На территории Национального природного парка "Святые горы", о котором я рассказал в заметке turbina.ru/authors/piksel/tra…, находится Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник. Он объединяет комплекс уникальных памятников истории и культуры ХVII-XIX вв.: действующую Святогорскую Свято-Успенскую Лавру, памятник монументального искусства – памятник Артему (Сергееву Ф.А.) 1927 г. скульптора. И.П. Кавалеридзе, Мемориальный комплекс периода Великой Отечественной войны на горе Артема, памятник на могиле лейтенанта В.М. Камышева (Дуб Камышева). Именно Лавра придает святость этой местности. А храмы, возникшие здесь, поражают своей архитектурой. Заповедник — это явление и о нем надо повествовать отдельно, что я и сделал, разделив свои материалы на две части: первая (вышеупомянутая публикация) — об окружающей природе, а вторая — собственно об историческом заповеднике и святой обители.
Свой рассказ начну со Свято — Успенской Святогорской Лавры.
В качестве эпиграфа выбрал рассуждения о труде монахов наместника лавры — архиепископа Святогорского, Арсения:
У монаха два крыла: молитва и труд физический. Одно крыло оторви — это будет уже калека, а не монах. Поэтому монахи всегда были и молитвенниками, и великими тружениками. Молитва считается трудом из трудов. Кто не научился трудится физически, тот никогда не научится молиться. И все эти храмы, которые мы видим, — есть плод усилий монахов, которые подвизались на этом святом месте во все века.
Проникновенные слова служителя Бога глубоко запали в мою душу, а увиденная своими глазами Свято-Успенская Святогорская Лавра — яркий образец рукотворного чуда, — навсегда поразила воображение.
Лавра представляет собой религиозный комплекс спланированный, во первых, инженерно грамотно и умело на местности со сложным рельефом и, во-вторых, воздвигнутый в безупречном архитектурном стиле. Огромный монастырь вытянут вдоль берега Донца тремя террасами.
Автобус, ожидавший нас на вокзале Славянска, привез группу в Святогорск практически прямо к реке Северский Донец. В 25-ти метрах от парковочной площадки находится изящный мост, соединяющий оба берега: левый и правый. От него и начнем прогулку по Лавре. На часах было где-то 9:45. От тихой, не спеша просыпающейся водной глади курился высоко вверх местами густой туман. Экскурсовод несколько торопила нас, боясь,что мы пропустим службу с красивым, возвышенным церковным пением.
Но с первых шагов по мосту начались чудеса. Сквозь остатки рассеивающихся клубов тумана открылась завораживающая картина. Я стоял, словно вкопанный, на середине моста и не мог оторвать свой взор вот от этой сказки.
Вид на Лавру туманным утром 29,09,12 Отрадно и свежо украинское утро, когда первые лучи его золотят, в лесной чаще, тот же белый призрак, увенчанный храмом; Донец, встрепенувшийся от ночного сна, покрывается весь серебристою зыбью, широкие тени лесов сходят к нему, по уступам береговых холмов, мало-помалу проницаемых лучами дня /А.М. Муравьев/
А когда взгляд переместился вправо и я сконцентрировался, чтобы более детально рассмотреть то, что до этого было видно только краешком глаза, моему взору предстало вот это чудо.
И сразу же возникло чувство дежавю. Когда-то давным давно, лет двадцать назад, я вот точно также стоял очарованный видом Баварского лебедя — замка Нойшванштайн...
А теперь я в Украине, на Донеччине. В голове сам по себе сложился стихотворный парафраз, посвященный образу Белого лебедя:
**На высокой меловой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся таинственный лес,
Где среди тишины песнь иноков и звон колокольный стоит,
Белый храм, как лебедь, над рекою и лесом парит.**
Уже позже, по приезду в Киев, я узнал, что был еще один "лебедь" — церковь Преображения Господнего на горе Фавор (название горы позаимствовано из библейских преданий, согласно которым гора Фавор в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета стала местом грандиозного и величественного акта — таинственного преображения Господнего, явления божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе).
