• Вид на Лавру туманным утром 29,09,12
Отрадно и свежо украинское утро, когда первые лучи его золотят, в лесной чаще,  тот  же  белый  призрак,  увенчанный храмом; Донец, встрепенувшийся от ночного сна, покрывается весь серебристою зыбью, широкие тени лесов сходят к нему, по уступам береговых холмов, мало-помалу проницаемых лучами дня 
 /А.М. Муравьев/
  • Утро 29,09,12. Вот он прекрасный белый лебедь в тумане  — Николаевская церковь
  • Распогодилось.  Общий вид на Лавру и Святые Горы от церкви св. Николая, с западной стороны.
  • А это вид с высоты птичьего полета (фотокопия, сделанная мною из брошюры о монастыре)
  • Туман ушел.Общий вид на Лавру с восточной стороны. В центре кадра выделяется знаменитая  Кирилло-Мефодиевская  лестница, ведущая к храму Св. Николая (XVIIв.) и часовне Св. Андрея Первозванного (верхний павильон паломников, сер.XIX в.)
  • Картина конца XIX века  —  начала ХХ века дает наиболее полное представление об архитектурном комплексе Свято-Успенского Святогорского монастыря. На втором плане, справа  —   гора Фавор, которую венчает Преображенская церковь (картина —  экспонат музея Лавры, http://sgiaz.uamuseum.com/zal-- %E2%84%96-4.html )
  • Памятник в стиле кубизма, посвященный революционеру Артему (Ф. Сергееву). Рядом с ним Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (с этой точки его не видно)
  • Монумент Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру. Установлен в 2004 году в честь присвоения Святогорскому монастырю статуса Лавры с её освящением.
  • Монумент Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру. Крупным планом
  • Чудотворный образ Божьей Матери, получивший имя Святогорской (сер. XIX в.), фото найдено в интернете.
  • Вход в лавру
  • Ближним планом
  • Вид на левую часть бульвара. На переднем плане северный фасад гостинного двора. Сразу за ним виднеется часть конусообразного купола восточной сторожевой башни, за ней трапезная монастыря, далее видна колокольня Покровской церкви. По левую и правую часть церкви симметрично расположились соответственно казначейский и настоятельский корпус. Заканчивают парадный ряд здание братских келий и западная сторожевая башня монастырской ограды
  • Возле входа в северный корпус гостинницы имеется мемориальная доска, свидетельствующая о том, что в нем в 1887 году останавливался А.П. Чехов
  • Фрагмент монастырской ограды  (XIX в.)
  • Фрагмент палисадника пешеходного бульвара
  • Фрагмент палисадника пешеходного бульвара
  • Альтанка
  • Покровская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы). Вид со стороны альтанки  —  северный фасад)
  • Покровская церковь, вид на южный фасад. Двухэтажное здание церкви выстроено в стиле украинского барокко XVIII века
  • Фасады храма украшены богатым лепным декором и завершаются фигурными фронтонами с позолоченными  крестами и вензелями с монограммой Богородицы
  • Над церковью – колокольня, которая    в отличие от барочной архитектуры храма, решена в классическом стиле.   Основной ярус украшен по углам колоннадой с коринфскими капителями
  • Часы на колокольне Покровской церкви. В барабане колокольни были встроены часы с курантами, о которых писал в 1887 году  А. П. Чехов: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Часы были сделаны талантливым самоучкой — монахом Антонином, но к сожаление не дожили до нашего времени.
  • Колокольня венчалась шлемовидным голубым куполом и имела восемь колоколов, главный из которых, подаренный обители генеральшей М.А. Иловайской, весил 6,3 т. Звон колоколов распространялся по всей округе обители на несколько десятков километров
  • Лестница, ведущая с соборной площади к Свято-Успенскому собору
  • Вот такие фонтаны установлены по левую и праву. стороны лестницы к собору
  • Успенский собор (Успения Пресвятой Богородицы)  —  южный фасад
  • Успенский собор. Фрагмент 1
  • Успенский собор. Фрагмент 2
  • Успенский собор. Фрагмент 3
  • Главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы
  • Правый престол во имя св. великомученицы Варвары и мученицы Татьяны
  • Успенский собор (Успения Пресвятой Богородицы). Вид с высоты птичьего полета (фотокопия, сделана мною из брошюры о монастыре)
  • Служба в Свято-Успенском соборе
  • Молитва.
  • Монахи  —  великосхимники  Свято — Успенской Святогорской Лавры
  • Иноки
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
  • Вид на Пещерник
  • В центре кадра знаменитая  Кирилло-Мефодиевская  лестница Святогорского  монастыря,    построенная иждивением Е. Шабельской в 1851 году.
  • Знаменитая  Кирилло-Мефодиевская  лестница.  Вид со стороны Николавевской церкви и Андреевской часовни
  • Схема размещения основных объектов Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника
  • Казак СКП ненавязчиво осмотрел внешний вид членов нашей группы, позволил себя сфотографировать после того как я испросил у него вежливо разрешение и пропустил на территорию Николаевской церкви
  • Николаевская церковь на Святой скале и часовня Андрея Первозванного
  • Фото комментарий к цитате из путевых заметок Святые горы (Поездка по Донцу) Е.МарковаСказочный храм
  • Вид с площадки возле Николаевской церкви
  • Когда смотришь на вот такие пейзажи  —  понимаешь, что купаешься в красоте
  • Вид с площадки часовни Андрея Первозванного
  • Вид с площадки часовни Андрея Первозванного
  • Вид с площадки часовни Андрея Первозванного
  • Часовня Андрея Первозванного
  • Часовня Андрея Первозванного. Стилизация под меловый  утес
  • Прощальный кадр.
  • Могила преподобного Иоанна Затворника Святогорского.
  • Могила преподобного Иоанна Затворника Святогорского.
  • Всехсвятский скит. Памятный крест
  • Всехсвятский скит. Вид на Северный фасад
  • Всехсвятский скит. Вид на Северный фасад
  • Насельники в трапезной скита  (фотокопия, сделана мною из брошюры о монастыре)
  • Вид на Северный фасад скита с колокольней
  • Всехсвятский скит. Вид сбоку
  • Всехсвятский скит
  • Всехсвятский скит
  • Всехсвятский скит
  • Всехсвятский скит
  • Часовня встроенная в ограду скита
  • «Дуб Камышева»
  • Подземная церковь Антония и Феодосия Печерских
  • Колокольня с оградой мемориальной зоны кладбища XIX века возле храма Антония и Феодосия Печерских
  • На втором плане  —  монастырская ограда
  • Монастырский птичник, в котором иноки выращивают различных экзотических птиц  —  павлинов, фазанов, попугаев, лохматых куриц и других птиц. Наверное, благодаря своим питомцам птичник носит  экзотическое название  «Райский сад». Находится с тыльной (южной) части Свято-Успенского собора
  • Павлин. Оказался очень стеснительным, все время прятал от фотоаппарата голову
  • Птичка
  • Нашивка — эмблема казаков СКП
...
1
Вид с площадки возле Николаевской церкви Святогорск, Украина
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Вид с площадки возле Николаевской церкви

