100 материалов по 32 объектам, 2 193 фотографии
- GPS
- Узбекистан, ул. Шарафа Рашидова, Ташкент, Узбекистан
Ташкент. Дворец Великого князя Романова-Искандер
.
Это одноэтажный особняк Николая Константиновича Романова — внука российского императора Николая I; сына великого князя Константина Николаевича — брата императора Александра II.
Сосланный в 1877 году царственной семьёй, опальный князь находился в ссылке в разных городах Российской империи в течение десяти лет. После убийства Александра II он получил разрешение поселиться в Ташкенте и прожил здесь до самой смерти в 1918 году.
Ранее я писала заметку о судьбе великого князя, сделавшего в юности роковую ошибку, жестоко зачеркнувшую счастливую жизнь принца крови.
Царский изгой. Роковая женщина или крутой вираж судьбы
Сейчас дворец, словно крепость, недоступен для обывателей. Мимо него каждый день проходят сотни иностранцев и путешественников, с интересом поглядывающие на старинное здание. Люди спрашивают, открыт ли дворец для посетителей, и, услышав отрицательный ответ, с грустью покидают территорию, делая сквозь ограду снимки на память...
.
Здание резиденции князя Романова было выстроено в модном в то время стиле Модерн. Изящный дом богато украшен резными решётками, необычной формы окнами, башнями и другими декоративными элементами.
.
Князь был страстным охотником, поэтому парадные входы в особняк украшают бронзовые фигуры оленей и охотничьих собак.
.
С задней стороны здания был выход в большой сад, разбитый известным ташкентским ботаником и фармацевтом И. И. Краузе.
.
Дворец напоминает охотничий замок в лесу. Он всегда привлекает внимание, несмотря на то, что густо окружён большими деревьями — дубами и чинарами, посаженными ещё XIX веке, и почти скрыт от взоров прохожих.
.
Дворец Романова не случайно называют Малым Петергофом, ведь князь сильно ностальгировал по Петербургу, и дворец в Петергофе в некоторой степени явился прообразом для резиденции в Ташкенте.
Перед входом во Дворец оборудован фонтан, увы, ныне не действующий, без воды.
Среди садовых скульптур, ранее установленных перед дворцом, до наших дней сохранился мраморный атлант, держащий на плечах земной шар. Он был привезён из парка Павловска, а ныне находится в Музее искусств Узбекистана в укромном уголке ("голый мужик!").
Вместе с Атлантом прибыла в Ташкент и знаменитая скульптура из белого итальянского мрамора "Венера с яблоком" Томмазо Солари, выполненная с возлюбленной князя Фанни Лир. Скульптура была заказана в Италии Николаем Константиновичем под впечатлением от скульптуры Антонио Канова "Венера с яблоком" моделью которой была младшая сестра Наполеона I Полина Боргезе.
Скульптура хранится в Музее искусств Узбекистана ("её бы в паранджу!").
На старых архивных фото интерьеров дворца видно, какое внимание было уделено внутренней отделке дворца. Залы особняка были обшиты темным дубом, украшены резными карнизами и золотыми росписями. В доме находились бильярдная, библиотека, столовая, оранжерея и зимний японский сад.
Модерн в отделке — это буйство красок и орнаментов. В углу холла – чугунная винтовая лестница ведёт вверх в жилые комнаты. На самом деле, практически все помещения во дворце пустые.
Никакой мебели здесь нет, а былая роскошь сохранилась лишь в ярких красках стен и витражей.
Так как дворец закрыт для посещений, фото интерьеров пришлось искать в Интернете.
.
Правая часть дворца оформлена в европейском стиле, а левая — в восточном.
.
Азиатское крыло – самое живописное место во всём дворце. На стенах можно увидеть привычные узбекские орнаменты, но в новой и свежей обработке, созданной Гейнцельманом и Бенуа.
Из окон ярко прорываются лучи солнца, отбрасывая на пол причудливые тени.
.
Европейская же часть оказалась немного скучной. Интерьер дополняла художественная мебель, сегодня входящая в коллекцию Государственного музея искусств Узбекистана.