Картина конца XIX века — начала ХХ века дает наиболее полное представление об архитектурном комплексе Свято-Успенского Святогорского монастыря. На втором плане, справа — гора Фавор, которую венчает Преображенская церковь (картина — экспонат музея Лавры, http://sgiaz.uamuseum.com/zal-- %E2%84%96-4.html )
Преображенская церковь, построеннная в 1864 году по проекту известного архитектора А. Петцольдта , к большому сожалению, не дожила до наших дней.
По левую сторону от моста над Донцом также нависает огромная меловая скала, которую увенчивает 24 -х метровый памятник — исполин революционеру Артему, соратнику Сталина — единственное из дошедших до настоящего времени произведений выполненных в авангардистском стиле кубизма скульптором Иваном Кавалеридзе (кстати, мой земляк, родился там же где и я — в древнем городе Ромны, которому более 1100 лет, чем и горжусь) .
Памятник в стиле кубизма, посвященный революционеру Артему (Ф. Сергееву). Рядом с ним Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (с этой точки его не видно)
Интересна такая деталь. За 30 лет до появления на горе памятника, это событие предсказал блаженный монастыря Исаакий, который убедил настоятеля не строить на этой горе новый храм, так как там будет стоять «большой человек».
Рядом с памятником находится также Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (за спиной Артема на верхнем плато).
Пройдя мост, мы сразу попали на Монастырскую площадь предваряющую вход в Лавру. Она примечательна тем, что прямо напротив моста на высоком постаменте величаво возвышается монумент с изображением Пресвятой Богородицы — Игумении (скульптор Николай Шматько). Богородица радостно встречает и как бы освящает всяк входящего в Святую обитель крестным знамением.
Монумент Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру. Установлен в 2004 году в честь присвоения Святогорскому монастырю статуса Лавры с её освящением.
В дни чествования Богородицы иноки приносят к постаменту одну из самых чтимых святынь монастыря — Святогорскую икону Божией Матери (сер. XIX в.).
Чудотворный образ Божьей Матери, получивший имя Святогорской (сер. XIX в.), фото найдено в интернете.
Вход в монастырь находится метрах в пятидесяти по правую сторону от монумента.
Интересная деталь. Святогорская Лавра кроме официального названия имеет еще второе: "Казачья Лавра". Название это своими корнями уходит в далекое прошлое В настоящее время православные казаки Святогорского казачьего полка (70 человек), исполняя предназначенное им послушание, обеспечивают на территории обители правопорядок. На втором из выше показанных снимков в правом углу виден казак следящий за порядком прохода на территорию обители и за соблюдением паломниками и посетителями правил посещения. В первую очередь, обращается внимание на соблюдение установленных требований к одежде:
• женщинам нужно быть одетыми в юбки и платки (желательно, чтобы плечи, руки и ноги тоже были прикрыты)
• мужчинам запрещены майки и шорты.
Фотографировать можно по всей территории обители, но в храмах оправляющих службу — нет.
Пройдем и мы вместе со всеми на территорию обители для осмотра главных культовых сооружений монастыря – Успенского собора, Покровской церкви и Николаевской церкви. Два других культовых сооружения: подземная церковь Антония и Феодосия и скит Всех святых я покажу несколько позже, так как они находятся за пределами основной площадки обители.
Пройдя ворота обители, от которых начинается первая (нижняя) планировочная терасса, попадаем на шикарный и одновременно оригинальный бульвар, который представляет из себя достаточно (8-10 метров) широкую пешеходную аллею, мощеную тротуарным кирпичом. По аллее в праздничные дни совершается Крестный ход. Слева ее ограничивает комплекс исторических зданий, выстроившихся в изящную парадную линию и обращенных лицом к реке, северных фасадов зданий монастыря: гостинный двор, если быть точнее — его корпус под №9, выходящий своим северным фасадом на бульвар (XIX- XXв.в.), восточная башня монастырской ограды (XIX в.), трапезная монастыря, казначейский корпус (XIX в.), Покровская церковь с колокольней (XIX в.), дом настоятеля *(XIX в.), кельи братии (XIX в.). Замыкает этот ряд западная башня (XIX в.).