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Святогорск

    Святогорск

    LAT
  • 49.04409N, 37.57848E
  • Я здесь был
    Было: 38
    Хочу посетить
    181

    20 материалов по 5 объектам,  174 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Rus 9
    Были в Святогорске?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    piksel
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 сен 2010

    Здесь так близко от неба, и так далеко от земли!

     
    2 ноября 2012 года||18 (14)| 28| 1617126

    На территории Национального природного парка "Святые горы", о котором я рассказал в заметке turbina.ru/authors/piksel/tra…, находится Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник. Он объединяет комплекс уникальных памятников истории и культуры ХVII-XIX вв.: действующую Святогорскую Свято-Успенскую Лавру, памятник монументального искусства – памятник Артему (Сергееву Ф.А.) 1927 г. скульптора. И.П. Кавалеридзе, Мемориальный комплекс периода Великой Отечественной войны на горе Артема, памятник на могиле лейтенанта В.М. Камышева (Дуб Камышева). Именно Лавра придает святость этой местности. А храмы, возникшие здесь, поражают своей архитектурой. Заповедник — это явление и о нем надо повествовать отдельно, что я и сделал, разделив свои материалы на две части: первая (вышеупомянутая публикация) — об окружающей природе, а вторая — собственно об историческом заповеднике и святой обители.

    Свой рассказ начну со Свято — Успенской Святогорской Лавры.

    В качестве эпиграфа выбрал рассуждения о труде монахов наместника лавры — архиепископа Святогорского, Арсения:

    У монаха два крыла: молитва и труд физический. Одно крыло оторви — это будет уже калека, а не монах. Поэтому монахи всегда были и молитвенниками, и великими тружениками. Молитва считается трудом из трудов. Кто не научился трудится физически, тот никогда не научится молиться. И все эти храмы, которые мы видим, — есть плод усилий монахов, которые подвизались на этом святом месте во все века.

    Проникновенные слова служителя Бога глубоко запали в мою душу, а увиденная своими глазами Свято-Успенская Святогорская Лавра — яркий образец рукотворного чуда, — навсегда поразила воображение.

    Лавра представляет собой религиозный комплекс спланированный, во первых, инженерно грамотно и умело на местности со сложным рельефом и, во-вторых, воздвигнутый в безупречном архитектурном стиле. Огромный монастырь вытянут вдоль берега Донца тремя террасами.

    А это вид с высоты птичье
    3

    Автор: piksel

    А это вид с высоты птичьего полета (фотокопия, сделанная мною из брошюры о монастыре)

    Автобус, ожидавший нас на вокзале Славянска, привез группу в Святогорск практически прямо к реке Северский Донец. В 25-ти метрах от парковочной площадки находится изящный мост, соединяющий оба берега: левый и правый. От него и начнем прогулку по Лавре. На часах было где-то 9:45. От тихой, не спеша просыпающейся водной глади курился высоко вверх местами густой туман. Экскурсовод несколько торопила нас, боясь,что мы пропустим службу с красивым, возвышенным церковным пением.

    Но с первых шагов по мосту начались чудеса. Сквозь остатки рассеивающихся клубов тумана открылась завораживающая картина. Я стоял, словно вкопанный, на середине моста и не мог оторвать свой взор вот от этой сказки.

    Вид на Лавру туманным утр
    6

    Автор: piksel

    Вид на Лавру туманным утром 29,09,12 Отрадно и свежо украинское утро, когда первые лучи его золотят, в лесной чаще, тот же белый призрак, увенчанный храмом; Донец, встрепенувшийся от ночного сна, покрывается весь серебристою зыбью, широкие тени лесов сходят к нему, по уступам береговых холмов, мало-помалу проницаемых лучами дня /А.М. Муравьев/

    А когда взгляд переместился вправо и я сконцентрировался, чтобы более детально рассмотреть то, что до этого было видно только краешком глаза, моему взору предстало вот это чудо.

    Утро 29,09,12. Вот он пре
    3

    Автор: piksel

    Утро 29,09,12. Вот он прекрасный белый лебедь в тумане — Николаевская церковь

    И сразу же возникло чувство дежавю. Когда-то давным давно, лет двадцать назад, я вот точно также стоял очарованный видом Баварского лебедя — замка Нойшванштайн...