Во дворце великий князь принимал именитых гостей, здесь неоднократно бывали эмиры Сейид Абд-аль-Ахад и Сейид Алим-хан, хивинский хан Асфандияр, знаменитый швед Свен Гедин , президент Российской академии наук великий князь Константин Константинович (младший брат) и давний приятель — член Государственной Думы Александр Керенский.
Коллекция искусства, которая располагалась в этих стенах, была собрана великим князем ещё во время его свободной жизни. Он участвовал в аукционах, путешествовал по Европе и имел неограниченный капитал. Константин Николаевич был принцем по крови, и потребовал, чтобы его собственность перевезли в Ташкент, в место ссылки.
Николай Константинович создал Ташкентский музей искусств в своем дворце. Три раза в неделю он принимал посетителей, проводил экскурсии — вёл активную просветительскую деятельность для жителей столицы.
Интересная, весьма богатая коллекция великого князя, легла в основу создания Государственного музея искусств Узбекистана. В собрание великого князя входили произведения русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, а также фарфор, стекло, бронза и другие произведения прикладного искусства.
В числе шедевров коллекции была картина Андреа Францевича Беллоли “Купальщица”.
Эта картина имеет свою историю, о которой я напишу чуть позже.
Николай Константинович Романов, которому довелось прожить в ссылке в Ташкенте сорок лет, не занимал государственных должностей в Туркестане. Наряду с тем, что он был коллекционером и любителем охоты, он был хорошим специалистом – ирригатором и немало внимания и денег выделял строительству каналов.
Князь во многом помог развитию оросительных систем, чтобы земля стала более плодородной.
Один из них – "Искандер-арык", протекает в Ташобласти. Назван он в честь его жены — Надежды Александровны Искандер. Второй канал орошает Голодную степь, которая была совершенно безжизненна до того момента, пока не начались ирригационные работы. Вдоль этого 100-км канала, на орошенных землях появились 119 поселений.
Николай Константинович был чрезвычайно популярен среди местного населения. Он открыл в городе пекарни и построил "княжескую солдатскую слободу" в центре города из пары сотен домов для бывших военных — так называемые инвалидные дома имени генералов Черняева, Кауфмана и Скобелева. В 1899 году великий князь пожертвовал капитал в 100 тыс. руб., проценты с которого предназначались на постройку домов для ветеранов и инвалидов русской армии и строительство села Искандер для семей раненых солдат.
Он также разрабатывал целый ряд проектов для развития Туркестана и подавал на рассмотрение царю. Более того, Николай Константинович помогал многим местным жителям материально.
Он был прогрессивным человеком, который сделал многое для Туркестанского края.
Помимо этого, князь заботился о культурной жизни в Ташкенте, поэтому принялся отстраивать кинотеатры, один из них зимний, другой летний, которых он назвал одинаково — "Хива". Кинотеатр зимний "Хива" 1909 года, спустя некоторое время сгорел, в 1916 году отстроен на том же месте, и при советской власти переименован в "Молодую гвардию", разрушен землетрясением 1966 года.
Кинотеатр летний "Хива" построен в 1912 году в Городском саду, в конце 1990-х годов снесён при строительстве здания Хокимията (мэрии). Оба проекта были выполнены главным архитектором Туркестана Г.М. Сваричевским, зятем Ф.М. Керенского (отец Александра Керенского, учитель Александра и Владимира Ульяновых).
Здесь не только демонстрировались развлекательные кинофильмы, но и устраивались научно-популярные лекции. В частности, в 1911 году в «Хиве» с рассказами о цветной фотографии выступал столичный профессор С.М. Прокудин-Горский, известный фотограф.
Также князь занимался промышленностью и строительством хлопкоочистительных заводов, сделав производство хлопка безотходным. Он учредил стипендии для туркестанских неимущих студентов в ведущих вузах Российской империи, чтобы те смогли получить образование.
В Ташкенте у великого князя было фактически две семьи — одна, скрепленная церковным браком, с Надеждой Александровной Дрейер-Искандер, вторая — с Дарьей Евсеевной Часовитиной.
От Дрейер он имел двух сыновей — Артемия и Александра, от Часовитиной — сыновей Святослава, Николая и дочь Дарью.
