100 материалов по 32 объектам, 2 193 фотографии
Что привезти из Узбекистана. Ткани.
Нельзя не упомянуть, безусловно, узбекские ковры.
Традиции народного ковроткачества Узбекистана необычайно древние, они результат труда и творческих поисков многих поколений. И сейчас народные мастерицы заботливо хранят и талантливо развивают прекрасные художественные традиции ковроткачества.
Узбекские ковровые изделия делятся на три вида — ковры коротковорсовые гилям, длинноворсовые джульхирс и паласные ткани. Для коротковорсовых ковров характерна глубокая красно-коричневая гамма, освещаемая гармонично сочетающимися огоньками цветных деталей основных медальонов, чаще всего геометрической формы. Лучшие экземпляры узбекских коротковорсовых ковров высоко оцениваются за свои декоративные качества, глубину и прозрачность тонов, своеобразную простоту орнаментики.
Издавна распространен среди узбекского сельского населения длинноворсовый ковер джульхирс. Этот вид коврового искусства не был известен в ковроткачества других народов Средней Азии. Ныне он приобретает широкую популярность за свои декоративные качества и отчасти за перекличку с модными тенденциями мирового ковроткачества, расширяющего производство длинноворсовых ковров. Джульхирсы монументальны по композиции, просты по орнаменту, эффектны по колориту.
Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма — ткань, состоящая из гладких полос разного цвета, терма и гаджари, тканные в узор разными приёмами "переборной техники" и орнаментируемые рядами мелких геометрических или геометризованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами, араби, выполняемая так называемой "зазорной" техникой. Все виды паласных тканей иногда дополняются приемом накладного рисунка. Эта сложная и трудная техника, создающая впечатление вышивки, называется бешкашта. За последние полвека техника и орнаментация паласов араби получила большое распространение не только в среде узбекского населения, но и населения всех среднеазиатских республик.
До начала XX века ковроткачества было исключительно женским домашним промыслом сельского населения страны. Работа над одним ковром может длиться от 6 до 12 месяцев, ведь плотность плетения очень высока: в узоре каждого изделия надо соединить сотни тысяч, а то и более миллиона узлов на каждом квадратном метре.
Составляя узоры тканей, мастера использовали разнообразные мотивы как полученные по наследству, так и создаваемые вновь. Наибольший интерес представляло оформление шелковых, полушелковых и значительно реже, бумажных тканей. Способ "абрбанди" заключался в резервации отдельных участков основы путем перевязки с последующим окрашиванием согласно узору и расцветке. Такой способ создавал интресный художественный эфект — узор приобретал расплывчатые контуры. В результате появляются ткани уникальные по своей природе, поскольку повторить пропорциональные сочетания цветов невозможно даже при желании. Подобная технология не утрачена в современной Средней Азии до сих пор. Существуют мастера, в кустарных условиях выделывающие шелк подобным образом.
Рисунок абровых тканей являл собой причудливые стрельчатые разводы радужной окраски. Согласно одной легенде, когда ткачу наскучило делать одни и те же ткани, он придумал новые рисунки, повторяя очертания бегущих облаков — абр, отразившихся в воде пруда. По другой — ткач пролил масло для светильника в хауз — водоем, чтобы в радужных пятнах разглядеть новые орнаменты тканей. Композиции абрового узора отличались многообразием. В орнаменте сочетались геометрические, растительные и предметные мотивы-овалы, кусты, деревья, стилизованные изображения ювелирных украшений. Широкое распостранение продолжали сохранять полосатые ткани, узор которых, как и в абровых, создавался цветными нитями основы. Искусство сновальщиков в этот период достигало высокого совершенства. Сравнительно простым способом они выделывали ткани интересные в художественном отношении. Оперируя только цветом и масштабом полос, они создавали ткани различного назначения и эмоциональной выразительности — от бумажных калами, предназначенных для рабочей одежды бедноты до бекасабов — для парадных одеяний вельмож.
Дешёвый ✈️ по направлению Ташкент