    А теперь я в Украине, на Донеччине. В голове сам по себе сложился стихотворный парафраз, посвященный образу Белого лебедя:

    **На высокой меловой скале, где на фоне небес
    Дикой чащей разросся таинственный лес,
    Где среди тишины песнь иноков и звон колокольный стоит,
    Белый храм, как лебедь, над рекою и лесом парит.**

    Уже позже, по приезду в Киев, я узнал, что был еще один "лебедь" — церковь Преображения Господнего на горе Фавор (название горы позаимствовано из библейских преданий, согласно которым гора Фавор в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета стала местом грандиозного и величественного акта — таинственного преображения Господнего, явления божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе).

    Картина конца XIX века  —
    0

    Автор: piksel

    Картина конца XIX века — начала ХХ века дает наиболее полное представление об архитектурном комплексе Свято-Успенского Святогорского монастыря. На втором плане, справа — гора Фавор, которую венчает Преображенская церковь (картина — экспонат музея Лавры, http://sgiaz.uamuseum.com/zal-- %E2%84%96-4.html )

    Преображенская церковь, построеннная в 1864 году по проекту известного архитектора А. Петцольдта , к большому сожалению, не дожила до наших дней.

    По левую сторону от моста над Донцом также нависает огромная меловая скала, которую увенчивает 24 -х метровый памятник — исполин революционеру Артему, соратнику Сталина — единственное из дошедших до настоящего времени произведений выполненных в авангардистском стиле кубизма скульптором Иваном Кавалеридзе (кстати, мой земляк, родился там же где и я — в древнем городе Ромны, которому более 1100 лет, чем и горжусь) .

    Памятник в стиле кубизма,
    4

    Автор: piksel

    Памятник в стиле кубизма, посвященный революционеру Артему (Ф. Сергееву). Рядом с ним Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (с этой точки его не видно)

    Интересна такая деталь. За 30 лет до появления на горе памятника, это событие предсказал блаженный монастыря Исаакий, который убедил настоятеля не строить на этой горе новый храм, так как там будет стоять «большой человек».

    Рядом с памятником находится также Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (за спиной Артема на верхнем плато).

    Пройдя мост, мы сразу попали на Монастырскую площадь предваряющую вход в Лавру. Она примечательна тем, что прямо напротив моста на высоком постаменте величаво возвышается монумент с изображением Пресвятой Богородицы — Игумении (скульптор Николай Шматько). Богородица радостно встречает и как бы освящает всяк входящего в Святую обитель крестным знамением.

    Монумент Пресвятой Богоро
    4

    Автор: piksel

    Монумент Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру. Установлен в 2004 году в честь присвоения Святогорскому монастырю статуса Лавры с её освящением.

    Монумент Пресвятой Богоро
    1

    Автор: piksel

    Монумент Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру. Крупным планом

    В дни чествования Богородицы иноки приносят к постаменту одну из самых чтимых святынь монастыря — Святогорскую икону Божией Матери (сер. XIX в.).

    Чудотворный образ Божьей
    2

    Автор: piksel

    Чудотворный образ Божьей Матери, получивший имя Святогорской (сер. XIX в.), фото найдено в интернете.

    Вход в монастырь находится метрах в пятидесяти по правую сторону от монумента.

    Вход в лавру
    1

    Автор: piksel

    Вход в лавру

    Ближним планом
    1

    Автор: piksel

    Ближним планом

    Интересная деталь. Святогорская Лавра кроме официального названия имеет еще второе: "Казачья Лавра". Название это своими корнями уходит в далекое прошлое В настоящее время православные казаки Святогорского казачьего полка (70 человек), исполняя предназначенное им послушание, обеспечивают на территории обители правопорядок. На втором из выше показанных снимков в правом углу виден казак следящий за порядком прохода на территорию обители и за соблюдением паломниками и посетителями правил посещения. В первую очередь, обращается внимание на соблюдение установленных требований к одежде:
    • женщинам нужно быть одетыми в юбки и платки (желательно, чтобы плечи, руки и ноги тоже были прикрыты)
    • мужчинам запрещены майки и шорты.
    Фотографировать можно по всей территории обители, но в храмах оправляющих службу — нет.

    Пройдем и мы вместе со всеми на территорию обители для осмотра главных культовых сооружений монастыря – Успенского собора, Покровской церкви и Николаевской церкви. Два других культовых сооружения: подземная церковь Антония и Феодосия и скит Всех святых я покажу несколько позже, так как они находятся за пределами основной площадки обители.

    Пройдя ворота обители, от которых начинается первая (нижняя) планировочная терасса, попадаем на шикарный и одновременно оригинальный бульвар, который представляет из себя достаточно (8-10 метров) широкую пешеходную аллею, мощеную тротуарным кирпичом. По аллее в праздничные дни совершается Крестный ход. Слева ее ограничивает комплекс исторических зданий, выстроившихся в изящную парадную линию и обращенных лицом к реке, северных фасадов зданий монастыря: гостинный двор, если быть точнее — его корпус под №9, выходящий своим северным фасадом на бульвар (XIX- XXв.в.), восточная башня монастырской ограды (XIX в.), трапезная монастыря, казначейский корпус (XIX в.), Покровская церковь с колокольней (XIX в.), дом настоятеля *(XIX в.), кельи братии (XIX в.). Замыкает этот ряд западная башня (XIX в.).

    Вид на левую часть бульва
    4

    Автор: piksel

    Вид на левую часть бульвара. На переднем плане северный фасад гостинного двора. Сразу за ним виднеется часть конусообразного купола восточной сторожевой башни, за ней трапезная монастыря, далее видна колокольня Покровской церкви. По левую и правую часть церкви симметрично расположились соответственно казначейский и настоятельский корпус. Заканчивают парадный ряд здание братских келий и западная сторожевая башня монастырской ограды

    Справа пешеходная аллея бульвара ограничена красивым палисадником, переходящим в берег Северского Донца.