Несмотря на то, что связь Николая Константиновича с Дарьей Евсеевной узаконена не была,
Н.А. Дрейер признавалась, в том числе, и советскими официальными инстанциями.
Великий князь приобрёл для любовницы дом в Ташкенте, в Шелковичном переулке, где жили и воспитывались дети, которых отец обеспечивал всем необходимым и узаконил их в обществе.
Судьба сыновей великого князя от Дарьи Евсеевны доподлинно не известна; существует версия, что они были погибли в Гражданскую войну.
Дочь — Дарья Николаевна, считалась любимым ребёнком великого князя, духовно близкой ему из всех его детей. Николай Константинович дал дочери хорошее воспитание и образование: до Октябрьской революции она получила музыкальное образование в Норвегии и Санкт-Петербурге, ей прочили карьеру скрипачки-солистки, но с началом революционных событий она вернулась к отцу, в Ташкент. В 1923 году Дарья Николаевна переезжает в Москву. Дальнейшая биография Д.Н. Часовитиной известна лишь фрагментарно.
В конце декабря 1917 года великий князь почувствовал приближение кончины. Кстати, умер он не во дворце, а в доме своей побочной семьи в январе 1918 года, от воспаления лёгких в 68 лет. Похоронили его у стен Иосифо-Георгиевского собора, который находился недалеко от дворца Романова. Здесь же стояла колокольня, а напротив, часовня. Возможно, в ста метрах от калитки дворца лежит сам Великий князь Николай, ведь снесли только церковные здания, а его тело никто не тронул. Храм не дожил до нашего времени, его вместе с колокольней снесли в 1995 году.
Известный ташкентский краевед Б.А. Голендер считает, что великого князя спасла от расправы со стороны большевиков постоянная оппозиция царскому правительству. Николай Константинович к тому же горячо приветствовал Февральскую революцию и послал поздравительную телеграмму на имя А.Ф. Керенского.
Николай Константинович Искандер-Романов 17.12.1917 года, незадолго до смерти, написал завещание на имя Надежды Александровны Искандер, в котором указал, что дворец, музей с художественными произведениями, кинотеатры: зимняя и летняя «Хива», загородные имения "Золотая Орда" и "Искандер", два моста через реки Сырдарью и Чирчик будут принадлежать ей пожизненно, а после её смерти перейдут в полную собственность Ташкентского университета.
Сметы и другие необходимые документы для открытия университета в Ташкенте были готовы к 1914 году, однако начавшаяся Первая Мировая война помешала этим планам.
Туркестанский народный университет был открыт 21 апреля 1918 года и завещанный музей, датой создания которого также принято считать 1918 год, ему действительно стал принадлежать.
В 1920 году, когда по декрету СНК РСФСР на базе Туркестанского народного университета открылся Туркестанский университет, коллекция князя Романова обрела статус Центрального художественного музея (с 1924 г. — Ташкентского музея искусств, с 1935 г. — Музея искусств Узбекистана).
С 1918 по 1935 год музей, согласно завещанию, располагался в бывшем дворце великого князя, с 1935 по 1966 год — в так называемом Народном доме.
После ташкентского землетрясения 1966 года здание последнего было снесено, и на этом месте в 1974 году построено новое, в котором по сей день располагается Музей искусств Узбекистана .
Супруга князя, Н.А. Искандер, безвыездно в послереволюционные годы проживала в Ташкенте во флигеле дворца и являлась хранительницей и экскурсоводом художественной галереи, которую сделали народным музеем. Дотаций на содержание музея-дворца, сотрудников и охрану, она не получала и когда у неё национализировали кинотеатры, она подала заявление (существует подлинник) в ЦК Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики об отмене национализации электро-театров "Хива", которые завещаны ей мужем на содержание дворца-музея. В итоге — кинотеатры ей вернули!
27 марта 1919 года. Гор. Ташкент
Резолюция: Национализированный театр «Хиву» оставить на попечении Н.А.Искандер-Романовой вместе с дворцом пожизненно в качестве единого целого, установивши лишь государственный контроль и нормы расхода.
Член комиссии Совнаркома по делам Туркестана П.Кобозев.
