но не было у нас таких жертвоприношений. Хотя инквизиция выдала... - 8 авг 2019, 13:49удалитьНадеюсь, что не было, а то сегодня каждый день что-то узнаешь новое из истории страны. И оно не всегда приятно радует...