Я поехал в Луганскую область Украины, в которой никогда не был раньше. Сперва я проник в г.Свердловск (не путать с Екатеринбургом), на крайнем востоке этой страны. Разруха в Луганской области оказалась большей, чем в других посещённых мной регионах Украины. Нечто напоминает Семипалатинск и его окрестности. В районе г.Свердловск жил когда-то известный гуру Порфирий Корнеевич Иванов, который всегда зимой и летом ходил в больших трусах и босиком.
Вот вкратце биография и особенности учения Порфирия Корнеевича Иванова (1898-1983), который ходил в одних трусах и босиком круглогодично, и оставил после себя разнообразных последователей, и был объявлен богом.
Коротко, но по порядку. Порфирий Иванов родился в 1898 году. До 35 лет он вёл обычный образ жизни, но в 1933 году его посетило откровение. Смысл оного в том, что не нужно бороться с погодой-природой и прятаться от неё одеждой, а наоборот нужно принять все стороны природы – и холодные, и тёплые; и от одежды, по возможности, отказаться.
Иванов приучил себя ходить без одежды, в одних больших трусах, и босиком; при этом у него исчезли все болезни. Закалился он достаточно быстро. Зимой он, удивляя всех, ходил в таком же виде. В 1936 году он отправился в Москву на Всесоюзный съезд Советов, чтобы поведать делегатам, с трибуны съезда, о своей оздоровительной системе. Тут и начались злоключения Иванова – не допустив на съезд, его забрали «куда следует». С тех пор нередко Иванов попадал то в милицию, то в психбольницу, но продолжал развивать свою идею и пропагандировать её в народе.
В конце 1950-х годов у Иванова проснулись экстрасенсорные способности, он начал исцелять людей, прикасаясь к ним. Некоторых он лечил даже дистанционно. Такой феномен, наблюдавшийся также у других известных личностей – у Иисуса Христа, Кашпировского, Распутина – убедил Иванова в том, что он является своего рода мессией. Власти СССР, однако, продолжали угнетать Иванова, и суммарно около 12 лет он провёл в заточении.
Особую известность Иванов получил уже в начале 1970-х, когда ему было уже 72-75 и более лет. К этому периоду относятся почти все известные его фотографии. Можно заметить, что почти на всех известных фото Иванов совершенно седой, с большой белой шевелюрой и бородой, -- а на снимке 1972 г он ещё с тёмными волосами с проседью. Стало быть, активно фотографировать его начали уже в старости. Особый интерес вызывало появление Иванова зимой, на улицах Москвы или других городов, где он прохаживался босиком в неизменных больших чёрных трусах. Там же, в больших городах, он устраивал подпольные сеансы исцеления на квартирах, куда набивались толпы людей, желающих видеть или заполучить чудо. Тусовки эти время от времени разгонялись милицией, что ещё больше подогревало интерес к необычному. Иванову приходили сотни писем от исцелённых людей: одни вылечились «закалкой-тренировкой», моржеванием-обливанием по «методу Иванова», других же вылечил прикосновением сам Иванов. Эти же письма были и уликой при задержаниях Иванова властями.
Но самое интересное произошло в 1982 году. Советский журнал «Огонёк» в №8 напечатал небольшую заметку об Иванове («Эксперимент длиной полвека»). С адресом. Тиражи совизданий были миллионные, и Иванов был завален – в своём хуторе Верхний Кондрючий – мешками с письмами. Сотни людей приезжали в это селище, поражаясь здоровью и хорошей сохранности 85-летнего старца, который ещё и успевал всех лечить. «Бог опять пришёл на землю», радовались сельские старушки и городские интеллигенты. В этом же году Учитель составил расширенный вариант своих советов «Детка», 12 заповедей – итог, так сказать, своего жизненного опыта.
Многие приезжающие были уверены в бессмертии и во всеведении Учителя. Если Учитель что-то перепутал или забыл – это понарошку, просто «он нас проверяет». Но к величайшему смятению последователей, в 1983 году, на вершине славы, уверовавший в свою божественность Иванов умер. Господь Бог забрал его – Он не любит конкурентов.
