15.10.2011
Что может быть лучше, чем утреннее купание в море? Только купание в октябре! А еще лучше – в Таджикистане! Да, в этой стране есть море. Находится оно не далеко от северной столицы – Худжанда. Если сказать честно, то это Кайраккумское водохранилище на реке Сырдарья, но местные величают его не иначе как Таджикское море. Вода прохладная, но в пределах разумного. Долго не поплаваешь, но освежиться самое то. Так начался этот день – с «лета».
Долго плутали по грунтовкам в поисках объездной Худжанда. Наконец, нашли. Правда, пришлось с милицией пообщаться. Мы остановились карту посмотреть как раз напротив участка, откуда сразу появилось толпа вооруженных милиционеров. Не иначе, заподозрили нас в недобрых намерениях. Но разобравшись, что к чему – успокоились и объяснили дорогу.
В районе Ура-Тюбе зашли в чайхану «Чума Бобо». Название по имени хозяина дано, который и выбежал нас встречать. Утром ассортимент не велик – шурпа только. Ну и яичницу с сосисками могут сделать. Но для завтрака вполне ничего. Хозяин приветливый, очень рад гостям. Приятное место.
За Худжандом дорога пошла вверх. С каждой сотней метров набора высоты температура падает. Вот уже совсем и не жарко. Деревья пожелтели – наступила «осень». Дорогу между столицами строили китайцы. Раньше было два перевала выше 3300 метров, но еще в советское время началось строительство тоннелей. Один до сих пор не открыт – китайцы продолжают работы. Второй, иранского производства, вроде как работает. Дорога эта платная – стоят будки со шлагбаумами, на которых красуются иероглифы. Как привезли из Китая, так и поставили, даже не стали локализацией заниматься. Проезд стоит по разному – от 2 до 23 сомони. Не дешево, стоит заметить.
В районе 2800 метров началась зима – в лобовое стекло полетел мокрый снег – очередной сезон. Утром в море плескались, а сейчас под снегопад попали! До перевала осталось метров 700 и сотня метров набора. Из под капота повалил пар и мы встали. Выбило тосол из расширительного бочка. Такое случалось и раньше – в Питере. Наверное, датчик температуры не всегда срабатывает и вентилятор не включается. Не понятно. В принципе, ничего страшного, но тосола-то больше нет! Проезжающий мимо Камаз поделился водой. Водители в Таджикистане всегда останавливаются и спрашивают, не нужна ли помощь!
Поехали дальше, но метров через 200 опять закипели и встали. Печка, естественно, включена, но тут этот метод не помогает. Подумал маленько. Температура закипания воды тут сильно ниже 100 градусов. Датчик включения вентилятора срабатывает при 99 +/- 4х градусах. На тосол рассчитано, а не на воду на высоте! Замыкаю контакты мимо датчика – теперь вентилятор работает постоянно! Очередной грузовик выделил воды, залились и вот он, перевал! 3380м! Впереди нас ждут еще более высокие горы, но первая победа радует. Вниз бежит разбитая грунтовка. Видно, как по ней спускаются и поднимаются автомобили. Эта дорога по значимости сопоставима с трассой Москва – Питер. Поток велик.
Спуск – испытание для тормозов и сцепления. Ехать быстро нельзя – сплошные повороты, за которыми то встречная притаится, то яма. Ползем вниз на второй. Иногда двигатель отдыхает, катимся накатом, там, где дорога позволяет. Так и чередуем нагрузку на тормоза и сцепление. Дорога вниз идет быстрее. Скоро появился асфальт. В сумерках едем по ущелью, ведущему ко второму перевалу. Нам на него не надо – теперь дорога идет через тоннель. Но до него еще подняться надо!
Тоннель строили иранцы и во время строительства столкнулись с проблемой – грунтовыми водами, которые превратили дорогу в реку. Сейчас идут работы над решением проблемы – воды пытаются отвести по второму тоннелю. Но пока эти шесть километров очень напоминают ад для водителей. Вероятно, те, кто много нарушал правила в своей жизни, в загробном мире бесконечно едут по такой дороге. Нет освещения и вентиляции. В сизом выхлопном дыму медленно ползут грузовики. Эхо многократно усиливает шум двигателей и скрежет механизмов. Под колесами мутная жижа из которой иногда выступают асфальтовые надолбы. Под водой может быть относительно ровная поверхность, а может и яма, размером с половину Оки. Зеленый категорически не хотел ехать в темноту. Заглох в паре сотен метров от входа. Завели, но еще через несколько сот метров провалились левым бортом в яму – по порог! Стоим, думаем, что же делать. И тут останавливается Лэнд Крузер и водитель сразу же предложил взять нас на буксир. Почему глохнет двигатель – не понятно. Так что достаю веревку, отрезаю хвост, и дальше едем на «галстуке».
Даже для Крузера – тоннель не легкое испытание. Пару раз мы видим, как наш буксир ныряет в какие-то совершенно безумные ямы. Из одной даже пришлось с разгона выбираться. Я изо всех сил стараюсь объехать такие сюрпризы, но пару раз объезда не находится и защита двигателя отрабатывает на все 100%. Не зря ее прикрутили! Перед выездом темнота становится совершенно непроницаемой. Все выхлопные газы сконцентрировались именно здесь. Даже габаритные огни Ленд Крузера почти не видны в этом сизом мареве.
И вот над нами звездное небо! Как же хорошо здесь дышится. Наверное, это были самые сложные шесть километров нашего пути. Баклажан уже здесь. Весь покрытый белыми разводами от мутной тоннельной воды. Так же как и Зеленый. Заводимся, кстати, без проблем и решаем срочно искать место для ночлега. Километров через 15 находится спуск к реке. Ровная площадка, снежные вершины гор в лунном свете и плеск воды. Отличное завершения дня, который запомнится нам переходом из лета в зиму и обратно, а также адским иранским тоннелем.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.