    Фрагмент палисадника пеше
    5

    Автор: piksel

    Фрагмент палисадника пешеходного бульвара

    Фрагмент палисадника пеше
    2

    Автор: piksel

    Фрагмент палисадника пешеходного бульвара

    Напротив Покровской церкви, от пешеходной аллеи к площадке у самой воды уложена широкая лестница, которая ниспускается к очаровательной альтанке. Беседку эту возвели в 2004 году в честь освящения монастыря и присвоения ему статуса Лавры. С альтанки открывается живописный вид на чудо — реку. Мне подумалось: — как же было бы хорошо постоять или посидеть в полной тишине у воды, полюбоваться тихим течением величественного Донца, а вечером — багряными закатами солнца и зелёными холмами Святых гор. Уверен — зори здесь тихие!

    Альтанка
    4

    Автор: piksel

    Альтанка

    А если повернемся спиной к реке, то перед взором во всем величии и красе перед нами предстанет Покровская церковь с колокольней.

    Покровская церковь (Покро
    1

    Автор: piksel

    Покровская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы). Вид со стороны альтанки — северный фасад)

    Церковь построена в 1850 году по проекту профессора Харьковского университета Андрея Тона. Сама церковь устроена на 2-м этаже. 1-й этаж занимал архив, библиотека, ризница монастыря. В центре – святые врата как парадный вход в монастырь. За воротами — арочный проход, позволяющий перейти к монастырским сооружениям второй террасы берегового плато, в частности к главному храму Лавры — Свято-Успенскому собору. Храм, после закрытия монастыря в богоборческие времена первой половины XX века, утратил всю культовую атрибутику и был приспособлен сначала под водолечебницу, а после войны зал лечебной физкультуры и библиотеку. В 1996 году памятник возвращен монастырю. Проведены реставрационные работы с воссозданием колокольни. В интерьере храм расписан уже в XXI веке.

    Часы на колокольне Покров
    4

    Автор: piksel

    Часы на колокольне Покровской церкви. В барабане колокольни были встроены часы с курантами, о которых писал в 1887 году А. П. Чехов: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Часы были сделаны талантливым самоучкой — монахом Антонином, но к сожаление не дожили до нашего времени.

    В архитектурном плане храм выполнен в классическом стиле с элементами украинского барокко. Присущие этому стилю строгие архитектурные объемы, прямые линии, цилиндрической формы колонны гармонично увенчиваются традиционно русским тяжелым луковичным куполом, который окрашен в синий цвет, символизирующий небо, и украшенный восьмиугольными звездами из сусального золота.

    Колокольня венчалась шлем
    2

    Автор: piksel

    Колокольня венчалась шлемовидным голубым куполом и имела восемь колоколов, главный из которых, подаренный обители генеральшей М.А. Иловайской, весил 6,3 т. Звон колоколов распространялся по всей округе обители на несколько десятков километров

    Главным строением Лавры является величественный Успенский собор. Храм  является центральным элементом всего архитектурного ансамбля монастыря.

    Успенский собор (Успения
    3

    Автор: piksel

    Успенский собор (Успения Пресвятой Богородицы) — южный фасад

    К нему мы вышли, пройдя через царские врата Покровской церкви. Попали на соборную небольшую площадь, которая обустроена двумя оригинальными фонтанами, располагающимися симметрично относительно лестницы, ведущей вверх на вторую террасу где и находится собор.

    Лестница, ведущая с собор
    4

    Автор: piksel

    Лестница, ведущая с соборной площади к Свято-Успенскому собору

    Вот такие фонтаны установ
    2

    Автор: piksel

    Вот такие фонтаны установлены по левую и праву. стороны лестницы к собору

    Строительство  храма  велось с 1859 по 1868 гг. по проекту академика архитектуры А.М. Горностаева.

    Руководил строительством опытный каменщик из крестьян Владимирской губернии Яков Еремин.

    Художественные росписи собора  выполнялись по разработкам  художника А. П. Розанова. Иконостас собора готовился в мастерской художника Степанова в Москве.

    Каменное кубовидной формы сооружение увенчано пятью восьмигранными главами с высокими шатрами и золотыми луковицами. Впечатляют и размеры собора: высота — 53 м, ширина по линии восток-запад — 42 м.

    Центральная глава, в отличие от четырех боковых, — световая. Ее окнами освещается подкупольная часть храма с живописью, написанной маслом по штукатурке. Фрески собора выполнены в академическом стиле. А в целом храм был построен в псевдовизантийском стиле.

    4 сентября 1868 года архиепископом Харьковским Макарием (Булгаковым) был освящен главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

    Главный престол во имя Ус
    0

    Автор: piksel

    Главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы

    Через несколько дней, 13 сентября 1868 года, освятили второй, правый, престол во имя св. великомученицы Варвары и мученицы Татьяны.

    Правый престол во имя св.
    0

    Автор: piksel

    Правый престол во имя св. великомученицы Варвары и мученицы Татьяны

    Третий, левый, престол во имя св. Дмитрия, Митрофана и Тихона ос¬вящен уже в 1869 году.

    После закрытия монастыря в 1922 году Успенский собор был перестроен под Дом культуры и использовался в таком качестве до 1992 года.  Реставрационные работы по фасадам с восстановлением куполов с крестами и позолотой, реставрацией живописи в подкупольной части собора  проведены в 1980-1986 гг. С возобновлением Святогорского монастыря в 1992 году собор был возвращен монастырю и проведен большой комплекс работ по воссозданию интерьера.