Хранительница музея несколько раз отражала атаки воинствующей толпы желавшей смести всё на своём пути и разрушить "буржуазное гнездо". Она бесстрашно выходила и объясняла, что всё это теперь принадлежит народу и является его достоянием. Проводила экскурсии по галерее и видела реакцию неграмотной толпы на картину "Купальщица", в которой видели "голую бабу"...
Тогда она решила спрятать некоторые ценные вещи, которые намного позже были найдены во время строительных работ в конюшне. По слухам, второй клад был найден в 2019 году, и его стоимость превышала миллион долларов, а попало всё это в частные руки, которые обнаружили клад.
Надежда Александровна спрятала и холст картины "Купальщица" А.Ф. Беллоли, замуровав его в одной из комнат в простенок между окнами. Тяжёлые шторы долго скрывали тайну едва заметной выпуклости до ремонта здания.
Надежду Александровну лишили всего имущества и выгнали из дворца в 1923 году, обвинив в сокрытии ценностей. Она жила в крайней нищете и узбеки, ещё помнящие добрые дела её мужа, давали ей продукты. Она умерла в 1929 году.
Советское правительство сделало из дворца великого князя — Республиканский Дворец пионеров, который проработал до 1978 года. Затем здание переделали в Музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана.
В 1990-х годах — это Дом приёмов МИД Республики Узбекистан.
Затем, когда потребовалась реставрация, дворец оставили.
Несколько лет назад общественность города подняла вопрос о скорой потери здания. Немецкие эксперты считают, что надо капитально укреплять фундамент, ведь дворец стоит второе столетие, и пережил несколько землетрясений. Ремонт трудоёмкий и дорогостоящий.
Пока этим никто не занимается. На фасаде появилась трещина, а в подвале чёрная плесень.
В ауре дворца — звенящее ощущение заброшенности и сиротства.
В Министерстве культуры создаётся проект будущего музея на территории дворца, над которым работает французское архитектурное бюро Studio KO. Презентацию провел "Фонд развития культуры и искусства Узбекистана", который курирует этот и другие важные проекты страны.
Дореволюционный особняк великого князя Николая Константиновича, интерьеры которого выполнены в роскошном восточном духе, будет отреставрирован и станет работать как филиал Музея изобразительного искусства.
- Адрес:
ул. Шарафа Рашидова, Ташкент, Узбекистан
Дешёвый ✈️ по направлению Ташкент
- 20 мар, 11:01удалитьМы тоже стояли и смотрели из-за забора. Спасибо, Аля, за подробности и очень жаль, что В ауре дворца — звенящее ощущение заброшенности и сиротства.
Французы не спроста вертятся вокруг здания, отжать хотят, что ли? - 23 мар, 09:53удалить
AFINAPOSTнаписала 20 марта в 16:47
Узбекская власть доверяет сейчас специалистам-реставраторам всех стран, кроме России.
А поживиться такими произведениями искусства хотят многие и сделают подлог незаметно,
я имею ввиду коллекцию картин князя.
Зато обнимается их президент с Путиным "так искренне, так нежно!" - 23 мар, 13:33удалитьЭта нежность до поры, до времени, ещё вспомнят нам разгром басмачества...,
как украинцы голодомор, хотя он был по всей стране. - 21 мар, 21:46удалитьЗахватывающие истории с принцами крови, оказывается, они как и мы обыкновенные мужики!
Если в странах Ислама правоверным запрещено смотреть на голое тело, пусть отдадут картины и скульптуры нам, на Родину коллекционера! - 23 мар, 13:36удалитьВ собрании есть картины бесценные, т.е. миллионы "зелёных", значит, потерпят и "обнажёнку".
- 23 мар, 18:25удалить"Дореволюционный особняк великого князя Николая Константиновича, интерьеры которого выполнены в роскошном восточном духе, будет отреставрирован и станет работать как филиал Музея изобразительного искусства." — было бы хорошо. Главное, чтобы без подлогов.
- 4 авг, 23:30удалитьБеру на заметку — место не только невероятно интересное, но также красивое
- 5 авг, 14:09удалитьВот бы еще и пускали внутрь...