Вид на левую часть бульвара. На переднем плане северный фасад гостинного двора. Сразу за ним виднеется часть конусообразного купола восточной сторожевой башни, за ней трапезная монастыря, далее видна колокольня Покровской церкви. По левую и правую часть церкви симметрично расположились соответственно казначейский и настоятельский корпус. Заканчивают парадный ряд здание братских келий и западная сторожевая башня монастырской ограды
Справа пешеходная аллея бульвара ограничена красивым палисадником, переходящим в берег Северского Донца.
Напротив Покровской церкви, от пешеходной аллеи к площадке у самой воды уложена широкая лестница, которая ниспускается к очаровательной альтанке. Беседку эту возвели в 2004 году в честь освящения монастыря и присвоения ему статуса Лавры. С альтанки открывается живописный вид на чудо — реку. Мне подумалось: — как же было бы хорошо постоять или посидеть в полной тишине у воды, полюбоваться тихим течением величественного Донца, а вечером — багряными закатами солнца и зелёными холмами Святых гор. Уверен — зори здесь тихие!
А если повернемся спиной к реке, то перед взором во всем величии и красе перед нами предстанет Покровская церковь с колокольней.
Церковь построена в 1850 году по проекту профессора Харьковского университета Андрея Тона. Сама церковь устроена на 2-м этаже. 1-й этаж занимал архив, библиотека, ризница монастыря. В центре – святые врата как парадный вход в монастырь. За воротами — арочный проход, позволяющий перейти к монастырским сооружениям второй террасы берегового плато, в частности к главному храму Лавры — Свято-Успенскому собору. Храм, после закрытия монастыря в богоборческие времена первой половины XX века, утратил всю культовую атрибутику и был приспособлен сначала под водолечебницу, а после войны зал лечебной физкультуры и библиотеку. В 1996 году памятник возвращен монастырю. Проведены реставрационные работы с воссозданием колокольни. В интерьере храм расписан уже в XXI веке.
Часы на колокольне Покровской церкви. В барабане колокольни были встроены часы с курантами, о которых писал в 1887 году А. П. Чехов: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Часы были сделаны талантливым самоучкой — монахом Антонином, но к сожаление не дожили до нашего времени.
В архитектурном плане храм выполнен в классическом стиле с элементами украинского барокко. Присущие этому стилю строгие архитектурные объемы, прямые линии, цилиндрической формы колонны гармонично увенчиваются традиционно русским тяжелым луковичным куполом, который окрашен в синий цвет, символизирующий небо, и украшенный восьмиугольными звездами из сусального золота.
Колокольня венчалась шлемовидным голубым куполом и имела восемь колоколов, главный из которых, подаренный обители генеральшей М.А. Иловайской, весил 6,3 т. Звон колоколов распространялся по всей округе обители на несколько десятков километров
Главным строением Лавры является величественный Успенский собор. Храм является центральным элементом всего архитектурного ансамбля монастыря.
К нему мы вышли, пройдя через царские врата Покровской церкви. Попали на соборную небольшую площадь, которая обустроена двумя оригинальными фонтанами, располагающимися симметрично относительно лестницы, ведущей вверх на вторую террасу где и находится собор.
Строительство храма велось с 1859 по 1868 гг. по проекту академика архитектуры А.М. Горностаева.
Руководил строительством опытный каменщик из крестьян Владимирской губернии Яков Еремин.
Художественные росписи собора выполнялись по разработкам художника А. П. Розанова. Иконостас собора готовился в мастерской художника Степанова в Москве.
