«…Капитал стал интернациональным и монополистическим. Мир поделен между горсткой великих, т. е. преуспевающих в великом грабеже и угнетении наций, держав. Четыре великих державы Европы: Англия, Франция, Россия и Германия, с населением в 250-300 миллионов, с площадью около 7 млн. кв. километров, имеют колонии с населением почти в полмиллиарда (494,5 млн.), с площадью в 64,6 млн. кв. км., т. е. почти в половину земного шара (133 млн. кв. км. без полярной области)…
Возможны Соединенные Штаты Европы, как соглашение европейских капиталистов о том, как бы сообща давить социализм в Европе, сообща охранять награбленные колонии против Японии и Америки, которые крайне обижены при теперешнем разделе колоний и которые усилились за последние полвека неизмеримо быстрее, чем отсталая, монархическая, начавшая гнить от старости Европа…».
Вот так писал о возможности возникновения Единой Европы дедушка Ленин в 1915 году. Евро Союз, как экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, был создан в 1992 году после подписания Маастрихтского договора.
Однако у истоков одного из первых в истории проектов европейской интеграции стоял чешский король Йиржи (или Георгий) из Подебрад, единственный чешский государь, не являющийся потомком королевской династии, и который в противовес власти римского папы решительно выступил с идеей освобождения светской власти из-под влияния церкви.
Современные историки называют Йиржи из Подебрад «сыном гуситской революции». Церковная реформа, которой в начале XV века добивался пражский проповедник Ян Гус, вылилась после его трагической смерти на костре в серию войн. В ходе них последователи Гуса разгромили несколько крестовых походов, организованных против них папской курией и германским императором Сигизмундом, претендовавшим на чешский трон. Большие изменения произошли за годы гуситских войн в самой Чехии. Экономика некогда цветущего королевства пришла в упадок, немалая часть имущества католической церкви, главного противника гуситов, была конфискована и распределена между новыми владельцами.
Отец Йиржи, Викторин из Подебрад, происходил из знатного и влиятельного чешского рода, являлся одним из руководителей таборитов — радикального крыла гуситов, и одно время был военным комендантом Праги. Сыну Викторина, Йиржи, в момент смерти отца не исполнилось и семи лет. Матери своей он не знал — это одна из главных загадок его жизни. Хотя позднее в официальных документах матерью Йиржи называлась жена его отца, Анна из Вартенберга, историки установили, что Викторин женился на Анне уже после рождения сына, которого, очевидно, произвела на свет другая женщина. Кто она была, неизвестно. Зато противники Йиржи потом часто и с удовольствием говорили о «короле из-под снопа», намекая на то, что он был незаконнорожденным, хотя его детство прошло в фамильном замке города Подебрады.
В 1434 году 14-летний юноша участвовал в битве у Липан, завершившей гуситские войны. В ней войско умеренных гуситов – чашников, выступивших в союзе с католической шляхтой и ополчением ряда городов, нанесло поражение радикальному гуситскому крылу. Йиржи из Подебрад, несмотря на свою молодость, быстро стал одним из вождей умеренных гуситов. В 1436 году чашники договорились о мире с императором Священной Римской империи Сигизмундом, признав его чешским королем. В обмен на это Сигизмунд и собор римско-католической церкви признали за гуситами право на свободное отправление их обрядов. В частности, речь шла о причащении «обоих видов», то есть хлебом и вином, всех верующих (по католическим правилам причащаться так имели право только священники). Отсюда, собственно, и название «чашники»: чаша или кубок для причащения стала символом гуситского движения.
Мир между гуситами и католиками был закреплен специальным соглашением под названием «компактаты», которое позднее сыграло важную роль в эпоху царствования Йиржи из Подебрад.
В следующем десятилетии мир и порядок в Чехии поддерживали так называемые ландфриды — военно-политические союзы, организованные по краевому принципу. Во главе одного из самых влиятельных таких объединений, на востоке страны, встал Йиржи из Подебрад, добивавшийся строгого соблюдения компактат. В сентябре 1448 года, опасаясь чрезмерной уступчивости пражских чашников перед католиками, Йиржи со своим девятитысячным войском занял Прагу. В 1452 году он при поддержке многих католических вельмож был избран регентом чешского королевства.
Для Йиржи из Подебрад это означало десять лет непрерывного политического лавирования, военных и дипломатических усилий. Последовательная религиозная умеренность, стремление найти компромисс между католиками и гуситами, искреннее желание сохранить мир в стране снискали ему авторитет, необходимый для главы государства.
Чехия, уставшая от многолетних потрясений, наконец, дождалась спокойствия и благополучия. Даже погода, казалось, была на стороне Йиржи. Прекратились терзавшие страну неурожаи, крестьяне вновь стали возделывать заброшенные за годы войн поля. Благодаря реформам, которые провел регент и его правительство, оживилась торговля, почти исчез разбой на дорогах. Экономический подъем привел к снижению цен.
2 марта 1458 года на заседании сейма в пражской Староместской ратуше бургграф (наместник) чешской столицы преклонил перед ним колена и провозгласил: «Да будет господин регент королем нашим!». Члены сейма откликнулись одобрительными возгласами. Йиржи из Подебрад, незаконнорожденный гусит, еретик в глазах папы Римского и худородный выскочка в глазах европейских монархов, стал королем Чехии. Среди картин «Славянской эпопеи» знаменитого чешского художника Альфонса Мухи есть полотно «Гуситский король Йиржи Подебрадский».