    Если смотреть на собор с высоты птичьего полета, то трудно отделаться от впечатления, что перед тобой огромная белая птица, гордо парящая над Святогорьем.

    Успенский собор (Успения
    2

    Автор: piksel

    Успенский собор (Успения Пресвятой Богородицы). Вид с высоты птичьего полета (фотокопия, сделана мною из брошюры о монастыре)

    Не могу не сказать несколько слов о духовной составляющей — о богослужении иноков. Пока идешь к собору, разносящийся по монастырю колокольный звон, словно камертон, настраивает твою душу на беседу с Господом Богом. А уж когда попадаешь в храм и видишь службу и слышишь церковное пение — все барьеры расстворяются сами по себе!...

    Служба в Свято-Успенском
    0

    Автор: piksel

    Служба в Свято-Успенском соборе

    Молитва.
    3

    Автор: piksel

    Молитва.

    Монахи  —  великосхимники
    1

    Автор: piksel

    Монахи — великосхимники Свято — Успенской Святогорской Лавры

    Иноки
    1

    Автор: piksel

    Иноки

    Во имя Отца и Сына и Свят
    0

    Автор: piksel

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

    Вход в собор для мирян открыт с западной его стороны. Практически напротив входа находится нижний павильон для входа в меловые пещеры, так называемый Пещерник.

    Вид на Пещерник
    3

    Автор: piksel

    Вид на Пещерник

    Он был построен в 60-х годах XIX века в псевдорусском стиле и во многом повторяет архитектурные решения собора.

    В его боковых объемах берут начало два пещерных хода, ведущих в меловую скалу. На втором ярусе Пещерника устроена деревянная беседка с выходом на знаменитую Кирилло-Мефодиевскую лестницу — крытую галерею с 8 башнями — часовнями, две из которых кирпичные, остальные — деревянные.

    В центре кадра знаменитая
    5

    Автор: piksel

    В центре кадра знаменитая Кирилло-Мефодиевская лестница Святогорского монастыря, построенная иждивением Е. Шабельской в 1851 году.

    Знаменитая  Кирилло-Мефод
    5

    Автор: piksel

    Знаменитая Кирилло-Мефодиевская лестница. Вид со стороны Николавевской церкви и Андреевской часовни

    Тетива лестницы протянута по склону горы и заканчивается у входа в Николаевскую церковь на меловом утесе. Кирилло-Мефодиевская лестница, сделанная из дуба, играла роль основного коммуникационного средства, соединяющего нижнюю территорию монастыря с верхней.
    В период Великой Отечественной войны этот памятник был утрачен. В настоящее время находится в стадии завершения реконструкции.

    Поэтому мы, принимая во внимание имеющееся у нас ограничение по времени, вынуждены были добираться до Николаевской церкви, другим окольным путем. Путь длинный (~ 4 км) и по времени более затратный, чем подъем по Кирилло-Мефодиевской лестнице.

    Как это происходило видно из следующей схемы маршрутов прохода к основным объектам Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника.

    Схема размещения основных
    0

    Автор: piksel

    Схема размещения основных объектов Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника

    Чтобы пройти к Николаевской церкви нам пришлось вернуться к монастырской площади, той, что сразу возле пешеходного моста, и начать пеший поход по склонам отрога горы Артема, обойти ущелье, образованное отрогами гор Артема и Фавор, и затем, двигаясь на север в сторону Донца, дойти до церкви Св.Николая ( на схеме этот маршрут выделен жирной линией, только стрелки указывающие направление движения необходимо развернуть в уме на 180 градусов).

    Идя по живописнейшему серпантину мы надышались чудесным воздухом, насладились звонкой тишиной, изредка нарушаемой негромкими разговорами путников и приглушенным рассказом экскурсовода о встречающихся достопримечательностях, и, конечно же, искупались в осенней красоте Святогорских гор.

    И вот настал волнующий момент встречи и знакомства с Николаевской церковью на меловой скале. На входе нас встретил казак Святогорского казацкого полка.

    Казак СКП ненавязчиво осм
    1

    Автор: piksel

    Казак СКП ненавязчиво осмотрел внешний вид членов нашей группы, позволил себя сфотографировать после того как я испросил у него вежливо разрешение и пропустил на территорию Николаевской церкви

    Через 20-30 метров открывается вид на церковь и на часовню во имя Св. Андрея Первозванного, которая справа от нее.

    Николаевская церковь на С
    4

    Автор: piksel

    Николаевская церковь на Святой скале и часовня Андрея Первозванного

    Именно об этом месте святитель Филарет сказал: Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?. Это высказывание так близко мне по мироощущению, что его первую часть я решился вынести в заголовок заметки.

    Русский писатель, путешественник, этнограф Евгений Львович Марков в своих путевых заметках под названием «Святые Горы» (Поездка по Донцу) , написанных в 1901 году, накануне грандиозных исторических событий ХХ века, так сказал о Церкви Святого Николая:

    4

    Автор: piksel

    Фото комментарий к цитате
    0

    Автор: piksel

    Фото комментарий к цитате из путевых заметок "Святые горы" (Поездка по Донцу) Е.МарковаСказочный храм

    Вон белая меловая скала, выпячиваясь, словно башнями своими пятью круглыми выступами, и заострив, словно конические крыши свои меловые верхушки – поднялась из темноты и тесноты окружающего ее бора высоко над соборами монастыря, и кажется, повисла там, в воздухе громадным отвесным утесом, прорезанная в разных местах черными дырами окошек, сквозь которые хмурятся спрятанные в ее сырых недрах пещеры древних отшельников. Она смотрит, эта висячая скала, колоссальною нерукотворною церковью, заканчиваясь вверху таким же, как она сама, белым трехглавым храмом, построенным на ее темени; и ваш глаз, ваше сердце сразу чувствуют, что этот характерный, ни на что другое не похожий, меловой утес, изрытый пещерами и обращенный в Божий храм, – есть главный центр не только чудного пейзажа, но и всей многовековой истории этого святого места.