Казалось бы, проживи Учитель ещё 6-7 лет, его дело бы восторжествовало во всесоюзном масштабе. Не за горами была перестройка, а в 1989 году его бы выбрали депутатом в Совет Народных Депутатов СССР – рядом с Дикулем и дедушкой Касьяном (костоправом из тоже украинского села Кобеляки). Тогда на этом, настоящем демократическом, Съезде, водились всякие народные умельцы, целители всех мастей, и Иванов как раз бы реализовал свою идею – выступить на Съезде Советов, что не удалось ему в 1936 году.
Последователи всегда испытывают смятение после неожиданной смерти Учителя, но обычно вскоре находится и выход из ситуации. И необходимые тексты и пророчества, указывающие на необходимость такого исхода. Так вышло и на этот раз.
Иванов ушёл, оставив людям своё учение, которое имело вид записок и толстых тетрадей. Этих тетрадей было несколько сотен. Однако разобраться в них непросто – Иванов писал очень неграмотно, в каждом слове делая порой по три ошибки, пропуская запятые и знаки препинания. О чём он пишет, порой нелегко догадаться. Но и редактировать текст нельзя – ведь это писания Самого Бога. Каждая запятая и её отсутствие, каждая клякса и опечатка – это святые письмена, и кто дерзнёт исправлять Богову писанину? Так и начали печатать тетради Иванова, ничего в них не изменяя, но вскоре оставили это дело – занудно и трудночитаемо.
Оставив в покое писания самого Учителя, -- последователи Иванова за несколько лет раскрутили целый миф о нём. Основные положения этого мифа каждый может обнаружить в краеведческом музее г.Свердловск Луганской области Украины, который я и посетил. Ещё более развёрнуто этот миф показан в альбоме, хранящемся в Доме Иванова в хуторе Верхний Кондрючий. Напротив, самая лёгкая версия, с минимумом легенд, помещена на сайте http://uchitel-ivanov.narod.ru. С большим количеством мифов об Иванове, с его прославлением, а также – наоборот, различную критику Иванова – легко отыскать в Интернете.
...Возвращаясь к бытовым аспектам города. Я пошёл в банк г.Свердловск менять деньги, и вот что мне сказала тётка в окошке:
-- У нас курс 7,70 ! Вас это устраивает?
-- Да, устраивает, -- отвечаю я.
-- Ну я вам посоветую, этот курс не очень хороший -- сходите лучше на рынок, там меняют лучше!
Вот честный бизнес! Обменяв на рынке деньги, я направился в деревню, где жил П.Иванов -- на хутор Верхний Кондрючий, километрах в десяти от Свердловска (сперва на маршрутке, потом пешком). Хутор оказался небольшим. Мне подсказали дом П.Иванова, в котором уже находились десятка два его последователей -- они спали в разных позах на полу и на лавках, хотя было дневное время. Еды не было видно, возможно был день поста. Мне показали иллюстрированный альбом с Ивановым, а также его дом, его могилу (без статуй, табличек и крестов) и место, где все совершают омовения водой из колодца. Я тоже совершил самооблитие водой. Тем временем подошёл хозяин дома (дедушка лет 70-ти, которого назначил Иванов), и все проснулись. Я решил спросить некоторые вопросы, но оказывается вопросов задавать тут не стоит. "У тебя ум уже наполнен, туда больше не влезает! Ты уже набил свою голову!" В результате, никакой дополнительной словесной информации я не получил, и, попрощавшись с хозяином дома и его тихими последователями, я направился обратно в город, а оттуда в Луганск.
Луганск -- самый восточный областной город Украины, украинский Владивосток -- оказался необычен, некоей как бы разрухою, за исключением центральной улицы. Вторую половину дня я гулял по г.Луганску, а в полночь уехал в Харьков на поезде. Оттуда электричкой на Белгород и поездом в Москву. Так я посетил редкостное место -- место жизни и смерти настоящего "Бога" (по версии ивановцев)!
(весна 2009)