Каменное кубовидной формы сооружение увенчано пятью восьмигранными главами с высокими шатрами и золотыми луковицами. Впечатляют и размеры собора: высота — 53 м, ширина по линии восток-запад — 42 м.
Центральная глава, в отличие от четырех боковых, — световая. Ее окнами освещается подкупольная часть храма с живописью, написанной маслом по штукатурке. Фрески собора выполнены в академическом стиле. А в целом храм был построен в псевдовизантийском стиле.
4 сентября 1868 года архиепископом Харьковским Макарием (Булгаковым) был освящен главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Через несколько дней, 13 сентября 1868 года, освятили второй, правый, престол во имя св. великомученицы Варвары и мученицы Татьяны.
Третий, левый, престол во имя св. Дмитрия, Митрофана и Тихона ос¬вящен уже в 1869 году.
После закрытия монастыря в 1922 году Успенский собор был перестроен под Дом культуры и использовался в таком качестве до 1992 года. Реставрационные работы по фасадам с восстановлением куполов с крестами и позолотой, реставрацией живописи в подкупольной части собора проведены в 1980-1986 гг. С возобновлением Святогорского монастыря в 1992 году собор был возвращен монастырю и проведен большой комплекс работ по воссозданию интерьера.
Если смотреть на собор с высоты птичьего полета, то трудно отделаться от впечатления, что перед тобой огромная белая птица, гордо парящая над Святогорьем.
Успенский собор (Успения Пресвятой Богородицы). Вид с высоты птичьего полета (фотокопия, сделана мною из брошюры о монастыре)
Не могу не сказать несколько слов о духовной составляющей — о богослужении иноков. Пока идешь к собору, разносящийся по монастырю колокольный звон, словно камертон, настраивает твою душу на беседу с Господом Богом. А уж когда попадаешь в храм и видишь службу и слышишь церковное пение — все барьеры расстворяются сами по себе!...
Вход в собор для мирян открыт с западной его стороны. Практически напротив входа находится нижний павильон для входа в меловые пещеры, так называемый Пещерник.
Он был построен в 60-х годах XIX века в псевдорусском стиле и во многом повторяет архитектурные решения собора.
В его боковых объемах берут начало два пещерных хода, ведущих в меловую скалу. На втором ярусе Пещерника устроена деревянная беседка с выходом на знаменитую Кирилло-Мефодиевскую лестницу — крытую галерею с 8 башнями — часовнями, две из которых кирпичные, остальные — деревянные.
В центре кадра знаменитая Кирилло-Мефодиевская лестница Святогорского монастыря, построенная иждивением Е. Шабельской в 1851 году.
Тетива лестницы протянута по склону горы и заканчивается у входа в Николаевскую церковь на меловом утесе. Кирилло-Мефодиевская лестница, сделанная из дуба, играла роль основного коммуникационного средства, соединяющего нижнюю территорию монастыря с верхней.
В период Великой Отечественной войны этот памятник был утрачен. В настоящее время находится в стадии завершения реконструкции.
Поэтому мы, принимая во внимание имеющееся у нас ограничение по времени, вынуждены были добираться до Николаевской церкви, другим окольным путем. Путь длинный (~ 4 км) и по времени более затратный, чем подъем по Кирилло-Мефодиевской лестнице.
Как это происходило видно из следующей схемы маршрутов прохода к основным объектам Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника.
Схема размещения основных объектов Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника
Чтобы пройти к Николаевской церкви нам пришлось вернуться к монастырской площади, той, что сразу возле пешеходного моста, и начать пеший поход по склонам отрога горы Артема, обойти ущелье, образованное отрогами гор Артема и Фавор, и затем, двигаясь на север в сторону Донца, дойти до церкви Св.Николая ( на схеме этот маршрут выделен жирной линией, только стрелки указывающие направление движения необходимо развернуть в уме на 180 градусов).