    И, действительно, простота, и вместе с тем изящество линий, обуславливают красоту этого произведения искусства XVII века . Церковь настолько гармонично вписалась в ландшафт, что в голову неожиданно, сама собой, приходит мысль (откуда?): — будто бы монастырский храм на этой белоснежной круче создан самой Матушкой-природой и Небесной силой!

    Николаевская церковь на меловой скале считается шедевром украинского барокко. Алтарная часть храма вырублена в мелу, центральная часть – кирпичная, с запада была пристроена деревянная колокольня. Отличительные черты церкви —  композиционное единство с самим меловым утесом и живописным ландшафтом. Известно, что храм построен после серьёзного разрушения верха скалы с пещерной церковью. Авторы строительства неизвестны. Специалисты отмечают, что по аналогам и строительным приёмам угадывается харьковско-изюмская строительная школа.

    После вторичного открытия монастыря в 1844 года церковь претерпела реконструкцию, но не утратила своих стилистических особенностей. В период военных действий 1941-1943 гг. памятник серьёзно пострадал, утратил западную главу (колокольню). Реставрационные работы проведены  в 1984 -1989 гг.

    Искренне огорчен , что ничего не могу вам рассказать о внутри скальной части храма, так как не был там. Лимит времени не позволил нам отстоять как минимум двухчасовую очередь в пещеры. Ибо поток паломников и просто желающих увидеть это чудо в субботний день был очень большой. Поэтому, искупая свой грех, хоть и невольный, поведаю вам прочитанную легенду, связанную с названием храма.

    Во времена, когда в Святогорье только зарождалась обитель, в старой Николаевской церкви, той, что в глубине утеса, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считался и считается чудотворным, и является одной из главных святынь монастыря.

    С этим столбом связано поверие, что его мел будто бы помогает от зубной боли. Но для этого необходимо взять и погрызть столб! Через некоторое время, в результате такого лечения, пришлось обложить изрядно похудевший столб кирпичом, чтобы не обрушились перекрытия.

    Справа от церкви видим изящную беседку, стилизованную под пик мелового утеса и,которая служит как верхний павильон паломников. Поднимаясь по Кирило-Мефодиевской лестнице в те времена, паломники выходили на эту площадку и, естественно, останавливались помолиться и взглянуть на великолепный пейзаж, открывающийся отсюда.

    Часовня, как я уже упоминал выше, получила название часовни Андрея Первозванного, став как бы маленькой частицей храма. Часовня не имеет ни алтаря, ни престола, поэтому здесь совершают только молебны.

    Происхождение названия часовни историки объясняют таким фактом. Брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, — Андрей Муравьев, — часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его ангела — Андрея Первозванного — и была освящена часовня.

    С площадки Верхнего павильона паломников открываются живописные виды на левый берег Северского Донца.

    Вид с площадки часовни Ан
    3

    Автор: piksel

    Вид с площадки часовни Андрея Первозванного

    Вид с площадки возле Нико
    1

    Автор: piksel

    Вид с площадки возле Николаевской церкви

    Мы добрались до конечной точки нашего путешествия и теперь настало время вернуться назад. Я сделал прощальный кадр, в душе пообещав себе еще хотя бы один раз вернуться в эти Святые места.

    Прощальный кадр.
    3

    Автор: piksel

    Прощальный кадр.

    На обратной дороге мы сделали небольшое отклонение от маршрута, по склонам горы Фавор начали продвигаться к самой южной части обители. Экскурсовод показала нам на одном из склонов Святое захоронение — могилу преподобного Иоанна Затворника Святогорского.

    Могила преподобного Иоанн
    2

    Автор: piksel

    Могила преподобного Иоанна Затворника Святогорского.

    Могила преподобного Иоанн
    0

    Автор: piksel

    Могила преподобного Иоанна Затворника Святогорского.

    Чем вызвано внимание к жизни этого человека? Преподобный Иоанн Затворник, в миру Иван Крюков, в числе первых двенадцати монахов, перешел в возобновленную в 1844 году Святогорскую обитель из Глинской пустыни Курской губернии (ныне Сумская область). В 1850 году принял великую схиму и затворился в пещерной келье, где прожил в молитвах 17 лет. Скончался 24 августа 1867 года и был погребен у алтаря церкви Ахтырской иконы Божьей Матери. Первый из числа святогорских монахов причислен к лику святых (1995 г.). Мощи его находятся в Успенском соборе Святогорской Свято-Успенской Лавры. День памяти преподобного Иоанна Затворника Святогорского – 24 августа.

    Идем дальше, любуясь почти тосканскими пейзажами, доходим до места, где в ХІХ веке находилось монастырское кладбище и церковь Всех Святых. Сейчас здесь располагается Всехсвятский скит – жемчужина деревянного зодчества. Состоит скит из двух храмов, келий насельников скита, трапезной, хозяйственных помещений, кладбища. Все здания современные, построенные в стиле русского севера.. Для посетителей скит открывается только два раза в году: в праздники Всех святых и Всех святых в земле Русской просиявших.

    Всехсвятский скит. Вид на
    3

    Автор: piksel

    Всехсвятский скит. Вид на Северный фасад

    Вид на Северный фасад ски
    3

    Автор: piksel

    Вид на Северный фасад скита с колокольней

    Всехсвятский скит
    2

    Автор: piksel

    Всехсвятский скит

    Насельники в трапезной ск
    0

    Автор: piksel

    Насельники в трапезной скита (фотокопия, сделана мною из брошюры о монастыре)

    У меня осталось приятное впечатление о скиете, если быть точнее об его архитектуре, хоть и новодел.

