2 материалa по 1 объекту, 38 фотографий
- GPS
- CША, 415 North Detroit Avenue, Tulsa, Oklahoma, USA
Парк примирения в память о расовых беспорядках 1921 года
Hope-plaza на входе в парк, где сразу же видна скульптура Надежда — белый директор Красного креста держит новорожденного чёрного младенца
Эпидемия коронавируса, в самом начале которой отели во многих городах запрещали китайцам селиться, таксисты отказывались везти азиатов, причисляя их всех к китайцам, а "самые разумные" даже говорили, что европейцу этим вирусом не заразиться, — всё это красноречиво доказывает факт неискоренимости расизма. Можно тысячу раз сказать и научно доказать, что цвет кожи и разрез глаз никак не сказываются на человеческих качествах, уровне интеллекта и физических способностях, но всё равно по какой-то неведомой причине нужен лишь повод, чтобы вылезли наружу расовые конфликты даже в самом цивилизованном обществе.
Так многонациональное общество Соединённых Штатов в 1920-ых считало себя цивилизованным, ведь у него были свобода вероисповедания, демократия, конституция и права человека. И расовая сегрегация не противоречила всему вышеперечисленному: юридически, равноправие не нарушается, ведь все могли ходить в кино, ресторан, ездить в транспорте и получать медицинскую помощь, только одни пользовались всеми благами в местах с обозначением "white", а другие — с обозначением "colored". Тем не менее, это не было похоже на фильм "Параллельные миры": не было двух кинотеатров напротив друг друга, двух школ и так далее, белые в элитных районах, остальные на окраинах.
Талса в этом смысле не отличалась от Америки по сути, но отличалась по качеству: благодаря богатым запасам нефти, породившей значительный промышленный рост, штат и его труженики жили достойно независимо от цвета кожи. Имея деньги, цветное население рассуждало так: "Нам запрещают заходить в бары для белых? — мы откроем свои"; "Нам уготованы самые плохие места на стадионах? — мы построим свои стадионы только для себя"; "Белые не дают нам ссуды в банках, — мы откроем свои банки", — так один из пригородов Талсы, — Гринвуд (Greenwood), — даже называли Black Wall Street из-за обилия банков, страховых и инвестиционных компаний.
Уровень жизни там был очень высок. Однако всё изменили два дня: 31.05-1.06.1921года...
Из-за надуманного или реального, — это уже не узнать, — факта приставания чёрного парня к белой девушке тот был арестован. Члены общины, боясь линчевания парня, направились (некоторые с оружием) к зданию суда, где находился задержанный. Там возникла перестрелка. После этого уже тысячи белых с оружием в руках направились в Гринвуд сжигать и убивать без оглядки на пол, возраст и наличие в руках оружия. Последствия были печальны: много убитых и раненых (по сей день есть лишь приблизительные цифры), сожжённые и разрушенные кварталы, тысячи оставшихся без крова. Это стало самым масштабным расовым погромом в истории США. От всего этого некогда процветавший Гринвуд превратился в бледную тень самого себя.
Когда Старый Дикий Запад был новым, вы могли нас нас найти повсюду.
Мы были солдатами Буффало и погонщиками, легендами родео и пограничниками. Каждый третий ковбой, гнавший стада по тропе из Техаса, был либо афроамериканцем, либо латиноамериканцем;
Мы приехали в Оклахому со всей страны, тысячи из нас... пешком, в повозках или верхом. По итогу Земельной гонки 1889 года мы создали фермы и ранчо, строя новые жизни. И это еще не все.
К 1907 году, когда Оклахома стала штатом, мы создали более двух десятков черных городов. В Лэнгстоне мы основали университет. И здесь, в Талсе, мы создали афроамериканское сообщество с двумя газетами, более чем полудюжиной отелей, двумя театрами и пятнадцатью церквями, дюжиной ресторанов и продуктовых магазинов, а также Школой красоты мадам К.Дж. Уокер.
Из песка и тяжкого труда, кирпича и цемента, мы создали свой собственный кусочек американской мечты. Мы назвали это Гринвудом.
Но собирались грозовые тучи.
В 1907 году Индейская территория стала штатом Оклахома, а сегрегация стала Законом штата. Внезапно Законы Джима Кроу (комический персонаж, символ абсурда) объявили наш мир как чёрный и белый. В 1910 году законодатели штата запретили нам голосовать. К 1920 году более двух десятков афроамериканцев были линчеваны белыми толпами по всей Оклахоме. Но никто в Талсе.
Затем, 31 мая 1921 года, афроамериканского подростка Дика Роуленда обвинили в нападении на белую женщину Сару Пейдж. Вскоре разгневанная толпа белых собралась линчевать Роуленда, которого держали в здании суда округа Талса. Вскоре группа ветеранов мировой войны отправилась в центр города, чтобы защитить Роуленда и не допустить линчевания. Но когда разразилась драка и был произведен выстрел, белая толпа обратил свой гнев на всех нас и на Гринвуд. Самый тёмный час Талсы настал.