Идя по живописнейшему серпантину мы надышались чудесным воздухом, насладились звонкой тишиной, изредка нарушаемой негромкими разговорами путников и приглушенным рассказом экскурсовода о встречающихся достопримечательностях, и, конечно же, искупались в осенней красоте Святогорских гор.
И вот настал волнующий момент встречи и знакомства с Николаевской церковью на меловой скале. На входе нас встретил казак Святогорского казацкого полка.
Казак СКП ненавязчиво осмотрел внешний вид членов нашей группы, позволил себя сфотографировать после того как я испросил у него вежливо разрешение и пропустил на территорию Николаевской церкви
Через 20-30 метров открывается вид на церковь и на часовню во имя Св. Андрея Первозванного, которая справа от нее.
Именно об этом месте святитель Филарет сказал: Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?. Это высказывание так близко мне по мироощущению, что его первую часть я решился вынести в заголовок заметки.
Русский писатель, путешественник, этнограф Евгений Львович Марков в своих путевых заметках под названием «Святые Горы» (Поездка по Донцу) , написанных в 1901 году, накануне грандиозных исторических событий ХХ века, так сказал о Церкви Святого Николая:
Фото комментарий к цитате из путевых заметок "Святые горы" (Поездка по Донцу) Е.МарковаСказочный храм
Вон белая меловая скала, выпячиваясь, словно башнями своими пятью круглыми выступами, и заострив, словно конические крыши свои меловые верхушки – поднялась из темноты и тесноты окружающего ее бора высоко над соборами монастыря, и кажется, повисла там, в воздухе громадным отвесным утесом, прорезанная в разных местах черными дырами окошек, сквозь которые хмурятся спрятанные в ее сырых недрах пещеры древних отшельников. Она смотрит, эта висячая скала, колоссальною нерукотворною церковью, заканчиваясь вверху таким же, как она сама, белым трехглавым храмом, построенным на ее темени; и ваш глаз, ваше сердце сразу чувствуют, что этот характерный, ни на что другое не похожий, меловой утес, изрытый пещерами и обращенный в Божий храм, – есть главный центр не только чудного пейзажа, но и всей многовековой истории этого святого места.
И, действительно, простота, и вместе с тем изящество линий, обуславливают красоту этого произведения искусства XVII века . Церковь настолько гармонично вписалась в ландшафт, что в голову неожиданно, сама собой, приходит мысль (откуда?): — будто бы монастырский храм на этой белоснежной круче создан самой Матушкой-природой и Небесной силой!
Николаевская церковь на меловой скале считается шедевром украинского барокко. Алтарная часть храма вырублена в мелу, центральная часть – кирпичная, с запада была пристроена деревянная колокольня. Отличительные черты церкви — композиционное единство с самим меловым утесом и живописным ландшафтом. Известно, что храм построен после серьёзного разрушения верха скалы с пещерной церковью. Авторы строительства неизвестны. Специалисты отмечают, что по аналогам и строительным приёмам угадывается харьковско-изюмская строительная школа.
После вторичного открытия монастыря в 1844 года церковь претерпела реконструкцию, но не утратила своих стилистических особенностей. В период военных действий 1941-1943 гг. памятник серьёзно пострадал, утратил западную главу (колокольню). Реставрационные работы проведены в 1984 -1989 гг.
Искренне огорчен , что ничего не могу вам рассказать о внутри скальной части храма, так как не был там. Лимит времени не позволил нам отстоять как минимум двухчасовую очередь в пещеры. Ибо поток паломников и просто желающих увидеть это чудо в субботний день был очень большой. Поэтому, искупая свой грех, хоть и невольный, поведаю вам прочитанную легенду, связанную с названием храма.
Во времена, когда в Святогорье только зарождалась обитель, в старой Николаевской церкви, той, что в глубине утеса, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считался и считается чудотворным, и является одной из главных святынь монастыря.