    Закончив осмотр скита мы начали подниматься вверх по пологому склону горы к развилке у которой сходятся несколько туристических троп (как в сказке, помните: пойдешь направо ..., пойдешь налево ..., пойдешь прямо ...). В центре развилки находится памятник «Дуб Камышева» на могиле лейтенанта В. М. Камышева, 1943 год.

    «Дуб Камышева»
    3

    Автор: piksel

    «Дуб Камышева»

    Памятник установлен артиллеристу-разведчику 88 гвардейской стрелковой дивизии 8 гвардейской армии Юго-Западного фронта — гвардии лейтенанту В.М. Камышеву.
    Памятник в виде Дуба с горельефом гвардейца установлен в 1985 году на месте его гибели в августе 1943 года.

    Развилка возле памятника была на стыке гребней двух гор: Артема и Фавор. За спиной находился спуск к скиту, по левую сторону от памятника начиналась тропа к Николаевской церкви. Группа с экскурсоводом продолжила путь по тропе, которая уходила вправо от памятника — к горе "Артем", с целью ознакомиться с мемориалом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и с памятником Артему. Я же выбрал свой путь по тропе, что вела прямо, т.е. вниз, кратчайшим путем к монастырской площади, исходной точки нашего путешествия.

    Почти на подходе к площади, справа от тропы сквозь листву осенних деревьев приоткрылся вид на скромное сооружение.

    3

    Автор: piksel

    2

    Автор: piksel

    Место, как выяснил я позже, оказалось собирательным, если можно так выразиться. Дело в том, что здесь находится подземная церковь Антония и Феодосия Печерских (XVII-XIX вв.), усыпальница князей Голицыных (XIX в.), усыпальница рода Иловайских (XIX в.) и другие захоронения XIX века.

    Подземная церковь Антония
    0

    Автор: piksel

    Подземная церковь Антония и Феодосия Печерских

    Пещерная церковь относится к XVII веку. До 1844 года сведения о памятнике практически отсутствуют за исключением свидетельств о провале под землю. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители расчистили пещеру, произвели реконструкцию храма с вырубкой дополнительных объемов, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас.

    Освящение церкви в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось 30 августа 1846 года. (Кстати именно этих монахов признают в официальной версии основоположниками первых подземных пещер в Святых горах, куда они пришли после разгрома Киева ордами монголо-татар. По другой версии — основателями обители были иноки из Афонского монастыря.

    После закрытия монастыря в 1922 году церковь была превращена в овощехранилище. В 1984 году передана историко-архитектурному заповеднику для реставрации. В 1994 г. устроен иконостас на средства заповедника. (Архитектор А.Б. Дашевский, художники Г.В. Жуков, В.А. Теличко). В 2000 году церковь передана в пользование монастырю.

    Колокольня с оградой мемо
    4

    Автор: piksel

    Колокольня с оградой мемориальной зоны кладбища XIX века возле храма Антония и Феодосия Печерских

    После передачи подземной церкви преподобных Антония и Феодосия в 2000 году в пользование Свято-Успенскому монастырю были выполнены работы по устройству ограды и колокольни. Над колокольней имеется 10 колоколов. Самый больший – весит 300 кг.
    В настоящее время при подземной церкви устроен скит, в котором живут монахи-скитяне по особому уставу.

    При входе в церковь пр. Антония и Феодосия были устроены два склепа и павильон для захоронения князей Голицыных. Основала усыпальницу Т.Б. Потемкина, владелица Святогорского имения, урожденная княгиня Голицына. При жизни Т.Б. Потемкиной в усыпальнице были захоронены ее братья Н.Б. и А. Б. Голицыны, В.Ф. Голицына, кн. Б.А. Куракин.

    После закрытия монастыря в 1922 году усыпальница с павильоном была утрачена. В 1993 – 1994 гг. заповедником были произведены работы по восстановлению подземных склепов с перезахоронением останков князей. Наружная часть усыпальницы – входной павильон в подземную церковь — восстановлен в 2004 году по заказу монастыря.

    В 1847 году при подземной церкви преподобных Антония и Феодосия было основано кладбище для светских лиц — ктиторов и знатных благотворителей обители, отдельных монахов — духовников монастыря. Среди захороненных — несколько поколений Иловайских из донского казачьего рода. В 1847 г. здесь погребен генерал-майор Г.Д. Иловайский. Рядом с ним покоится его супруга М.А. Иловайская, их сын Иван, две дочери – Нила и Ольга, сестра Иловайского Елизавета Деволан. Всего здесь покоится 11 человек в 8 подземных склепах. Работы по восстановлению усыпальницы Иловайских проводились в 1999 г. с последующим перезахоронением останков.

    Рядом с усыпальницей Иловайских находятся захоронения атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова (герой Отчественной войны 1812 года, и в ознаменование заслуг которого в наше время был повторен его конный поход от Москва до Парижа), дворян Скоротовских, Правицких, Жилинских, Арсеньевых, Опочиненых и др.

    Вот такое вышло у меня путешествие в Святые горы, чему я несказанно рад. И даже тогда, кода поздно вечером мы, довольные и усталые, возвращались поездом в Киев, увиденное и пережитое не оставляло меня. За окном в черном небе светила полная луна, колеса вели свой монотонный перестук, веки мои непроизвольно сомкнулись и я опять любовался полетом белых Святогорских "лебедей"...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    77 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Святогорск
    сообщить модератору
    • Leolik
      помощь
      Leolik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 июн 2011
      2 ноя 2012, 22:00
      удалить
      Замечательно! Красота завораживающая, правда! Спасибо за такой рассказ!
    • rusalka-shake
      помощь
      rusalka-shake
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 янв 2012
      2 ноя 2012, 22:28
      удалить
      Прекрасные лебеди... И слова Ваши за душу трогают...
    • ShamaHAN
      помощь
      ShamaHAN
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 июл 2012
      3 ноя 2012, 00:19
      удалить
      РЕСПЕКТ.
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      3 ноя 2012, 02:34
      удалить
      Невероятно красиво и заставляет задуматься! А интересно, как монастырь пережил войну?
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      3 ноя 2012, 15:19
      удалить
      Ответ на вопрос Norisfox — интересно, как монастырь пережил войну?