Казалось, Гринвуд исчез.
В 2008-м в районе, что и поныне именуется Гринвуд, в память о той бойне был создан Парк Примирения. Через два года парк назвали в честь родившегося в Талсе журналиста и общественного деятеля Джона Хоупа Франклина. Он много сделал в деле борьбы за равные права чернокожих, и даже его второе имя, — Хоуп (Hope — "надежда"), — тоже многим казалось символичным и давало эту самую надежду всем боровшимся за свои права. Франклин много сделал для того, чтобы было проведено расследование и наказана хотя бы часть виновных. Требовал он это настолько громко и непримиримо, что под давлением федерального правительства власти штата вынуждены были провести расследование.
И вот у самого входа в парк расположена Hope Plaza (Площадь надежды).
На ней находится пятиметровый бетонный монумент, в трёх нишах которого стоят скульптуры:
Враждебность (hostility) — полностью вооруженный белый человек
Смирение (humility) — черный человек с поднятыми руками
Надежда (hope) — белый директор Красного Креста с чёрным новорожденным на руках, символизировавший работу в том числе и белых медиков по реабилитации и лечению раненых после погрома, в том числе и принятию родов.
Самый же внушительный монумент парка это 8-метровая Башня примирения.
Башня примирения, на которой изображена история борьбы цветного населения за свои права и история индейцев, переселённых в Оклахому
На Башне примирения показана история борьбы афроамериканцев за свои права и история насильственного переселения индейцев из других штатов в Оклахому.
Башня окружена двенадцатью бронзовыми табличками, которые подробно рассказывают о становлении и развитии Гринвуда, а после о погроме 1921-го года и их последствиях. Фото двух из них, очень эмоционально описывающих историю становления и уничтожения Гринвуда, я вставил в текст выше.
Сам Джон Хоуп Франклин присутствовал на церемонии открытия парка в 2008 году. Это стало его последним публичным мероприятием. И вот спустя год после его смерти, — в 2010-м, — парк посвятили ему, борцу за права тех, кого не хотели слушать власть имущие того времени.
- Адрес:
415 North Detroit Avenue, Tulsa, Oklahoma, USA
Дешёвый ✈️ по направлению Талса
- 6 мая 2020, 18:14удалитьСпасибо, и вот интересно сильно что- то изменилось по отношению к цветным в сегодняшней Америке? У нас одно время сводки новостей пестрили рассказами об очередном убийстве темнокожего подростка полицейскими.
- 6 мая 2020, 21:23удалитьНе так давно на моих глазах полицейские задерживали на улице одного буйного (белого, к слову), подходя к нему медленно и держа руку на рукоятке пистолета. Тут же оружие можно спокойно купить, так что полицейские могут застрелить кого угодно, если посчитают опасным. Поэтому полицейское насилие это отдельная тема в США. Плюс, надо понимать, что расовая сегрегация была упразднена только в 1960-е, но с её упразднением стереотипы не были вмиг искоренены, поэтому да, группа цветных вызывает больше подозрений, чем группа белых. А так... в мире, где правят деньги, они и определяют судьбу человека, а не цвет кожи.
- 6 мая 2020, 21:36удалитьОлег, мне нравятся ваши взвешенные размышления. Без пафоса, все как есть. Я всегда за правду, какой бы она ни была, красивой или уродливой
- 7 мая 2020, 17:37удалитьСпасибо)
Я просто живу в Беларуси, которую и европейские СМИ никогда не жаловали, а в последнее время и российские тоже (ибо никакого карантина у нас не вводилось, а потому вроде как мы плохие и потому "разошлись генеральные линии компартий"), потому я привык к тому, что плохие или хорошие отзывы не всегда отражают действительность. И рассказывая о Беларуси кому-то, я понимаю, что не уничтожу стереотипы вмиг, потому да, я не отрицаю проблем, коих предостаточно, но и говорю, что ряда привычных другим странам проблем у нас нет. - 7 мая 2020, 18:48удалитьЯ уже как-то писала в комментам к вашим рассказам, что мне нравится Беларусь, которую я и при СССР любила, равно как и другие республики. И очень отрадно видеть, как многое меняется в них, а недостатков, как я всегда говорю, найти везде можно. Надо мне кажется, разумно смотреть на положительные моменты в других странах, брать их на вооружение и по возможности претворять у себя. И совершенно ужасно, когда стереотипы превалируют над разумом и собственным взглядом. Туризм , как мне кажется, развенчивает многие мифы, помогая людям увидеть другую сторону медали.
Спасибо - 7 мая 2020, 12:17удалитьИнтересные факты и сама история. Памятники очень символичные, по существу. Много чего мы не знаем.
- 7 мая 2020, 16:55удалитьДа, я тоже оценил символизм. И да, многие тёмные и светлые моменты истории не отражены в учебниках, и узнать о них можно вот только так — побывав, увидев, загуглив.