С этим столбом связано поверие, что его мел будто бы помогает от зубной боли. Но для этого необходимо взять и погрызть столб! Через некоторое время, в результате такого лечения, пришлось обложить изрядно похудевший столб кирпичом, чтобы не обрушились перекрытия.
Справа от церкви видим изящную беседку, стилизованную под пик мелового утеса и,которая служит как верхний павильон паломников. Поднимаясь по Кирило-Мефодиевской лестнице в те времена, паломники выходили на эту площадку и, естественно, останавливались помолиться и взглянуть на великолепный пейзаж, открывающийся отсюда.
Часовня, как я уже упоминал выше, получила название часовни Андрея Первозванного, став как бы маленькой частицей храма. Часовня не имеет ни алтаря, ни престола, поэтому здесь совершают только молебны.
Происхождение названия часовни историки объясняют таким фактом. Брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, — Андрей Муравьев, — часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его ангела — Андрея Первозванного — и была освящена часовня.
С площадки Верхнего павильона паломников открываются живописные виды на левый берег Северского Донца.
Мы добрались до конечной точки нашего путешествия и теперь настало время вернуться назад. Я сделал прощальный кадр, в душе пообещав себе еще хотя бы один раз вернуться в эти Святые места.
На обратной дороге мы сделали небольшое отклонение от маршрута, по склонам горы Фавор начали продвигаться к самой южной части обители. Экскурсовод показала нам на одном из склонов Святое захоронение — могилу преподобного Иоанна Затворника Святогорского.
Чем вызвано внимание к жизни этого человека? Преподобный Иоанн Затворник, в миру Иван Крюков, в числе первых двенадцати монахов, перешел в возобновленную в 1844 году Святогорскую обитель из Глинской пустыни Курской губернии (ныне Сумская область). В 1850 году принял великую схиму и затворился в пещерной келье, где прожил в молитвах 17 лет. Скончался 24 августа 1867 года и был погребен у алтаря церкви Ахтырской иконы Божьей Матери. Первый из числа святогорских монахов причислен к лику святых (1995 г.). Мощи его находятся в Успенском соборе Святогорской Свято-Успенской Лавры. День памяти преподобного Иоанна Затворника Святогорского – 24 августа.
Идем дальше, любуясь почти тосканскими пейзажами, доходим до места, где в ХІХ веке находилось монастырское кладбище и церковь Всех Святых. Сейчас здесь располагается Всехсвятский скит – жемчужина деревянного зодчества. Состоит скит из двух храмов, келий насельников скита, трапезной, хозяйственных помещений, кладбища. Все здания современные, построенные в стиле русского севера.. Для посетителей скит открывается только два раза в году: в праздники Всех святых и Всех святых в земле Русской просиявших.
У меня осталось приятное впечатление о скиете, если быть точнее об его архитектуре, хоть и новодел.
Закончив осмотр скита мы начали подниматься вверх по пологому склону горы к развилке у которой сходятся несколько туристических троп (как в сказке, помните: пойдешь направо ..., пойдешь налево ..., пойдешь прямо ...). В центре развилки находится памятник «Дуб Камышева» на могиле лейтенанта В. М. Камышева, 1943 год.
Памятник установлен артиллеристу-разведчику 88 гвардейской стрелковой дивизии 8 гвардейской армии Юго-Западного фронта — гвардии лейтенанту В.М. Камышеву.
Памятник в виде Дуба с горельефом гвардейца установлен в 1985 году на месте его гибели в августе 1943 года.
Развилка возле памятника была на стыке гребней двух гор: Артема и Фавор. За спиной находился спуск к скиту, по левую сторону от памятника начиналась тропа к Николаевской церкви. Группа с экскурсоводом продолжила путь по тропе, которая уходила вправо от памятника — к горе "Артем", с целью ознакомиться с мемориалом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и с памятником Артему. Я же выбрал свой путь по тропе, что вела прямо, т.е. вниз, кратчайшим путем к монастырской площади, исходной точки нашего путешествия.