      Я бы поставил вопрос шире — как монастырь вообще сохранился? В богоборческие времена с 1918г. по 1922г. власти превращали обитель во что только хотели, будто специально хотели побольнее унизить чувства наших религиозных соотечественников. В годы войны многие строения монастыря пострадали: в сильной степени — корпуса Гостинного двора. Утрачена коллекция, находившегося здесь, краеведческого музея. Частично был разрушено здание Пещерника (нижний павильон), сильно пострадала Николаевская церковь, которая от артобстрелов потеряла западную главу (колокольню). Храм в наше время восстановили, но западная башня перестала быть колокольней. Можно и дальше перечислять раны, полученные обителью от войны. Скажу только — в период боевых действий в 1941-1943 годах земля монастыря не раз переходила то к гитлеровцам, то к советским частям. Бои были здесь ожесточенные.
      Здесь надо сказать, что ущерб нанесенный монастырю в период богоборчества и в долгий период запустения и осквернения был страшнее чем раны нанесенные войной.
      Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в "Святом месте", Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.
      Извините за пространный ответ, но по другому мне объяснить было бы тяжело. (:
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      3 ноя 2012, 16:15
      удалить
      Лавра — как настоящий Святогор Богатырь — он наверное тоже из этих сказочных мест родом?
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      3 ноя 2012, 21:53
      удалить
      Спасибо! Именно это меня и интересовало!!!
    • oguma
      помощь
      oguma
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 мар 2011
      15 ноя 2012, 20:28
      удалить
      Много Лавре пришлось пережить, но слава Богу её восстановили, как видно по Вашим фото. Чего не скажешь про другие церкви, которые навсегда сравняли с землёй. Я был там как раз когда велись восстановительные работы и видел только часть той красоты, что увидел у Вас на фото. Об одном жалею, не удалось услышать расстилающийся над землёй колокольный звон. Говорят это незабываемо. Спасибо за интересный рассказ о истории монастыря.

      Мне отец рассказывал про блаженного жившего в их селе. Точнее он там не жил, приходил только периодически. Но всё что он "предсказал", если так можно выразиться, сбылось. Но там речь шла о ближайших событиях. Удивительно что здесь, блаженному удалось заглянуть на 30 лет вперёд.
    • enza
      помощь
      enza
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 июн 2009
      26 ноя 2012, 22:11
      удалить
      Отличный материал!
    • Aleanel
      помощь
      Aleanel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 11 янв 2011
      30 ноя 2012, 05:48
      удалить
      Большое спасибо за экскурсию по удивительным, святым местам. Склоняю голову в знак благодарности!
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      30 ноя 2012, 12:57
      удалить
      Друзья, рад за всех вас и доволен, что вам понравилось. Значит труды не прошли даром.
    • olevskaya
      помощь
      olevskaya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 ноя 2009
      6 дек 2012, 15:54
      удалить
      Удивительное благостное место и удивительный материал! Столько информцаии, такие прекрасные фотографии, такой вдумчивый рассказ — это, действительно, труд! Огромное спасибо! А вот меня среди прочего потрясла и фигура Артема — что-то такое ... фантастическое.... Александр, кому как не вам рассказать подробнее о Кавалеридзе и его творчестве!
    • escargon
      помощь
      escargon
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 мар 2012
      13 мар 2013, 14:37
      удалить
      Ничего себе!! Удивительное место!!! Вот зато буду знать, куда можно съездить, если снова соберусь на Украину.
    • Yanata
      помощь
      Yanata
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 дек 2012
      27 июн 2013, 19:22
      удалить
      Спасибо за рассказ, наполненный любовью к этим сказочным местам.
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      19 июл 2015, 17:27
      удалить
      Настоящее святое место и трогающий за душу рассказ! Спасибо большое за Ваш труд, Александр!
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      19 июл 2015, 19:15
      удалить
      Rainbowнаписала 19 июля в 15:27

      Настоящее святое место и трогающий за душу рассказ! Спасибо большое за Ваш труд, Александр!


      Таня! Приятно, что посетившие меня эмоции и впечатления затронули и вашу Душу! :)))
      Спасибо большое за оценку моего скромного труда. Самое интересное, что по прошествии времени перечитал и почувствовал, что можно было бы написать контрастнее и, главное — лаконичнее :) У меня так часто бывает. А у вас?
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      20 июл 2015, 18:02
      удалить
      pikselнаписал 19 июля в 09:15

      Таня! Приятно, что посетившие меня эмоции и впечатления затронули и вашу Душу! :)))
      Спасибо большое за оценку моего скромного труда. Самое интересное, что по прошествии времени перечитал и почувствовал, что можно было бы написать контрастнее и, главное — лаконичнее :) У меня так часто бывает. А у вас?


      Ой, а мне наоборот часто думается, что можно было написать более подробнее:))) Я ведь раньше писала лаконичнее, а теперь всё подробнее и детальнее.
      Но это не главное. Главное — это то, что и Вы и я вкладываем частичку души, поэтому материалы остаются живыми даже через несколько лет от их написания.
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      21 июл 2015, 02:02
      удалить
      А воспоминания не тускнеют совсем!
    Наверх