Правление короля Йиржи оказалось нелегким, как и предсказывали ему многие. На папском престоле в тот момент находился Пий II, человек умный и образованный, но тщеславный. До избрания папой он много путешествовал, бывал и в Чехии, с Йиржи из Подебрад был знаком лично и оставил о нем такой отзыв: «Человек роста небольшого, тела плотного, кожи белой, с искристыми глазами. Нравом любезен, заражен гуситством, но в остальном муж справедливый и благородный». Тем не менее, общего языка папа Пий II и король Йиржи не нашли. Папа считал, что король пообещал ему вернуть «еретическую» Чехию в лоно католической церкви, но Йиржи полагал, что данные им обещания касаются лишь соблюдения прошлых договоренностей, главным образом компактат 1436 года. В ответ папа отменил компактаты, объявив, что они, мол, касались лишь «одного поколения» гуситов и в нынешней ситуации недействительны. Йиржи заявил, что скорее откажется «от короны, чем от чаши» – то есть символа гуситской веры. Тогда Пий II открыто провозгласил чашников еретиками.
Чтобы избежать изоляции, король Йиржи отправил к европейским дворам посольство со специальным планом, в котором предлагал объединить усилия христианской Европы в борьбе с наседавшими турками – «упорнейшими неприятелями самого имени христиан». План, озаглавленный «Договор об утверждении мира между христианами», предполагал создание союза европейских государей, которые должны были взять на себя обязательство решать все спорные вопросы мирным путем. Предполагалось создание «общей консистории», то есть европейского суда, а также некоего прообраза общеевропейского парламента. Решения должны были приниматься путем голосования, в котором каждая страна обладала бы одним голосом. Чешский король Йиржи выступал в качестве пропагандиста многих элементов европейской интеграции, которые стали реальностью только в ХХ веке! В чешском городе Подебрады установлена стелла с описанием идеи Йиржи о создании общеевропейского союза народов, прообраза ЕС.
Девизом короля Йиржи было «Сдержанность и мудрость, а не оружие». Во время его правления Прага вновь укрепила свое влияние в стране, в городе продолжились строительство и восстановление архитектурных сооружений. В 1464 году завершилось строительство Тынского собора
и началось строительство малостранской башни Карлова моста.
Одним из наиболее примечательных событий короткого периода правления Йиржи стала перестройка Староместской ратуши, в результате чего она была значительно расширена за счет прилегающих домов.
Между тем могущественный сосед, венгерский король Корвин, поддерживавший тесные связи с Римом, собрал силы для удара по Чехии. Королей двух стран связывали драматичные отношения. Еще будучи регентом, Йиржи спас Корвину жизнь, уговорив императора Сигизмунда не казнить его. Позднее Корвин отплатил Йиржи в буквальном смысле слова: он дал ему крупную сумму денег, которая помогла тому склонить на свою сторону многих участников избирательного сейма. В 1459 году в знак дружбы Йиржи выдал за Корвина свою дочь, но та вскоре умерла. К тому времени Корвин тоже был избран королем Венгрии: как и Йиржи, с точки зрения знати, он был «безродным выскочкой». Воинственный и склонный к авантюризму, Корвин, в отличие от рано постаревшего Йиржи, не был сентиментален: как только представилась возможность под благовидным предлогом расширить свои владения, он выступил в поход против бывшего тестя.
Ключевым моментом войны оказалось окружение венгерской армии зимой 1469 года у городка Вилемов на востоке Чехии. Корвин попал в западню. Йиржи из Подебрад, лично командовавший своим войском, однако, решил лично встретиться с неблагодарным соседом. Корвин пообещал Йиржи вечный мир в обмен на свободу, и чешский король, на свою беду, поверил ему. Кольцо вокруг армии Корвина разжалось, венгерский ворон улетел (по-латыни corvinus — ворон). Но очень скоро он вернулся, не сдержав данного слова: летом 1469 года взбунтовавшаяся моравская католическая шляхта провозгласила Корвина чешским королем.
Последние два года жизни истинного чешского короля Йиржи прошли в боях с внешними и внутренними врагами. Хотя у Йиржи были сыновья, он со свойственным ему политическим реализмом понял, что создать династию ему, «королю-еретику», не удастся. Незадолго до смерти он призвал своих сторонников признать наследником чешского трона польского королевича Владислава Ягеллона, что впоследствии и случилось.
Король Йиржи умер в Праге 22 марта 1471 года, за месяц до своего 51-го дня рождения. Он долго и тяжело болел, страдая редкой болезнью печени, вызвавшей сильное расстройство обмена веществ. Отсюда необычайная полнота, которая изуродовала этого некогда энергичного и подвижного человека, а в последние месяцы жизни лишила его возможности передвигаться.
Король-гусит по праву считается одним из наиболее выдающихся политиков своей эпохи – не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. Во многом Йиржи опередил свое время – как попытками добиться объединения усилий христианской Европы, так и стремлением к миру между приверженцами разных религиозных конфессий в своей стране.
В современной Чехии король Йиржи – один из наиболее популярных средневековых деятелей. Во многих чешских городах его именем названы улицы и площади, в Праге – одна из центральных станций метро и площадь на Виноградах.
В центре чешского города Подебрады ему установлен памятник.
Йиржи считается последним «народным» государем, чехом по происхождению – все последующие короли, до самого падения монархии в 1918 году, были представителями иностранных династий.