Почти на подходе к площади, справа от тропы сквозь листву осенних деревьев приоткрылся вид на скромное сооружение.
Место, как выяснил я позже, оказалось собирательным, если можно так выразиться. Дело в том, что здесь находится подземная церковь Антония и Феодосия Печерских (XVII-XIX вв.), усыпальница князей Голицыных (XIX в.), усыпальница рода Иловайских (XIX в.) и другие захоронения XIX века.
Пещерная церковь относится к XVII веку. До 1844 года сведения о памятнике практически отсутствуют за исключением свидетельств о провале под землю. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители расчистили пещеру, произвели реконструкцию храма с вырубкой дополнительных объемов, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас.
Освящение церкви в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось 30 августа 1846 года. (Кстати именно этих монахов признают в официальной версии основоположниками первых подземных пещер в Святых горах, куда они пришли после разгрома Киева ордами монголо-татар. По другой версии — основателями обители были иноки из Афонского монастыря.
После закрытия монастыря в 1922 году церковь была превращена в овощехранилище. В 1984 году передана историко-архитектурному заповеднику для реставрации. В 1994 г. устроен иконостас на средства заповедника. (Архитектор А.Б. Дашевский, художники Г.В. Жуков, В.А. Теличко). В 2000 году церковь передана в пользование монастырю.
После передачи подземной церкви преподобных Антония и Феодосия в 2000 году в пользование Свято-Успенскому монастырю были выполнены работы по устройству ограды и колокольни. Над колокольней имеется 10 колоколов. Самый больший – весит 300 кг.
В настоящее время при подземной церкви устроен скит, в котором живут монахи-скитяне по особому уставу.
При входе в церковь пр. Антония и Феодосия были устроены два склепа и павильон для захоронения князей Голицыных. Основала усыпальницу Т.Б. Потемкина, владелица Святогорского имения, урожденная княгиня Голицына. При жизни Т.Б. Потемкиной в усыпальнице были захоронены ее братья Н.Б. и А. Б. Голицыны, В.Ф. Голицына, кн. Б.А. Куракин.
После закрытия монастыря в 1922 году усыпальница с павильоном была утрачена. В 1993 – 1994 гг. заповедником были произведены работы по восстановлению подземных склепов с перезахоронением останков князей. Наружная часть усыпальницы – входной павильон в подземную церковь — восстановлен в 2004 году по заказу монастыря.
В 1847 году при подземной церкви преподобных Антония и Феодосия было основано кладбище для светских лиц — ктиторов и знатных благотворителей обители, отдельных монахов — духовников монастыря. Среди захороненных — несколько поколений Иловайских из донского казачьего рода. В 1847 г. здесь погребен генерал-майор Г.Д. Иловайский. Рядом с ним покоится его супруга М.А. Иловайская, их сын Иван, две дочери – Нила и Ольга, сестра Иловайского Елизавета Деволан. Всего здесь покоится 11 человек в 8 подземных склепах. Работы по восстановлению усыпальницы Иловайских проводились в 1999 г. с последующим перезахоронением останков.
Рядом с усыпальницей Иловайских находятся захоронения атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова (герой Отчественной войны 1812 года, и в ознаменование заслуг которого в наше время был повторен его конный поход от Москва до Парижа), дворян Скоротовских, Правицких, Жилинских, Арсеньевых, Опочиненых и др.
Вот такое вышло у меня путешествие в Святые горы, чему я несказанно рад. И даже тогда, кода поздно вечером мы, довольные и усталые, возвращались поездом в Киев, увиденное и пережитое не оставляло меня. За окном в черном небе светила полная луна, колеса вели свой монотонный перестук, веки мои непроизвольно сомкнулись и я опять любовался полетом белых Святогорских "лебедей"...